Каким мог бы стать Красноярск с начала ХХ века

На картине А.А. Клюева "Панорама Красноярска начала ХХ века" красноярцы узнают свой город и не узнают. Красноярск начала века предстаёт перед зрителями, как всегда на ладони, с горы, типичным русским городом с маковками православных церквей.

Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Да, это Александр Сергеевич про Москву. Но и вид Красноярска не мог не порадовать. Один вид Богородице-Рождественского собора, самого крупного в Красноярске, построенного архитектором Константином Тоном, неуловимой строгостью и чёткостью линий отвечающий  и соответствующий всем запросам души сибиряка, значил для Красноярска не меньше, чем Храм Христа Спасителя  того же архитектора Константина Тона для Москвы! Все церкви на картине - Покровский собор, Благовещенский собор, Воскресенский собор полыхают на солнце золотом куполов. Колокольный звон наполнял весь город в целом. Церкви организовывали пространство, формировали площади, городская застройка знала своё место. Да, сибирякам всегда было чем заняться, природа Сибири не только восхищает, но и требует преодоления, борьбы за место под солнцем. Но создавать поселение без церквей даже среди сверх красивой природы не имеет смысла, не только красотой живёт человек, без Бога человек теряет ориентиры и смысл, будь он хоть трижды художественно одарён. Без гармонии и плавности золотых куполов, без стоических отвесных стен колоколен не складывается мышление русского человека.

Революция погубила всё. Богородице-Рождественский собор был взорван в 1936 году, повторив судьбу Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931. На фундаменте собора было построено здание Дома Советов, ныне здание администрации Красноярского края, в центре Новособорной (Новобазарной) площади перед собором, переименованной в площадь Революции, самой просторной площади города с уникальным открытым видом на сопки правого берега, был установлен памятник В.И. Ленину. Воскресенский храм был разрушен по решению советской власти, разрушено кладбище у храма, утеряны могилы влиятельных людей города, градоначальников, графа Николая Резанова, дипломата, путешественника и первого посла России в Японии. На месте Воскресенского храма и кладбища при храме построено здание Красноярской филармонии.

Нельзя не заметить, что и на площади Революции, и особенно на площади Мира перед филармонией присутствует в воздухе некий холодок, невозможно быть счастливым на этих площадях, видимо, пространство не прощает такие эксперименты. Даже на Караульной горе, торжествуя при виде родного города, пожилой красноярец не может не вспомнить в каком заброшенном состоянии к стыду всех красноярцев была Часовня Параскевы Пятницы в советское время. Здания дарят счастье только когда здание стояло и стоит. Таковы набережная и Речной вокзал. В арке, соединяющей банк Красноярского края с жилым домом, где жили его сотрудники (банк прямо напротив Речного вокзала и набережной), звонко раздавались удары мяча об стену в 70-е годы, нас, детвору, спасало то, что за стеной арки была комната Маринкиного деда, а он был глуховат и никогда не жаловался, а в стену банка мы мячом не били, уважали работу сотрудников. Улица Дубровинского, дом 70, набережная, Речной вокзал, вид на мост и сопки правого берега, расщерившуюся скалу Такмак - вот место счастья в Красноярске. Нам этого хватало в детстве, но сейчас?

Советская власть постаралась в Красноярске, атеизм вжился в город. Сейчас, конечно, оставшиеся церкви отреставрированы, строится много новых. Но планировка города, сложившаяся в советское время, уже не позволяет дать должный акцент храмам, да и главного храма нет. Большой главный спасительный храм должен же быть в городе! Без Богородице-Рождественского храма где ты, Красноярск? О, Красноярск! Моста и Речного вокзала по мере взросления человеку становится мало, чем сможешь удивить ты маленького красноярца и заронить зерно веры, как в Москве у юного москвича зажигается в сердце огонёк веры при одном только виде Храма Василия Блаженного и златоглавой вертикали колокольни Ивана Великого? Город, родной город, ты же главный воспитатель своих горожан! Не надо быть стеснительным, провинциальным и заскорузлым, там, где не надо! Ты масштабен, Красноярск! Ты скучаешь без Храма Константина Тона, так возроди же его, как это сделала Москва! И не надо строить на Стрелке, как предлагалось раньше, делать кальку с Нижнего Новгорода, люди и так с радостью идут к берегам Енисея, а оживи и сделай притягательной и спасительной жизнь внутренних центральных улиц города, не ближе к Енисею, чем было, хватит подчёркивать красоту природы, угадай красоту человека, сибиряка!

С видовой площадки, с Караульной горы, сейчас ничто не напомнит картину Клюева. Архитектура города напрямую связана с духом города. Церковь, созданную предками, можно отреставрировать, подчеркнув этим связь поколений, а что можно реставрировать у поколений ХХ века, где и бабушки, и мамы неверующие? Сейчас ясно, что реставрация церквей идёт намного быстрее, чем восстановление христианских традиций. Надо возвращать Красноярску облик русских городов европейской части России, без этого будет что угодно, но не русский город в полном смысле слова. Выход один - возродить Богородице-Рождественский храм, потому что лучше его нет, отдать ему самое лучшее место в центре города, снести для этого по программе реновации все неуместные в центре назойливые пятиэтажки, без ума и без памяти построенные в советское время, и от возрождённого храма вновь строить Красноярск, рисовать Красноярск, думать о Красноярске.
 


Рецензии