Эргенекон. Кет. ХУН склон горы в мнг. и н. -д. яз

Кет. ХУН,ХУНЬ "склон горы" в мнг. и нах.-даг. яз.




Кет. ХУН,ХУНЬ "склон горы"



НАХСКО-ДАГЕСТАНСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


"ЛЕС, ТЕНЕВАЯ СТОРОНА,ГОРА, ХОЛМ, ЛУГ"


Чеч. ХЬУН "лес"


Ав. ХЬОНЛЪИ, ХЬОНОРАХЪ "теневая сторона", ав. диал. ХЬУНИ, ХЬВАНИ, ХЬВАНЛЪИ, ХЬУНЛЪИ, ХЬУНГЬЛИ, ХЬУНГЬИ, ХЬУНАЛРАХЪ.

Ав. ХЬВАН "луг".

Чамалинское ГЬУН "гора, холм", инх гьун, кван. гьун, цез.-саг хIон.

МОНГ. ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

КООН "склон, яр" в монг. мифе Эргене-Коон ("крутой склон").

Халха-монг. ХОЙНО (ойрат.Синцзяна ХООР, ХООРААН) "север, на север", "сзади, позади", "после, потом", ХОЙГУУР "севернее, на севере, сзади, позади", дагур. ХОЬОЬНЕ "потом, спустя некоторое время".   Сюда же ХОЙМОР "почётная сторона юрты, почётное место в юрте",ойрат. Синцзяна ХОЬОЬМОЬР "передний, красный угол (почётное место для гостя).

Как мы видим, в халха-монгольский ХОЙМОР почётное, но вроде-бы задняя сторона юрты, в ойратском же Синцзяна ХОЬОЬМЕР (хойимор) - передняя, красная сторона юрты. Обе лексемы соответствуют ав. ГЬУМЕР, диал. ГЬОМЕР, ГЬВЕМЕР, ГЬМАРИ "лицо". Именно эта лексема, на наш взгляд, должна соответствовать этнониму КИММЕР/ГИМИРАЙА/ГОМЕР.

В Древнеуйгурском зафиксировано большое количество личных имён одним из компонентов которых явл. КУМАР (Кумар Арслан, Кумар Альп, Кумар Барс и т.п.). Как указывает автор Древнеуйгурско-немецкого словаря, это КУМАР соответствует также форме ХУМАР и что оно означает в личных именах древних уйгуров неизвестно.Автор словаря пометил этот термин как "согдийское". Ясно, что автор не знает ни значения, ни происхождения, но предпологает, что здесь согдийское заимствование.

Ойрат. Синцзяна ХОНгГОЛ "углубление в дереве, дупло", ХОНОХА "ночевать, проводить ночь", ХОНОГ "сутки" (дагур.КОНО "сутки", КОНООР "сроки, дата"), ХОЬОЬН "овца".

Начнём с того, что дагур. КОНО (халха-монг. ХОНОГ)"сутки"- это вне всякого сомнения ауарское КЪО "день, сутки" в котором выпал сонорный согласный -Н-, но он некогда должен был быть, ср. общетюркское КЮН/ГЮН "день".

С  монг. "овцой" (ХОНЬ) перекликаются ав. диал. КIОНЛЪО "близнецы", КIОНОГIЗИ "ягнитьсв двумя ягнятами", КIОНОЧ "бычок", КIОНЧУ "альчик", КЪОНЗО "подвальное помещение". Все эти лексемы именно из этой темы.

Вышеприведённый лексический материал указывает на СЕВЕР, РАСТИТЕЛЬНОСТЬ, ТЕМНОТУ. Это некая пещера. Много перекличек с ауарским ХОНО "яйцо", т.е. "углублением, пустотой". Овца (тюрк. соответствие - къойун) здесь связана с ШЕРСТЬЮ и ТЕМНОТОЙ. Эти понятия друг с другом связаны. В нахско-дагестанских языках ХЬОН, ХУЬН в целом ТЕНЕВОЙ (СЕВЕРНЫЙ) СКЛОН ГОРЫ.

В качестве иллюстрации ср. дагур. КОЧ 1."баран"; 2."горный лес". Отсюда берёт свои истоки ауарское сказание о Хочбаре.

Предки нахско-дагестанских народов привязывали своё происхождение с ТЕНЕВЫМИ (СЕВЕРНЫМИ) СКЛОНАМИ ГОР, С ПЕЩЕРОЙ (ЛОГОВОМ), РАСПОЛОЖЕННОЙ В НЕЙ. Всё это указывает на монгольский миф о ПЕЩЕРЕ ЭРГЕНЕКОН (ЭРГЕНЕ-КООН).


Рецензии