Олег Столяров. Роль университетов...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: СТОЛЯРОВ Олег Иванович, заместитель Генерального директора ЗАО «Международный Центр Развития Регионов», г. Москва, Россия:

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РОССИИ

Динамика социально-экономического развития России в 2016-2018 гг. наиболее вероятно будут характеризоваться падением цен на сырьевые товары в сочетании с девальвацией рубля, а также падением объемов импорта в связи с сокращением доступных для России региональных и мировых рынков. Это, в свою очередь, может привести к спиралевидному процессу, когда замедление роста промышленного производства ведет к сокращению занятости и снижению уровня жизни населения в связи с падением платежеспособного спроса. Противостоять попаданию в «ловушку бедности» (1) необходимо за счет реструктуризации экономики, наращивания производства обрабатывающих отраслей, которые, в свою очередь, невозможны без использования образовательного, научного и инновационного потенциала российских университетов.

Развитие научно-образовательного потенциала университетов – необходимое условие обеспечения национальной безопасности и укрепления экономической независимости страны, создания экономики инновационного типа мирового уровня, интеграции в мировое технологическое и экономическое пространство. В условиях стратегических изменений, приводящих к реализации крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов импортозамещения, основанных на внедрении технологических и управленческих инноваций, многократно возрастает роль университетов как интеллектуальных центров человечества.

Задача университетов с одной стороны как научно-образовательных центров, с другой – как центров концентрации интеллектуальной элиты, в XXI веке, в связи с распространением электронных средств получения информации, принципиально изменилась. Коротко ее можно сформулировать одним тезисом "Готовить молодежь к вызовам будущего", что подразумевает наличие трех составляющих:
знать базовые закономерности;
предвидеть развитие событий;
уметь реализовать возможности и устранять угрозы.

Задачи, стоящие перед университетами отличаются многоплановостью и ограниченностью во времени, поскольку привязаны к реализации конкретных планов развития территории. Ниже представлен набор задач, иллюстрирующих двойственную функцию университета:

Новая политика, международная и социально-экономическая ситуация и стратегические интересы России диктуют новые задачи. Университетскому корпусу необходимо обеспечить опережающее развитие инженерных образовательных программ, а также выполнения эффективных научных исследований, нацеленных на задачи импортозамещения в машиностроении, судостроении, авиационной промышленности, электронике, фармацевтической, химической промышленности и др.

В обеспечении национальной безопасности России основным направлением подготовки специалистов должно стать моделирование, прогнозирование и оценка рисков, возможностей, угроз и последствий макроэкономических, политических и общественных процессов общемирового уровня, уровня межгосударственных макрорегионов и России в целом, а центральное место в структуре научно-образовательного центра должны занять кафедры математических методов в экономике, мировой и российской макроэкономики, социологии, политологии, экономической географии.

Необходимость защиты интересов национальной безопасности России через продвижение русского языка, российской культуры и искусства, повышение интереса к российскому образованию и науке, экспорт образовательных услуг также является одной из первоочередных задач.

Необходимость создания центров интеграции России в мировую экономику, для подготовки управленческих кадров и ведения бизнеса с партнерами из других стран. Выпускники центра, обладая знаниями особенностей экономики и ведения бизнеса отдельных стран, с учетом социокультурных традиций стран-партнеров станут передовым отрядом для продвижения российского бизнеса в мире.

Развитие инновационного потенциала требует разработки моделей взаимодействия университетов как научно-исследовательских центров и бизнеса, способного применить открытия и изобретения ученых в серийном производстве товаров. Университеты могут использоваться как полигон для пилотных проектов и опытных разработок по ряду исследовательских направлений. Работы в этих направлениях смогут одновременно привести как к созданию новых технологий, более экономичных в сравнении с используемыми и потому конкурентных на мировом рынке, а также найти оригинальные решениялокальных проблем экономики, ориентированных на применение уникальных сочетаний ресурсов, которыми обладают отдельные регионы.

Подытоживая, можно уверенно сказать: необходимость создания инфраструктуры, адекватной нуждам реализуемых в России проектов, ставит задачу и перед университетами России: требуется развитие новых научных направлений, научно-образовательных специальностей, основанных на экономике знаний и высоких технологий и методов, направленных на опережающее развитие страны. Университеты становятся центрами интеллектуального развития, научно-исследовательскими и образовательными центрами, ядром научной деятельности в направлении усиления интеграции России в мировую экономику. Научное сопровождение, экспертиза, мониторинг, информационное, техническое и кадровое обеспечение реализуемых и перспективных проектов может и должно быть обеспечено университетами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Acemoglu, D. and Zilibotti, F. Risk, Diversification and Growth // Journal of Private Equity. August 1997
2. Меламед И. И., Абрамов А. Л., Прокопьева М. С., Коротеев С. С., Резник С. Г. Роль Дальневосточного Федерального Университета в развитии Востока России // Власть. 2013. №12. с. 20-24.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии