Ромео и Джульетта

-Здравствуй, родная моя! Как ты поживаешь без меня? Скучаешь? Или вовсе не вспоминаешь обо мне?-Заговорил старик, улыбнувшись уголками рта вошедшей в палату маленькой сухонькой старушке в повязанном белом платочке.

-Что ты, Васечка? Конечно, скучала! Я вот тебе вареников с картофелем принесла, твоих любимых, и компот из яблок. Помнишь, как мы с тобой их собирали с кривой яблони?

Старушка лукаво улыбнулась, и возле ее серых глаз разбежались лучики мелких морщин.

-Помню, как не помнить. Ты все боялась, что я свалюсь со стремянки и держала меня за ноги.- Старик тихо засмеялся, потом лицо его сразу стало серьезным.-Домой хочу я, Варя. Надоело мне все здесь, больничная палата, эти уколы и таблетки. Хочу у себя дома помереть, чтобы ты рядом со мной была в эту минуту, а не здесь, на этой казенной койке и в одиночестве.
-Перестань, дорогой мой! Куда это ты так рано собрался? Я тебя никуда не отпущу. А домой успеешь еще. Надо сначала лечение довести до конца.

Дверь в палату открылась, и старики увидели старшего сына с женой.

-Здорово, батя. Ну, как ты себя чувствуешь? Ты, как я погляжу, будто на курорте. Лежишь себе спокойно и отдыхаешь. Пока, сказали, тебе нельзя вставать, но, я думаю, что скоро можно уже будет. Когда я приеду, помогу тебе выйти на лавочку, посидеть под деревьями.-Улыбаясь, говорил Сергей, но глаза выдавали грусть.

Его жена поздоровалась и отошла к окну, молча раскладывая на тумбочке принесенные фрукты и еду.

-Сынок, что сказал врач? Идет отец на поправку?-Спросила мать и ,прищурившись, поглядела на сына.

-Все хорошо, мама. Врач сказал, что лечение отцу проводится, как положено. Скоро наш батя будет бегать.-Ответил сын, подправляя подушку под головой отца.

Они говорили долго, и вскоре Сергей стал собираться.

-Ну, отец, держись. Еще немного и скоро будешь выходить на улицу и мальчишек гонять, которые не дают созреть плодам черешни и срывают их еле красными. Завтра еще приеду. Может, хочется тебе чего-нибудь?

-Нет, сынок, не хочется мне ничего.-Ответил ему отец и повернул голову к снохе.-Валюша, зачем мне столько? Не могу я все это есть. Забери, дочка, домой, детям.

Сноха улыбнулась ему через силу:

-Ты съешь, папа, чего-нибудь, глядишь, потом аппетит станет получше.

-Мамуль, мы тебя подождем во дворе. Батя, ты отдыхай, тебе много говорить и волноваться нельзя.-Сергей посмотрел на жену.-Поедем, Валь, отец тоже устал, наверное.

Они вышли из больницы и сделали несколько шагов по короткой тенистой аллее. И тут уже Валя разрыдалась:

-Сережа, неужели это все правда? Неужели нельзя ничего сделать? Может, какие-то другие лекарства получше поискать?

Муж украдкой вытер глаза и проронил:

-Вера сильнодействующие лекарства прислала, ее знакомый врач выписал. Сердце у отца очень слабое. Ты ведь слышала, что сказал его лечащий врач. Если выдержит несколько дней, пойдет на поправку, а если нет, то...

-Сама Вера когда хоть приезжает?

-Завтра поеду ее с Леонидом встречать в город на вокзал. Мишка тоже едет на поезде, он будет послезавтра. Его поедет встречать свояк, Максим.

Из дверей больницы вышла загрустившая мать.

-Хотела еще поговорить, но не разрешили, сказали, нужен покой, больше никаких посещений. Завтра приеду снова. Приготовлю чего-нибудь вкусненького Васе.

Старушка засеменила к выходу, за огражденную территорию поселковой больницы, сын с женой пошли следом за ней. Сергей смотрел на маленькую сгорбившуюся мать, и его сердце сжималось от боли. Ведь она даже и не подозревает, насколько все серьезно обстоит с отцом.

На следующий день довольный старик, улыбаясь, дотронулся своей высохшей рукой лица дочери, сидевшей рядом с ним:

-Вот я тебя и увидел, Веруня, доченька моя любимая. Ты что-то долго не приезжала к родителям своим.

Вера удивлённо посмотрела на отца.

-Пап, мы же приезжали месяц тому назад в отпуск вместе с Леней. Саня тоже был с нами. Ты уже забыл?

-Разве только месяц прошел? А мне кажется, что это было очень давно.-Проговорил старик тихим голосом.

-Батя, завтра и Миша приедет, твой младший. Они с Галиной в поезде сейчас. Так что соберутся вместе все ваши дети.-Решил подбодрить загрустившего отца Сергей.

Старик ему не ответил.

-Не доведется мне их увидеть,-проговорил он вдруг после паузы.

-Папка, не говори ерунды. Ты еще долго проживешь. Через год будем твой юбилей отмечать,- через силу улыбнулась ему дочка.

Ей было очень больно видеть отца в таком состоянии. За какой-то месяц он сильно сдал.

Ответить дочери старик не успел. Вошел врач и потребовал, чтобы все освободили палату больного. Попрощавшись с отцом, все вышли. Мать немного задержалась возле него. Старик держал ее руку и не хотел отпускать. Он смотрел на нее с печалью в глазах, будто прощаясь.

Утром Сергей проснулся с тревожным чувством на душе. Он не стал завтракать и сразу выехал в больницу. Вначале он хотел поехать один, но потом подумал, что этим может обидеть мать. Но ее дома не оказалось.

-А где мать? -Спросил он сестру, разбудив ее стуком в окно.

-А что, ее нигде нет?-Ответила та удивлённо вопросом на вопрос.

В это время во двор зашел сосед.

-Здорово, Серега. О, Верка, с приездом. Как отец? Машину твою увидел, решил зайти. Сегодня выехал рано утром по делам, смотрю, тетя Варя идет по дороге. В больницу собралась в такую рань. Я ее довез, сам не смог зайти, торопился.

-Странно. Вроде было все в норме. Почему она так рано отправилась в больницу? Меня не дождалась. Ладно, я поехал. Спасибо тебе, Илья.

-Сережа, подожди меня, я сейчас,- сестра бросилась в дом, чтобы одеться.

По дороге ни один из них не проронил ни слова. Появившееся смутное беспокойство не покидало брата и сестру. Они уже подходили к дверям больницы, как Вера вдруг вскрикнула:

-Ах! Сережа!

Она показала ему на мать, сидевшую неподалеку на скамейке. К ней склонилась медсестра и о чем-то говорила. Увидев Сергея и Веру, она облегченно вздохнула.

-Как хорошо, что вы приехали.

Мать посмотрела на своих детей красными опухшими глазами:

-Вашего отца больше нет. Вася ушел и оставил меня одну.

-Папка!-Закричала Вера.

-Тихо! Тихо!-Вскочила со скамейки медсестра.-Вашей маме дали успокоительное, она до сих пор лежала на кушетке, сейчас попросилась на свежий воздух. Пожалуйста, держитесь, подумайте о ней.

Вера села рядом с матерью, обняла ее и тихонько заскулила. Сергей молчал какое-то время, потом глухим голосом спросил:

-Когда отца не стало? Когда это произошло?

-Рано утром я зашла к нему, чтобы проверить его состояние. Он не спал, дышал тяжело. Я сделала ему сразу укол, а он вдруг цепко схватил меня за руку:

-Дочка, дочка!

-Что-то нужно, дедушка?-Спросила я его.

Он шепчет:

-Варенька, Варенька моя.

-Что передать, дедушка?

А он вдруг выдохнул:

-Скажи ей, что я был самым счастливым человеком, ведь она была всегда со мной. Всю свою жизнь любил я только ее одну. И за это я благодарен судьбе. А теперь, дочка, я посплю.

Сказав это, он тут же отпустил мою руку и закрыл глаза. Я прислушалась-он еле дышал, дыхание почти не ощущалось. Меня это насторожило, я позвала дежурного врача и все ему рассказала. Где-то через десять минут мы зашли с ним вместе к вашему отцу в палату, а он уже не дышал. Не успели мы накрыть его простыней, как появилась ваша мать. Она, видимо, почувствовала неладное, поэтому так рано пришла.-Закончила свой рассказ медсестра.-Извините, мне нужно идти. Подойдите потом к врачу, пожалуйста, поговорите с ним.

После похорон отца мать ходила на кладбище каждое утро. Она никого не хотела слушать. По происшествии девяти дней совсем сникла. Сидела с безучастным лицом и смотрела в одну точку, не реагируя на тех, кто обращался к ней. Мать отказывалась есть и говорила, что не голодна.

-Мам,-Не выдержал Сергей, сел рядом с матерью и обнял ее.-Мамуля, мы знаем, как тебе больно. Вы с отцом очень любили друг друга. Я не помню, чтобы вы когда-нибудь ссорились, всегда жили мирно и дружно. Пожалуйста, подумай о нас, о своих детях. Теперь ты осталась у нас одна.

Мать горестно покачала головой:

-Вы не можете меня понять. Меня никто не сможет понять. Мы с Васей были вместе с тринадцати лет. Мы очень любили друг друга, и эта любовь связала нас на долгие годы. А теперь я осталась одна и не могу представить свою дальнейшую жизнь без него.
Сказав это, она тихо заплакала, вытирая глаза кулачком, как маленький ребенок.

-Мамуля, ты не одна, у тебя есть мы, твои дети и внуки. Мы будем рядом с тобой. Чуть позже переедешь ко мне, и тебе не будет одиноко и мне спокойнее.

Мать вздохнула и опять покачала головой.

-Нет, Сережа, это совсем другое. У вас своя жизнь, работа, дети, друзья. Прости, сынок, здесь мой дом. Вася сам тут все обновил, своими руками, здесь все мне напоминает о нем, и я не могу предать его.

Варе было десять лет, когда она стала свидетелем того, как отец в первый раз ударил ее мать. Он был военным и требовал порядка во всем и дома. Когда девочка стала самостоятельно заправлять свою постель, он заставлял ее делать это несколько раз, пока она не сделает так, чтобы его это устраивало. Так же требовал порядка и от жены в выполнении домашних дел.

Мать Вари была женщиной красивой и к тому же общительной. Она работала в библиотеке и со всеми была приветливой и доброжелательной. В их небольшом военном городке при встрече с ней здоровались многие , а муж от этого сходил с ума и дома устраивал ей сцены ревности.

Вместе они выходили редко. Однажды они вышли втроем прогуляться в парке, но пробыли там недолго, так как муж стал прилюдно ее оскорблять. Они вернулись домой, и мать снова была жестоко избита.

Тогда-то и заговорила она впервые о разводе. Но Варя заплакала и стала просить мать не уходить от отца, так как она любила их обоих и не могла представить жизнь без кого-либо из них. Матери пришлось смириться.

Родом она была из этого поселка. На летних каникулах, во время отпуска матери, Варя приехала вместе с ней к ее родителям. Вот тогда-то девочка и увидела Васю, вытянувшегося и загоревшего. Он проходил вечером с друзьями мимо лавочки, где сидела Варя с подружками. Им было тогда по тринадцать лет.

Закончился отпуск, и мать с дочкой вернулись в военный городок. Жизнь потекла своим чередом. Однажды мать вернулась с работы очень расстроенная. Вечером они с отцом закрылись на кухне и разговаривали друг с другом на повышенных тонах. Подслушав, Варя узнала, что у отца появилась другая женщина, которая ждет от него ребенка. В гневе мать бросила мужу в лицо, что заберет дочь и уедет. После этих слов отец ударил ее очень сильно по лицу и сказал, что убьет ее, если она попытается так поступить. Варя проплакала почти всю ночь из жалости к матери.

Через два дня отец уехал на учения. Вечером девочка подошла к матери и, погладив ее по распухшей и лиловой щеке, сказала:

-Мамуля, давай уедем обратно к бабушке, нам ведь там было хорошо.

В тот же вечер они собрали свои вещи и на следующий день вечером уже направлялись в поезде в поселок к своим родным.

Варя оказалась в одном классе с соседскими ребятами, Васей и Костей. На перемене Вася взял свой портфель и сел рядом с «новенькой». Она восприняла это спокойно, так как с Васей они успели познакомиться еще летом.

С первого же дня она почувствовала, что находится под его опекой, и была не против этого. Варя и Вася подружились, вместе ходили в школу и возвращались домой, а через пару лет эта дружба переросла в более серьезное чувство, которое впоследствии они пронесли через всю свою жизнь.

Домой к себе Сергей приехал поздно. Домашние уже спали. На душе у него было неспокойно. Включив телевизор, он сел перед ним и стал вспоминать отца, какой он был принципиальный и упрямый. Но мать не реагировала на его ворчание и умела переводить все в шутку. Потом в его памяти всплыло то, что она никогда не садилась за стол без отца, и хоть была голодна, ждала, зная, что он скоро придет.

Многих в поселке удивляли отношения между отцом и матерью, у кого-то даже вызывали зависть. И в пожилом возрасте они повсюду ходили вдвоем, держась за руки. Однажды они возвращались вместе из магазина и одна из соседок, стоявших на улице, при виде них произнесла с усмешкой:

-Вон гляньте. Идут наши влюбленные, Ромео и Джульетта.

Сергей лег спать, но сон не шел. Он долго ворочался в постели и только под утро забылся коротким сном, в котором увидел отца с матерью. Оба они были веселыми, о чем-то говорили между собой, а потом собрались куда-то вдвоем и ушли, держась за руки.

Проснулся Сергей рано. За окном уже было светло.

-Сережа, ты почти не спал всю ночь. Тебе что приснилось? Ты вскрикивал, невнятно что-то бормотал. Что случилось?-Обеспокоенно спросила его жена.

-Спи, Валюша, все хорошо. Я поеду к матери, мне неспокойно.

Как только он вошел во двор, увидел мать, сидевшую за небольшим столиком возле куста сирени, где обычно они с отцом ели или просто пили чай. Мать сидела, откинувшись на спинку скамьи, смотрела куда-то вверх и чему-то улыбалась. Вздохнув с облегчением, что с матерью все в порядке, сын направился к ней.

-Доброе утро, мама. Тебе тоже не спится? Что-то ты совсем рано сегодня встала. Остальные спят еще?

Мать не ответила и даже не повернула головы в его сторону. Почувствовав неладное, Сергей бросился к ней. Он прикоснулся к ее руке и отпрянул назад-рука была холодной.

-Мама! Нет! Мама!

На его крик из дома выскочили полураздетые Миша и Галина. Застегивая на бегу халат, следом выбежала Вера и стала голосить, не слушая мужа, который пытался ее успокоить. Словно в тумане она видела, как братья осторожно уложили мать на скамью и закрыли рукой ей глаза. Но улыбка так и осталась на ее лице.

Их мама была добрым и мягким человеком. Она не любила много говорить, но зато много шутила, часто улыбалась и смеялась. Она никогда ни с кем не спорила, только кивала головой и говорила: бог расставит все по своим местам. От нее шло душевное тепло. Ее открытая улыбка всегда обнадеживала и придавала сил ее детям.

Первым пришел в себя Сергей. Он обвел все родных глазами, словно вдруг понял что-то, имеющее огромное значение для них всех, что-то очень важное.

-Не плачьте, мы можем быть спокойны за нее. Мама ушла в то же самое время, что и отец. У нее застыла улыбка на лице, значит, она встретилась с ним, и сейчас они вместе, с самым дорогим ей человеком. И, как бы это не звучало жестоко, я думаю, что ей лучше рядом с ним, чем быть одной здесь. Что бы мы не попытались сделать для нее, не в наших силах было восполнить ей эту утрату. Сейчас они там вдвоем и счастливы,-произнес Сергей и взглянул на небо. По его щекам скатились две скупые слезинки.

В какой-то жизненной ситуации, порой, вдруг возникает вопрос: кто же является самым важным человеком в нашей жизни? И у каждого на него, конечно, будет свой ответ. Есть предположение, что большинство ответят на этот вопрос так: это человек, который разделил с вами свою жизнь, благодаря которому вы испытали счастье отцовства или материнства, тот, кто сделает ради вас все, даже невозможное, тот, кого вы любите и кем дорожите.


Рецензии