Связан ли этноним киммерийцы с фин. kumarrus?

Связан ли этноним Киммерийцы с фин. KUMARRUS, KUMARTAA?


В специализированной литературе, посвящённой теме "киммерийцы" порой можно прочитать предположение о возможной связи этнонима "киммерийцы" с русским КУМИР, которое считается заимствованием из финнского KUMARRUS "поклон",KUMARTAA "кланяться, поклоняться". Мы считаем вероятность соответствия нулевой, так как эта основа означает "горбиться, сутулиться", KUMARA "согнутый, сгорбленный".

Но считаем возможным соответствие другой финнской основе:

HAEMAEHAKKI* "паук",HAEMY "сумерки, сумрак", HAEMAERTYAE "смеркаться, вечереть, темнеть".

Киммерийцам античные источники приписывают проживание в сумрачных просторах:
др.-греч. KIMMERIOI "киммерийцы" (У Гомера баснословный народ, живший на краю света, на западе, позже название народа, жившего в Херсоне Таврическом).

Таким образом, киммерийцев часто размещали там, где обитали кельты, сам этноним которых соответствует ауарскому K'ALT'A "на краю, у обрыва, у порога", ср. дагурское KALTUN "отдельный, сепаратный". Эти два народа воспринимались античными авторами как порождение мрака, в них видели выходцев из холодных и далёких краёв. Они считались наиболее удалёнными, самыми крайними. Реальные киммерийцы, начали свой путь от Южной Сибири и закончили территорией современной Германией на западе. На юго-востоке киммеры пройдя через Кавказ, успешно атаковали урартов, далее победили Фригию к западу от них и сражались к греческими княжествами и царствами Анатолии. Далее самонадеянно ввязались в войну с мощной Ассирией и потерпели поражение. После этих событий киммерийские отряды упоминаются в качестве наёмников в ассирийской армии. Интересная деталь - на Ближнем Востоке,подвергшиеся атакам киммерийцев нашли против них своего рода "противоядие" в лице скифов - их врагов. Последними начали пополнять ряды наёмников и союзников с целью останавить разбойничьи рейды киммеров.   

Цитата из нашей предыдущей статьи:

"Судя по тиндинскому обозначению понятия "человек" (ГЬАМ, ГЬАЙАМ), эта основа должна восходить к значению "влажный, сырой", "человек" и соответствовать армянскому hum, khonav "сырой, влажный", ср. ав. диал. ГЬУМАР-аб "заплесневелый, тянущийся"- о сыре).

"Паук", "овод" - ключевые и важные нахско-дагестанские лексемы, выступающие в образе шифров, призванных скрыть сакральных первопредков. Точно так же обстоит с дагурским КУСКЭ "волк, знамя", сохранившимся (с незначительными фонет. изменениями) в чеченском и даргинском как "паук". "Насекомые", "черви,  будь-то в монгольских, будь-то в нахско-дагестанских языках связаны с токсичностью и множеством. Заметен смысловой акцент на питье крови и мясоедстве. По крайней мере, так эти существа- паук, овод/слепень и червь- воспринимались. Первопредковое пространство нахско-дагестанских народов, как правило, указывает на теневые склоны гор, поросшие лесом и густой растительностью, сырость и мрак. Тьма и свет,естественно противопоставляются друг другу, но при этом у нахско-дагестанских народов почти не уделено должного внимания солнцу, их стихия- костёр, факелы, жаровни, пылающие угли. С этой субстанцией всего острого и обжигающего они сопоставляли силы вегетации, произростания, да и вообще всего качественного. Мыслили примерно так: "То что заточено, то что обжигает - хорошо". Складывается впечатление, что даже фактор вегетации в их понимании - это результат активности внутренней силы, которая схожа с выжимкой, эссенцией, огнём.

Заметно придание повышенного значения растительным культурам, которые нуждаются в тени и сырости.

Таким образом, эта основа, зафиксированная в лексемах humar-ab, ham/hayam, humer должна иметь отношение в том числе к образу нахско-дагестанского первопредка: дарг. ХIУМЕРЗ "овод", ав. ГЬУМ "паук"".

В немецкоязычной статье о киммерийцах в Википедии приведено также мнение, что киммерийцев нередко воспринимали как фракийцев из за наличия этнонима ТРЕРЫ среди фракийцев и он часто выступал в роли собирательного названия фракийцев вообще. Что конкретно имеют ввиду авторы статьи нам неизвестно, однако, мы убеждены в том, что фракийский этноним ТРЕРЫ, как и ТРИБАЛЫ, демонстрирует вполне убедительное соответствие в ауарском: ТРЕРЫ - ав. КЬЕР  (T'LhER) "цвет, масть, ряд"и т.п.), обр. внимание в этой связи на ивритское ЦЕВА "цвет, краска";"армия".




*Сочетание "AE" у нас по техническим причинам передаёт "А" с двумя точками.


Рецензии