Золотой Иерусалим

                Золотой Иерусалим
В вечный город – Золотой Иерусалим я впервые попала с экскурсией. При первом взгляде на разительно отличающиеся еврейские, арабские, армянские кварталы приходило понимание многообразия живших здесь когда-то обитателей.  Сонмы завоевателей желали владеть этим городом-легендой на протяжении веков.  Древний город, с его башнями и высокими зубчатыми стенами произвёл на меня волшебное впечатление. В его узких мощённых камнем улочках казалось всё ещё обитали тени людей и событий, которые пережил Иерусалим за более 4500летней истории своего существования.  Среди его зданий и развалин возникало ощущение реальности давно минувших событий.
Построил Иерусалим в долине Кедрона первый царь иудейский – Давид.  Вначале он поставил на холме ритуальный жертвенник Богу. Он перенёс сюда из Хеврона, где родился и жил столицу своего царства. Возвёл царский дворец, вокруг которого разрастался хорошо спланированный город.
В одной из улочек почти реальным привиделся мне царь Давид в окне своего бывшего дворца. Из него Давид случайно в лучах закатного солнца увидел красавицу, которая купалась на крыше соседнего дома. Вся жизнь обитатель города проходила на плоских крышах домов. Не знал тогда Давид, что эта женщина по имени Вирсавия (Бат-Шева на иврите) была женой его полководца Урии. Он влюбился сразу и бесповоротно и захотел обладать ею. А она не посмела отказать молодому, красивому царю. В последствии Вирсавия стала его женой. Она родила ему сына - будущего царя иудейского, наимудрейшего Соломона. Это царь Соломон возвёл заповеданный Богом Храм в Иерусалиме над камнем Мория, на котором праотец Авраам из любви к Всевышнему собирался принести в жертву своего сына Ицхака. Неожиданно стало казаться, что я воочию вижу Соломона в белых одеждах с короной на голове, идущего на строительство первого Храма живому Богу.  Явственно послышался всплеск воды на дне глубокого колодца, из которого брали воду древние иудеи. Кто только не испил воды из этого колодца! Черпали её и древние греки, и римляне, и византийцы, и мамлюки, поочерёдно завоевывавшие эту землю и притеснявшие местных жителей. 
Во времена своего владычества греки обязали каждого, кто въезжал в город Давида в виде платы за прибытие привозить с собой три белых камня. А каждый пеший путник обязан был принести один белый камень для строительства города. С тех давних пор и по сей день Иерусалим строят только из белого камня.
На остатках этой широкой стены, окаймляющей некогда древний город, легко могут разъехаться два конника.  И я уже отчётливо слышу стук копыт их коней. На крыше другого старого дома внезапно привиделся Бен-Гур, персонаж известного романа и одноимённого фильма.  Вот сейчас он случайно уронит черепицу с крыши своего дома на головы римских конных стражников. А там, среди белых колон улицы Кардо по каменным плитам мостовой в «белом плаще с кровавым подбоем» шествует римский прокуратор Понтий Пилат в сопровождении верного стража Крысобоя. Неподалёку шумит разноголосицей улица восточного базара. Снуют торговцы водой, хлебом, расхваливают свой товар на разные голоса продавцы живности, тканей и фруктов. Кричат ослы и верблюды.  А эта ведущая вверх современная арабская торговая улица Виа дела Роса была последней, видевшей живым Иисуса Христа. По ней понукаемый стражниками, согбенный под тяжкой ношей Иисус нёс на Голгофу к месту казни свой тяжкий крест. Здесь он упокоился в небольшой пещерке, над которой построили кубуклю, а над ней возвели огромный Храм Гроба Господня. Всем христианским течениям отведён здесь свой предел. Десятки тысяч верующих и паломников веками идут в Храм поклониться месту Его упокоения. Увидеть схождение Благодатного огня.  Под сводами Храма у меня возникло чувство умиротворения и сошедшей благодати.
Глядя на слоённый пирог истории, который представляют собой улочки старого Иерусалима отчётливо понимаешь значение слов «заглянуть в глубь веков». Прежде имена живущих в древности людей, упоминающийся в Библии, сливались в сознании с персонажами сказок «Тысяча и одной ночи», а названия казались далёкими, как моря на Луне.  Но как не проникнуться верой в священную Книгу всех времён и народов, если: вот она гора Голгофа, ставшая именем нарицательным, символом страданий человечества. А вот на этой горе стоял дважды разрушенный величественный Храм живому Богу. На его месте виден мусульманский Золотой купол Омара. А рядом серая крыша огромной мечети Аль-Акса. От бывшего священного Храма, Святая Святых, в котором хранились Скрижали Завета ничего не осталось.  Первый Храм был разрушен воинами Навуходоносора. Второй раз его разрушил и сжёг римский полководец Тит Флавий. Но место, на котором он стоял и по наши дни носит название - Храмовая гора. От величественного Храма осталась только одна Западная стена, окружавшая Храм. Легенда гласит, что строили западную стену своими руками бедные люди, те у кого не было денег на пожертвования для строительства. И тогда сам Бог объявил им:
- Собой клянусь, что Западная стена будет стоять вечно и благость Моя не отойдет от нее.
Западную стену все знают как Стену Плача. Кстати: название Стена Плача – следствие ошибочности перевода.  Её называли на иврите Котель а-кинот, то есть, стеной траурных молитв, которые читаются в память по разрушенному Храму. Но так как слово «кинот» переводится на другие языки как плачи, то название стали переводить как «Стена Плача». Западная Стена пережила все исторические потрясения и сегодня остается последним дошедшим до наших дней осколком Первого и Второго Иерусалимских Храмов.
 У Стены Плача меня вдруг охватило необыкновенное волнение. Предчувствие чего-то важного, что должно произойти здесь и сейчас. Я с беспокойством и любопытством разглядывала людей, которые с отрешёнными лицами шептали важные для них слова. Некоторые читали молитвы в толстых книжках при этом раскачиваясь вперёд и назад. Стало казаться, что за мной кто-то наблюдает. И вдруг искрой пробила мысль: «Бог здесь совсем близко. Это Он наблюдает за нами у этого святого места». Я так же, как все положила в щель между огромных камней стены записочку. Видно, Бог умеет читать на всех языках и слышит мольбы верящих в него! Богу пишут люди из разных стран, свято веря, что послание будет услышано. Где-то здесь, на месте древнего Храма  покоится Краеугольный камень познания. И эти узкие улочки являются прибежищем верующих со всего мира, разных религий, признающих   Бога единого.
В подтверждение мысли послышался колокольный звон христианского протестантского Храма, расположенного неподалёку.
Побродив ещё немного по улочкам кварталов древнего города, мы натолкнулись на маленькую дверь в углу короткой улицы. За ней оказался Ассирийский Храм, настоятельницей в котором была женщина. Она пела нам перед единственной иконой Богоматери молитву матерей о своих детях на древнем арамейском языке. Считается, что комната, найденная под этим храмом, приютила учеников Христа в ночь после его казни.
Ошеломлённые отправились мы в обратный путь. Дорога из Иерусалима вилась вверх по склону. Внизу открывалась широкая панорама современного Иерусалима с его новыми кварталами, мостами и куполами храмов. Белый город золотился в ярких лучах послеполуденного солнца. Пассажиры автобуса сидели притихшие, поражённые нахлынувшими на них чувствами глядя сверху на этот легендарный город. Окончание слова Иерусалим на иврите означает пару. То есть два города – на земле и на небе. Сколько уже сказано о Золотом Иерусалиме, о величии этого вечного города. Сколько песен спето. Но невозможно описать эмоции, охватившие человека, впервые увидевшего его своими глазами. «Под небом голубым, есть город золотой…». За окном проплывали склоны, поросшие искусственно высаженным лесом. В динамиках автобуса звучал чистый женский голос, поющий: «Золотой Иерусалим – я твоя скрипка».

 Ноябрь 2023г.


Рецензии