Монг. число 20 в нах. -даг. яз

Studia Paramongolica

ОБЩЕМОНГОЛЬСКОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ "ДВАДЦАТЬ" В НАХСКО-ДАГЕСТАНСКИХ ЯЗЫКАХ

См.также предыдущую статью автора "Дагур. KONO сутки и ав. QO"





Дагур. ХОРИН "двадцатое число, двадцатый день", хорин найм ход "двадцать восемь созвездий"; халха-монг. ХОРЬ, ХОРИН "двадцать", ХОРЬДАХЬ "двадцатый по счёту",ХОРЬ "народность хорин".

Согласно распространённому мнению среди историков - сяньбийцами (самоназвание - serbi), хорами и вухуанями назывались протомонголы (парамонголы), населявшие Жужань (Rouran).

В соответствии с "Этимологическим словарём монгольских языков" монг. числительное "двадцать" восходит к праформе *qo-rin

ДВАДЦАТЬ

Ауарскому языку свойствена двадцатиричная система счёта

Ав. КЪО-го (QO-go). Во всех диалектах без изменений в основе.

Бежтинское, тляд-кар., хаш. ХЬОНА,гунзебское ХЬОНО, инх.,квант. ХЬУНО, хваршинское ХЬУН

Чеч. ТКЪА, ингушское ТКЪО, цова-тушинское ТIКЪО

Лакское КЪУВА

Агул. КЪАД, лезг., рут. КЪАД, удинское КЪА, хиналугское КЪАН

Кубачинское ГЪА, кайтагское ГЪАЙИЛ


СВЯЗЬ С БЛИЗНЕЧНОСТЬЮ, ДНЁМ

Соответствие безупречное. На наш взгляд должно быть связано с нахско-дагестанским обозначением "дня":
Чеч. ДЕ, ингуш. ДИ, цова-тушинское ДЕ
Ав. КЪО
Лакское КЬИНИ
Хиналугское КЬАЬ, удинское ГЬИ

Прямое отношение к рассматриваемой основе имеют:
Халха-монг. ХОНОХА "ночевать, проводить ночь", ХОНОГ "сутки" (дагур.КОНО "сутки", КОНООР "сроки, дата", ХООН "год, лета, возраст".

Вызывают интерес цезские формы,которые производят впечатление типично халхасских, ауарское же обозначение числительное "двадцать"- qo-go характерно для более архаичногго состояния *qo-rin.

Цитата из нашей предыдущей статьи:

"Продолжение темы "небо" цитата из нашей предыдущей статьи: "С  монг. "овцой" (ХОНЬ) перекликаются ав. диал. КIОНЛЪО "близнецы", КIОНОГIЗИ "ягнитьсв двумя ягнятами", КIОНОЧ "бычок", КIОНЧУ "астрагал (альчик)", КЪОНЗО "подвальное помещение". Все эти лексемы именно из этой темы". На кожу (выделанную шкуру) указывают ав. КЪОХЬОЧ "тулуп, кожанка". Причём само это "небо" круглое и выглядело в мировосприятии древних как что-то вроде КРУГЛОГО КОЖАННОГО (ИЗ ВЫДЕЛАННОЙ ШКУРЫ) ЩИТА. С этой темой должно соотноситься дагур. ДОКУ "стелька, стельки" и халха-монг. ДУЬГРЕГ "круг, окружность", ДУГУЙРАХ "круглеть, кружиться", ДУГУЙ "круг, колесо, круглый", ДУГТУЙ "конверт, чехол, футляр", ДУГАРИГ "круглый, круг". Из нахско-дагестанского лексического материала сюда же удинское ККУЬНДАЬ "сфера, шар".

На сдвоенное присутствие T'q-/Dgh- указывает ав. КЪЕХЬ "шкура", которое содержит в себе однако "ТI-", ср. ав. ТIЕХЬ "книга", изготовлявшаяся из выделанной кожи животных, пергамента. Просто эта "тI-" выпадает или дистанцируется и в образовавшемся зазоре оказываются гласные".

Грузинское T'q'up'- "близнец", dghe "день".

Сюда же ауарское обозначение барабана "КЪИЛИ", диал. - "бачок деревянный для засолки сыра".

В тюркских языках есть совпадение с монг. и нахско-дагестанскими языками в обозначении "дня", "суток" - "кюн/гюн", но не числительного "двадцать".
 


Рецензии