Красная тетрадь

Подразделения, после выполнения очередной боевой задачи, возвращались в пункт постоянной дислокации. Мушаверы, седые от пыли, покачиваясь в такт качанию бронемашин на ухабах, думали свои думы.
Позади месяц под обстрелами мятежников, подрывов на минах, зноя, пота и питания рисом с жёстким, тяжело усвояемым верблюжьим мясом, а также хрустящими, от изобилия песка, лепёшками. Впереди помывка под душем, сто пятьдесят граммов русской водки, тушёная с мясом картошка и отдых на мягкой постели.
Подразделения афганской дивизии вяло втягивались в посёлок. Старший коллектива решил: дивизия на месте, можно кратчайшим путём доехать до вилл, где их ожидали. Два БТР-60ПБ, увеличив обороты, ушли вправо и вскоре пылили по просёлочной дороге. Радость была на лице каждого военсоветника, ещё немного – и они дома…
Группа Абдуль Вали, успешно проведя минирование местности, возвращалась в лагерь. Шум работы двигателей, привёл их в замешательство, укрывшись за развалинами дувала, начали изучать непрошеных гостей: два бронетранспортёра с военсоветниками и без охраны. Абдуль, поднял руки вверх, воздавая хвалу Аллаху, крикнул: «Аллах акбар!»  и открыл огонь. Дружно ударили автоматы других мятежников.
Военсоветники скользнули на землю, под защиту брони, и открыли ответный огонь.  Заработали крупнокалиберные пулемёты БТРов. Ухнуло несколько гранат.
Бой принял затяжной характер.
Вали рассчитывал на лёгкую победу. В голове кружилась мысль, как он докладывает командиру об уничтожении группы шурави и двух бронемашин. От наплывших положительных эмоций стало жарко. Какую похвалу он получит за свои умелые действия? Может, повышение в должности, о котором так мечтал, – не нужно будет ночами бродить по горам, прятаться от пуль или ножа гяуров. улыбнулся радостной мысли: сколько получит денег за уничтожение шурави? В азарте, указывая вправо, распорядился:
– Гяуров окружить и уничтожить!
В какое-то мгновение огонь со стороны противника прекратился. Генерал-майор, советник командующего сектором, приказал:
– Всем быть в готовности. Противник перегруппировывается. Подготовьте гранаты. Да, у кого есть спички?
Наступила кратковременная тишина. Генерал достал 96-листовую тетрадь красного цвета, открыл и начал с остервенением отрывать страницу за страницей.
– Вы что, прикажете мне сожрать этот чёртов красный конспект?
Под бронёй вспыхнуло несколько огоньков:
– Давайте, товарищ генерал, поджигайте. Спичек нет, но зажигалок много.
Генерал, выдохнул:
– Ну, черти. Я же спросил – все молчали. Думал, придётся съесть эту чёртову красную тетрадь.
Вскоре листы тетради полыхали. Мятежники вновь возобновили атаку на окружённых советников.
Сколько длился бой – никто точно не помнит. Подошедшие афганские войска, рассеяли группу мятежников.
Итогом боя стали: смерть советника начальника политического отдела дивизии, ранения двух советников, гибель шести мятежников, а также приказ Главного военного советника: «Случай, произошедший с советниками Н-ской дивизии, недопустим. Всем советникам передвижение осуществлять совместно со своими подсоветными…»
Прошло время. На одном из совещаний, генерал из оперативной группы МО СССР, заслушивал доклады советников при командующих секторами и командирах дивизий правительственных войск. Очередной докладчик был оборван старшим начальником:
– Почему вы, товарищ генерал, не используете во время доклада установленную мной красную тетрадь?
Докладчик замер. Вопрос повторили. Тот громко ответил:
– Красную тетрадь, которую вы приказали вести всем советникам для записи выданных подсоветным рекомендаций, я, во время боя в районе посёлка Мукур, съел.
Наступило гробовое молчание.
Генерал продолжил:
– В секторе своей ответственности я приказал всем такие тетради уничтожить.
Старший начальник, после долгого молчания, произнёс:
– Можно было, товарищ генерал, без пафоса. Уничтожили – и правильно сделали. Остальным тетради также уничтожить.
Все советники, находящиеся на территории Афганистана, с воодушевлением приняли приказ: тетради, в которых учитывались советы, выданные подсоветным, уничтожить…


(На территории Афганистана, советские военные советники помогали: создавать и обучать молодые Вооружённые силы, давать советы своим подопечным во время боевых действий, а в случае пленения – в красной тетради был прописан им приговор.)


Рецензии