К теме монг. местоимения ЧИ, ШИЙ
Местоимение "ты" принадлежит к стословному списку Сводеша, используемому лингвистами для проверки на языковое родство. Приведём цитату из нашей прдыдущей статьи:
"Агульское ЧУН "ты, вы",лезг.-микрах. ЧУЬН "вы", чеч. ШУ, ингуш. ШО, цова-тушинское ШУ "вы", цахур.-гелм. ШУ "вы" : халха-монг. ЧИ "ты, вы", дагур. ШИЙ "ты, вы"
Халха- монг. ЧИНИЙ "твой, ваш", ЧАМАР "тобой".
Дагур. ШИНИЙГ "ваш, твой", ШАМААР "тебя", ШАМД "тебе",ШАМТИЙ "с тобой", ШАМЭЙ "тебя"".
Сюда же может быть добавлено табасаранское-сев. ИЧВУ "ты, вы", табасаранское-южное УЧВУ "вы".
Это местоимение, по всей логике вещей, должно сответствовать чеченскому, ингушскому ШИЪ (совпадает с урарт. "два"), андийскому диалектному ЧIЕ, ЧIЕГУ, чамалинскому ЭЧIИДА, ЧIЕДА, дарг. диал. ЧIЕЛ, ЧIВЕЛ "два".
Почему мы так решили? Потому что такая же связь между числительным "2" и "ты" прослеживается в индоевропейских языках.
Старостин С.А. никак не мог подобрать к монгольскому обозначению 2 л. единственного числа подходящего соответствия в тюркских и маньчжурских языках, потом решил просто взять буквально с потолка гипотетическое * ti с нелепым объяснением в духе того, что так в "ностратическом" и поэтому, дескать, должно быть так. Вот и всё его объяснение причины: "Монг. ЧИ, вероятно, восходит к ностратической праформе * ti ".
Перед тем как записать эту бессмыслицу он втянулся в споры с западными лингвистами, выразившими своё сомнение в том, что между монг. и тюрк. языками существует реальное языковое родство, за исключением общих черт, возникших со временем по причине совместного проживания. По им мнению, объединение в одну семью тюркских и монгольских языков не более чем "наследие политически ангажированного советского прошлого". Не признают они и "тюркскость" азиатских гуннов. Как выразился герм. специалист по гуннам, археолог Михаэль Шмаудэр: " гуннов и тюрков объединяет лишь то, что те и другие скакали на конях".
Напомним, что западные лингвисты не признают наличия между монгольскими и тюркскими такого языкового родства, в связи с которым можно говорить, что они возникли из одного праязыка, как это имеет место, например, в случае с индоевропейскими или афразийскими языками. Ими признаётся лишь типологическая схожесть, что означает, что их общность скорее приобретённая, чем изначальная.
Свидетельство о публикации №223112901047