Василий Голубев. Кирилл Кривцов. Психоэкологически

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
ГОЛУБЕВ Василий Георгиевич, директор по развитию Южного регионального Центра Детекции лжи, руководитель отделения Русской аналитической школы (РАШ), г. Краснодар, Россия;

КРИВЦОВ Кирилл Юрьевич, к.м.н., зав. отделением ГУЗ СПБ №7 МЗ Краснодарского края, г. Краснодар, Россия:

ПСИХОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

«Цивилизованная война»
побеждает не на полях сражений,
а во внутреннем пространстве психики человека.
Чтобы изменить поведение одного человека
или больших масс людей надо изменить
содержание и состояние их сознания.
проф. М.М. Решетников

Существуют различные трактовки качества жизни, включающие психологическую составляющую, и в соответствии с этим разрабатываются различные критерии и методы его оценки. Качество жизни часто отождествляется с понятием «удовлетворенность жизнью» и «благополучием». Первые результаты в этом направлении были получены Н. Бредбери, который использовал понятие удовлетворенности жизнью, в качестве показателя которого он использовал эмоциональный баланс (сумма положительных эмоций - сумма отрицательных эмоций). Этот показатель имел нормальное распределение и мог свидетельствовать о качестве жизни. В исследованиях Кэмпбелла респондентов просили оценить степень удовлетворенности отдельными областями своей жизни. Разработано множество опросников, направленных на исследование удовлетворенности жизнью[8].

Известно, что изменения, происходящие в окружающей среде, влияют на различные сферы деятельности человека.

Эти изменения проявляются на психофизиологическом, социально-психологическом и собственно психо¬логическом уровне взаимодействия человека с окружающей средой, и в первую очередь на уровне изменений психологических качеств, характеристик и установок человека.

В течение последнего десятилетия диапазон исследований в области психологии окружающей среды значительно расширился. Получили концептуальное и экспериментальное развитие такие направления, как:

1) изучение реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress);
2) изучение «когнитивного карти¬рования», или пространственных репрезентаций среды (environmental cognition);
3) изучение пространственного поведения (environmental behavior);
4) изучение восприятия качества окру¬жающей среды и связанных с этим предпочтений того или иного пространственного окружения (environmental assessment), реакций человека на глобальные изменения в окружающей среде;
5) изучение психологических аспектов воздействия глобальных изменений в окружающей среде на жизнедеятельность человекa[7].
Экология в информационном обществе не может не учитывать увеличение масштабов и усложнение содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды, стремительного возрастания темпов процесса постоянно усиливающегося ее влияния на психику человека. Основной и центральной «мишенью» информационного воздействия является человек, его психика. Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации[4].

В настоящее время влияние новых технологий информационного воздействия на общество в целом, на организованные группы и неорганизованные массы людей и на отдельного человека непрерывно растет.

Человек как информационное существо живет в информационном мире, и именно эту часть бытия изучает такое современное направление как психоэкология. Областью её интересов являются взаимоотношения и взаимовлияния человека как информационного существа и информационной среды его обитания. Фундаментальной основой психоэкологии являются современные представления о роли семантических (смысловых, информационных) факторов в процессах жизнедеятельности.

Эти факторы могут быть отнесены к первичной информации (основанной на прямом восприятии человеком существующего внешнего и внутреннего природного мира), и   к вторичной информации, основанной на восприятии информации, уже созданной другими людьми. Увеличение объёма вторичной информации сгущает между человеком и природным миром своего рода «информационное облако», - «информационный» или «виртуальный» мир, представляющий собой совокупность накопленных человеческих восприятий. Спецификой и результатом информационной революции становится погружение человечества в этот «информационный мир», во многом отгораживающий от него природную реальность. При этом «информационный мир» становится абсолютным, монопольным посредником между человеком и природной реальностью. В результате «информационный мир» влияет на поведение человека более непосредственно, чем физический.

Информационная революция приводит к тому, что человек реагирует на «информационный мир», то есть на накопленное и частично переработанное человечеством восприятие физического мира, значительно сильнее, чем на сам этот мир, в который он непосредственно погружен и в котором он физически живет.
С психоэкологической точки зрения суммарное влияние составляющих информационной среды на процессы жизнедеятельности человека может быть диаметрально противоположно[4]:

  - дегенеративный вектор (лат. degenero - выродившийся, испортившийся) - от нарушения  через ослабление к угнетению, прекращению и исчезновению;
  - генеративный вектор (лат. genus – порождать, вызывать) – от сохранения через усиление к увеличению мощности, продолжению и разнообразию, порождению новых форм;

Было бы «логичным» предположить, что генеративные эффекты воздействия информационной среды определяют восприятие собственного благополучия (центрального элемента качества жизни в большинстве существующих трактовок) человека. Но как быть с результатами международного глобального исследования Института Гэллапа, основанного на миллионах интервью в разных странах мира? Анализ   перечня видов деятельности и тенденций, связанных с восприятием по¬вседневного благополучия,  вы¬явленных в процессе исследований, проведенных в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е гг. и в течение последнего десятилетия, говорит о рез¬ком повышении количества времени, которое лица обоего пола тра¬тят на просмотр телепередач. В 1960-е гг. женщины тратили на это занятие примерно 8% времени в день, сегодня же просмотр видео и телепередач занимает у них 15% времени. В 1960-е гг. мужчины смотрели телевизор 11% времени в день. Сегодня этот показатель вырос до 17%[6].

В данном исследовании эти результаты трактуются  таким образом, что телевидение приносит пользу большинству семей по всему миру. Международные исследования Института Гэллапа «показывают», что уро¬вень ощущения «благополучия» тех, кто имеет дома телевизор, выше, чем у про¬чих. Эти различия существенны — в общей сложности  восприятие повседневного ощущения собственного «благополу¬чия» тех, у кого есть телевизор, выше примерно на 10%, а их видение будущего более оптимистично.

«Преимущества», которые дает наличие телевизора, наблюдаются независимо от материальной обеспеченности, доступности электроэнергии и водопроводной воды. Даже при сравнении людей с одинаковым доходом у владельцев телевизоров по всему миру наблюдается  восприятие более высокого уровня благополучия и оптимизма. Эти результаты позволяют сотрудникам Института Гэллапа сделать вывод о том, что в глобальном масштабе наличие телевизора дает реальное преимущество. В связи с ощущением « более высокого уровня благополучия и оптимизма» и « независимо от материальной обеспеченности, доступности электроэнергии и водопроводной воды». Фактически речь идет об уравнивании показателя «благополучие» с состоянием оптимизма, связанного с просмотром видео – и телепередач.

Воздействие телевиденья многогранно. Вот небольшой перечень возникающих психофизиологических эффектов при смотрении человека на «голубой» экран (в т.ч. монитора компьютера): за счет соответствующих механизмов создания изображения на экране происходит значительное отключение активности глаз и полное замирание аккомодационных движений – в ходе 15-минутного просмотра экрана количество саккад снижается на 90% в сравнении с свободным разглядыванием природной среды[2,10]. Взгляд цепенеет, превращаясь во всем знакомый «телевзгляд». Такой «оцепеневший взгляд» обусловлен механизмами создаваемого изображения и никто не в состоянии избежать этого принуждения[4].

Измеримое изменение электрической активности коры головного мозга – развитие «альфа-состояния» - т.е.снижение мозговой активности. Не генерируемые самим человеком изображения «текут» через сетчатку «застывшего взгляда». Электроэнцефалографическая картина при восприятии таких изображений практически соответствует таковой при развитии гипнотических состояний[3,5].

Снижение основного обмена (фонового расхода энергии тела)  существенно ниже уровня, чем при состоянии покоя. «Экран» переводит в состояние между сном и бодрствованием не только сознание, но и весь процесс обмена веществ в организме, в том числе и в мозге[5].

Иллюзия собственной активности «зрителя» за счет разнообразных визуальных эффектов (ракурсы, масштабирование, микширование, внезапные смены сцен, резкие изменение планов, и прочее) приводит к фактической утрате «внутренней активности»[3,5].

За счет «беспощадного» эксплуатирования ориентировочного рефлекса для удержания внимания запускаются «допинговые» кортизоловые механизмы с развитием физиологической мании[3,5].

За счет монтажных технологий связывается друг с другом любая информация, что обеспечивает «достоверность» любой фантасмагории[1].
экспериментально подтверждено формирование эмоциональной зависимости от  телевидения[3,5].

Получило широкое распространение мнение, что телевидение — главное орудие в приобретении образования и знаний. Журнал «Шпигель» в 1994 г. протестировал состояние общего образования немцев, подведя лаконичный итог: «Результат: чем дольше человек смотрит телевизор, тем скуднее его познания. Это относится ко всем сферам, за исключением спорта»[3,5].

Таким образом, явно дегенеративное, с психоэкологической точки зрения, влияние телевизионных и медийных визуальных технологий на жизненные процессы человека массовым сознанием воспринимается как «благополучие» и «оптимизм», оценивается  соответствующими исследователями как «реальное преимущество» и показатель повышения качества жизни.

Мы приводим такой развернутый пример для демонстрации того, что в ходе осуществления проекта глобализации реализуется целая система изменений во внутрен¬нем мире человека. Изменение сознания под давлением глобальных изменений в мире - это восприятие невозможного возможным, невероятного вероятным, недопустимого допустимым, нереального реальным, вредного полезным. Это изменение картины мира человека, его мировоззрения, его жизненной позиции и его образа жизни. Это означает, что происходит изменение самого человека — его сознания. Поэтому борьба идет не за территорию, не за ресурсы, не за экономические позиции, а за содержание сознания[12].  В том числе и за содержание таких представлений как «благополучие», «качество жизни» и их критерии.

И эти изменения в существенной степени связаны с глубинными слоями психики, с бессознательным человека. В связи с наличием в бессознательном потенциала не только индивидуальных, но и массовых психических травм, значительное количество наших современников являются носителями ущербных образов «модифицированной» и даже «извращенной» Самости, проявляя признаки и симптомы, относящиеся к прошлым психическим содержаниям своих предков. Такое положение дел обусловлено  соответствующими механизмами передачи (интергенерационная и трансгенерационная передача[11]) этих содержаний следующим поколениям, определяющими психическое содержание идентичности больших групп людей и их содержание сознания.

Наша психика устроена так, что наиболее тяжелые, мучительные или непереносимые воспомина¬ния вытесняются из сознания. Но когда мы говорим «вытесняются», это значит, что не произошло их естественного забывания, то есть во всех подобных случаях речь идет о том, что «и помнить не¬возможно, и забыть нельзя». И говорить об этом нельзя. И даже думать нельзя. Эти мучительные воспоминания актуально как бы (даже не «как бы», а реально) отсутствуют в сознании, но, тем не менее, определяют значительную часть эмоциональных состояний и соматизаций, поведенческих реакций и мотивов сознательной деятельности, а применительно к большим массам людей — мифологию, литературу, искусство, политику, отношение к самим себе, своим лидерам. Эти обстоятельства не имеют никакого отношения к формальной логике, а существует и действует исключительно в сфере иррационального[7].

Сознание как функция психики осуществляет сканирование семантической информации, хранящейся в памяти и поступающей в неё через сенсорные входы.
Важно понимать под категорией «память» не только осознаваемую человеком информацию о каких-либо событиях, но прежде всего информацию, включающую семантические элементы психики, которая хранится в сферах бессознательного[9]. Большая часть информации, накапливаемой в этих хранилищах в течение жизни человека и содержащая «родовую эстафету» его предков, недоступна сознанию и лишь иногда случайно осознаётся в искажённом виде после сновидений. Нам представляется, что депотенциализация травматического содержания психики составляет один из важнейших моментов обеспечения  такого качества жизни человека, когда его восприятие благополучия будет основываться на усилении жизненных процессов, а не на их ослаблении.

Широкие возможности открывает здесь применение метода компьютерного психосемантического анализа (реализованного на базе АПК Mind Reader 2.0), разработанного в НИИ Психотехнологий под руководством академика РАЕН И.В. Смирнова. Этот метод полностью удовлетворяет всем представлениям о функциональной пробе. Он позволяет достаточно быстро и надежно выявлять, минуя сознание исследуемого человека,  структуру его комплексов.

Он позволяет оценить систему индивидуальных значений обследуемого, получаемых при тестировании строго определенных зон семантической памяти, направленность исследования которых задаются обследующим, ставящим перед собой вполне конкретные задачи.

Преимущества компьютерного психосемантического анализа перед другими профессиональными методами и способами получения информации следующие:
Исключено влияние на получаемые результаты как со стороны испытуемого, так и со стороны обследующего.

Может применяться для быстрого скрининга (менее 15 минут на процедуру) больших масс населения.

Выявление не только сознательно скрываемой информации, но и неосознанно скрытой.
Компьютерный психосемантический анализ впервые представляет собой объективный измерительный инструмент в отношении исследования психических явлений.

Таким образом, на современном этапе развития психотехнологий повышение качества жизни может быть достигнуто при помощи активного выявления дегенеративных семантических конгломератов не только во внутреннем информационном пространстве самого человека, но и его значимого окружения. Такой процесс их определения с дальнейшим использованием уже реализованных возможностей метода компьютерного психосемантического анализа позволяет произвести так же деактивацию травмогенных смысловых «зон» памяти. Именно это и позволяет обеспечить полноценное использование ресурсного потенциала Самости человека в процессе реализации им своего уникального жизненного проекта. И как следствие – высокий уровень творческой активности во всех сферах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Атака на разум / Альберт Гор; [пер. с англ. А.Богданова и К. Минковой, под ред. Ю. Акимова]. – СПБ.: Амфора. ТИД Амфора, 2008.-478с. – (Серия «Личное мнение»), c.17-127
2. Бергер, Артур А.  Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию, 2-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 288с.: ил. – Парал. тит. англ.,c.33-49
3. Брайант Дженингс, Томпсон Сузан Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ.. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432с.: ил. – Парал. тит. англ., c.191-414
4. Голубев В.Г. Рекреативные тенденции современных антропологических практик-психоэкологические координаты дискурса / приложение к ежемесячному научно-практическому журналу «Психотерапия», Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития психотерапии и психологического кончультирования на Юге Российской Федерации» 26-28 ноября 2010 г., Краснодар, с.59-62
5. Пацлаф Райнер Застывший взгляд. –М.: evidentis, 2003. – 224c., с. 19-99
6. Пять элементов благополучия: Инструменты повышения качества жизни / Том Рат, Джим Хартер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. – 148с., с. 71-75
7. Решетников М.М. Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора. Сборник статей под ред. проф. М.М.Решетникова. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2004.-352с.,с.37-63
8. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, приклад¬ные исследования. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.— 170 с., с. 5-13
9. Смирнов И.В. Психоэкология, первое издание – М.: ООО «Издательский дом «холодильное дело» при техническом содействии ООО «Спецмонтажстрой – СТ», 2003.-43-66с.
10. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. М.: Видео-экология, 2006. - 512 с: илл.
11. Шутценбергер, Анн Анселин Психогенеалогия: Как излечить семейные раны и  обрести себя. —М: Психотерапия, 2010. - 224 с.
12. Цыцарев С.В. Социальная психология и психопатология терроризма// Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора. Сборник статей под ред. проф. М. М. Решетникова. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2004.-352с., с. 26-36.


(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии