свеча негасимая... школа...

Много ли может совершить один человек?
Может ли, не обладая никакими средствами воздействия, а только личным примером, пробудить в людях стремление к нравственному пробуждению, к духовному совершенствованию?
Может ли один человек, не обладая никакой внешней властью и внешней силой, единственно и исключительно только своей жизнью, своим духовным подвигом, оказать такое влияние на народ, которому нет и не будет окончания пока есть, стоит и будет стоять Земля Русская?

«Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли Русской, Преподобном Сергии. Немало и устных преданий хранится ещё в памяти народной, особенно среди странников безымянных…
И решили мы отобрать эти жемчужины, чтобы напомнить сердцу русскому о том Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет»
Н. К. Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».

Урок-обобщение по литературе «Жизнь и нравственный подвиг Сергия Радонежского» по произведению Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
Мы с Людмилой в это время вовсю «въехали» в экспериментальную работу. Революций не совершали, просто было большое желание отойти от рутины обычных школьных уроков, включить в занятия и элементы творчества, раскрывать, развивать творческий потенциал учащихся, учить самостоятельно вырабатывать своё суждение, стремясь при этом выполнять и сугубо практическую цель: приобщать к чтению, как способу размышления, собеседования,  диалога читателя с автором, совершенствовать навыки грамотности, готовить к успешной сдаче экзаменов и поступлению в высшее учебное заведение. За всякими большими и маленькими задачами была и ещё одна, которая вслух никак не формулировалась, но всегда, на каждом занятии, она перед учителем и учениками стояла: выбор жизненного пути,
определения нравственного проживания.
И сугубо практический выбор: куда после окончания школы пойти учиться, какую профессию избрать? и философский: как жизнь прожить?
Мы выстраивали совместные уроки так, чтобы вопрос – как жить? –
возникал и в сердце ученика. Мы не вещали нашим подопечным, как должно быть, мы сами – искали ответы на вопросы, на которые ответа, полновесного и выверенного, может и не быть, а если и получишь его, то когда-нибудь в другой жизни.
Чтобы выбрать своё, надо из чего-то выбирать. Поэтому, только поэтому, чем больше знаешь, тем больше у тебя возможностей  размышлять и делать сознательный выбор. Чем больше усваиваешь знаний, тем более у тебя «есть разгуляться где на воле». Широкий кругозор – возможность не дать собой манипулировать, проживать свою жизнь ОСОЗНАННО.
Мы с Людмилой, каждый по-своему, были требовательны к ученикам и  старались, очень старались быть справедливыми. Требовали соблюдать общепринятые правила жизни, которые позволяют людям не собачиться по каждому поводу, а понимать, что у всех людей есть определённые права и, что часто пытаются проигнорировать, - обязанности. Это на уровне практического бытования. И ненавязчиво подсказывали, подталкивали, учили видеть более широко, видеть не только сегодня, но и заглянуть в завтра: кто я, зачем, что делать, как жить?

Пятьсот лет назад в дремучих лесах Подмосковья, в  верстах десяти от Хотькова на лесистом холме, похожем на макушку, который позже и прозвали Маковицей, два брата, Стефан и Варфоломей, решили отшельничать: сначала соорудили шалаш («прежде себе сотвориста одриную хизину и покрыста ю), потом срубили келью и «церквицу».
Что это было за время? Что происходило на Руси?
Почему, от чего уходили братья?
Какова она, отшельническая жизнь?

Мы с Людмилой против арифметической суммы знаний. Само по себе образование ничего не значит, значит его практическая пригодность. Есть нюанс: не следует практическую пригодность знаний понимать сугубо упрощённо. Кто знает, как повернётся жизнь и  что может пригодиться.
Ещё важна цельность знания. Выпускник, закончивший школу, не может установить связи между гуманитарными предметами: русский язык, литература, история, ИЗО, музыка – всякий предмет сам по себе.
Мы – за интегрированное знание, за интегрированный курс.
Материал о Сергии Радонежском логично предполагал проведение урока как занятия интегрированного. В нём мы вовлекли в процесс чтения-размышления-переживания-обсуждения  литературу, русский язык, историю,
МХК (мировую художественную культуру), ИЗО, музыку. И если я математик, то зачем мне литература?

Попутное замечание. Математика  и искусство напрямую связаны между собой. И хотя алгеброй гармонию не поверить, но – словно и парадокс – гармония вполне описывается математическими выкладками. Но есть в гармонии прекрасного нюанс, есть «червоточинка», есть особинка, неправильность, есть нарушение закономерности. И вот эта особинка и есть в высшей степени Прекрасное ( в линейно-конструктивных формах Парфенона
нет ни одной прямой линии).

Урок-обобщение  у нас за счёт ещё одного часа по МХК длился два часа.
Задача методически сложная. Материала очень много. Выбрать надо самое важное, скомпоновать и вместить в отведённое время.
Мы решили эту проблему таким образом: предложили ребятам снять видеофильм «Преподобный Сергий Радонежский».

Девяностые годы. Видеосалоны, пропагандирующие эротический образ жизни, доживают последние дни, а у людей, таких в Аше в то время было совсем немного, занятых настоящим делом, уже появились видеокамеры.
У нас в кабинете столы, порядком разбитые, расшатанные стулья, доска и мел. Итак, будем снимать видеофильм. Условно, конечно, снимать. «Устно» и «рукописно» снимать.

Подготовительный этап.
Ученики разобрали, кто чем будет заниматься: кто пишет сценарий, кто готовит выразительное чтение избранных отрывков. Есть у нас и «закадровый голос». Есть у нас и группа, которая готовит реквизит.
Есть историки. Есть специалисты по быту 14 века. Есть художники. Есть группа, которая готовит зрительный ряд. Есть группа, отвечающая за пожарную безопасность. Есть «специалисты» по музыке.
На подготовку – две недели каждодневной работы.

И вот он наступил, долгожданный и очень волнительный день.
Сегодня у нас урок-обобщение.
Вместе с ребятами готовим кабинет к уроку.
Скатерти и салфетки на столы, несколько ольховых ветвей со спящими почками,  ветки с набухшими почками,  и ветки, на которых уже появились серёжки, вот-вот и начнут «пылить». Глиняные горшочки-вазочки, большая свеча и маленькие свечки, круглый хлеб на полотенце, соль в солонке, вода, простые металлические и глиняные кружки.
На доске – холст. На холсте – высказывание В. О. Ключевского:
«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт  урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.»
Рядом – портрет Преподобного Сергия Радонежского.

Людмила ведёт урок, создаёт атмосферу творческого поиска. Ставит задачи.
Участие учителя в занятии минимально. Выступают ученики, «специалисты»
в своей области: историческая лексика и историческая грамматика, древнерусская литература, жанр жития, история Древней Руси, духовная музыка, искусствоведческий комментарий по иконописи, быт и костюм русских людей 14 века…
Подготовленный ученик зачитывает отрывки из «Слова о Родине» Б. Зайцева, кратко комментирует произведение.
 
С чего начнём?
У нас есть ветки ольхи, горшочки вазочки, вода, камешки.
После предложений, обсуждений выбираем окончательный вариант первого эпизода:
ветка ольхи в горшочке или в стакане, вода, несколько камешков рядом.
Ветка со спящими почками. Ставим в простую посудинку. Наливаем воду.
Ветка в воде. Почки набухают.
Ветка в воде. Почки проснулись вот-вот зацветут.
Пока ученики собирают «букеты», выбирают лучшие варианты, звучит музыка: С. Рахманинов «Благослови, душе моя, Господа» из «Литургии Иоанна Златоуста».
Ветвь – человек. Вода – вера. Камни – труды и дни.

Легенды, предания, житие рассказывают, что Сергий родился в 14 веке. Его святая, чистая жизнь наполнила столетие. Вошёл в жизнь Сергий скромным мальчиком Варфоломеем, а ушёл одной из величайших слав России.
Родители Сергия – бояре ростовские, Кирилл и Мария. Жили они в селе Варницы под Ростовом. Там и родился Варфоломей. В 1328 году они переселились в Радонеж, откуда и пошло прозвание Сергия – Радонежский.
Семи лет Варфоломея отдали грамоте, которая ему никак не давалась. Однажды было Варфоломею видение, и явился ему старец.

«Под дубом встретил «старца-черноризца, саном пресвитера».
-Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слёзы рассказал об огорчениях своих, и просил молиться, чтобы Бог помог  ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей – через плечо – недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
-Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей…»

Русский художник конца 19-ого – первой половины 20 века Михаил Васильевич Нестеров, который, кстати, родился и до 12 лет жил в Уфе (наш земляк) в 90-х годах прошлого века работал над циклом, посвященным Сергию. Лучшая работа из этого цикла «Видение отроку Варфоломею».
Перед нами идеал чистой, возвышенной гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа, с представлениями о реальности чудесного в жизни. Нестеров писал впоследствии: «»В искусстве нашем меня всегда привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа!».
«Очень большое значение в этой картине Нестеров придавал пейзажу. Пейзаж для него не фон, а воплощение русской души, поэтическое представление о русской природе, о её нежной красоте и гармонии. Здесь конкретное изображение есть и некий идеальный образ. Образ чистоты и благорасположенности, долженствующий царить на земле. Художник добился необычайной эмоциональной слитности пейзажа с настроением человека.»
Как трогательна маленькая берёзка на среднем плане с бледно-желтеющими листиками, хрупкая, тонкая и беззащитная. Она вторит одухотворённому облику Варфоломея.

После смерти родителей Варфоломей со своим братом Стефаном решили стать монахами и поселились на Маковце в дремучих лесах. Здесь было полное уединение. Дорог и тропинок не было. Стефан не выдержал такой отшельнической жизни и ушёл в Москву, а Варфоломей, постриженный в монахи и названный Сергием, остался.

Сергий – в Подмосковье. Чтобы получить представление о характере лесов в то время, пройдём по Широкому долу. Пройдём не по дороге и тропинкам, а сразу в лес. Что там? Дебри, дремучесть, глухомань. Упавшие стволы елей, через которые иногда и невозможно пробраться. Топкие, даже в верхах склонов гор, болотистые места. Множество ручьёв и ручейков, часто скрытых в густых зарослях трав и кустарников. Мхи, камни, вывороченные с корнем берёзы, сосны, ели. Трухлявый валежник. Даже в солнечный день в лесу сумрачно и глухо. Одинокому страннику зябко и тоскливо в таком лесу.
Ещё больше ощущения одиночества, наступления всяких страхов в зимнюю ночь. Ни огонька, ни живого звука, только воет, тоскливо воет ветер в верховьях елей. Тьма кромешная. Костёр разведёшь, тьма ещё ближе, ещё плотнее и чудится, что никогда уже из мёртвого ледяного леса не выберешься, и утро никогда не наступит, и дорогу к людям не найдёшь.
«Нарисуем» такой лес.

Тяжко Сергию пришлось одному. Особенно тяжкой была первая зима. Но был он упорен, терпелив, боголюбив. Стала полниться земля русская молвой о его подвижнической жизни. Шли к нему люди. И Сергий основал пУстынь, то есть уединённый монастырь. Дошла слава о нём до Москвы. Дмитрий Донской, оправляясь на Куликовскую битву, едет к Сергию и просит у него благословения. Сергий благословляет и отправляет с Дмитрием двух монахов-схимников – Пересвета и Ослябю. Не имея власти светской, не имея высокой церковной власти, Сергий обладал всей полнотой власти духовной. С ним советовались князья, высшие священнослужители и почитали все люди. А монастырь, где жил Сергий, стал прославленной Троице-Сергиевой лаврой.

Жил Сергий в эпоху татаро-монгольского ига, которое «иссушало саму душу народа». Периодически ханы совершали набеги на Русь, грабили, жгли города и селения, убивали, уводили в полон русских людей. Страх и уныние царили в душах.
Кровавые зори над Русью, пожары, тревожный звон колоколов.
И было на Руси зло великое. И была на Руси великая печаль.
И междоусобицы между князьями не прекращались: « И забывшись, друг на друга враждуют, и грызут, и кусают…»
И ещё из летописи:
«И было тогда Земле великая тягость и много печали. И лилась кровь христианская татарами. И вели они одних в плен, а других мечами секли, а третьих стрелами убивали…»
-Как зрительно можно представить, изобразить тревожный звон колоколов?

Как быть? Как жить?
Что делает Сергий в это время и почему?
Чтобы исправить зло в мире, надо исправить зло в себе, разрешить сомнения в себе. Сергий уходит в лес.
-Как  мы это можем представить?
Дремучий лес. Ручей. Склон или маковка горы. Раннее утро. Тишина. Стылая тишина. Избушка-келейка. Поленица дров. Чурбак с воткнутым в него топором. Холщовая сумка рядом на сучке.

Решение Сергия уйти в лес не было бегством от мира. Это был шаг к свободе. В отшельнической бедности виделась ему свобода от произвола московской и ордынской власти.
Создаём зрительный ряд из предложенных вариантов, подбираем соответствующую музыку.

Нравственный подвиг человека.
-Какие эпизоды включим из жизни Сергия и какие покажем?

Сергий – Труженик. Великий труженик. Епифаний Премудрый в «Житии Преподобного Сергия Радонежского», из которого мы и черпаем сведения о его жизни, постоянно говорит о том, что Сергий всегда был чем-то занят и не терпел праздности. С самого начала пустынножительства он положил за правило питаться от трудов своих и всегда этому правилу следовал.

«В одну из затруднительных полос Преподобный Сергий, проголодав три дня, взял топор и пошёл в келию к некоему Даниилу.
-Старче, я слышал, что ты хочешь пристроить себе сени в келии. Поручи мне эту работу, чтобы руки мои не были без дела.
-Правда, - отвечает Даниил, - мне бы очень хотелось построить их; у меня всё уже для работы заготовлено, и вот поджидаю плотника и деревни. А тебе как поручить это дело? Пожалуй, запросишь с меня дорого.
-Эта работа не дорого тебе обойдётся, сказал ему Сергий, - мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть; больше этого с тебя не потребую. Разве ты не знаешь, что я умею работать не хуже плотника?
Зачем же тебе звать другого плотника?
Тогда Даниил  вынес ему решето с кусками гнилого хлеба («изнесе ему решето хлебов гнилых посмагов»), которого сам есть не мог и сказал: вот, если хочешь, возьми всё, что тут есть, а больше не взыщи.
-Хорошо, этого довольно для меня; побереги же до девятого часа: я не беру платы прежде работы.
И, крепко подтянув себя поясом, принялся за работу. До позднего вечера пилил, тесал, долбил столбы и окончил постройку. Старец Даниил вынес ему гнилые куски хлеба, как условленную плату за труд целого дня. Только тогда Сергий поел…
Итак, игумен, духовник и водитель душ в личном своём деле оказывается последним, чуть что, действительно «не купленным рабом»…
Сергий, очевидно, выделяет деятельность духовную, водительную, от житейских отношений…»

-Как это можно представить?
Чурбак. На нём – холст. На холсте – кусок ржаного хлеба. Соль малой горочкой – почему?

А в помощь нам репродукции картин удивительного, самобытного, уникального художника Н. К. Рериха из цикла «Святые».
В картинах «Сергий-строитель», «Сотрудники» Преподобный предстаёт занятым тяжёлой физической работой. Как и в летописях, в преданиях Сергий своим личным примером учит трудолюбию и скромности.
В 1932 году художник, предчувствуя угрозу войны, создаёт картину «Св. Сергий Радонежский». В ней дан обобщённый образ защитника земли русской. Он изображён в полный рост, крупным планом, на фоне древнерусской архитектуры. В руках у него – плат со знаком Знамени Мира и небольшая каменная церковь. Внизу надпись славянской вязью: «Дано Св. преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий …» надпись обрывается.
И на заметку всем. Сергий-плотник, работающий за куски гнилого хлеба, - игумен, настоятель монастыря, но он, как самый низший работник, нанимается работать к монаху, который по иерархии, находится ниже его. Но разве для Сергия это значимо? Значимо, как потом сформулируют монахи-пустынножители 17-18 веков, «умное делание», совершенствование себя.

Попробуем приблизиться к миру Сергия в нашем сегодняшнем.
Конечно, очень условно.
Попробуем ржаной хлеб, которая испекла нам бабушка Наташи.
Вадим и Пётр принесли воды из родника. Далеко ходили, за Аминовский мост. Есть у нас немного соли. Посолим ржаной хлебушек и вкусим его с родниковой водичкой. Угостим друг друга.

Сергий – работник. Сергий – трудник. Сергий – Защитник Земли Русской.
Её духовное основание.
-Какакие ещё эпизоды включим в наш фильм?
Русь крепнет. Русь набирается сил. Русь готовится к Великой Битве со злом.
Сергий благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

«Димитрий опустился на колени. Сергий снова осенил его крестом.
-Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «ты победишь».

Наш современник, художник Илья Глазунов написал цикл картин на тему Куликовская битва. Он изобразил не только саму битву, но и живописал Русь того времени, её врагов и её подвижников и героев: «Летописец», «Штурм града», «Два князя», «Сергий Радонежский и Андрей Рублёв», «В орде», «Гонец», «Детство Андрея Рублёва», «Канун», «Проводы войска», «Монгольская девушка, «Княгиня Евдокия в храме», «Мамай», «Голос земли», «Видение Бориса и Глеба», «Поединок Пересвета с Темир-Мурзой»,
«Битва», «Победа», «Возвращение»…
Они нам помогают услышать звучание того времени, ощутить, осязать,
видеть. Это наша история, увиденная глазами художника.

Обладая духовной властью, Сергий в жизни стремился быть как можно незаметнее.
Дословный рассказ Епифания повествует об этом.
«Многие приходил издали, чтобы только взглянуть на Преподобного. Пожелал его увидеть и один простой земледелец. При входе в монастырскую ограду он стал спрашивать братию: где бы повидать их славного игумена? А Преподобный в это время трудился в огороде, копая заступом землю под овощи.
-Подожди немного, пока он выйдет оттуда, - отвечали иноки.
Крестьянин заглянул в огород через отверстие. Он не поверил, что этот скромный старичок и есть тот Сергий, к которому он шёл. И опять стал приставать к братии, требуя, чтобы ему показали игумена…
Мы уже указали тебе игумена, - ответили иноки. – Если не веришь, спроси его самого.
Крестьянин решил подождать у калитки. Когда Преподобный Сергий вышел, иноки сказали крестьянину:
-Вот он и есть, кого тебе нужно.
-Я пришёл издалека посмотреть на пророка, а вы показываете какого-то нищего! Но я не дожил ещё до такого безумия, чтобы счесть этого убогого старичка за знаменитого Сергия.»
А что произошло дальше?
В это время приехал некий князь, и потрясённый крестьянин увидел, что перед ним не простой мужик, а сам Сергий. Князь до земли поклонился святому. После этого поселянин упал в ноги Сергию и просил прощения у него:
- Истину узнал о тебе сегодня. Что слышал, то и видел.
-Эпизод как снимем? Каким образом зрительно воплотим?

Любовь Сергия к миру проявлялась во всём: к Богу, к Человеку, К Природе.
В житии есть рассказ о том, как в самый трудный первый год Сергий делил хлеб с голодным медведем, который подходил к келье, царапал дверь и просил поесть. Сергий выносил ему кусок хлеба.
Подберём музыку к этому эпизоду. Устно «нарисуем» эпизод.

«Дремлет земля Святорусская.
Закрывается туманом-пологом,
Вековою чашей оградилася,
Болотами да крепями опоясалась,
Поляницею могучею раскинулась.
Не пройти её, не объехать в три года,
Разметалась она из края в край,
Разбросалась от ночи до полудня, -
Дремлет земля Святорусская…
…………………………………..
За далёким Перуновым озером
Среди леса стоячего древнего
Стоит над яром высокий дуб –
Сварожич живёт под тем деревом.
Без Перуна без бога великого
Не вершится дело славянское.
Место под дубом утоптано.
Горит под дубом святой огонь.
К дубу собираются родичи:
«Стоять ли земле без хозяина»?
Старцы земли Новагорода
Соберутся под дубом раскидистым;
Ворон на дубе не каркает –
На небе заря разгорается,
Скоро Ярило покажется,
Засияет, блеснёт красно солнышко –
И проснётся земля Святорусская.» Н. К. Рерих.

Надо отметить, что на Руси язычество не было окончательно изгнано христианством, возникло своеобразное «двоеверие», хотя точнее сказать – синкретическая вера: на верху – Господь Бог и его помощники, а в обыденной жизни, в окружении крестьянина-земледельца – низшие божества язычества. Сергий плоть от плоти народа-земледельца. Он понимает и поклоняется природе, как божественному деянию. Потому и дружит с медведем. Несомненно, для него вся природа – живая, и каждая  живинка – чудо. Каждое творение есть слава Высшей Силы.


Жизнь Сергия продолжилась и после его смерти. Его последователи разошлись по всей Руси, собственным примером убеждая, что можно жить в любви и в мире.
В память о Сергии великий древнерусский живописец Андрей Рублёв написал самую известную икону «Троица».
Как вы думаете, почему в память о Сергии, Андрей Рублёв написал не его портрет, а Троицу?
Можно ли утверждать, что Андрей Тарковский В фильме «Андрей Рублёв» рассказал нам, раскрыл и образ Сергия?

«Она («Троица») производит определённое впечатление первоклассного шедевра. Тонкая и таинственная одухотворённость почила на ней. Нельзя назвать иначе как безупречной её простую и гармоническую композицию. живущую в ритме едва чувствуемого и потому как-то особенно прекрасного движения – поворотом среднего ангела, повторенного изгибом дерева и формой горы.» П. П. Муратов.

« Как долго и как внимательно ни изучаешь икону св. Троицы, её нежная грация, её вдохновенная мистическая сила не перестают волновать воображение; можно приподнять слой за слоем. но и после долгого и тщательного анализа остаётся ещё нечто, что придаёт этому памятнику очарование, по-видимому, неисчерпаемое; словно жизнь продолжает питать
эти линии, эти лики. И каждый новый день ложится на них светом лучей своих, горестью своих забот и тоскою своего умирания… зыбкая небесно-светлая красота…чистота стиля…». Н. Н. Пунин.

«Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди глубокого безумия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый. нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставились взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних…
эту ничему не равную лазурь…
премирную тишину безглагольности…
невыразимую грацию взаимных склонений…
бесконечную друг пред другом покорность –
мы считаем творческим содержанием Троицы». П. А. Флоренский.

«В ней («Троице») нет прямого общения ангелов со зрителем; цель художника – дать ему ощутить полноту самосознания». Н. А. Дёмина. 

«Троица» Андрея Рублёва – высшее создание человеческого духа, нет в мировой живописи равного этому созданию.

Музыкальный «комментарий» к «Троице» -
П. Чесноков «Да исправится молитва моя».
Да будет праведной жизнь моя.

Епифаний Премудрый: Сергий построил храм Троицы, «дабы
ВОЗЗРЕНИЕМ НА СВЯТУЮ ТРОИЦУ ПОБЕЖДАЛСЯ СТРАХ НЕНАВИСТНОЙ РОЗНИ МИРА СЕГО».

-О чём же наше размышление? Как назовём нашу беседу?
Кто он, Сергий Радонежский?

СВЕЧА НЕГАСИМАЯ

Зажжём свечу перед обликом давно ушедшего человека, как знак, как символ, что его действенная любовь к миру нашла отклик в людях, и она продолжается.
Зажжём свечи, и чтобы в наших сердцах они…

*Это схема, каркас урока, занятия, размышления для больших и не очень,
для взрослых и для тех, кто ещё только избирает свой путь.
Чтобы жить, надо каждый день задавать себе такой маленький и очень простой вопрос: зачем я здесь?

Материалы к занятию.

Памятники литературы древней Руси. 14- середина 15 века.
Житие Сергия Радонежского.
Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.
Православная энциклопедия.
Д. Лихачёв. Чтобы свеча не угасла.
Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Сборник.
Троица Андрея Рублева. Антология.
В. Брюсова. Андрей Рублёв.
В. Лазарев. Русская иконопись.
Задонщина. Иллюстрации Ильи Глазунова.
Древнерусские миниатюры. Наборы открыток.
М. Нестеров. Альбом.

Н. Рерих. Стихотворения. Проза.
Н. Рерих. Зажигайте сердца.
Н. Рерих. Летопись жизни и творчества. Альбом.

Русская духовная хоровая музыка.
С. Рахманинов. Благослови, душе моя, господа. Из «Литургии Иоанна Златоуста».
С. Рахманинов. Благослови, душе моя, господа. Из «Всенощного бдения».
Г. Извеков. Утоли болезни.
П. Чесноков. Да исправится молитва моя.
Заступница усердная.
Совет превечный.
А. Архангельский. Хвалите имя Господне.
Поёт Фёдор Шаляпин.
Ныне отпущаеши…
Покаяния отверзи ми двери…
Верую…
Сугубая ектениия.
 


Рецензии