Духовно-эвристическая концепция бытия, сущего

Опубликовано в журнале "Вопросы гуманитарных наук", 2008 г. № 2, с. 53.
                Исправлено в октябре 2023 года.

                Введение

          Иное название статьи - апология духовности - вернее отражало бы ее суть. В  ней декларируется всеобъемлющая роль духовного, ее глубинная значимость в природе нашего мира.
Вместе с тем, познание невидимого - сложное и рискованное занятие. Углубившись в него, можно потерять то, что уже имеешь в качестве основы жизни — безотчётную веру, романтическое восприятие действительности. Надо иметь мужество, чтобы подвергнуть испытанием то, что уже греет душу. Но лишь прошедший его, укрепит веру знанием.
          Духовность перестает быть чем-то скрытым и неясным, когда узнаешь, что весь природный мир активно ищет более совершенное состояние, стремится к нему, пребывает в поиске более высоких ценностей, более высоких смыслов. При этом идеей самоорганизации, саморазвития пронизаны и мельчайшие частицы, и галактики. Им так же, как и человеку, свойственны «бессознательные» устремления в будущее, духовные качества. Но человеку, в силу свойственной ему свободы выбора, надо осознать духовность. Она должна быть принята им для руководства к действию, как это «неосознанно» характерно для всего  природного мира.
          Определять жизнь духовными ценностями не просто. Человек индивидуален по своему внутреннему содержанию и условиям проживания. Духовная жизнь для него - творческий процесс — этим она сложна и интересна.  Активность человека в этом продуктивна только тогда, когда мотивирована двумя другими составляющими его внутреннего мира: осознанием идеалов, будущего; признанием за ними ценностного (казалось бы, не входящих в его интересы) статуса причины поступков.
Наш вещественный мир, будучи продуктом духовного мира, погружен в него, питается его творческой, жизненной энергией. Духовный мир не безучастен в наших поисках и внутренней борьбе. Активный поиск идеала свойственен и ему. Мы избегаем конфликта с духовным миром, когда руководствуемся в своем поведении принципами свойственными ему. Лишь в согласии с ним мы достигаем благодати, внутреннего покоя, чувства достоинства, то есть всех тех благ, к которым мы стремимся, чаще безуспешно, путем достижения материального благополучия.
          Изложенные идеи доступны пониманию, если встречают внутреннее приятие. Они слишком «революционны», чтобы опираться на безусловное подтверждение. Но есть в них логическая последовательность, с ними должен согласиться наш внутренний голос, если он опирается на осознание жизни, целей внутренних побуждений. Духовно-эвристическая концепция бытия позволяет объяснить многие парадоксы опытных знаний, не объяснённых нашим естествознанием, и в то же время не оскорбляет чувства верующих в Бога.
          Абстрактная вера в «непознаваемого» Бога все меньше устраивает современного человека. Обращение к Нему без логических, рациональных подтверждений уже не пробуждает в нас вдохновенных чувств, а иным кажется идеологической заморочкой. Бог должен быть встроен в мировоззренческий контекст, признание Его не должно вызывать раздвоение личности. Мораль, нормы нравственности, духовность не властное пожелание Бога, а условие нашего выживания как саморазвивающихся, самоорганизующихся субъектов природного мира.

              1. Предпосылки создания концепции
                               
          Умственный образ (концепция) Бытия - понятие приравнимае картине Мироздания. Его глубина и сфера охвата зависит от наших знаний о мире. Они пока недостаточны, чтобы выработать строго научное мировоззрение. Только религиозные представления, опирающиеся на всемогущество Бога, на Его организующую силу, непротиворечиво объясняют мир, удовлетворяют, в значительной степени, запросам внутреннего мира человека. На их базе сложились наши идеалы межличностных, общественных отношений - современный монотеизм.
          Философским аналогом религиозного взгляда на мир служит мировоззрение детерминизма, видящее причину явлений нашего мира во внешней силе, стимуле. Впервые оно было сформулировано Платоном [1]. Он считал материю темной, инертной массой, которая оживляется восприятием идей световых истечений. Эта линия в философии, принимающая то религиозную, то научную окраску практически была завершена  Декартом  [2] - творцом картезианства. Причины любых явлений в объектах мира он видел в воздействии на них внешних сил. При этом сложные явления он сводил к сумме простых. В результате была сформулирована, так называемая, классическая концепция причинности, включающая три принципа: реактивность, каузальность и редукционизм. Они, в конечном счете, легли в основу методологии современной науки.
          Возникновение принципиально иного направления в философии связано с Аристотелем. Он утверждал,  что идея присутствует в каждой вещи. Материя при этом обладает стремлением к совершенному состоянию [1]. Лейбниц развил эту мысль, считая, что материя состоит из живых монад. Ее активность при этом возрастает от состояния сна у минералов, до бодрствующего у животных [3]. Такое направление в философии, в котором не трудно увидеть корни «язычества» с его обожествлением глубинных свойств явлений и предметов также развивается (хотя менее успешно, чем первое) в последующие века. Так Уильям Крукс, известный в свое время английский естествоиспытатель, в 1895 г. утверждает: «Все качества атома (считавшегося тогда неделимым элементом) – энергия, интеллект, способность выбирать и отвергать, их притяжение и отталкивание, чувствительность, движение и желания очень напоминают психологию человека, но только в меньшей степени и в более ограниченных пределах». Пьер Тейяр де Шарден  в «Феномене человека» [4] пишет, что всякая энергия в материальном мире имеет психическую природу и может быть поделена на тангенциальную (энергию связи с другими элементами) и радиальную (энергию сосредоточения, усложнения внутреннего состояния). Позже, в  1965 г. Уайтхед заявляет: «Никакая сущность, никакие состояния не могут быть определены без активности. Пассивная материя не способна порождать созидающую Вселенную».
          Таким образом, вторая линия в философии наделяет материю свойством самоорганизации. Им объясняется возможность развития, эволюции мира «вопреки» второму началу термодинамики и «вечное» существование атомов нашего вещественного мира. Но возникает вопрос: какие свойства  материи смогли обеспечить развитие ее до достигнутых форм? Какими принципами она руководствуется в своем саморазвитии? Очевидно, что наиболее верный ответ мы найдем в поведении человека, самоорганизующаяся сущность которого не вызывает сомнений. То есть принципы саморазвития надо искать в трудах психологов, например: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, В. Франкла [5-8].
          В самом деле, психологи пришли к принципам самоорганизации, которыми должен руководствуется человек, чтобы стать успешной развивающейся личностью (системой): внутренней активностью; собственным целеполаганием (цель становится причиной поступка) и иерархичностью (высшие ценности имеют приоритет над частными). В противном случае человек не видит себя внутри организованной системы, заболевает неврозами различных типов, утрачивает способность к эффективному саморазвитию. К этим принципам можно придти и самостоятельно, внимательно наблюдая собственный духовный (психологический) опыт, оценивая меру успешности деятельности отдельных людей.
          Очевидна полная противоположность системных принципов причинности картезианским. Во-первых, в них в качестве причины выступает не внешняя сила, а внутренняя активность (стремление к  самоорганизации); внешнюю обусловленность сменяет собственное стремление к идеалу (будущее становится причиной поступков); приоритет высших ценностей, а не сумма предшествующих событий, обретает статус причины в поведении человека. Эти принципы в наибольшей степени свойственны поведению духовного человека [8].
          Но в таких, казалось бы, понятных представлениях о «движущих силах» психики человека, есть «облако», которое не позволяет считать их достаточно аргументированными. Оно заключается в том, что реализация указанных принципов причинности в психике человека обеспечивается (согласно современным представлениям) его таинственным «бессознательным». Только определив природу и механизм действия бессознательного можно ставить вопрос о распространении системных принципов причинности на все субъекты вещественного мира. Предлагаемая концепция указывает на источник «бессознательного», придает ему всеобъемлющий характер.

                2. Сущность концепции

          Духовно-эвристическая концепция бытия утверждает, что любой объект нашего мира и Вселенная в целом является живой системой. Иначе невозможно их возникновение и развитие. Она наделяет элементы объекты мира от мельчайших частиц  до галактик способностью к самоорганизации. То есть им, как и человеку, придается качество едино двойственности [9] - единство телесного и духовного начал. Когда развитие телесного определяется его духовной первоосновой, действующей в соответствии с системными принципами причинности. Они свойственны всему вещественному миру. Развитие этих положений привело к утверждению основополагающих постулатов концепции:
     1. Континуум нашей вещественной Вселенной двух компонент. Вещественный мир является  продуктом духовного мира, творчески, энергетически питается им;
     2. Все элементы вещественного мира представляют собой духовно-вещественные образования. Их первичные элементы, возникающие из духовных структур, проходят путь эволюционного развития;
     3. Момент возникновения духовно-вещественных образований из духовных сущностей «революционен». Он завершает «гомогенное» развитие духовных сущностей от элементарных психических проявлений до чувства самости с последующей индивидуализацией. Психическое (пси) при этом являлось действенной энергией (силой) и в объектах природы;
          В соответствии с постулатами любое духовно-вещественные образования наделено  свойствами самоорганизующейся  системы. Они продуцируются в нем уже в момент его возникновения. Зародышевая клетка человека не может породить «бессознательное», в ней (точнее в геноме) есть все, что потом становится человеком. «Бессознательное» в объектах природы содержится изначально, является его духовным зерном, «первородным качеством». Оно воспроизводится в них, развивается на последующих этапах эволюции. Духовные сущности это кирпичики вещественного мира. Так как вещественное имеет духовную основу, то любая его форма обладает качествами подобными человеческой психике. Первичные элементы вещественного мира уже обладают психическими качествами.
          Концепция углубляет наши представления о мире, возводит как бы им нижний этаж, и отвечает в той или иной степени на многие возникающие вопросы. Например, что представляют собой духовные сущности? Можно ли описать их с позиций современного естествознания и объяснить взаимодействия между собой, приводящие к образованию элементов природного мира? Корпускулярны или непрерывны по своей природе духовные сущности?. При этом важно объяснить высокую «энергетику» и творческий потенциал духовного мира, а также мотивацию существования духовного мира и источник его появления в континууме?
          В соответствии с концепцией, природа духовных сил одинакова в любом объекте мира. К минеральному, растительному и животному мирам в равной мере применимо понимание механизмов успешного саморазвития на основе системных принципов причинности. Их саморазвитие тем более гармонично, чем меньшими энергетическими затратами поддерживается их существование. Поиск таких условий составляет естественную задачу существования любых духовных образований. И только человек, с его свободой выбора, нуждается в осознании саморазвития, мотивации к нему. Лишь духовный человек, живущий в соответствии с системными принципами причинности, адекватен, инвариантен духовному миру. Он эффективно взаимодействует с ним, обретает (или отдает) при этом творческую, жизненную энергию.

              3. Научные, философские и религиозные основания концепции

          Если исходить из того, что концепция имеет под собой реальную основу, то естественно предположить, что попытки естественных наук выйти из своих тупиков, должны быть созвучны концепции. Мы видим, что человечество, освоив просторы планеты, сделав рывок в познании космоса, стоит на пороге познания микрокосмоса, которым, в соответствии с концепцией, является прямым продуктом духовного мира. Декларируя это, концепция разрешает противоречия, существующие в естественнонаучной парадигме нашего мира.
          На духовные свойства (наличие сознания) физического вакуума указывают авторы [10]. В частности они пишут: «Физический вакуум представляет собой не пустоту с фиксированными свойствами, а сложную, целостную, иерархическую систему, способную к динамической эволюции, самоорганизации и по своей сложности и многообразию свойств не уступающую человеку». То есть «пустота» имеет высокий энергетический, творческий потенциал. На это указывают не только отдельные физики, но и космологи [11, 12]. Скрытность для нас этого свойства они объясняют тем, что энергетические «заряды» взаимно скомпенсированы своими противоположными сущностями [13]. В соответствии с концепцией такая скрытность обусловлена и тем, что духовный мир это система с иной природой, ей свойственны другие законы. А если это так, то, продвигаясь в понимании духовной природы «физического вакуума» как, мы быстрее поймем и изучим его.
          Свойства духовного мира определяет природа духовных сущностей. Концепция наделяет их колоссальной памятью, творческой активностью, энергией. Духовные сущности должны быть корпускулярны с размерами меньшими длины Планка. Нельзя придти к познанию духовных сущностей с помощью методов изучения элементарных частиц, с их «жесткими», высокоэнергетическими воздействиями на частицы.
          В соответствии с концепцией духовные сущности являются первоматерией нашего мира. На возможность существования первоматерии указывает Марков А.М. [13]. Он пишет, что «первоматерия» должна быть элементарнее всего списка элементарных частиц и представлять собой некоторое фундаментальное пси – поле (название пророческое!). Что все известные поля (видимо и вещество) являются  различными состояниями этого поля. С пси - полем автор связывает «судьбу» современного атомизма, происхождение элементарных частиц. Экстраполируя эти рассуждения, можно придти к сверхслабым взаимодействиям, образованию элементарных частиц духовными сущностями.
          Какие современные представления о  глубинных свойствах вещества могут быть использованы для понимания духовных сущностей? В настоящее время существует две версии: многообразие форм вещества безгранично либо имеется начальная форма - первоматерия. В концепции функцию первоматерии выполняют духовные сущности. В физике известны гипотетические частицы, таящие в себе возможности духовных сущностей. Марков А.М. в работе: «О понятии первоматерии»  допускает существование, так называемых, фридманов. Класса частиц микромира, структура которых может повторять структуру видимой Вселенной. Вселенная в целом, по словам автора, может оказаться микроскопической частицей, а частица может содержать Вселенную.   
          Положения концепции не противоречат, а иногда и согласуются с идеями, развиваемыми в торсионной теории физического вакуума [11]. В соответствии с ней пространство нашего континуума заполнено биоэнергетическими солитоннами, структурами сгустков торсионных полей, обладающими безграничной активностью. На основании математического описания торсионного поля авторы [14] приходят к выводу о наличии сознания у любой формы материи. Правда, учитывая гипотетичность самой теории торсионных полей, такой ее вывод нельзя считать безусловным.
Итак, постулатам концепции не противоречит достаточное количество научных идей. Это дает право считать, «с соблюдением мер предосторожности», что она имеет право на существование. Однако, когда речь идет об эвристических способностях элементов природного мира, современная физика исключает существование сознания в исследуемых ею объектах. Даже физиологи, препарируя в ходе экспериментов подопытных животных («вытряхивая» из них «душу»), не находят в них творческих способностей. Между тем, предвидение должно быть несомненным качеством любого духовно-вещественного образования.  В нём необходимое условие их усложнения. Без предвидения будущего невозможно возникновение атомных структур, которые бы стали основой молекулярных, клеточных образований. Пока же дар предвидения признается только у художников, поэтов и святых.
          В самом деле, способность предвидения, целеполагания у объектов природы вытекает из представления их совокупностью элементов, образующих целостность, единство – систему, которая проявляет свои свойства при взаимодействии с внешней средой.  В этом состоит основное качество целого, его не сводимость к сумме частей. Духовно-вещественное образование на каждом этапе своего преобразования (вхождения в более сложную систему) проявляет свойство телеологичности, выбора такого варианта, который позволит ему в будущем войти в другую, более сложную систему, отвечающую перспективам непрерывного развития. В философии этот  принцип известен, как антропный, когда предполагают, что эволюция идет с прицелом на зарождение человека. В соответствии с духовно-эвристической концепцией бытия системные принципы причинности, способность к самоорганизации (саморазвитию) реализуется на основе целеполагания (овладения актуальной целью, будущим) обусловленного интересами системы более высокого уровня (метасистемы). Субсистемы при этом только обеспечивают системе условия реализации актуальных целей, в то время как причина кроется в метасистеме. То есть преобразование любого объекта природы взаимообусловлено «сверху» как цель и «снизу», как условие. Оно должно уложиться как бы в «прокрустово ложе» саморазвития. Этот вывод подтверждается всей историей эволюции нашего мира.
          Возникает вопрос: как сочетается внутренняя активность духовно-вещественных образований с системной иерархией? В чем проявляется иерархия? И как формируется ее структура? В соответствии с концепцией первичными духовными сущностями заполнен континуум Вселенной, они зарождают духовный мир, усложняя структуры духовных сущностей. При этом духовный мир является средой беспрепятственного общения между ними. Сущности, достигшие высокого уровня структурной организации, влияют на сущности, стоящие ниже их по развитию. Так должно бы быть и в обществе людей (иногда так бывает). Организующая роль духовной иерархии основана на добровольном подчинении «младших старшим». Иерархия имеет тем более сложную структуру, чем выше уровень развития сущностей, вовлеченных в нее. Иерархия человеческой души (духовной сущности) включает множество стоящих над ней систем (метасистем). Это семья, трудовой коллектив, партия, дружеская компания, этнос, государство и так далее. Но и субсистемы, например, органы жизнеобеспечения (желудок для гурмана) могут занять высокую ступень в иерархии. Только у человека, в силу свободы выбора, возможно такое. В остальном природном мире положение в иерархии определяется только степенью развития. Право на гегемонию в нем устанавливается естественным ходом становления. Интересы системы доминируют над интересами субсистемы.
          Структура соподчинения развивается по мере формирования глобальной системы в масштабе континуума. Не может быть власти без объекта властвования. Усложняющийся мир формируется в организационную систему. Бог проявил и проявляет себя только созданием первичных духовных сущностей. Он вкладывает в них энергию, способности к творчеству и предвидению. Этим проявляется Его власть над Миром. Сама же организационная структура континуума, формируется духовными сущностями по мере их развития. Допущение же, что поведение объектов природы предварительно прорабатывается на духовном уровне и «спускается» им на вещественный уровень в виде команды или программы означало бы возвращение хоть и модернизированной, но детерминистской концепции бытия.
          Любое состояние духовных сущностей природных объектов в пространстве, является итогом последовательного развертывания потенциала первичных духовных сущностей. Цена этому – снижение времени жизни. У протона она ниже, чем у духовных сущностей и все же составляет 10 в 56 степени лет! Время жизни духовной сущности человека меньше на колоссальную величину. Такова цена за развертывание. Но если так, то верно ли говорить о смерти души (духовной сущности человека). Вернее, видимо, говорить о ее свертывании. О бессмертии души можно говорить в связи с возможностью творить новые духовные сущности. Поэтому родолжительность их жизни безгранична, по крайней мере, значительно больше, чем у протона. Семя человека несет в себе духовную сущность, поэтому таит в себе потенциал его бессмертия.
          Духовный мир в концепции подобен представлению о хилэ. Оно впервые дано Аристотелем для обозначения «первичной космической субстанции» в изложении Гурджиева. С этих позиций описывает хилэ и Д.Г. Беннетт [15]. Он говорит о нем, как о материале, из которого состоят различные материальные формы и энергии, отличающиеся  по организации и количеству хилэ. Этот материал, пишет Беннетт, не дух и не материя, это то, что актуально воспринимается – феноменально. При этом Д.Г. Беннетт ссылается на У.К. Клиффорда, на его утверждение, что есть единая умственная материя, из комбинации которой возникает неживая, живая и сознательная форма существования. Что означает признание теории единого материала в форме панпсихизма.
          Откровения Старого и Нового заветов в основном не противоречат излагаемой концепции. Так в Святых писаниях указываются, по крайней мере, три ипостаси Бога: Бог – творец всего сущего, Бог – есть дух, Бог – есть любовь. В соответствии с концепцией духовный мир является как бы посредником Бога в вещественном мире, с помощью его Он творит вещественный мир, духовные сущности его кирпичики. Любовь при этом – наиболее продуктивное качество духовных сущностей. Ею осуществляется строительство и управление вещественным миром. Концепция соответствует духу христианства. Например, его подвижником, А. Роттердамским сказано: «верую, Господи, ибо разумею».
          Методология концепции согласуется с изречением Т. Гермеса, «отца» современного эзотеризма: «Все, что есть внизу, подобно тому, что есть вверху» или в торе (священной книге иудаизма): «Чтобы понять невидимое, изучай видимое». Развитие видимого и невидимого в концепции происходит как бы по одному алгоритму. Проявления духовного мира в концепции подобно тонкому миру в эзотерических учениях.
          В соответствии с концепцией человек уподобляется Богу, если его духовная структура, усложняясь и концентрируясь, обогащается чувствами, темпераментом, всем тем, что делает его личность духовной на базе системных принципов. Тогда его сознание сможет само производить духовные сущности. Они также будут наполнены чувством любви, стремлением к творчеству, предвидением.

                4. Обсуждение концепции   

          В бесконечном континууме развивается неограниченная по глубине организации и структуирования двухкомпонентная среда. Она создана духовными сущностями, которые имеют неограниченный по нашим представлениям творческий, энергетический потенциал.
          Без системной организации дух беспокоен, энергетически избыточен, не оптимален по затратам. Поэтому естественно его стремление к самоорганизации. Саморазвитие духовных сущностей происходит вначале в виде усложнения психических проявлений от чувства любви до возникновения чувства самости с последующей индивидуализацией. Эта особенность духовной сущности требует все большего структурного усложнения. Оно и привело к возникновению духовно-вещественных образований. Двуединство духовного и вещественного - следствие двуединства любви и самости: самость первородный грех вещественного мира. Вещественное вырастает, точнее, развертывается из духовной сущности, как растение из семечка. Агрессия, враждебность в вещественном мире должны быть только эпизодом в системе проб и ошибок при поиске гармоничного существования. Гармония достигается вследствие свойственной духовным сущностям внутренней активности при поиске и реализации будущего в целостной системе континуума.
          Представление эволюции в вещественном мире как последствия внешнего воздействия на его элементы, приспособление к нему – весьма абстрактное утверждение. В природе сначала возникают химические элементы, затем руда, из них состоящая. Потребовалась топка звезд, чтобы возникли сложные химические элементы. Подобное происходило при образовании органических молекул. Клетка – итог их экстремального существования и творческого предвидения. Зародышевая клетка творчески проявляет себя в растущем организме.
          История человечества – доменная печь, в которой развиваются духовные сущности (души) людей. Чего в зародышевой клетке нет потенциально, что содержится в человеке? В ней содержится все! Человек - как бы кусок руды, состоящей из зародышевых клеток. Ею определены его свойства. Эволюция в природе результат творческого процесса на атомном, молекулярном, клеточном уровнях. Как свойства химических элементов определимы только на большом количестве их атомов (навеске), так и свойства клетки проявляются только в выросшем организме.
          Видимо, индивидуальной энергии, идущей от любви, самости, других исконных чувств человека недостаточно, чтобы процесс развития его шел достаточно эффективно. То есть внутренней энергии активации недостаточно для развития человечества. Нам, видимо, отпущено мало времени для достижения социальной гармонии, совершенствования души, коль провидению угодно использовать топку исторических и иных катаклизмов для их ускорения. Только ими, видимо, достижимо объединение людей на основе духовности, системных принципов в поведении. Но всякие катаклизмы опасны по возможным последствиям. Духовные сущности могут избрать другое направление саморазвития, если  вещественная форма обнаружит неспособность к «беспредельному» саморазвитию.
          Жертва, как духовное явление, еще не осознано нами. Жертвенность ускоряет индивидуальный и социальный прогресс по воле самого человека, без его внешней воли, связанной с нею агрессии. Недаром принесение в жертву - важнейший ритуал мистерий древнего мира. Принесение ее Богу – только благовидный предлог. Она не только содействует духовному росту, в ней приоритет духовному во внутренних процессах в человеке, проявление  системных принципов в нём. Жертвенность свойственна всем объектам окружающего мира, в ней сущность, возможность саморазвития. Благодаря ей возможна эволюция в виде творческого процесса, его разнообразных форм.
          Преждевременно обосновывать все аспекты концепции, определять механизмы взаимодействия духовных сущностей, проявления их внутренней активности, стремлений к вхождению в более сложные, более организованные системы. Возникновение вещественного мира – необходимое условие развития духовного мира. Преемственность миров определяется системными принципами причинности, они объединяют их в континууме, творят их единство во Всеобъемлющей системе Мироздания. Каждый элемент этой системы «руководствуется» интересами целого, увиденных в имманентном поиске своего будущего.
          Наиболее радикальное следствие концепции в том, что возникновение новых форм (видов) минерального, растительного и животного миров – результат творческих процессов в их объектах. Человек вырастает из первородной клетки, генома, подобно тому, как монокристалл вырастает из затравки. В человеке проявляются свойства генома, как в монокристалле свойства навески. Но и творческая сущность каждой клеточки человека - непременное условие его саморазвития.
          Так есть ли дьявольская, сатанинская сила, препятствующая достижению внутренней и внешней (социальной) гармонии людей на принципах божественной любви? Нет! Есть, идущая от Творца, любовь и есть самость, венчающая развитие духовных сущностей. Глубинная память сущности тоскует о любви, как гармонизирующей основе, а самость нашептывает ей свое. Все объекты природы руководствуются системными принципами в своем развитии. Лишь человек, в силу необходимой для него свободы выбора, нарушает эти принципы. Он обязан сам придти к ним.
          Вечность духовных сущностей очевидна в масштабе наших представлений. Долгий период жизни минеральных образований не ставит вопрос о возврате их духовных сущностей. Ситуация с сущностями растительного, животного миров, тем более человека, сложнее. Вопрос: возвращаются ли они в духовный мир более сложными структурами, чем вышли из него, или свертываются в исходный? Человек может обогащать духовный мир продуктом своего сознания, так как душа человека  инвариантна духовному миру.
          Духовно-эвристическая концепция бытия дает почву для множества умозаключений. Однако злоупотреблять этим не стоит. Концепция имеет перспективу научной теории, и любое фантазирование на основе ее постулатов может повредить ее глубинному содержанию.

                Заключение

          Два подхода, два философских принципа могут быть использованы для объяснения нашего мира. Первый, детерминистский, основанный на картезианских принципах причинности (реактивность, каузальность, редукционизм) господствует в наших умах, глубоко проник во все сферы жизни, наше сознание, оправдывает низкую эффективность нашего существования, ставя нас в положение марионеток. Такой взгляд на окружающий мир фаталистичен, он не оставляет нам иных шансов на будущее, кроме тех, что предопределенны ему.
          Духовно-эвристическая концепция бытия предлагает другой принцип. В нём признается самоорганизующуюся сущности нашего мира, основанная на системных принципах поведения его субстанциональных элементов –духовных сущностей: внутренней активности к  саморазвитию путём самоорганизации в интересах  иерархии Мироздания, что ведёт к пересмотру установившихся представлений о нём.  В частности, к наделению всех Его объектов духовными качествами. Пока это допускается только в эзотерических и некоторых религиозных учениях. В религиях и большинстве философских течениях такое исключается.
          Современная наука в своих попытках объяснить явления в нашем мире порою наделяет сознанием животных и растения. На очереди, по-видимому,  минеральный мир. Познание микромира, признание возможности неограниченной делимости его элементов наводит на мысль, что в глубинах его есть место духовному началу. На основе этих соображений и создавалась концепция.
          Наделение первичных сущностей  духовными свойствами - главное в концепции. Пока только так можно объяснить развертывание духовного в вещественное на основе системных принципов причинности. Духовно-вещественные образования нашего мира стремятся в систему с более высоким уровнем организации, самоорганизуются, становясь субсистемами более сложных образований .
          Развиваясь вначале в рамках духовного мира, а затем духовно-вещественного духовные сущности создают иерархию взаимосвязи между своими образованиями. Не власть, а авторитет более высокой степени организованности господствует в ней, в этом закон саморазвития. Иерархичность это удовлетворение потребности низшего в высшем, авторитете последнего, закрепление его в этом статусе. Вещи мира включены в  иерархию, занимает в ней соответствующее своему развитию положение,  движутся по ступеням становления Мироздания.

                Литература

1. Лосев А.Ф., Тахо-Гади А.А. Платон, Аристотель. М. Молодая гвардия, 1993г.
2. Большая психологическая энциклопедия М. «Эксмо» 2007г.
3. Лейбниц Г. Сочинения в четырех томах М. Мысль 1982г.
4. Теяр де Шарден П. Феномен человека. М. Наука, 1987г.
5. Фрейд З. О психоанализе. М. Изд-во МГУ, 1992 г.
6. Адлер А. Индивидуальная психология. М. Изд-во МГУ, 1986 г.
7. Юнг К. Аналитическая психология М. Изд-во МГУ 1986 г.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла М. Прогресс 199о г.
9. Морен Э. Дух и мозг // Современная наука: познание человека. М. 1988 г.
10. Латыпов Н.Н., Бейлин А. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: в поисках    физической и философской концепции ХХ1 века. М. Изд-во МГУ 2001 г.
11.Шипов Г.И. Теория физического вакуума М. НТ-Центр, 1993г.
12. Ходьков А.Е. Виноградова М.Г. Основы космогонии «Недра» С-Петербург 2004 г.
13. Марков А.М. О природе материи М. Наука. 1976 г.
14. Волченко В.Н., Дульнова Г.Н. Акимов Е.А. Информационно – энергетические взаимодействия в живой среде. М. ММТУ ВЕНТ, 1993.
15. Беннетт Д.Г. Драматическая вселенная ч.1, ч.2 «Профит Стайл» М. 2006 г.


Рецензии