Давай, моряк! - 4

        История про то, как Женька с 10-метровой вышки в бассейне «Москва»
   сиганул вниз «рыбкой», про сам бассейн и про храм Христа Спасителя в Москве

    Начало в «Давай, моряк!» – 1. Дядя Лёва –
                http://proza.ru/2023/11/25/1115,
    продолжение – «Давай, моряк!» – 2. Первый (недостроенный) храм –
                http://proza.ru/2023/11/26/874,
                – «Давай, моряк!» – 3. Новый храм Христа Спасителя –
                http://proza.ru/2023/11/27/1215


                4. Бассейн «Москва»

     Мария Григорьевна – Викина тётя сама встретила на входе в чашу бассейна троицу своих гостей, которую возглавлял её хороший знакомый и близкий друг Лев Давыдович Тоцкий.

     – Ну что, Женя, девочки направо, мальчики, как водится, налево, – подмигнул дядя Лёва Коляшину. – Пошли в нашу мужскую раздевалку!

     Историю бассейна Лев Давыдович поведал уже одному Евгению. Рассказ этот, и в парилке, и в её «предбаннике» за кружечкой холодного пива, тоже был очень интересный и познавательный.
 
     По распространённой в те годы версии, идея устройства бассейна на месте заброшенного котлована Дворца Советов, принадлежала первому секретарю Коммунистической  партии  – Хрущёву. Оставшиеся стальные конструкции и бетонный фундамент недостроенного гигантского здания часто наполнялись водой и напоминали болото в центре Москвы. Конечно, такого безобразия никто не хотел! Особенно в «высших эшелонах власти»…

     Разработал проект бассейна талантливый советский архитектор Дмитрий Чечулин. В соавторстве с архитекторами Владимиром Лукьяновым и Николаем Молоковым он спроектировал открытый всесезонный бассейн, строительство которого началось в 1958 году.

     Перед строителями стояла задача максимально использовать сохранившийся фундамент, поэтому будущую «Москву» и поместили внутрь бетонного кольца, предназначавшегося для основания Большого зала дворца. Этим обусловлена необычная для плавательных бассейнов круглая форма и огромный размер объекта.

     На момент строительства этого грандиозного оздоровительного и физкультурно-спортивного сооружения в столице уже было два первоклассных зимних плавательных бассейна. Один  – в  Пролетарском (переименованном впоследствии в Красногвардейский) районе – нынешний Южный административный округ столицы, другой – в  Сталинском (с 1961 года – в Первомайском и упразднённом в 1991 году) – находился на территории современного Восточного административного округа Москвы. Зимой в бассейнах, что естественно, такое оживление в людской массе, какое бывает обычно летом на водных станциях. Но, зима – не лето и многим очень хотелось поплавать в морозец в тёплой водичке!

     Открытие круглогодичного бассейна «Москва» состоялось 16 июля 1960 года. И это было по-настоящему грандиозным открытием! Реализованный проект отличался не только размерами, но и точностью инженерных разработок.

     Новый бассейн на берегу Москва-реки  стал самым большим  плавательным бассейном  на свежем воздухе в  СССР  и одним из крупнейших в мире. Кто бы мог подумать! Но, Женька уже знал об этом, ведь располагался он на месте взорванного в 1931-м году храма Христа Спасителя  и на фундаменте (!) недостроенного Дворца Советов. Диаметр водной поверхности, к слову, составлял 130 метров, а объём вмещаемой воды – порядка 25 тысяч кубических метров. Солидно!!! И это было настоящей физкультурно-спортивной солидностью могучего Советского Союза!

     Пропускная способность бассейна была «сумасшедшей»: в день он мог принять до 20 тысяч посетителей, а в год их число доходило до трёх миллионов. За первые десять лет работы бассейн посетило порядка 24 миллионов человек!

     «Москва» работала круглый год, принимая посетителей даже зимой – при температуре воздуха до минус 20 °C. В 1980-м, когда Женька с Викой и дядей Лёвой приехали в «гости» – на работу к тренеру по плаванию Марии Григорьевне  было очень холодно… Но, бассейн функционировал!

     Температура воды регулировалась с помощью специальной системы искусственного подогрева и не опускалась ниже 18° и 22° в летний и зимний периоды соответственно. В холодные сезоны вода прогревалась до 32-34 градусов. Сочи с Черным морем, если так можно сказать, зимой просто отдыхали. А тёплая «Москва» работала! Тем не менее, по соображениям безопасности, использование бассейна при температуре ниже минус 20° не допускалось – плотный густой пар над поверхностью воды затруднял наблюдение за пловцами и работу спасателей. Тётя Маша об этом знала, как никто другой. Спасибо ей, трудяге отечественного плавания!

     Однако, не все горожане были раду открытию бассейна. Его строительство вызвало неоднозначную реакцию московской общественности, расхожим стало ироническое выражение (откуда? из народа, естественно) – «Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам». Может потому, что мужчин в плавках, а женщин в купальниках горожане стали видеть даже зимой из окон своих многоэтажек?  Глупость, конечно, но сам Бог им судья…

     Вода поступала в «Москву» из городского водопровода и нагревалась в  бойлерной. Перед подачей в чашу  её   пропускали через хорошие фильтры и  хлорировали. В плавательном учреждении функционировала специальная лаборатория, регулярно проверявшая качество воды. Проверки также проводила столичная санэпидемстанция. Всё, как положено!

     Акватория бассейна смешанного типа разделялась на участки для свободного плавания и тренировок. На базе учреждения действовали группы лечебного и оздоровительного плавания для детей и взрослых, группы по синхронному плаванию и водному поло. Для тренировок оборудовали сектор с отдельным входом. Чаша для профессионального спортивного плавания была разделена на восемь дорожек, а в центре установили 10-метровую вышку для ныряния с возможностью прыгать в воду с разной высоты.

     Сам водный резервуар «Москвы» был окружён пляжем шириной 11 метров с насыпью из мелкого морского гравия, что позволяло принимать солнечные ванны. Здесь были расположены пять детских мелких бассейнов, стояли скамейки и росли деревья.

     Рядом с пляжем находились павильоны с кассами, гардеробом и буфетом, которые могли вместить до двух тысяч человек одновременно. В них продавали и выдавали напрокат купальные принадлежности. Исключительно «для своих» (по секрету поведал дядя Лёва) в буфете можно было приобрести и пивко, и ещё кое-чего…

     Зимой выходы из бассейна соединялись с павильонами специальными коридорами. Изначально глубина бассейна достигала четырёх метров, однако из-за участившихся несчастных случаев (смелая же до дури была наша разухабистая молодёжь!) дно чаши залили бетоном, приподняв его до уровня 1,85 метра. Администрации бассейна стало поспокойнее…

     Советский (в основном – московский) народ в своём преимуществе, конечно, радовался! Вход в бассейн стоил полтора рубля, продавались также месячные абонементы и абонементы «выходного дня», по которым посещение обходилось ещё дешевле.
 
     – Дядя, Лёва! – смачно отхлебнув из кружки пенного «Жигулёвского» спросил Тоцкого Коляшин. – Шикарную вышку, чтобы прыгать в воду, я сразу заприметил. А кому можно оттуда сигануть?

     – Только тренированным спортсменам! Но… Я всё устрою, моряк! Слушай дальше… Бассейн «Москва» не раз посещали известные люди и даже главы иностранных государств. Спроси кто?

     – Ки-то? – икнул Женька, извинившись. – Прости, Господи.

     – В ноябре 1960 года здесь был представитель правительственной делегации Кубы – сам Эрнесто Че Гевара. Его-то, надеюсь, ты знаешь. Тот самый – легендарный «Че»!

     – Аккурат на мой день рождения специально, наверное, приезжал! – пошутил в ответ «скорпион» (по знаку Зодиака) Коляшин.

     Про историю бани с сауной Женька даже спрашивать не стал Тоцкого. Всё ему нравилось, и всё было супер!  Впрочем, насидевшись в парной, от души отхлестав друг друга березовыми вениками, дяде Лёве и Евгению уже пора было бы освежиться…

     Покинув предбанник, Евгений и Лев Давыдович прыгнули в тёплую воду зимней «Москвы». Эх, благодать!
 
     – Дядя, Лёва! А можно мне нырнуть с вышки? – поинтересовался у завсегдатая плавательного заведения Женька.

     – Да запросто! Залезай и прыгай. Марья Григорьевна только зажмурится… – широко улыбаясь, подтолкнул к бортику курсанта  Тоцкий. – Кто сказал, что рождённый плавать, летать не может? Давай, моряк!

     На трёхметровой площадке вышки Коляшину стало как-то неловко: с одной стороны – низковато, а с другой – высота уже чувствовалась. Представьте себе трёхметровую высоту потолков в «сталинских» квартирах. «Уважаемая высота» для советских людей. Дядя Лёва снизу махнул рукой и одобрительно крикнул: «Прыгай, моряк! Давай!!!». Но Евгений полез выше…

     На пятиметровой отметке Женька тоже не остановился. Тем более, что снизу на него уже смотрели десятки глаз посетителей и среди них его любимая девушка.  Где же, кстати, она?

     Евгений, с видом заправского прыгуна-профессионала, окинул бассейн, стараясь разглядеть внизу плавательной чаши его Викторию. Да вон же она: в красной резиновой шапочке! Ещё и зовёт – кричит ему что-то снизу, демонстрируя поднятые над водой скрещенные руки. Что бы это значило? На пятиметровой высоте уже чувствовался зимний ветерок. Иными словами – ни черта было не слышно, чего она там пыталась донести своим криком до Коляшина.  А! Наверное, она подзадоривала его! Низко? И курсант полез ещё выше – на десятиметровую площадку.
 
     Вот это высота! Евгению даже показалось, что он смотрел на всю Москву в бассейне, как на аттракционе «Колесо обозрения». Прыгнуть с десяти метров! Это же высота четырёхэтажного стандартного «дома-хрущёвки». Когда ещё такое смелое испытание представится? Надо было только решить – каким способом сигануть вниз! А чего тут думать? Если выбор невелик… «Солдатиком» – само-собой не серьёзно для моряка, значит оставалось по-морскому – «рыбкой», то есть головой вниз. И он, разбежавшись, вскинув руки, всем телом с силой оттолкнулся от трамплина.

     – «Во дурак!» – успело промелькнуть в Женькином мозгу. – «Так же разбиться запросто можно!  О, боже, спаси и сохрани!»…

     Летел он чуть больше секунды. Всё, как в физике! С ускорением свободного падения в 9,8 метров в секунду. Хорошо ещё, что в воду вошёл более-менее ровно. Живой, слава тебе, Господи. Точно Боженька помог! Только плавки слетели вмиг. Открыв глаза, заметил недалеко от себя какую-то синюю тряпочку…  Они, родимые.  Викин подарок! Схватил их и быстро натянул на себя. Вынырнул…

     – Ты чего с ума сошёл! – подплыла к нему расстроенная Виктория. – Я же тебе руками махала и кричала, чтобы ты не прыгал с такой верхотуры! А ты…

     – А я, наоборот, решил, что надо прыгнуть, раз уж забрался так высоко, – только и смог ответить Коляшин. – Это же не парашютная вышка, с которой я ещё в пионерском лагере «Орлёнок» однажды спрыгнул. Так там высота в два с половиной раза больше была!

     – Голова болит, Женька? – из Викиных глаз выкатились на щёки слезинки.

     – Что ты!… – через силу «выдавил улыбку» Евгений. – Всё нормально! Как там напутствовал «тренер» дядя Лёва?  Рождённый плавать и слетать разок может! А у меня это уже второй прыжок. На этот раз - без парашюта…

     – Испугалась очень за тебя! Не зря же здесь место такое… Храм же тут раньше был! Христа Спасителя назывался… Значит Бог тебе и помог! Спас тебя от несчастья, мой смелый моряк…

     – Вы мне оба помогли, Викусенька …  И Христос, и ты, моя любимая… – обнял свою девушку в воде Коляшин и поцеловал сначала в мокрый нос, а затем дважды в губы.

     – Жень, ты чего?.. Увидит же, кто-нибудь… – смутилась в ответ Вика. – Давай лучше поплаваем… Водичка-то, какая классная. Хорошо в «Москве» зимой!

     … А в это время на влюблённую пару только смотрели, обнявшись и улыбаясь, такие же счастливые Тетя Маша и дядя Лева.

     Скоро, совсем скоро – летом 1980 года столица Советского Союза примет XXII летние Олимпийские игры. И это будет по-настоящему мировой праздник спорта! Не только для спортсменов-олимпийцев, но и для всех советских людей.


           (окончание – в эпилоге – http://proza.ru/2023/11/29/1393 )


            ноябрь, 2023 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2023

               


Рецензии
Потрясающая история, Николай!
Читать страшно.
Хорошо, что всё прошло благополучно!
Но ведь было сделано ради любимой!
Представляю, как было страшно ей!
Название очень точно передаёт всю гамму испытанных чувств.

Всего Вам самого доброго!

Читаю дальше.

Светлана Данилина   25.02.2024 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Сам Господь спас курсанта Женьку Коляшина от неприятностей в бассейне. Так смело сиганул моряк "рыбкой" вниз! Слава Богу, всё обошлось... С теплом к Вам,

Николай Кирюшов   25.02.2024 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.