Казанский феномен. Начало

     Вновь медийное пространство занимает обсуждение "казанского феномена" в связи с выходом на экраны фильма на эту тему.

     Трудно удержаться от участия в развернутой дискуссии, так как пришлось в этом феномене принимать непосредственное участие, правда на стороне сдерживающих сил правопорядка.

     Как-то не принято было широко обсуждать в то время, да и сейчас,  существование БКД - боевых комсомольских дружин, которые, не знаю как в других городах, а у нас были при каждом ВУЗе и при некоторых предприятиях.

     В отличие от повсеместно существовавших добровольных народных дружин, где членства как такового не требовалось (впрочем и добровольность была условной, хотя дефилирование по улицам с красными повязками на руках давало определенные льготы), в БКД ребята шли "по зову сердца". Там и подход к делу (охрана общественного порядка и борьба с преступностью) и отношения между собой были сродни "боевым".

     Рискну предположить, что именно повсеместное отсутствие такого здорового объединяющего начала среди молодежи тех лет и послужило одной из причин пресловутого феномена. Пацанов объективно тянет стремление объединяться, а вот с какими целями и под какими знаменами...

     Кстати, в то время некоторые считали, да я и сейчас так думаю, что имело место организованное каким-то образом влияние наших тогда еще противников из-за рубежа. Уж слишком сильно все проявилось в одном конкретном регионе.

     У БКД были "младшие партнеры" - Отряды имени Дзержинского, организованные в школах на сугубо добровольных началах. Школьники тянулись в них, хотя и страшновато порой было.  "Группировщики" нас не любили, хотя и побаивались. Бывало, что дело доходило до мордобоя, но небольшого, в сравнении с тем, что потом стало происходить между самими группировщиками. В ОИДах ребята чувствовали поддержку друг друга и наличие старших товарищей, всегда готовых прийти на помощь. Относительный порядок в своих школах отряды поддерживали, отваживая "шакалов", отбирающих у учеников деньги, да и своих особо борзых школьников придерживали.

     Я отвлекся на общие рассуждения, а поведать хотел об одном конкретном случае, который имел место вечером 3 июля 1975 года на танцверанде ЦПКиО им. Горького.

     Дата запомнилась, так как через два дня у меня был первый вступительный экзамен в университете. А ровно за три года до этого 3 июля 1972 года меня доблестная советская милиция отловила за стрельбу из "неположенного самопала в неположенном месте" и доставила в РОВД, где мне потом пришлось пять лет отработать следователем (во искупление грехов?).

     Вечером указанного дня мы с одноклассником Серегой пришли в парк на дежурство "по охране общественного порядка". БКДешников никого не было, так как все уехали в стройотряды. С нами был только молоденький милиционер в форме. Форма была и у меня - стройотрядовская куртка с эмблемой "ССО БКД КГУ", так как за год до этого я умудрился съездить в этот самый стройотряд. У  Сереги формы не было, но был отличительный знак на лице - здоровенный фурункул на подбородке, придающий лицу весьма суровое выражение.

     Обстановка на танцплощадке была напряженная, так как помимо находившихся там "подлужновских", приехал целый автобус недружественных им "тяп-ляповских", тогда еще мало кому известных.

     Мы с Сергеем и милиционером держались в центре площадки, представляя собой сдерживающий возможный конфликт фактор. А конфликт нарастал, напряжение росло. Не хватало искры...

     И вот она промелькнула, да так неудачно для меня.

     Какой-то хрен из-за моего плеча (стояли все плотно), ударил кулаком в лицо стоявшего прямо передо мной "тяпляповца". Впечатление было, что ударил я. Тот отлетел и здесь понеслось...

     Остановить втроем массовую драку весьма сложно, тем более, что в первый же момент прилетело всем троим "стражам порядка". Помню только как отлетела в сторону милицейская фуражка, а у меня в правом глазу сверкнула очень яркая голубая звезда. Ударили каким-то образом сзади, скорее всего ногой. У Сергея от удара в челюсть лопнул созревший фурункул, брызнула кровь.

     Больше всего запомнился летающий в прыжках в образовавшемся свободном круге парень в белой рубашке и черных брюках, демонстрирующий приемы карате.

     Но... Все очень быстро закончилось без каких-либо серьезных последствий. Присутствующие быстренько рассосались и все.

     Только вот мне через день пришлось идти на первый вступительный экзамен с замечательным фингалом под правым глазом, слегка прикрытым темными очками.
 
     Вот такая милая потасовочка, но так гламурненько было только сначала. Потом пошли колья, кирпичи, арматура, выстрелы. Разбитые головы и судьбы, трупы... И веселого в этом уже ничего не было.
    


Рецензии