Рассказ шестой. Мои ученики. Продолжение 1

Моя работа в этой частной школе началась совсем не с преподавания математики, более того, директор на мои просьбы подключить меня к работе с математикой всегда говорил категорическое НЕТ. Я работала помощником учителя с мальчиком-инвалидом. Но однажды случилось чудо и меня пригласили к необычному ученику. Об этом я писала в рассказе «Ученик с другой планеты» http://proza.ru/2012/07/21/250 И с этого момента, продолжая оставаться для одного ученика помощником учителя, я начала работать с маленькими, по пять человек, группами очень способных ребят. В мои группы учеников отбирали сами учителя, это были ребята, знания которых были намного выше остальных в классах, и им было уже скучно делать то, что делают другие дети в параллели. Мы смело перешагивали вперед через три класса. Мои ученики третьего класса занимались по программе шестого, четвертый класс с легкостью изучал математику седьмого и так далее. Моя группа восьмиклассников уже справлялась с программой одиннадцатого класса, причём Кембриджской.

С этой группой я начала заниматься, когда они были еще во втором классе, а это шестилетки. Весь класс был очень сильным, но в нём всё-таки были несколько человек чуть способнее других, вот с них я и начала. У меня были группы во всех параллелях, но группа, с которой я начала заниматься со второго класса, с ней  мы дошли до восьмого, мне очень дорога. Мы проделали большую работу и были у нас разные ситуации.

Ребята с удовольствием занимались по русским учебникам.
В группе были три китайских мальчика, один из Шри Ланки и один русский.

Однажды я зашла в школьный офис по своим делам и увидела в закутке тихо сидящего своего ученика, китайчонка Рики, это был уже шестой год его обучения в школе, ему было одиннадцать лет. Спрашиваю его, что он здесь делает? Он смотрит на меня и молчит. Кто-то из взрослых ответил мне, что он наказан и с ним нельзя разговаривать, сидеть он будет до большого перерыва. Я прикинула по времени, это еще часа полтора. Я быстро приготовила и отдала ему задание на эти полтора часа, а сама пошла выяснять к замдиректора в чём дело. Рики как-то вздохнул с облегчением и взялся за моё задание.

Из разговора с замдиректора я выяснила, что ситуация у Рики плохая. Он задирает и обижает более слабых, его часто наказывают за это и вообще ситуация складывается так, что ему грозит отчисление из школы за поведение. А учится он хорошо по всем предметам. Я сообщила, что дала Рики задание по математике чтобы он не сидел без дела, а для себя решила — выяснить причину его такого поведения.
За те годы, что он учился в моей группе, я ни разу не видела его родителей и ситуацию в семье не знала, и у меня с Рики проблем не было. А в семье было двое детей: Рики и младшая сестра-школьница года на четыре младше брата. Не знаю причину, но с младшей девочкой мама возилась, проявляла всю материнскую любовь, а Рики доставались только слишком строгие наставления, замечания, подзатыльники и ругань. Мама была очень жесткой по отношению к Рики, а он в свою очередь очень зло выплескивал свои обиды на младших ребят в школе.
Вскорости я увидела маму Рики в школе и нам удалось с ней поговорить. Я рассказала ей, какой замечательный у нее сын, как он учится у меня, что он делает программу по математике на три года опережая своих одноклассников. Я не стала говорить о его поведении, мы говорили о его способностях и знаниях, о его будущей старшей школе, о планах на жизнь. Из разговора с мамой я поняла, что в школе учителя только жалуются на поведение Рики, а мама дома уже выплёскивает на мальчишку свою злость.
После этой первой нашей встречи мама Рики стала почаще встречаться со мной, а я старалась лишний раз похвалить его. Думаю, что и дома ему стало полегче жить, мама смягчила своё отношение к сыну.

Настал последний восьмой класс в нашей школе. Мои ученики переходят в старшую школу. Мы часто с ними обсуждали, в какие школы они пойдут учиться дальше — в частные или в государственные,  какие у кого планы на жизнь. Рики собирался идти в государственную, одну из лучших школ города, все-таки это бесплатная школа, и по своим знаниям он попадал в самый высокий уровень, это радовало. С мамой их отношения сильно улучшились.
В самом конце последнего года обучения в нашей школе Рики прислал мне на емэйл письмо:

To Victoria,
You’ve taught me maths for over three years now, I feel that I don’t thank you enough for what you do for me. Almost every single school day, you willingly put up with all of us talking, while somehow managing to teach us. You’re a good enough teacher to get us to do work (When we don’t that’s our fault) and also keep us interested at the same time. Lots of people are good at maths, but very few have the skill of teaching maths. I think that maths is hard to teach because everybody does maths a different way, depending on how they think. Very few people can teach maths because they are not empathetic enough, or the way they think isn’t versatile enough. You are of that blessed minority that can not only learn maths, but teach maths. We’re very, very lucky to have you as a teacher.

Thank you.

Ricky Zhang

Для Виктории
Вы преподавали мне математику больше трех лет, теперь я чувствую, что не в полной мере отблагодарил Вас за то, что Вы делаете для меня. Почти каждый школьный день, Вы охотно терпите, когда все мы разговариваем и при этом каким-то образом умудряетесь учить нас. Вы -  хороший учитель, чтобы заставить нас делать работу (Когда мы не делаем это - наша ошибка), и также поддерживаете  нас заинтересованными одновременно. Много людей способно к математике, но у очень немногих есть умение обучающей математики. Я думаю, что математику трудно преподавать, потому что все идут в математике различными путями, в зависимости от того, как они думают. Очень немного людей могут преподавать математику, потому что они не достаточно чутки, или способ, которым они думают, не достаточно универсален. Вы являетесь тем счастливым меньшинством, которое может не только изучить математику, но преподавать математику. Мы очень, очень счастливы быть Вашими учениками.

Этому мальчику было 13 лет, когда он нашел такие слова в своём сердце.

Продолжение    http://proza.ru/2023/11/28/101


Рецензии