Евгения Куштым. Александра Бобрик. Соцкоммуникация

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
КУШТЫМ Евгения Александровна, кандидат философских наук, доцент, Челябинский Многопрофильный Институт, г. Челябинск, Россия;

БОБРИК Александра Александровна, кандидат философских наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, г.Челябинск, Россия:

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КАК УСЛОВИЕ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Всякая система (физическая, биологическая, социальная) структурирована той или иной формой коммуникации. «Коммуникация включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени» (2, с. 379).
Несмотря на явную размытость определения, важным является указание на значимость коммуникации в жизни человека. Коммуникация – механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческого социума и социальных отношений.

Нередко в современных исследованиях термин «коммуникация» заменяется термином «общение». Несмотря на то, что термины «коммуникация» и «общение» близки по своему содержанию, их не следует отождествлять.

Считая, что «коммуникация» - более широкое понятие, чем «общение», мы отмечаем, что информационный обмен и приращение информации посредством коммуникации возможны при условии, когда взаимодействующие системы, во-первых, обладают некоторой соразмерностью, то есть взаимосвязанностью уровней своего развития; во-вторых, различаются степенью упорядоченности своих структур, то есть обладают разностью своих информационных потенциалов, ибо не может быть информационного обмена между тождественными системами.

Используя термин «социальная коммуникация», мы, в первую очередь, подчеркиваем ее диалогический характер. «В диалоге присутствует понятие двунаправленности, взаимности коммуникации: наличие ответа и ответственности.
В отличие от направленной линейной классической коммуникативной схемы, в нем предполагается равенство сторон, способность уступить часть своей свободы и самостоятельности другому, готовность отдать другому часть своей полноты и самодостаточности.

Идея диалога не помогает аналитически упростить ситуацию взаимного общения, а, напротив, нагружает коммуникативную ситуацию массой смыслов и коннотаций: онтологических, персоналистических, экзистенциальных, этических. По сути, все межличностные (личностно значимые) отношения укорены в диалоге» (1, с. 222).
Социальная коммуникация, рассматриваемая нами в качестве одного из обязательных условий улучшения качества общественной жизни, есть не что иное, как со-бытийствование равноправных людей, предстоящих друг перед другом в своей самобытности. «Коммуникативные средства всегда могут образовываться, где способ отбора, осуществляемый одним из партнеров, одновременно служит для другого мотивационной структурой» (4, с. 16). В этом, собственно, и состоит смысл социальности. Иначе говоря, смысл социальности состоит в том, что выбор одного субъекта всегда соотнесен с выбором другого, а именно – «если Его выбор таков, то Мой выбор будет таким».

Как правило, имеют место социальная, экономическая, политическая, духовная дифференциация современного российского общества, что отражается на формировании интересов людей и реализации способов их удовлетворения. Разное положение людей в обществе и противостояние их интересов нередко приводят к конфликтным ситуациям. «Все социальные системы потенциально конфликты. Варьируется лишь степень актуализации этого конфликтного потенциала, которая, в свою очередь, зависит от степени дифференциации системы и общественной эволюции» (4, с. 13).

Социальная дифференциация как имеющая место в обществе структура или же процесс, приводит к возникновению тех или иных видов деятельности, а также к формированию и развитию субъектов этих новых видов деятельности, выполняющих новые функции. В свое время этому вопросу были посвящены работы Парсонса, Талбота и др.

Социальная коммуникация обеспечивает:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, переходящие в целостную систему общества;
2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, организаций, социальных институтов;
3) соблюдение дистанции между различными группами, общностями в процессе их взаимодействия, что поддерживает глубокое осознание ими функций;
4) создание предпосылок для подготовки, принятия и реализации управленческого решения.

Несмотря на то, что понятие «социальная коммуникация» является сравнительно молодым в научном познании, тем не менее, именно это понятие задает концептуальный вектор осмысления проблемы улучшения качества общественной жизни.
Социальная коммуникация – самая первая форма организации человеческого социума в целое, она есть обязательное условие его существования.  Вне социальной коммуникации невозможны гармоничные отношения между человеком, обществом, государством.

Можно сказать, что именно гармоничные отношения между человеком, обществом, государством являются основным критерием определения их качественного уровня. «Коммуникация охватывает всю сферу практической деятельности в том смысле, что сама практика – это глобальная коммуникация, утверждающая культуру, и стало быть, общественные отношения» [5, с. 530].

Люди, имея равные возможности для выражения своего отношения к той или иной проблеме, своих чувств и намерений, для выражения согласия или несогласия должны, прежде всего, уметь вступать в диалог друг с другом. В свою очередь, умение людей вступать в диалог друг с другом во многом зависит от их устоев в смысле организации общественной жизни, а также от ценностной составляющей. Диалог всегда ценностно ориентирован и в силу этого он нравственен.

Именно в диалоге социальные отношения получают упорядоченность. В этой связи, наиболее остро в настоящее время стоит проблема культуры дискурса со стороны социальных институтов. Культура дискурса есть не что иное, как проявленная воля человека к диалогу, который всегда приводит к всеобщему результату – к Со-Бытию и от него – к Событию. Со-Бытие есть некая смысловая со-причастность субъектов дискурса. Событие – это полнота единого переживания целостности отношений между человеком, обществом и государством как равноправных субъектов коммуникации.
Таким образом, улучшение качества общественной жизни тесно связано с коммуникативным пространством, в котором происходит не просто передача знаний или обмен ими, а установление таких связей и отношений, которые способствуют приращению информации благодаря реализации человеком своей диалогической сущности.

Результатом социальной коммуникации является информация, способствующая расширению пространства социальной коммуникации как на государственном, так и на межгосударственном уровнях отношений. Социальная коммуникация – это основа приращения и реализации творческого потенциала человека, общества, государства. Особое место в этом процессе отводится государственной власти (3). Категория «власть» в научном исследовании качества общественной жизни является одной из ключевых категорий. Необходимость поиска способов согласования устремлений со стороны человека, общества и государства не вызывает сомнения, ибо это способствует созиданию здоровых социальных отношений в российской действительности, а значит – улучшению качества общественной жизни. 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М., 1979. - 170 с.
2. Кули, Ч. Общественная организация / Ч. Кули // Тексты по истории социологии XIX-XXвеков: Хрестоматия. - М., 1994. - 580 с.
3. Куштым, А. А., Куштым Е. А. Неповиновение и власть: Монография / А. А. Куштым, Е. А. Куштым. - Челябинск : РЕКПОЛ, 2011. - 300 с.
4. Луман, Н. Власть / Н. Луман; пер. с нем. А. Антоновского. - М.: Праксис, 2001. - 249 с.
5. Эко, Х. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Х.Эко. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 544 с.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии