Ленком. У черты? Предрекал 18 лет назад

Написано мной в 2005 году.

В 2005 году телеканал "Культура" провёл фестиваль спектаклей театра "Ленком".

Поскольку о "Ленкоме" ещё с советских времён по СССР ходили легенды, то интерес провинциальной России к этому фестивалю был огромный: там мало кто видел эти спектакли.
Спасибо телеканалу, посмотрели.

Какие выводы? А вот какие.

Во-первых, спектакли очень похожи один на другой. Я просто зритель и специальными терминами не владею, но похожесть спектаклей бросается в глаза. Видимо, это беда всех монорежиссёрских театров.

Во-вторых, Александра Захарова плохая актриса. Это усугубляется ещё и тем, что местами она подражает Т. Дорониной.

В-третьих, актёрский состав в основной массе очень слабый и популярен только за счёт кино. Высокий класс (из виденных на телефестивале) показывают Абдулов, Зубков и Чурикова. Янковский как-то не показался.

В-четвёртых, низкий уровень культуры у многих исполнителей ролей. Временами действие по форме напоминает номер из «Аншлага». Это просто коробит. Особенно в «Последней жертве».

В-пятых, большую часть времени актёры на сцене не говорят, а самым настоящим образом орут, причём, так сильно, что слов разобрать невозможно.

Это общее впечатление.

Частное. Из виденного понравился только спектакль «Чайка». Из актёрских работ: Абдулов в «Варваре и еретике» и Збруев в «Последней жертве».

И вот 17 октября 2010 года по Пятому каналу была передача, обсуждавшая фильм «Ленком. Надежда на авось?» В фильме было рассказано обо всех проблемах театра, поставивших его на грань творческого банкротства сегодня.

В спектаклях никогда не было второго состава, поэтому умерших Янковского, Абдулова, Пельтцер, Леонова заменить было некем. Все спектакли с их участием сняли с репертуара. Броневой уже не в силах. Остались Чурикова и Збруев. Караченцов, вообще, только в «Юноне» и играл. И если раньше «Юнона» шла не очень часто, то сейчас, после ввода Певцова и Ракова, только она и идёт.

В прошлом году поставили «Женитьбу» Гоголя. Сыграли премьеру летом в Самаре. А в Москве утвердить её в репертуаре не успели, т.к. Абдулов и Янковский друг за другом скончались.
Известные, но средненькие актёры (Певцов, Раков, Чонишвили, Лазарев) в театре не получили развития и заметных ролей. Так у Певцова в течение 10 лет не было ни одного премьерного спектакля.

Марк Захаров оказался губительным и недальновидным режиссёром. Ему самому уже 9-й десяток, а замены нет.

Кстати, не такой ли финал у других театров? «Мастерская Петра Фоменко» - там такая же политика. «Сатирикон» - то же самое.


Рецензии
Валерий со всем более, чем согласен. Марку Захарову (он на фоне других режиссеров - мэтр), более удавались - телеспектакли, там актеры еще играют и лицом. А "Последняя жертва" - вообще - фигня, которая была бы хороша только для времен Островского, вторая половина XIX века. Я не критик, и не такой уж театрал, поэтому скорее субъективен, что не есть - хорошо. Мне по нраву. Зеленая кнопа.

Сергей Плетнев   30.11.2023 10:43     Заявить о нарушении
Я по наивности написал тогда письмо с этим текстом по электронке в театр. Можете представить, что мне ответила какая-то администраторка.

Валерий Варуль   11.12.2023 09:56   Заявить о нарушении
Да, ладно, хоть жив остался! Но конечно, нужно быть осмотрительней и внимательней. Берегите себя.

Сергей Плетнев   11.12.2023 10:25   Заявить о нарушении