5. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
А ВСЕ СИЕ ПРОИЗОШЛО, ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ГОСПОДОМ, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ:"СЕ, ДЕВА ВО ЧРЕВЕ ПРИИМЕТ И РОДИТ СЫНА. И НАРЕКУТ ЕМУ ИМЯ ЕММАНУИЛ".
"По выходе из церкви не надлежало бы нам приниматься за дела непристойные для церкви; но пришедши домой, надо было бы сейчас же взять книгу и вместе с женой и детьми привести на память, что было говорено, потом уже приступать к делам житейским. Если вышедши из бани, ты предпочитаешь не ходить на рынок, чтобы там в хлопотах не лишиться пользы от бани, то тем более ты так должен поступить по выходе из церкви. А мы поступаем напротив, и потому теряем все."
" Приобретший несколько динариев прячет их в мешок и накладывает печать А мы, принявши учение которое многоценней золота и дорогих камней, приобретши сокровища Духа, не скрываем их в хранилище души и с крайней небрежностью даём им вытекать из нашего сердца
Кто после этого пожалеет нас, когда сами причиняем себе вред и ввергаем себя в такую бедность.
2 .Продолжая толкование Евангельского события Рождества Христова, Святитель Иоанн Златоуст подробно останавливается на пророчестве Исайи, о котором напоминает ангел Иосифу во сне. Пророчество о рождении Мессии было устами Исайи, но дано Богом. " Се, Дева примет во чреве и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил." (Ис.7:14)
Почему ЕММАНУИЛ. а не Иисус Христос?
Святитель объясняет, что действительность значительного события подтверждается именем того, кто его совершил: Еммануил, что значит "С нами Бог".
Далее Иоанн Златоуст просит не доверять иудейским переводчикам, которые возражают против девства Марии, переводя слово "дева" как "молодая женщина", тем самым искажая пророчество Исайи. По его мнению, доверять нужно 70 толковникам, которые переводили Библию за 100 лет или даже более до пришествия Христа. и были свободны от всяких предубеждений.
"Они и по времени, и по многочисленности и по взаимному согласию преимущественно заслуживают вероятия".
3. Святитель напоминает нам, что пророк Исайя говорил о знамении при рождении Спасителя. Знамение- это событие, которое должно выходить из " обычного порядка, быть чем-то странным и необычайным."
" Если бы не Деве надлежало родить, но произошло рождение по закону брака, то такое происшествие как могло быть знамением?"
Иосиф выполняет указание ангела и становится " служителем воплощения".
" Принявши ее, не зняше её, дондеже роди сына своего первенца".
Слово "дондеже" употребляется в Писании часто.
" Это слово не означает определенного времени.
Так и о ковчеге сказано: Не возвратился вран, дондеже изсше земля.(Быт. VIII 7), хотя он и после не возвратился.
" Так и здесь евангелист употребил слово - дондеже, в удостоверение о том, что было прежде рождения."
Разумеется после рождения "такой праведник как Иосиф не захотел познать Деву после того, как она столь чудно соделалась материю, и удостоилась родить неслыханным образом, и произвести необыкновенный плод".
4. Иоанн Златоуст подчеркивает, что " многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово", и даже братья не верили в Него.
Святитель приводит в пример брата Господня Иакова, который только после воскресения Христа, уверовал в Него и вёл очень строгую подвижническую жизнь. И был так уважаем, что его поставили первым епископом.
Иоанн Златоуст назидает: " Говорю это не для того, чтобы вы только слышали, но чтобы и подражали мужеству, дерзновению и всякой добродетели; чтобы никто не отчаивался в самом себе, хотя прежде того был ленив, и чтобы, после милосердия Божия, ни на что другое не надеялся, как только на собственную добродетель.
Если сродники Христовы, жившие со Христом в одном доме и отечестве, не получили от этого никакой пользы, пока не явили в себе добродетели, то получим ли мы прощение, если представляя за себя ходатаями праведных своих родственников и братьев, сами не будем добронравны и утверждены в добродетели?"
Святитель Иоанн Златоуст приводит нам примеры из Библии, когда Господь отказался выполнять молитвенные прошения таких пророков как Иеремия. Моисей, Самуил. " Не молись о людях сих, так как не послушаю тебя", говорит Он Иеремии.
"Не станем слишком уповать на других - предостерегает нас Святитель- Молитвы святых имеют очень великую силу. но только, когда мы сами раскаиваемся во грехах, и исправляемся."
Святитель назидает: " Итак, если мы сами о себе не радим, то чрез других не спасемся. Если же будем неусыпны, то и сами собой достигнем спасения; даже сами собой спасения вернее, нежели чрез других. Подлинно, Богу приятнее давать благодать непосредственно нам, а не другим для нас, чтобы, стараясь отвратить Его гнев, делались мы дерзновеннее и добродетельнее.Так он помиловал хананеянку, так спас блудницу, так спас разбойника, хотя не было за них предстателя и ходатая."
5. Святитель поясняет, что он нисколько не против нашего обращения к Святым, но предупреждает, что мы не должны возлагать на других то, что должны делать сами.
И начинается очень высокая по своему накалу проповедь Иоанна Златоуста о милостыне.
" Ты приобрёл худо - истрать хорошо. Собрал неправедно - расточи праведно.Что, кажется, за добродетель- раздавать из имения, неправедно приобретенного? И, однако Бог, по человеколюбию своему, снисходит до того, что обещает нам многие блага даже и за такие дела."
Святитель отмечает, что многие "грабя тысячами, думают, что уже все сделали, подав малую долю".
" Возделывая тучную и мягкую землю, которая может принять в себя много семян, ты засеваешь ее всеми своими семенами, и берёшь ещё взаймы у других, потому что скупость в этом случае считаешь убытком. А когда надо возделывать небо...ты ленишься, медлишь и не думаешь о том, что сберегая теряешь, а расточая приобретаешь".
Святитель грозно обращается к ростовщикам: " Ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. ... Ростовщик обогащается засчет чужих бедствий, требует платы за свое человеколюбие. И, как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего."
" Все, кто прилепляется к земле, и вместо большого ищет малое, сами подвергают себя нищете."
"Когда Бог за малое имущество обещает тебе небесные блага, ты говоришь: не давай мне неба, дай мне вместо неба скорогибнущее золото. Это значит ты произвольно хочешь остаться в нищете.
Кто предпочитает Небесное земному тот и тем и другим насладится с избытком.
Чтобы и нам достичь этого, презревши все здешнее. изберем будущие блага. И таким образом получим и то, и другое, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."
Свидетельство о публикации №223112700875