Бессознательное и диалектическая логика

1.

«Бессознательное» — это такая форма проведения «границ рассмотрения». Можно их провести по-другому — «схватывание» при работе с бесконечностями, «бесконечно-аспектным потоком мира». В зоне «сознательного» мы осознаём нашу «реальность» (внешнюю и внутреннюю), но остаётся ещё бесконечность того, что мы «могли бы осознавать, но не можем осознавать в силу бесконечного количества элементов этой области». И это мы должны «схватывать». И делаем это… так или иначе.

Если смотреть на это с позиций психологии (сдвигая, естественно, должным образом «границы рассмотрения»), то это есть «бессознательное», «подсознание» и прочее «неосознаваемое».

2.

Диалектическая логика работает на правильном «схватывании». Именно «правильное» схватывание лежит в основе проведения «границ  рассмотрения процессов, явлений», что является основной «логической» операцией в «диалектической логике», подобной операции «определения» в формальной логике и операциям «сравнения» в ней же.

Отличие — в динамичности и «мерности» (многомерность модулей сравнения), что делает эти операции совсем другими. Плюс «схватывание», вложенное в эти операции и делающее их принципиально «другими» по сравнению с подобными операциями в формальной логике.

Если кратко, то:

«Сознательная работа с бессознательным» — это конёк и основа диалектической логики.

3.

Существующее «сознательное» (научное) исследование бессознательного страдает «механистическим формально-логическим дисбалансом», закладываемым в это исследование «европейском мировоззрением», точнее, «европейском сознанием», точнее,  «бессознательной частью европейского сознания, проявляющееся во всех его якобы сознательных действиях». Короче, на путях формально-логического исследования этой темы - хорошего не жди.

Второй путь европейских исследований этой темы — «психологический». Т.е. с узкой позиции, т.е. в узких «границах рассмотрения», порождающих далее сплошной «нарратив» — конвенционально признаваемый почти объективным. Т.е. это всё частная, неглубокая модель, порождённая почти случайно на «европейском мировоззренческом фундаменте».

Когда «мы» и «мир» — это не «разное», а «одинаковое», когда всё, что мы видим, включая «сознательное», «бессознательное», «я», «мир» — это всё модели, когда ничего этого нет — это несколько иная система и несколько иная позиция для исследования «бессознательного», равно как и других моделей, поражаемых тем, что мы в своей модельности называем «сознанием».

Мы не можем «узоры» европейских психологов воспринимать как истину, включая такие «узоры», как их подход, позицию, методологию, акценты, критерии построения системы. Будда и Чань в изучении этих вопросов продвинусь дальше (причём, в «философской», метафизически-диалектической плоскости, не «психологической»). Понимание диалектической логики позволяет продвинуться ещё дальше.


Александр Клейн
28 ноября 2023 г.


Проект Витгенштейн. Глава 20. Логика
http://proza.ru/2023/11/26/944


Рецензии