Черекская трагедия 27 ноября 1942 года

Черекская трагедия — события, произошедшие в Черекском ущелье Кабардино-Балкарской АССР, с 27 ноября по 4 декабря 1942 года и приведшие к убийству, силами сводного отряда 11-й СД НКВД мирных жителей Балкарских сёл.

19 ноября 1992 года Президиум Верховного Совета КБР принял Постановление: "О результатах работы комиссии Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики, по изучению материалов о событиях, имевших место в Черекском ущелье в 1942 году". Государственная Правительственная комиссия КБР, в ходе документального исследования событий в своём отчете установила, что "с 27 ноября по 4 декабря 1942 г.:

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики
----------------------------
О результатах работы комиссии Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики по изучению материалов о
событиях, имевших место в Черекском ущелье в 1942 году
Комиссией Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики, изучившей материалы о Черекских событиях в 1942 году, установлено, что с 27 ноября по 4 декабря 1942 года сводным отрядом НКВД под видом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье расстреляно около 700 мирных жителей (поименно  установлено 367 человек, в том числе 155 детей в возрасте до 16 лет), сожжено 519 домов с имуществом и хозяйственными постройками, уничтожено или угнано более 500 коров и другого скота неустановленной численности.
Карательная акция данного отряда вызвала ответную реакцию населения, которое с оружием в руках стало защищать себя от массового истребления.
После освобождения республики от немецких оккупантов в Черекском районе были проведены массовые аресты, что привело к уходу в горы не только дезертиров, но и значительной части мирных жителей.
Трагические Черекские события по указанию партийного и советского руководства  республики в 1943 году районные органы власти задокументировали актами как  злодеяние немцев и их пособников-бандитов Черекского ущелья, что явилось попыткой сокрыть истинных виновников трагедии. В результате в исторической и  мемуарной литературе данные события оказались искаженными.
Президиум отмечает, что военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа  необоснованно затянула рассмотрение коллективного заявления 47 граждан - жителей бывшего селения Глашево с просьбой установить виновников Черекской трагедии.
Президиум Верховного Совета Кабзрдино-Балкарской Республики постановляет:
1. Принять к сведению информацию комиссии о событиях, имевших место в
Черекском ущелье в ноябре 1942 года.

2. Признать факт истребления мирного населения в Черекском ущелье в
ноябре-декабре 1942 года актом геноцида.

3. Комиссии Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики по вопросам законодательства, законности и правопорядка, обращениям граждан и гласности организовать проверку:
а) обоснованности и законности актов, составленных в июле 1943 года, о
зверствах и бесчинствах немецко-фашистских оккупантов и их сообщников,
учиненных в селениях Сауту, Глашево, Верхний Чегет и других селениях
Черекского района;
б) причастности как отдельных людей, так "и воинско-партизанскнх
подразделений, имена которых увековечены в названиях улиц, памятников и др., и  внести свои предложения в Президиум Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики до 1 марта 1993 года.
4. Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики рассмотреть вопрос о создании мемориального комплекса на территории бывших селений Сауту, Глашево, Верхний Чегет, а также сооружении памятника на территории современной Верхней Балкарии погибшим мирным жителям в Черекском ущелье в ноябре-декабре 1942 года; рекомендовать издать в 1993 году на основе материалов комиссии  Президиума Верховного Совета книгу “Черекская трагедия”.
5. Просить Верховный Совет Российской Федерации распространить действие Закона РСФСР от 18 октября 1991 года “О реабилитации жертв политических репрессий” на погибших и пострадавших в этот период людей, а также осуществить материальную компенсацию родственникам погибших и пострадавшим.
6. Направить справку комиссии Президиума Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики в Верховный Совет Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации для рассмотрения в соответствии с действующим законодательством; предложить прокурору Кабардино-Балкарской Республики пересмотреть все уголовные дела, связанные с Черекскими событиями.
7. Опубликовать материалы комиссии и решение Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики в средствах массовой информации.
Председатель Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики
X. Кармоков
• город Нальчик
19 ноября 1992 года
№ 1290-XII-II.
Текущий архив Верховного Совета КБР.

В основе этого преступления лежали приказы командира 2-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Захарова. Его приказ датирован 1 ноября 1942 года.

Подразделения 37-й армии находились на территории Черекского района всего три дня, а начальник боевого участка генерал Захаров уже приказал:

«1. В целях ликвидации вооруженных банд, начальнику райотдела НКВД и органам местной власти, взять заложников из числа семей дезертиров и бандитов с условием, что если их члены семей, находящиеся в бандах, ведущих вооруженную борьбу против РККА,
в течение двух дней не сдадут добровольно оружие, заложники будут расстреляны, а остальные члены семей репрессированы.

Исполнение приводить на месте».

Ссылаясь на это, а также на то, что якобы командующий 37-й армии Козлов устно, по телефону, приказал «стереть с лица земли село Средняя Балкария, не считаясь ни с чем» [ЦАМО СССР, ф. 37А, оп. 8900, д. 33, л. 226], Шикин (командир 11-й стрелковой дивизии НКВД) 22 ноября в 16.00 издал боевое распоряжение (исполнение поручено командиру 4-го эскадрона 17-го кавалерийского полка Каратаеву): «С получением приказа выступить в Среднюю Балкарию на соединение с капитаном Ляшенко с задачей: ликвидировать бандгруппу, находящу¬юся в сел. Верхняя Балкария. Принять самые решительные меры, вплоть до расстрела на месте, сожжения их построек и имущества» [ЦГАСА, ф. 38677, оп. 1, д. 4, л. 49].
Операция началась, когда подавляющее большинство жителей уже спало. Капитан Накин отдал приказ группе лейтенанта Коротаева с боем овладеть Сауту справа, а первой роте - слева. Бойцы отряда действовали беспощадно: забрасывали гранаты в окна домов, ломали двери и окна, врыва¬лись в дома мирно спавших жителей села, выводили стариков, женщин, детей и хладнокровно расстреливали. Затем стаскивали трупы и сжигали вместе с домами.
Были взяты заложники, позже их тоже расстреляли. К утру село было оцеплено, тем не менее, расстреливали всех подряд. Об этих событиях и невинных жертвах свидетельствуют архивные документы 37-й армии.
К концу ноября капитан Накин докладывал командиру 11-й дивизии Шикину: «Заложников беру, действую беспощадно, население все уничтожаю, а постройки жгу…
За период с 27.11.42 г. по 30.11.1942 г. уничтожено пять населенных пунктов: В. Балкария, Сауту, Кунюм, В. Чегет и Глашево. Из них три первых сожжено. Уничтожено до 1500 человек».
Командир 11-й стрелковой дивизии ВВ НКВД СССР подполковник Шикин, отдавший карательные приказы капитану Накину, подчинялся непосредственно командующему 37-й армии генерал-майору Козлову.
Командование 11-й Стрелковой дивизии регулярно получало от капитана Накина донесения, и своими приказами корректировало его действия. В свою очередь командир 11-й стрелковой дивизии информировал о событиях в Черекском районе командование 37-й армии. Из штаба армии соответствующие донесения поступали в штаб Северной группы войск Закавказского фронта. Штаб Северной группы обо всех событиях должен был доносить штабу фронта, а тот в свою очередь в Генеральный штаб.
Отряд капитана Накина пришел в Черекское ущелье в ночь с 27-го на 28 ноября 1942 года. Покинул он, ущелье вынуждено в ночь с 4-го на 5 декабря, пробыв там ровно неделю.
На основе документов центральных и местных архивов, воспоминаний участников и очевидцев, комиссия пришла к выводу: то, что произошло ночью 27-го на 28 ноября 1942 года и в последующие сутки в Черекском ущелье, в сущности, является спланированным и реализованным массовым убийством. Средства и методы, употреблённые для уничтожения беззащитных людей, были чрезмерными даже по суровым условиям военного времени, носили бесчеловечный характер…

НАПЕРЕКОР ВСЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ  1942 года  в ЧЕРЕКСКОМ УЩЕЛЬЕ БАЛКАРИИ

В начале сентября 2022 г. в районе селения Кызбурун 1 – Атажукино на высоте 910 был открыт «Памятный камень генералу Ф. Захарову «от благодарных жителей Кабардино-Балкарии»

Генерал Ф. Захаров, факты и только факты

Битва за Нальчик

2-я гвардейская стрелковая дивизия в командование, которой вступил генерал-майор Ф.В. Захаров с 15 августа 1942 года на рубеже обороны 910, был со своей дивизией только до 3 сентября 1942 года. Новый рубеж обороны 2-й гвардейской стрелковой дивизии был расположен: -3/535  гв. СП (стрелковый полк) выс.227,4,  по зап. Берегу р. Черек до устья р. Кахун;
2/535 гв. СП – устье р. Кахун, /иск./ Красная Поляна;
1/535 гв. СП – Красная Поляна и далее строго на север до р. Урвань;
2/395 гв. СП-р.Урвань, сев.вост. Ново-Ивановский 2 км. конец надписи «Баксанский»;
1/395 гв. СП – Баксанский по южному берегу р. Баксан, Ново-Курский;
875 гв. СП-Кахун, ТРУД-ГОРЕЦ фронтом сев.вост. КП 2 гв. СД – Докшукино.

Высота 910 приходился на рубеж обороны 392 Стрелковой грузинской дивизии.

Наступление на Нальчик началось 25 октября 1942 года

На второй день наступления 26.10.1942 г., части 2-й гв. СД попали в окружение. Как отмечает Штаб 37 армии: «растерявшийся штаб дивизии, находясь под угрозой окружения, совершенно потерял управление войсками и не мог войти даже в связь с полками в течение последующих двух дней. Впоследствии выяснилось, что полки дрались ещё в районе Докшукино, а штадив в это время был где-то в р-не Кашхатау…», с.17.

Если сказать прямо то, генерал-майор Ф. Захаров вместе со своим штабом 26 октября  1942 г. бросил свои  полки на поле боя и сбежал. Полки самостоятельно выходили из окружения. И вышли не все…

   Битва за Нальчик. У отставного генерала Ф. Захарова, знавшего, что главный свидетель, его генерала просчетов, командующий 37-й армией генерал П.М.Козлов, умер от ран в апреле 1944 году, и потому, на всякие вольности о его «великих полководческих способностях» некому дать реальную оценку. И именно, поэтому, книга «Плечом к плечу» изданная в Кабардино-Балкарии в 1962 году, от «имени генерал-майора в отставке Ф.В. Захарова и полковника в отставке И.В. Романовым» практическое искажение истории о военных событиях во времена Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии. Изданная в Кабардино-Балкарии книга в литературной обработке местного писателя Валентина Кузьмина призвана была решить несколько задач:
1. Показать героическую оборону Кабардино-Балкарии, как частями 37-й армии, так и руководством республики;
2. Самой важной в этой книге это подтверждение воевавшими на территории Кабардино-Балкарии именами Захарова, Романова, якобы «партизанского движения», которой на самом деле фактически не было;
3.Возвеличивание роли 37-й  армии и партизан в освобождении Нальчика, в целом республики. Тогда, как в целом немецкая армия по приказу немецкого командования организованно отступала с Северного Кавказа. Многие территории республики, в том числе и Нальчик на начало января немцы уже покинули основную территорию республики. Правда, при этом  взорвав важные объекты, как в Нальчике, так и в других местах республики. Изданная книга «Плечом к плечу» в заданном формате, как видение обкома партии во главе Т. Мальбахова, делала республику героической в период Отечественной войны 1942-1943 гг. Это потом даст впоследствии дивиденды самому генералу  Ф.В. Захарову. В 1968 году, Ф. Захарова сделают «Почетным гражданином г. Нальчика», его именем назовут улицу в г. Нальчике. Городу Нальчику дадут «за героическую оборону» орден Отечественной войны, а в 2010 г., присвоят имя «Города Воинской Славы», вот так искажается истинная, и не совсем героическая история, как самого генерала, так и партийного руководства республики во время войны во главе с З.Д. Кумеховым и «героической обороны г. Нальчика».

ОТВЕТА НЕТ.

 Есть «Памятный камень генералу Ф. Захарову «от благодарных жителей Кабардино-Балкарии»

 УСТАНОВЛЕНОЕ НАШИМИ СОВРЕМЕННИКАМИ ГЕНЕРАЛУ
Ф. ЗАХАРОВУ, В НАШЕ ВРЕМЯ, КОТОРЫЙ ОТДАЛ ПРИКАЗ:

«1. В целях ликвидации вооруженных банд, начальнику райотдела НКВД и органам местной власти, взять заложников из числа семей дезертиров и бандитов с условием, что если их члены семей, находящиеся в бандах, ведущих вооруженную борьбу против РККА, в течение двух дней не сдадут добровольно оружие, заложники будут расстреляны, а остальные члены семей репрессированы.
Исполнение приводить на месте».

     «Неумолимое время берет свое, в жизнь вступают новые поколения, и все меньше свидетелей и очевидцев этой трагедии остается в живых...
...Как произошла эта трагедия, каким образом свои же солдаты с такой жестокостью расстреляли, сожгли детей, стариков, женщин, чьи сыновья, мужья, отцы сражались в это время на фронтах Великой Отечественной войны? Как это могло случиться?

Совесть взывает к ответу.

 Совесть взывает знать и помнить об этой трагедии!

Ибо правда о невинно убиенных, память о них - единственное, что можем сделать мы, живые, выполняя свой человеческий долг. «Это нужно не мертвым, это нужно живым...» Из материалов газеты "Балкария" № 1(12). Март 2003г.


Хадис Тетуев, общественный деятель, 27 ноября 2023 г.


Рецензии