Теория искусства

Попытка создать систему взаимосвязанных законов и правил, которым должны соответствовать произведения искусства.
Для создания «теории искусства» следует дать чёткое и недвусмысленное определение предмета этой «теории».
Дал уже давно, но повторю.
Искусство это игра в кулички, в формочки. Как дети играют в них, заполняя разные фигурные формы мокрым песком. То есть – ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО искуcства, это НЕ ПЕСОЧЕК, который заполняет формы, а КАКИЕ ФОРМЫ куличков из него создаются! Из этого следует, что искусство не отвечает и НЕ ДОЛЖНО отвечать на вопрос «ЧТО» или «ПОЧЕМУ», а лишь на вопрос «КАК». Один и тот же песочек (ЧТО)  можно засыпать в разные формы. Одни эстетические, красивые, другие примитивные и неуклюжие. Настоящий творец в области искусства придумывает формы, которыми восхищаешься, даже не думая о том песочке, который насыпан в эту форму.
Бездарь обычно жмёт на педаль ЧТО, на песочек,  и обычно же -- это муха, раздуваемая до размеров слона, но от этого слоном не становящаяся. Ни слона, ни СЛОВА!

И так мы незаметно подошли к коэффициенту гениальности, а именно: Чем заурядней песочек, и чем оригинальней и художественно выразительней форма, в которую эта заурядность завёрнута, тем талантливей художественное произведение. Дробь, в знаменателе которой степень незаурядности песочка, а в числителе – степень незаурядности формы куличка, получившегося благодаря этой форме.
Поскольку в моей личной «табели о рангах» уже давно сформировалось мнение об образцах художественной литературы, то неудивительно, что примеры-цитаты я всегда  беру из этих «Стандартов талантливости»
Это:
Два романа Ильфа и Петрова.
Дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине»
Несколько повестей Ивлина Во, наилучшая из которых «Незабвенная» – журнальный «Сокращённый» перевод которой, Б.Носика блестящий по соответствию оригиналу и даже превосходящий его, особенно хорош. «Иностранная литература» №2, 1969 г.
Некоторые отрывки из обычно достаточно скучных повестей и рассказов Владимира Набокова.
Примеры языка Набокова совершенно блистательны и жаль, что они спрятаны в часто необыкновенно занудливое общее оформление. У меня даже временами возникало подозрение, что Набоков по-садистки издевается над читателем, вкрапляя бриллианты своего таланта в общую скучность повествования.. Образцом именно этого свойства являeтся его ЗАНУДЛИВЕЙШИЙ роман «Дар», который читать невообразимо тяжело даже человеку, достаточно искушённому в разнообразных формах литературы. И вдруг, среди этой занудливой тягомотины появляется:

“Облачным, но светлым днем, в исходе четвертого часа, первого апреля 192… года  у дома номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился мебельный фургон, очень длинный и очень желтый, запряженный желтым же трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией. На лбу у фургона виднелась звезда вентилятора, а по всему его боку шло название перевозчичьей фирмы синими аршинными литерами, каждая из коих (включая и квадратную точку) была слева оттенена черной краской: недобросовестная попытка пролезть в
следующее по классу измерение.”
ЧТО описано?
Да, НИЧЕГО, ЗАУРЯДНЕЙШАЯ ЗАУРЯДНОСТЬ!!! Какой-то фургон, перевозящий мебель!
А КАК описано?
ГЕНИАЛЬНО!!!
Вот один из блестящих примеров великого литературного таланта! Вспомним недавно упомянутый коэффициент гениальности (оригинальности). 
Полнейшая заурядность песочка (ЧТО ОПИСЫВАЕТСЯ) – очевидна!
Изумительная НЕОЖИДАННОСТЬ, в то же время вполне здравая и адекватная, и выразительность описания – высочайшие. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – кто и когда ТАК ОПИСЫВАЛ стоящий на заурядной улице заурядный фургон с мебелью?
НИКТО!

Коль скоро речь идёт о мебели, то неудивительно, что сразу всплыл другой пример с ней. (Который я тоже не раз цитировал,)
«Эме Танатогенос изъяснялась на языке Лос Анжелеса; скудная меблировка её интеллекта, все атрибуты этой меблировки, о которые обдирал себе коленки пришелец из Европы, были приобретены в местной школе и университете...»
ЧТО описано?
Примитивное мышление заурядной молоденькой американской дуры!
КАК описано?
ГЕНИАЛЬНО!
Опять та же дробь: В знаменателе полная заурядность предмета описания.
В числителе — необыкновенная ОРИГИНАЛЬНОСТЬ в строгих рамках АДЕКВАТНОСТИ мышления.

« Беседа была очень короткой, причём слова исходили только от одной стороны, в то время как другая по необходимости ограничивалась лишь поклонами, встопорщиванием усов, закатыванием глаз, воздеванием рук к небу и прочими словозаменительными телодвижениями (без которых, воистину, сыны и дщери человеческие испытывали бы порой  непреодолимые трудности в делах служебных, а наипаче супружеских)» -- Иронически пишет Леонид Соловьёв.

Примеры гениальной словесности Ильфа и Петрова я приводил столь многократно, что здесь не считаю возможных их в который раз цитировать.
Но из всех примеров отчётливо видится железная формула: Не ЧТО (песочек), а КАК (форма)  – главное в искусстве.
Это фундаментальный закон Теории Искусства.

Других пока не придумал.
Только ещё дополнительное Правило Эстетического Запрета, которое гласит:
Есть формы искусства, которые нельзя «перевести» в другие, пусть тоже, формы искусства.
Пример, тоже, как и словесность Ильфа и Петрова, в недавней заметке «Чаплин, Рязанов, Гайдай», где приводится пример ЗАВЕДОМО НЕУДАЧНЫХ попыток экранизировать романы Ильфа и Петрова.
ОНИ НЕПЕРЕВОДИМЫ. Да и вообще, гениальную словесность  (КАК?)  НЕЛЬЗЯ выразить в виде (ЧТО?) неподвижных или движущихся изображений!
Изобразительное искусство всё же опирается больше на песочек, ЧТО.
Где КАК  – играет лишь дополнительную, хоть и тоже  важнейшую роль!
А в литературе вполне хватает только КАК!
Вот и получилось, прямо сейчас, само собой, логическое обоснование Правила Эстетического Запрета: Если одна форма опирается и на ЧТО и на КАК (Двойной или двойственный язык), то ДРУГАЯ форма, опирающаяся целиком и полностью на КАК (Единичный язык), НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «переведена» в двойной язык ЧТО + КАК!
Пока всё.
Любой желающий может добавить нечто или опровергнуть предлагаемое.
Но АРГУМЕНТИРОВАННО!
27 XI 2023

P.S. Продолжил думать над только что написанным и понял, что перегнул палку: Если ЧТО —не важно, то бОльшая часть мировой литературы, как раз описывающая ЧТО – не литература, получается?
Поэтому тут же придумалась уловка:
ИДЕАЛ ИСКУССТВА – это чистое КАК.
Но мы все – существа неидеальные и можем к нему стремиться, хотя получается это ИДЕАЛЬНОЕ, крайне редко. И масса очень хороших образцов искусства гораздо больше отвечают на вопрос ЧТО, хотя и КАК тоже присутствует с той или иной степени!
КОМПРОМИСС!

P.P.S. Наверно я был не совсем точен, используя неверное наклонение – Изъявительное, Индикатив: Искусство отвечает на вопрос «КАК».
А надо было написать:
Искусство  ДОЛЖНО  в идеале отвечать на вопрос «КАК».
Наклонение Сослагательно-Условное, Субъюнктив-Кондиционалис и даже чуть Повелительное  -- Императив.
Не в ту сторону «наклонился» автор Эспри!


Рецензии
Понимаю о чем Вы, на интуитивном уровне))

Андрей Макаров 9   30.11.2023 12:00     Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Макаров 9
Благодарю Вас за внимание и написание комментария!
У меня это понимание, как и у Вас, на уровне интуиции.
Но, поскольку, по моей версии, ИНТУИЦИЯ -- это проявление Надсознания, то она НИКОГДА НЕ ОШИБАЕТСЯ.
Легкомысленный вывод из сказанного: Мы оба воспринимаем искусство БЕЗОШИБОЧНО!
Звучит комплиментарно?!
Ваш с признательостью Эспри

Эспри Де Лэскалье   30.11.2023 16:12   Заявить о нарушении
Спасибо, Эспри!
Я думаю, Вы правы, что слушая интуицию, трудно ошибиться.
Когда поддаешься эмоциям, ошибки неизбежны.
Похвалить или похвастаться, свойственно человеку))

С уважением, Андрей

Андрей Макаров 9   30.11.2023 17:48   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей,
Вновь, благодарю Вас!
С интуицией, однако, есть одна мааааааленькая проблемка:
Её очень легко спутать с приступом идиотизма, ибо в обоих случаях критичность мышления умолкает. Во всяком случае, так бывает у меня, и нередко, к сожалению! Поэтому единственный выход -- это переждать период эйфории сутки-двое, а уж затем или принимать "интуитивную догадку" или отбросить очевидный идиотизм.
Другого метода различать эти состояния не придумал.
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   30.11.2023 22:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Эспри, и я рад нашей "случайной" встрече на этой площадке!
Да, сдержанность в проявлении эмоций и интуиции важна. Может быть поэтому я часто откладываю принятие решений по серьезным вопросам на последний момент))

Андрей Макаров 9   30.11.2023 23:39   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей,
Разделяю Вашу радость.
К сожалению или НЕ к сожалению, я как раз -- человек эмоциональный и решения принимаю быстро и решительно.
Учитывая мой опыт "вечного рядового", оказалось, что важные решения часто приходится принимать быстро и правильно, иначе конец не только твой, что не так важно, а МИССИИ, тебе порученной, что несравненно важней. И задача как раз ставится так:
Не "умри, но победи"!
А "ПОБЕДИ, и сохрани себя для следующих побед"!
Поэтому, как сказал, решения обычно приходится принимать и правильные и быстро. Мгновенно! Тут чувства и интуиция играют важнейшую роль.
Ещё раз, рад нашему случайно возникшему контакту.
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   01.12.2023 02:02   Заявить о нарушении
Итак"вечный рядовой"Эспри"в 6.10 я проснулся и стал размышлять.Что такое подсознание не представляю,а что касается подсознания...
Я представляю его как информацию в глубинах памяти.
Почему я впервые подошёл впритык к своему идеалу в 18 лет и4дня.
В 13 лет родители купили мне после собрания в школе Уголовный
Кодекс ,в котором было и о том,что до18 нельзя играть в игры по мотивам Мопоссана.Я и забыл вроде прочитанное.
Но это помнило подсознание.Тебе уже 18 и значит можешь идти на
таран.И я впервые впритык подошёл к девице и стал откровенно ее
разглядывать. Прежде подобных вещей не происходило.

А теперь начну думать как нам быть с сотрудничеством.
Повторюсь,что искренне хочу этого .Только нужно упорядочить
Недавнюю информацию...

Виталий Поляков 2   03.02.2024 00:06   Заявить о нарушении
Дорогой Виталий Поляков 2,
Рановато Вы проснулись – зима на дворе!
Да и умственная деятельность (ежели интенсивная) требует большего отдыха...
(Будучи вечным рядовым, вспоминаю, что служа в армии спал меньше, чем обычно. Поечму? А потому что за меня думало начальство!)
А у Вас она, умственная, судя по УК, Мопассану, девицам и всему прочему, весьма активно-реактивная!!

О подсознании. Разъясню свою позицию.
На мой взгляд, у живых существ действуют три типа сознания: Подсознание, Сознание и Надсознание.
Подсознание управляет биологическими функциями нашего тела и контролю со стороны Сознания не подлежит. Нельзя волевым актом изменить перистальтику кишечника, силу и частоту сокращений сердца, усилить или ослабить выделение гормонов или желудочного сока. Снова-- Нашими волевыми мыслительными актами мы этого сделать не можем.

Сознание – это то, что подчиняется волевым актам и есть волевые акты.

Надсознание – это «высшая деятельность» нашего мозга, которая также Сознанию не подчиняется.
Это НЕ определённый корковые или подкорковые центры (по Пенфильду), как гипоталамус, чёрное тело, миндалевидное и пр. Это цепочки и группы нейронов, отдельные функциональные области нашего мозга, которые включаются и выключаются без нашего контроля и даже без ОЩУЩЕНИЯ, что они работают Приказов Сознания Надсознание не выполняет, все ПРИКАЗНЫЕ цепочки из Сознания заблокированны. Но информация да, из Сознания и Подсознания туда поступает. И оно иногда приходит нам на помощь, открываются его воротца и в наше Сознание просачивается НЕЧТО, в виде Вдохновения, Интуиции, телепатии, и «поведенческого сознания» – как , например, у сомнамбул. Почему оно отключено?
Оно «слушает» Темпоральные Волны, несущие информацию из прошлого и будущего.
Оно наличествует у ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, включая одноклеточные водоросли и амёб.
Там его деятельность – сугубо «поведенческая». У нас она присутствует в виде атавизма, поскольку развившееся Сознание почти заблокировало эту способность.
В общем, тема эта большая и развита мной во многих соответствующих заметках. Кстати, ПРОСИТЬ Надсознание о помощи можно и иногда оно отзывается, иногда не сразу, ибо ЗАНЯТО ЧЕМ-ТО своим, гораздо более интересным (для него) и важным!
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   03.02.2024 00:57   Заявить о нарушении
Мой дорогой Эспри,если я сплю больше пяти часов в сутки,то
утрачиваю Уверенность в себе,а это ослабляет мой дедуктивный метод
высыпаясь хорошо начинаешь всего бояться.А так страх сковывает мышцы и мышление.Правда я слежу за тем,чтобы аппетит был хорошим.Я могу сознательно управлять давлением ,температурой и еще кое-чем.А разве вы не можете управлять сознательно глубиной и частотой дыхания?

Виталий Поляков 2   03.02.2024 08:13   Заявить о нарушении
Мне кажется ,что Эспри не умеет управлять поведением людей просто
потому,что не концентрировался на этой теме.Я был тоже таким,но это
прошло.Манипуляция сознанием и поведением...Я почитывал книги по
этой тематике,но все существенные закономерности вывел анализируя
личные наблюдения.

Виталий Поляков 2   03.02.2024 08:26   Заявить о нарушении
Темпоральные волны мне неведомы,другое дело условные и безусловные рефлексы.А именно этим нужно пользоваться для
дрессировки людей и собак.

Виталий Поляков 2   03.02.2024 08:32   Заявить о нарушении
Уважаемый Виталий Поляков 2,
Дыханием животные научились управлять потому, что лезли в воду и ныряли!
Недаром самые большие млекопитающие -- киты отлично это умеют делать. От них мы и научились! А всем остальным управлять -- это уж дело единиц, а не массовое явление.
Управлять людьми или кем-либо ещё Эспри никогда не ХОТЕЛ И НЕ ЗАХОЧЕТ!
Я всего лишь стараюсь УВЛЕЧЬ читателей на поле мысленных игр. А дальше -- у них полная свобода выбора.
Насильно мил не будешь!
Не было и нет у меня ни малейших качеств "вождя-диктатора", всезнающего тирана. Максимум -- ненавязчивое лидерство.
Хочешь -- следуй за мной.
Не хочешь -- твоё право!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   03.02.2024 16:28   Заявить о нарушении