Почему я? Яков Дамкани

Прочитал книгу «Почему я», израильского автора Якова Дамкани … Пытаюсь вспомнить читал ли я вообще какую-либо литературу израильских авторов, не считая Библии, и на ум приходит только «Великий Целитель и врачи евреи», в которой описывается путь некоторых врачей-евреев, принявших христианскую веру и эта книга в своё время произвела на меня хорошее впечатление. Любой еврей, принимающий христианство, идёт против традиций и предубеждений всего своего народа и зачастую подвергается настоящим гонениям, поэтому их духовный путь, и желание идти против системы, по крайней мере, заслуживают уважения…

Но вернёмся к Якову Дамкани… Его книга «Почему я» - это фактически автобиография, в которой он описывает свой жизненный путь: свою семью, свой народ, традиции, привитые ему с молоком матери. А позднее разочарование в иудаизме, уход из семьи, совершенно бессмысленную и отвязную жизнь среди хипующих наркоманов, переезд в Америку, стремление получше устроить свою материальную жизнь и, наконец, приход к вере в Иисуса Христа и все дальнейшие взлёты и падения, последовавшие за этим событием …

Мне кажется, что каждый человек, призванный Богом на какое-либо служение, рано или поздно задаётся вопросом: «Почему я?», - ведь есть вокруг столько людей, более талантливых, более богатых, более сильных, которые наверняка выполнили бы труд порученный Богом лучше. Сразу вспоминается, диалог Моисея с Богом, в котором Моисей, находил различные причины, чтобы отказаться от предложенной миссии. Он спрашивает Бога, сначала «Кто я?», - потом: «Кто Ты?», - потом сомневается, что ему поверят, после этого сомневается в своих способностях, но даже и после того, как Бог ответил на все его вопросы, Моисей говорит: «Пошли другого, кого можешь послать» (Исх.4:13).

Похожая ситуация происходит и с Мухаммадом, когда Архангел Гавриил, говорит ему: «Читай!», а Мухаммад колеблется, потому что в принципе читать не умеет, архангел настаивает: «Читай!», а Мухаммад отбивается: «Я не умею читать!» И все-таки, в конце концов, и Моисей, и Мухаммад берут ответственность за Божьи повеления на себя и идут предназначенным им путём.

На самом деле практически любой человек периодически задаётся вопросом «За что это мне?» Поэтому читать, о том, как человек ищет ответ, на этот вопрос, проходящий красной линией через всю его жизнь, довольно интересно, а те ответы, который он нашёл для себя, вероятно, будут интересны и другим.

Второй момент, в книге показавшийся мне крайне интересным, это понимание позиции избранного народа. Бог заключил завет с евреями в определённый момент истории и ожидал от них определённых действий, когда же они отходили от Его заветов посылал им пророков, послания которых и составляют существенную часть Ветхого Завета, однако израильтяне всегда: «упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей…» (Неем.16:9). Для избранного народа, такое упорство и умение вопреки любым обстоятельствам стоять на своих позициях, кажется необходимым качеством характера, однако это не только помешала евреям принять Иисуса, но и заставляет раввинов, по сей день, ненавидеть христиан. При этом частенько у них не возникает даже мысли о том, чтобы открыть Новый Завет и попробовать разобраться в этой теме самостоятельно. Вместо Священного Писания, они свято верят предписаниям и пояснениям раввинов и учителей прошлого, не понимая, что с течением времени человечеству могут открываться и будут открываться более глубокие пласты истины.

Сразу вспоминается анекдот: «Раввин обращается к Богу: «Господи, можно уже выбрать какой-либо другой избранный народ», Бог отвечает: «Ну а кого?» Раввин продолжает: «Ну, кого не жалко!»

Однако трагедия израильтян, в том, что они так и не осознали, что все беды с ними происходят не только, и не столько по причине ненавистных врагов, гоев (не евреев), а по причине их собственного упрямства и неповиновения Божьему Слову. Но это только пол беды, вторая часть проблемы, что после распятия Иисуса, христиане, свидетельствуя язычников и, создавая христианскую религию, переняли множество языческих обрядов, которые также как у евреев никак не подтверждены Священным Писанием. Как итог и у евреев, и у христиан есть удобная форма поклонения Богу, однако внутренняя суть, которая помогла бы принять Мессию, научиться любить или примириться им друг с другом, может постепенно уходить на задний план. А в какой-то момент уже и Священное Писание начинает игнорироваться …

Яков Дамкани, хочет оставаться евреем и перенимать самое важное и лучшее у своего народа, но также быть и христианином, веруя в Иисуса Христа, однако при этом, не перенимая религий, созданных людьми, а находя каждый день Живого Бога в своей жизни …

Книга «Почему я?» изобилует цитатами из Священного Писания, которые на взгляд Якова Дамкани, однозначно и убедительно, доказывают его точку зрения. Сам Яков был готов при любой возможности и для любой аудитории, вступить в дебаты, хоть с раввином, хоть с священником, хоть с любым другим ортодоксально настроенным человеком, как в среде евреев, так и среди других народов.

В общем книга – живая и искренняя, читать её было приятно, много интересных мыслей появилось, узнал кое-что об истории еврейского народа и иудаизме, а также копнул глубже в причины религиозных конфликтов …

Ну а завершить своё повествование хочу стихом самого Якова Дамкани, по сути, являющегося кратким содержанием всей книги:

«За право жить евреям на земле.
В День Памяти народ идёт сюда,
Чтоб флаги в честь погибших приподнять
Сперва до середины, как всегда,
Потом на верх флагштока. И опять
О крови павших речи прозвучат,
Прольются слёзы. Дальше, в свой черёд,
Лишь завершится траурная часть –
Закружится танцоров хоровод.

Потом вернуться все к своим делам,
И мы, подобно остальным народам,
Продолжим службу собственным богам:
Теперь уж не Ваалу с Аштарот,
Не идолам, не золотым тельцам,
Но людям и иным твореньям Бога,
Земле бесценной, что мила сердцам.
Ведь Бог, Кто даровал нам эту землю,
Для нас давно лишь миф – Ему не внемлем.

Здесь, у подножья каменного льва,
Отцы детей готовят беззаветно,
Чтоб жизнь могли за родину отдать,
Пасть на войне, стать жертвой безответной… -

Нет, не один ты, брат, в своей борьбе
За право жить евреям на Земле!
Да, кровью и огнём Иуда пал;
Уж так судил Господь.
К себе обратно
Он нынче нас зовёт, как прежде звал,
Но глух и слеп народ Израиля.
Напрасно Господь протягивает руки нам –
Иным мы поклоняемся богам.

С тех давних пор, когда я был мальцом,
Меня любить учили Трумпельдора.
Всю кровь свою, весь жар души притом
Я был готов пожертвовать без спора
В борьбе за жизнь евреев.
Но сокрыт был Божий лик.

И много, много лет
Я, как другие, мучился вопросом:
«Что значит – быть евреем?»
И в ответ
Я, наконец, услышал весть от Бога:
«Пролита Кровь – и заключён Завет;
Мир с Богом навсегда дарован людям».
Мёртв и бессилен каменный тот лев,
Но жив, могуч, как прежде, Лев Иудин!
Мы жизнь навеки обретаем в Нём.
Ему всю честь, хвалу и славу воздаём!


Рецензии