Для тех, кто любит хорошее кино. Герои нашего врем

Для тех, кто любит хорошее кино. Трансформация героев нашего времени от фильма «Елена» Андрея Звягинцева до фильма «Жанна» Константина Статского.

Сегодня с опозданием почти на год посмотрела фильм «Жанна» Константина Статского. Фильм вызвал потрясение. Много знакомых драматичных тем и образов. И образ Москвы, и дом, в котором происходят события фильма, и отношения между людьми, и роковые 90-ые. Фильм погрузил во мрак прошедших лет и чьих-то судеб. Советую посмотреть моим ровесницам, кто помнит то время, кому сейчас чуть за 50. Премьера фильма на ТВ состоялась на Первом канале в январе 2022 года.

Жанна живет в элитном жилом комплексе Москвы в апартаментах из гранита и бетона, словно под серой могильной плитой. Ее квартира – ее склеп. Склеп похороненной души еще не старой и даже «не совсем взрослой» женщины, которой всего лишь 50. Черный – это цвет, который по жизни Жанне к лицу. Черный стал ее строгостью, качеством, стилем, модой и символом.

Жанна мертва. У нее нет жизни, нет эмоций и выражения чувств, которыми наделены обычные люди. Только глаза Жанны реагируют по-настоящему, по-живому, по-человечески. В остальном - полная сдержанность, строгость, немногословность. И молодые сотрудницы, которые однажды случайно прихватывают свою руководительницу с собой на девичник, выглядят на фоне Жанны клоунессами, которые не по случаю и несуразно одеты, хотя вечеринка их, и они к ней готовились заранее. Жанна же попадает в ночной клуб совершенно не планируя так провести вечер, подчеркивая, что она «не одета». По дороге в клуб на девичник Жанна несколько сменила планы девушек и предложила более дорогой клуб, взяв на себя расходы за девичник. Жанне к лицу строгость и минимализм в одежде, как символическое внешнее отражение состояния ее души, живущей минимумами. Без любви, без тепла, без ярких простых эмоций, свойственных многим обычным людям. Молодые сотрудницы, а особенно невеста на этом девичнике, - веселая и «не пуганная» жизнью, да еще с женихом, который с ее слов за нее всех лупит по морде – такое явное противоречие главной героине фильма Жанне, получавшей в 90-ые по физиономии не единожды: то от бандитов, то от милиции. Молодые сотрудницы Жанны выглядят пестрыми курицами на фоне зрелой 50-летней умной деловой и все еще красивой женщины.

У каждого мира и измерения свои гадости. Гадости мира Жанны обличены в интересные драматичные истории, от которых хочется плакать зрителю, а участникам из 90-ых копаться в своих воспоминаниях, угадывая краски минувшего столетия.

Дефицит, беспросветное будущее маленьких городов, неблагополучные семьи. Выживающие вопреки собачьей жизни дети, ставшие сильными за счет испытаний, которые им пришлось пройти, сохранив себя и часть уцелевшей человеческой души.

Увы. 90-ые беспощадно перекраивали внутренний мир многих людей, пришедших в бизнес. И человек, взявший от жизни материальные блага, к которым он когда-то стремился, может не обладать сегодня и даже не знать и не испытать в жизни некоторые простые человеческие чувства и состояния: чувство любви, душевной теплоты, преданности, жертвенности, благородства, дружбы. По отношению к героине этого фильма никто не благороден, никто не друг, никто не предан, никто не любит, не отдает тепло.

Почему?

Жанна отдает деньги. Жанна дает работу. Жанна может оплатить девичник девчонкам, которые хз зачем ей нужны вообще. Жанна оплачивает по счетам давно покинувших ее жизнь «близких». Она отдает то, что у нее есть. Ее деньги. Рядом люди, у которых есть тепло, они умеют по-своему любить, могут быть преданными, заботливыми, чувствовать и сопереживать.

Но не Жанне.

Жанна для них, отдающая, становится «душнилой», «сукой», «сучкой» и так далее.

Как-то вспомнился фильм Андрея Звягинцева «Елена». Есть общие темы и детали. Тот же склеп, в котором убивают отдающего  то, что у него есть в избытке  -  деньги. Но так как отдает он мало, как решает Елена-убийца, а владеть всем его материальным миром ей очень надо, она решается на преступление. Елена умеет любить, сострадать, жалеть, быть жертвенной и благородной. Но она относится к этим духовным понятиям, как к деньгам. Они – ее капитал, которыми она торгует.

В фильме «Жанна» никто даже не собирается торговать любовью или жертвовать собой для Жанны. Ну разве только бандитского вида ее компаньон из 90-ых, спрятавший Жанну в фургоне от пуль, когда почувствовал надвигающийся конец.

И все.

Он один.

Другие герои фильма даже не пытались хотя бы продать Жанне то, что имели. Ни одной сцены в фильме не было о том, как ее молодой альфонс хотя бы врал или притворялся, что испытывает к ней хоть что-то из области чувств. А образ домработницы? А сотрудник отдела безопасности? Никто не старается и не стремится хотя бы быть или казаться, как в фильме Андрея Звягинцева "Елена". Там главная героиня предстала в начале истории такой теплой и уютной женщиной, с которой по воле судьбы происходит страшная трансформация.

В фильме «Елена» для зрителя создавалось ощущение какого-то перелома в душе героини, героиня - жертва безвыходных обстоятельств, жертва неправильного выбора, загнавшая себя в духовно-нравственный тупик. Когда Елена обличала своего супруга за то, что он не дает достаточно денег для семьи ее взрослого сына, ее речь про людей, владеющих "бОльшим количеством вещей", звучала искренне, безысходно, откровенно. И это было, такое сильное сравнение, открывающее глаза зрителю на природу подобных союзов мужчины и женщины, в которых  тема "брать-отдавать" является конфликтной, а милость к ближним - предметом торга. Вещи в обмен на тепло. Деньги в обмен или за товар такой, как: забота, внимательность, добросердечие, тепло. "Теплая" в начале фильма Елена обманывает ничего не подозревающего зрителя, одаривая своего немолодого супруга, окольцованного ею где-то уже на склоне их лет, своей заботой и тщательным уходом, а в конце эта "теплая и уютная женщина" хладнокровно расправляется с плодом своих забот и своего труда, со здоровым и довольно привлекательным для своих лет мужчиной, ради того, чтобы неблагополучная семья ее сына смогла воспользоваться деньгами, которые им добыла их "заботливая" мать.

Парадокс.

Казалось бы, в сюжетах этих двух фильмов герои делятся или должны поделиться друг с другом тем, что у них есть. У одних – деньги. У других – тепло, любовь, забота. Но обмена не происходит. И здесь фраза «не купишь» не подходит.

Чувства, которые ждала Жанна, могли быть выражены в виде уважительного отношения, интеллигентного окружения, воспитанности. Жанна могла получать хотя бы видимость симпатии к себе со стороны своего альфонса, хотя бы улыбку или тепло от своей прислуги, которая буквально «расцвела», когда альфонс привел в дом свою родившую девушку. А Жанна, из-за бетонной стены в своем собственном доме наблюдала, как может быть тепло людям, сидящим за завтраком в ее квартире без нее, как домработница может быть похожа на ее маму, держащую на руках ее внука, как любовница альфонса Жанны и сам альфонс похожи на ее детей, как эта извращенная «семья», нарисованная в кадре сценаристами, становится для Жанны триггером, запустившим такой же порочный и извращенный круг ее личных переживаний.

Преподаватель Уортонской  школы бизнеса автор пяти бестселлеров эксперт Пентагона профессор психологии Адам Грант в своей книге «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений» в результате серьезных научных исследований приходит к выводу, что люди, отдающие, более успешны в жизни, нежели те, кто больше берет, а не отдает.

Сценарий фильма, написанный двумя довольно юными по российским меркам сценаристами Юлианой Кошкиной и Екатериной Попечителевой, - удивительно точно описывает психологический порог героини, пытающейся заместить извращенными методами недоставшиеся ей от жизни нормальные человеческие чувства.

Первый и последний раз за все 103 минуты фильма появляется ярко алый цвет. Если не знаешь концовку фильма, то кажется, что это алое пятно, держащее на руках младенца – есть роковая смерть, кровь, конец истории и чьей-то жизни. Леденит душу страх того, что чувствуешь роковой характер этого алого убранства Жанны.

Но в самом конце фильма понимаешь, что алый наряд героини – это ее горение, которое она испытывает впервые в жизни от тепла, исходящего от маленького теплого комочка, тихо посапывающего в голубеньком одеяльце, словно в чистом небесном облаке, на руках у Жанны. Жанна уже не сможет отказаться от этого человеческого тепла, которое разжигает в ней страстное желание и возможность согреться. Инстинкт патологически рожден и избавиться Жанна уже от него не может. Это выше ее сил, выше природы женщины-волчицы. Она решает ребенка забрать себе, отца-альфонса отправить в тюрьму, мать ребенка лишить родительских прав, выдать их обоих за наркоманов. В этом ей поможет ее друг из прошлого - такой вопросительный 50-летний знак с животиком и заплывшей мордой, у которого жене 28 лет, он признается Жанне, что жену свою не любит, но маленькая дочка, от которой он получает тепло, нужна ему и он ею очень дорожит.

Собаки или волки бежали за Жанной в детстве, когда она по недосказанному сценаристами эпизоду, явно стала одной из них, отбившись от нападок дикой стаи голодных страшных зубастых животных. Жанна стала одной из них, приняв их позу, оскал и начав буквально лаять на них также, как это делали собаки-волки.

Женщина-волк. Одиночка.

Возможно ли обвинять такую Жанну в содеянном злодействе? Оправдывает ли история ее жизни, рассказанная авторами сценария, ее поступок?

С точки зрения закона – Жанна – аморальна также, как и окружающие ее мерзкие герои фильма.

С точки зрения зрителя – Жанна – жертва нашего общества и ведет себя, как заложница, вынужденная мириться и приспосабливаться к своей негодной судьбе.

Вероятно, осталось за кадром, за недописанными строками сценария, как Жанна отдаст малышу то, что у нее в избытке – ее деньги. Но история должна повториться. Пока это теплый комочек в голубом одеяльце-облаке, - Жанна возьмет то, что она хочет – тепло. Но когда комочек вырастет – он не вернет за ее деньги теплом. Злодеяние Жанны, лившей ребенка родителей, -  вернется ей бумерангом, и она вновь ощутит холод своего бездушного склепа, в котором нет места любви. Ведь любовь - всепрощающая и не ищет своего.

Актеры, принявшие участие в фильме – шикарны. Восторг, как всегда, от работы Ксении Раппопорт, от работы Евгения Миронова(вопросительный 50-летний знак в фильме - это он). Браво! Небольшая роль у Таисии Вилковой. (Советую посмотреть Таисию Вилкову в фильме «Дикая». Но об этом фильме чуть позже.


Рецензии