Режиссёр Данелия и подрывная работа

  ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич (1930-2019).

  Потомственный кинорежиссёр, немножко профессиональный грузин,
немножко мемуарист с литературными помощниками и, по-видимому,
тот ещё тусовщик.

  Раскрутился частью усилиями мамы (режиссёрки Анджапаридзе, лау-
реатки Сталинской премии), частью, наверное, в струе развития
национальных кинематографов, в данном случае кинематографа гру-
зинского, пусть и с московской пропиской. Впрочем, папа тоже был
не лишь бы кто: какой-то строительный (на секретных объектах)
генерал-майор, дважды кавалер Ордена Ленина. (Когда я служил, у
нас в полку говаривали так: лучше быть майором в Москве, чем пол-
ковником в Заполярье. А тут был не майор даже, а ГЕНЕРАЛ-майор.)

  А ещё Георгий Данелия был евреем по первой супруге ("Первая
жена (1951-1956) -- Ирина Семёновна Гинзбург, адвокат, дочь пер-
вого заместителя министра нефтяной промышленности СССР, первого
наркома строительства СССР Семёна Гинзбурга."), что для карьеры в
кинематографе тоже было очень не лишним.

  Вообще, с евреями у Данелии очень ладилось, очень сотруднича-
лось.

  Из более-менее эффектных фильмов, по-моему, у него только "Афо-
ня" и "Мимино", но "Мимино" стал таковым лишь после разваливания
СССР и разочарования в светлом капиталистическом будущем. То есть
после изменения взглядов на то, что имелось раньше.

  "Кин-Дза-Дза" тоже смотрится нынче разве что в ностальгическом
ключе, а остальное у Данелии простоватое и скучное. А что касает-
ся блистательных "Джентльменов удачи", то Данелия не был там
главным творцом.

  У меня на всякие такие оценки есть два довольно надёжных крите-
рия: трансляции по телевизору и мнение моей жены. По зомбоящику
более-менее показывают от Данелии только "Мимино" и "Афоню",
значительно реже -- "Кин-Дзу-Дзу", а прочее, надо думать, не
обеспечивает втюха рекламы. А что касается моей супруги, то она,
в отличие от меня, не мизантропка и без "мании величия", то есть
не отягощена моими мыслительными аберрациями. Вдобавок она легко
чихает на мои мнения. Поэтому она для меня -- типичный предста-
витель массовой худо-бедно культурной общественности, находящийся
под самым боком.

  Чтобы точнее заценить Данелию, сравним его с Леондом Гайдаем,
Эльдаром Рязановым и, к примеру, с Клодом Зиди.

  Данелиева "Мимино" я в своё время на киноэкране не видел: не
понравилось, как его втюхивали и как описывали. Был я тогда ещё
только студентом, а не мизантропом. Злобно завидовать было рано-
вато (потому что ещё охотно верилось, что собственное лучшее --
впереди -- и вот-вот обрушится на меня кучей всяческих благ). Но
какие-то задатки критического независимого мышления у меня уже и
тогда начали, по-видимому, проявляться, а вдобавок имело место
некоторое "низкопоклонство перед Западом": мне жаждалось чего-ни-
будь импортного, динамичного, по возможности со стрельбой, кар-
тинками чужой недоступной жизни и знойными красотками. Я ж был из
спокойных некатегоричных антисоветчиков, на советское кино смот-
рел как на второсортное в сравнении с французским и американским.
Но виноват в этом ведь был не я, а советский кинопрокат: на Запа-
де, как правило, закупались очень крепкие фильмы (там было из че-
го выбирать), а из советской продукции шло на "большой экран" за-
частую то ещё дерьмо: тусовщики типа Данелии сначала корявовато -
клепали, потом пропихивали.

  "Кин-Дзу-Дзу" я, правда смотрел уже в кинотеатре, но, может,
потому что смотреть было больше нечего (в позднем СССР случались
и такие периоды). Или потому что любопытство заело по части ино-
планетной темы. В этом фильме "что-то есть", но он вяловатый. Моя
супруга его не выносит. Если бы в соседнем кинозале крутили что-
нибудь типа "Больших гонок" с Джеком Леммоном и Тони Кёртисом, то
"Кин-дзу-дзу" проигнорировал бы наверняка далеко не только я.

  Про "Мимино". Что раздражает: потомственный московский "элита-
рий" Данелия, эпизодически катающийся в недоступное для большинс-
тва Забугорье, впаривает, как это приятно и правильно -- жить на
родине в глуши и заниматься там за скромную зарплату необходимой,
но мелкой, скучной и непрестижной работой. А еще -- как всё же
быстро приедается и перестаёт тянуть к себе эта ихняя хвалёная
заграница (на самом ведь деле ни фига подобного: я уже двадцать
лет туда таскаюсь, а она всё никак не надоест, проклятая). И так
же неприятно, когда играют на твоих чувствах эпизодами про фрон-
товиков, снятыми человеком, семья которого благополучно отсиде-
лась в тылах: мне в таких случаях кажется, что это так меня и мне
подобных отвлекают от нехороших реалий, а вдобавок морально гото-
вят на очередной убой за чужие привилегии.

  Из интернетных отзывов о "Мимино":
  "...обыгрываются основные пошлейшие стереотипы о кавказцах:
плохое владение грамматикой русского (<я пешком постою>, <я умный
вещь скажу>), назойливость и непонимание личных границ, агрессив-
ность, желание в любых обстоятельствах с выпученными глазами ска-
кать под национальную музыку или её голосовую имитацию и размахи-
вать руками. Сцена в суде с попытками Рубика при помощи корявой
лжи отмазать Валико только потому, что он, видите ли, его друг, -
концентрированная мерзость. Именно отсюда растут ноги у всяких
непосредственных Ках и Серго. Единственный момент, претендующий
на шутку, -  где Валико пародирует шаблонные фразы Рубика. Есть
проблески (претендующий на защиту чести сестры эпизод в суде,
ностальгический разговор по телефону в Германии), но они крайне
манипулятивные. В целом - откровенно плохое, неловкое и даже
стыдное кино."

  "Странный фильм, если честно. Вроде как он считается комедией -
но, по правде сказать, смешные эпизоды там можно по пальцам
пересчитать. Трогательных чуть больше - но и они не особенно
трогают. Некоторые же моменты, видимо, изначально не задумывались
как особенные, однако теперь именно так и воспринимаются - чего
стоят одни поиски игрушечного зелёного крокодила в столице вроде
как сверхдержавы (да и эпизод с гостиницей я понял далеко не
сразу, советский блат - это вещь, с которой надо столкнуться
самому)."

  "Мне очень нравится фильм, но у меня с ним связана такая исто-
рия. У нас в поселке было единственное развлечение -- кино,
поэтому пустых мест в кинозале практически не бывало. Так вот с
'Мимино', когда он демонстрировался впервые, ушли все зрители.
Сначала по одному уходили, потом целыми рядами, настолько людям
фильм не понравился. К концу в зале остались только я и билетёр-
ша. Вот такая странная реакция."

  (Это теперь такая реакция представляется странной, а в то вре-
мя, в другом киноэкранном и социальном "контексте", она была нор-
мальной: люди были сыты по горло дешёвенькими кинопроповедями и
несмешными отечественными как бы комедиями с низкой информатив-
ностью. Потом, у Данелии ведь отсутствуют такие нравящиеся зрите-
лям вещи, как динамичный навороченный сюжет, искромётный юмор,
прекрасные женщины, манящая блистательная заграница, супермены,
героизм, выдающиеся деятели, катастрофы, сногосшибательные разоб-
лачения и т. п.)

  Зудят: Данелия -- гений, гений, гений, гений. А почему я не
знаю? А мне в самом деле откуда знать? Он же почти везде фигури-
рует с соавторами. Вдобавок кино -- это такая область, в которой
ты даже без непосредственных соавторов всё равно творишь коллек-
тивно: режиссёр ведь имеет возможность проезжаться на сценаристе,
операторе, ведущих актёрах, консультантах, худсовете и т. п. В
принципе там можно быть обаятельной серостью, всего лишь сводящей
талантливых людей в команду и обеспечивающей в ней надлежащую
"атмосферу". Для этого, правда, тоже нужен талант, но уже не
творческий, а организационно-манипуляционный.

  Про наклонность условно-гениального Данелии к соавторству. Мне
почему-то кажется, что гений скорее, наоборот, будет по возможно-
сти избегать работы с соавторами. Ведь не рассказывают же нам, к
примеру, о сотрудничестве Моцарта с Сальери. Пустить кого-то в
свой дражайший огород -- это для творческого гения, даже для про-
стого талантищи, должно быть едва ли выносимо. У меня приятель
был, постарше меня, очень не дурак и вполне приличный, обходи-
тельный человек, благообразный и обаятельный, кандидат наук, не
проныра, но -- творчески бесплодный: может, ему свернуло мозги в
неправильную сторону общение с "бандой Щедровицкого" в молодости
или изучение философической белиберды Владимира Соловьёва. Читать
скудную писанинку моего приятеля было для меня мучительно. Так
вот, выдурив где-нибудь заказ на аналитическую работу, он всегда
начинал привлекать "соавторов". Я бы так не смог. Послушать чужую
критику, воспользоваться толковой подсказкой -- такое всегда по-
жалуйста, но соавторство -- разве что за сумасводящий супер-гоно-
рар (тогда ладно, можно было бы разок помучиться, наверное), но
деньги вперёд. Для меня хватило опыта небольшого сотрудничества с
тем моим приятелем и другими его "соратниками". Где-нибудь в по-
литике я компромиссы приемлю, в концептуальной же, творческой об-
ласти -- категорически НЕТ.

  Кстати, Данелия ведь, вроде, и не корчил из себя великого ре-
жиссёра, почти самостоятельного творца. И вот гадай теперь, поче-
му он так делал? Потому что это было ему чуждо или потому что он
не хотел нарываться на хлёсткие разоблачения и неприятные сравне-
ния?

  Далее. Ну, не поддержал Данелия аншлюса Крыма. Вообще, уклонил-
ся от чёткой оценки. Вроде, хорошо, мудро. Ни за белых, ни за
красных. Я ж тоже так. Но я -- чтобы не подливать масла в огонь
(да и попробуй ещё разберись, какой вариант хуже), а он почему?
Потому же, почему и я? А вот несколько сомневаюсь... Мне кажется,
что я -- от категорического неприятия деградирующей современнос-
ти, а он -- от особо хорошей встроенности в неё и тем боком, и
этим.

  В СССР-е меня довольно-таки душила "клаустрофобия": тянуло на
широкий, глобальный простор, за "бугор" -- и подальше. Я даже
изучал соответственно всякие языки: английский, немецкий, фран-
цузский, испанский, польский, болгарский, японский и т. п. (гру-
зинский, впрочем, тоже, но от посещённой мной Советской Грузии я
оказался не в восторге). Может, не совсем приятие Данелии сложи-
лость у меня именно на этой почве -- из-за предпочтения ЗАПАДНЫМ
комедиям, в основном французским и американским. Я на них, можно
сказать, рос. Я пропитался их "языком", только и всего. То, есть,
дело, может, не в объективном качестве данелиевых фильмов, а в
том, что я привык к немножко другим блинчикам.

  Когда режиссёр, претендующий на комедийность, не в состоянии
сильно рассмешить, его комедию называют ТРАГИкомедией или пере-
квалифицируют его как бы юмор в иронию и начинают искать глубокие
подтексты. Данелиев случай, да?

  Ещё мне сказали: лучший фильм Данелии -- не "Мимино" вовсе, а
"Осенний марафон" (1979). Вах, вот ЭТОГО фильма я не помню
СОВСЕМ: он в какой-то параллельной субкультуре (не в той, в
которой я). Но название попадалось на глаза неоднократно и у нас.
Из чужих "наших" отзывов (сайт irecommend.ru):

  "Да уж, это настоящая драма, как она есть. Даже не грустно, а
как-то серо и уныло. Никакого просвета, даже плёнка затемнённая.
Это сразу наводит на печальные мысли, что ничего хорошего в филь-
ме ждать не придется. Собственно говоря, так и получилось.
  Басилашвили очень симпатичный мужчина, но здесь он буквально
сам на себя не похож. Какой-то тютя нерешительный, всего боится,
ото всех прячется, перед всеми стелется. Ужас. Аналогичным
образом прописаны и остальные герои. Что Гундарева, что Неёлова,
что Волчек просто отталкивают. Каждая по-своему. Но я бы не
выделила ни одного положительного женского персонажа. Они все
какие-то жалкие и раздражающие.

  Даже Леонов тут играет словно кого-то чужого. Я привыкла видеть
его добродушным и флегматичным, а тут он по-настоящему страшен и
опасен. Того и гляди ударит или ножом пырнет. Пассивный агрессор.
И голос чужой. Не его своеобразный добродушный тембр. Да, это
говорит о его гениальности, но, блин, нельзя так резко с одного
полюса на другой.

  Словом, это драма, которой нет конца. Банальная ситуация, ба-
нальные поступки. Всё скучное и тоскливое, даже утро главного
героя. И жаль, что он так и не смог совершить хотя бы один до-
стойный поступок. За это его искренне презираешь. Но не ненави-
дишь. Не за что ненавидеть хлюпика. Он этого не стоит.
 Тяжело. Смотреть не рекомендую, потому что это прямая дорога к
депрессии."

  "Смотрела фильм один единственный раз еще в детстве, ничего
не поняла, кроме того, что он занудный. Решила посмотреть уже
взрослой и осталась при своём мнении. Сами по себе персонажи
интересные, яркие, своеобразные, и артисты прекрасно играют, но
нет среди героев (и героинь) ни одного, который был бы мне
симпатичен, кому бы я посочувствовала. Кроме того, нет в этом
фильме классических завязки, развития сюжета, кульминации и раз-
вязки. Сюжет топчется на одном месте, или, точнее, переминается с
ноги на ногу. Показан любовный треугольник, который всем его
участникам не нравится, но никто из них не делает решительного
шага, чтобы его разорвать. Сцены есть с юмором, но в общей чехар-
де и мелькании обстоятельств они как-то плохо перевариваются.
Наверное, кому-то такие фильмы могут нравиться, но я навряд ли
захочу его пересматривать в ближайшие тридцать лет."

  "Осенний марафон" -- фильм с мерзким послевкусием. Его создате-
ли пытались облечь все происходящее в форму юмора и сатиры, но
реальность жизни слишком сильно и часто выглядывала из-за кулис.
Чего нельзя отнять у картины, так это реализма происходящего.
Периодически у меня возникало ощущение того, что я смотрю чьи-то
семейные записи...

  Мне не нравятся герои фильма.

  Знаете, есть такая категория людей, который "счастливы" только
тогда, когда у них есть внутренняя подпитка в виде жалости к са-
мим себе. Они этим живут.
  Вся эта тямаготина преподносится нам под соусом грустной коме-
дии. Здесь есть попытки разбавить мрак с помощью появления Леоно-
ва. Вот только светлый и замечательный актер получил образ непу-
тёвого любителя выпить, который только создает еще больше проблем
соседу. Так что даже его роль не вытягивает фильм на уровень
комедии. Тут всё просто печально и ужасно."
  И т. д. Кстати, "Осенний марафон" нахватал кучу премий на вся-
ких фестивалях. Но у меня на этот случай примета имеется: если
фильм собирает премии, для меня он оказывается скучным.
  Я в принципе не против мультикультурья, но я всё же считаю, что
некоторые субкультурки получаются неправильные: деструктивные или
паразитские. Боюсь, что Данелия был в целом не способен на само-
окупание и держался на плаву не сбытом своих творческих продуктов
на общих основаниях, а немножко другими средствами.

  "А музыка Петрова? Операторская работа Вронского? А гениальная
метафора в названии?! Осенний! Марафон!!!"

  Ну вот при чём здесь "осень" и "марафон"? Олегу Басилашвили на
момент съёмки этого фильма 45 лет. Это не "осень", а "мужчина в
самом расцвете сил" (конечно, если много двигаться и не "злоупо-
треблять"). За впаривание идейки, что 45 лет -- это "осень", надо
вообще-то сильно бить по шапке, в том числе от имени государства:
в 45 нечего расслабляться и в сторону аптеки поглядывать, вам ещё
[жить и жить] работать и работать. А то и воевать, тьфу-тьфу.

  И я в упор не вижу ничего ненормального и потенциально смешного
в фабуле рассматриваемого произведения. Мужчина завёл связь на
стороне -- эка невидаль. Своя "половина" с годами приелась, мало
возбуждает, а хочется ж сильных эмоций. На стороне они, как пра-
вило, ярче, так что добывать себе новых дам -- это прошито в инс-
тинктах, это биологично, естественно (правда, чтобы было биоло-
гичнее, надо ещё и детей делать новым дамам), а моногамный брак
есть насилие социума над мужской природой. Развестись -- травми-
руешь свою "половину" (а она это вряд ли заслужила) и создашь се-
бе и ей квартирную проблему и другие дополнительные хлопоты, а
жизнь и без того слишком напряжённая. Далее, женщина на стороне
выбирается, как правило, по немного другим критериям, чем су-
пруга, поэтому жениться на любовнице может быть в лом. Встречать-
ся время от времени и постоянно жить вместе -- это разные вещи,
разные требования к личным качествам и к совместимости. Далее,
если женишься, то исчезнет флёр связи на стороне, новая половина
раньше или позже тоже приестся, и всё пойдёт по очередному хло-
потному кругу, сопровождаясь чувствительными затратами денег и
нервов. Большая социальная проблема тут, конечно же, имеется, но
рассматриваемый Данелия к её исследованию и тем более к решению
-- никаким боком: он всего лишь старую жвачку пожевал и тщетно
попытался посмешить. Если бы он хоть ПОКАЗАЛ проблему (как я это
сделал выше, только развёрнуто и ярко), была бы от него польза:
многим становилась бы понятнее их ситуация, люди экономили бы
свою психическую энергию [для добрых дел] для более полноценной
жизни.

  Наверное, Данелия раздражает меня но в последнюю очередь своей
"верхушечностью": с ним и Хрущёв общался запросто, и Брежнев. В
компании с Брежневым этот Данелия мог даже на футбол запросто
сходить (только, вроде, не сходил). Данелия был для них не слу-
чайным контактом, а заметной фигуркой из широкого круга их эпизо-
дического общения. Да что там Брежнев с Хрущёвым: "через одно
рукопожатие" (режиссёра Чиаурели) юный Данелия почти тёрся о
самого Сталина.

  Кстати, о футболе. Уж извините, но я считаю, что интерес к та-
ким вещам (к зрелищному спорту вообще) -- это признак простова-
тости душевного устройства. Переживать по поводу катания мячика
по полю -- тот ещё абсурдизм.

  Держать дома котов и собачек (а Данелия держал) -- это, по-мо-
ему, тоже нехороший признак, уж пардон. Лишние хлопоты, расходы,
зараза, шерсть, порча мебели, а напоследок -- ещё и печалька с
похоронами. Моя жена завела аквариумных рыбок, когда дети были
маленькими, так эти рыбки меня ИЗНУРИЛИ. Хорошо ещё, что не надо
было чесать им брюшко и водить их на прогулки.

  А Данелия ещё ж и курильщик был. И за воротник лил при случае. В
общем, в личностном плане -- дешёвка дешёвкой. Ну, с мизантропс-
кой точки зрения (но она ведь -- о-го-го). А долго протянул, по-
тому что весельчак был (в основном ухохатывался над быдлом, на-
верное), на работе особо не перенапрягался, плюс хорошее медицин-
ское обслуживание "избранных".

  Почитал я книжку Данелии "Тостующий пьёт до дна" (2007). Одно
из впечатлений от неё вот такое: 1960-е -- это в СССР уже было
время "сынков" и "дочек". Работа "социальных лифтов" на подъём
к тому времени в основном закончилась: какая семейка не успела
протиснуться в верхний слой, та уже и не могла. Данелия был
"сынок", какая-нибудь Суфико Чиаурели -- "дочка" и т. д.
 
  И вот только не надо про "талантищи" и про "заслужили". Если
вы со мной не согласны, то сами вы -- наверное, плебеищи. Или
тоже "дочки" и "сынки". Никто там открытых конкурсов на талант-
ливость не устраивал, кандидатов не ставил в одинаковые условия.
Кому-то требовалось пробиваться непонятно как из дальней деревни,
а кто-то с детства жил в приличной московской квартире, со школы
заводил нужные знакомства, получал консультации от хорошо при-
строившихся родственников и т. д. Про передачу таланта по наслед-
ству тоже лучше молчите: не просто ведь так говорят, что природа
отдыхает на детях. Что-то иногда передаётся, конечно, но не таким
же сплошняком.

  Теперь про "заслужили". Во-первых, помешали "заслужить" другим
-- возможно, более способным и более правильным. Во-вторых, за-
служили, простите, ЧЕМ? Осыпали современников какими-то реальными
благами -- или как-то поспособствовали тому, что современники са-
ми этими благами пообсыпались? К тем, кто делали холодильники и
телевизоры, у меня претензий почти нет, вроде. А к "сказочникам"
-- почему бы и не придраться? Скажем, вместо фильмов Данелии (по
сути гнусных пропагандонских поделок, "нормализующих" убожества
советского образа жизни) я бы весьма предпочёл своевременно уви-
деть кое-что из заграничного кино. Какие-нибудь "Пушки острова
Наварон", к примеру. Или "Бегство к Афине". Оба сняты на острове
Родос. Я там, кстати, был -- правда, не на съёмках, а позже, но
впечатления всё равно потрясали. Наверняка нам в советское время
потому и втюхивали Данелию, чтобы мы не рвались на Родосы.

  Читать в указанной книжке Данелии про его бонвиванство, про
комфортное катание его по разным странам за чужой счёт и про меж-
дусобойчики с такими же "верхушечниками", сидящими на шеях у на-
родов, мне было немного противно, но я терпел ради познания. Я
как бы тоже немножко поездил и полетал, но либо в форме команди-
ровок на тяжкий труд, либо за собственные кровные сбережения. Ни-
кто меня у трапов самолётов не встречал и за ручку потом не во-
дил.

  Заграничный успех Данелии с фильмом "Афоня" довольно-таки объ-
ясняется [брезгливым] любопытством западоидов к тому, как тут у
нас что крутилось. Такой же успех, а то и больший, наверное, был
бы и у другого режиссёра -- к примеру, у Иосифа Хейфеца с "Бродя-
чим автобусом". Но сунулись с "Афоней", только и всего. Любопытс-
тво было удовлетворено, соваться потом с чем-то другим на ту же
бытовую тематику значило повторяться. Ещё вариант объяснения: это
унылое дерьмо пошло как "кино не для всех".

  Данелия чуть ли не божится, что чрезвычайно популярная в то
время музыкальная группа "Машина времени" попала в "Афоню" слу-
чайно и что он всего лишь хотел заполучить в эпизоде каких-ни-
будь музыкальных волосатиков. Ага, я очень доверчив. Почти как
следователь НКВД.

  Данелия как режиссёр -- концептуально убогий ширпотребщик. Те
его фильмы, которые можно назвать "интеллигентскими", -- это
тоже ширпотреб, только образованческий. Ширпотребность для кино
-- это ОК, это много лучше чем "кино не для всех", но можно ведь
было (точнее, нужно) и что-то важное мимоходом вворачивать. Что-
то против курения, скажем. Или за рожать побольше детей в рус-
ских семьях. Но, по-видимому, ничего важного, толкового, особо
нужного у Данелии за душой-то и не было. Моё впечатление от не-
го после чтения его мемуаров: он был человечек очень поверхност-
ный, всеобщий друг, приспособленец и ретранслятор.

  При Советах следовало составить секретный документик для кине-
матографа -- с перечнем вещей, которые надо в кино по чуть-чуть
вворачивать, и перечнем вещей, которых надо в кино избегать или
хотя бы показывать осуждающе, но всё рано лишь понемногу. Следо-
вало сделать этот документик вполне достойным, приличным образом,
чтобы "утечка информации" из него только служила пропаганде здо-
ровой советскости. Так вот, если бы такой документик существовал
как неукоснительное настольное руководство к действию, боюсь,
фильмы Данелия -- такие, какими мы их знаем, -- не появились бы
на свет.

  Когда этот столичный элитный выкормыш берётся показывать жизнь
пролетариата или колхозного крестьянства, бывает противно.

  На мой взгляд, данелиев фильм "Афоня" -- это не только тягомо-
тина, но вдобавок дешёвая антисоветчина и антироссийщина. Прими-
тивное и мерзкое показывается у Данелии мимоходом, как норма жиз-
ни. Положительные герои Данелии -- какие-то неудачники и страда-
льцы. Чтобы понять, о чём я, сравните их с гайдаевским Шуриком.
Шурик -- прекрасный советской человек, с которого можно делать
свою жизнь. Шурик борется с комичным злом и блистательно побежда-
ет его. В фильме "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик --
дерзкий изобретатель, превративший свою квартиру в лабораторию и
совершивший огромный научно-технический прорыв в свободное от
основной работы время. Шурик ПРЕКРАСЕН. Он внушает оптимизм, веру
в лучшее будущее человечества. Он настраивает на созидательный
труд. Он -- человек, которому можно доверять абсолютно.

  Фильмы Гайдая, можно сказать, воодушевляют и направляют (ну, не
все: не те, что сняты по скрытому антисоветчику Зощенко). А филь-
мы Данелии -- дезориентируют и унылят.
  За счёт чего держался и процветал Данелия:
    - хорошие связи с детства, роль всеобщего друга, тщательное
      держание шеренги с себе подобными;
    - лады с еврейской общественностью;
    - близость качества его мастерписов к заморочному "кино не
      для всех", почему-то очень милому интеллигенции;
    - лёгкая неявная антисоветскость, антироссийскость и антина-
      родность, тоже гревшая советскую интеллигенцию.

  Посредством Данелии разрушали СССР. Возможно, его и поддержива-
ли с Запада отчасти потому, что рассмотрели его деструктивный по-
тенциал.

  Полагаю, во времена СССР на Западе, да и в СССР в определённых
кругах, таки существовал очень секретный списочек тех, кого надо
бы поддерживать, чтобы Советский Союз поскорее грохнулся. Списо-
чек облегчал подрывную работу, потому что избавлял от необходимо-
сти тщательно анализировать каждый новый мастерпис. Так вот, Да-
нелия наверняка присутствовал в этом списочке -- и ценился за не-
явность своей подрывистости.

  В своё время я относился к СССР довольно критично, но отчасти
потому, что в СССР процветали и втюхивались такие, как Данелия:
жу-жу-жу про них было много, а как в кино идти, так смотреть было
зачастую нечего. То есть, в лично моём случае западная поддержка
Данелии таки срабатывала, только немного не тем путём, на кото-
рый, наверное, был расчёт.

  Из обсуждения:
  "До чего разнообразен мир: некоторые и Данелию за режиссёра не
признают. Хорошо хоть, что они сами не режиссёры."
  Да, хорошо-то как. Кстати, я не из них: Данелию я за режиссёра
признаю. Зато я некоторых своих комментаторов не признаю за тол-
ковых критиков. Чего-то и хотят, вроде, сказать, а смысла получа-
ется поменьше даже, чем в иных пусканиях ветра.

  "Данелия -- такой же коньюктурщик и лизатель известного места,
как, скажем, Михалков. Не случайно он у него и снялся в Шагаю по
Москве. Два сапога пара. Только бездарные и пошлые люди могут
превозносить псевдотворчество таких режиссеров. Очень обидно, но
нынешнее многочисленное быдло в России во многом сформировалось
под влиянием этих людей. Народных артистов, не имеющих с русским
народом ничего общего. Печально, что этот "культурный" заслон не
дает многим докопаться до подлинных русских ценностей. А еще пе-
чальнее, что этих псевдотворцов чествует РПЦ и ее весьма времен-
ный лидер."
  Точнее не сказать!


Рецензии
Это ваши фантазии Александр. Прежде всего надо не пытаться оскорблять людей. Это аморально. Вам заняться больше нечем? Написали столько текста со сплошными попытками оскорблений.

Футляров Максим   15.01.2025 17:31     Заявить о нарушении
Вас давно не посылали подальше, Петроня Арбитров? Идите отсюда, пожалуйста, и не отвлекайте меня от кропания. Я к Данелии хотя бы не приставал с поучениями в своё время.

Александр Бурьяк   29.01.2025 13:57   Заявить о нарушении
А вы когда публично выставляете оскорбления, вы какой реакции ожидаете? Может ещё Райкин по вашему разваливал Союз своей сатирой? Данелия вполне конкретно высказывался ПОЛОЖИТЕЛЬНО о СССР.

Футляров Максим   20.03.2025 02:37   Заявить о нарушении
Да, и Райкин косвенно разваливал, хотя из Вашего футляра это, возможно, не просматривается.

Александр Бурьяк   20.03.2025 11:18   Заявить о нарушении
Это ваши фантазии. Ну я по Бурьяк могу много чего напридумывать, я же этого не делаю.
Попытки меня как то задеть, ещё и по фамилии, это просто аморальный поступок.

А по поводу развала СССР Райкиным и Данелией, тут даже разговаривать не о чем, насколько это не так.

Футляров Максим   25.03.2025 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.