Автобус на грандкур Du bus de Grandcourt

Сколько бы тебе не было лет, где бы ты не учился и на кого, но первый день всегда волнительный и незабываемый. Вот и сейчас мне 48 лет, а я опять первый раз в первый класс. Точнее на первый курс частной школы. Подхожу к нашему корпусу, на стене висит список группы и вижу в графе "фамилия":

Du Bus de Grandcourt! Переводится дословно как Автобус до Грандкура. Ну разве бывают такие фамилии? Маршрутное такси какое-то!

"Странно" – подумала я, – «, наверное, ошиблись. Не бывает таких фамилий".

И что бы вы думали?

Села рядом со мной рыжеволосая девушка с голубыми глазами и в перекличке в классе именно на эту странную фразу она отвечает:

– Я!

Значит это такая фамилия!

В перерыве я не удержалась.

– Анна, а можно тебя спросить?

– Спрашивай!

– А что означает твоя фамилия? Я никогда не видела такого!

– Не волнуйся, Александра, – расхохоталась Анна – это не только тебя удивляет. Всех интересует, только стесняются спросить! Но тебе я расскажу!

Анна уселась поудобнее и ответила:

– Во время Второй Мировой Войны мой прадедушка работал водителем на автобусе, который ездил из Бельгии во Францию. Однажды автобус попал в облаву, среди арестованных было несколько женщин, но мой прадедушка не обратил внимание, что одну из них увели без свертка...

Ребенок пролежал весь день на полу автобуса под сиденьями в заднем ряду и звука не проронил. Он не плакал вообще и только в конце рабочего дня, обходя автобус уже в автопарке, прадедушка заметил его и подобрал. Он сразу же понял, что это ребенок одной из арестованных женщин! Мать, понимая, что ей грозит, решилась сунуть младенца незаметно между сиденьями! А малыш не выдал себя!

Анна рассказывала очень тихо, только для меня, но незаметно оказалось, что весь наш класс, учитель, и даже павлины, которые обычно безобразно кричат во дворе школы, – все замерли и слушают рассказ Анны.

– Прадедушка принес ребенка домой. Моя прабабушка все поняла и без слов, приняла его как родного и новые родители спрятали малыша от всех. Единственное, что знали о ребенке прабабушка и прадедушка, это то, что автобус в тот раз ехал из городка под названием Грандкур. Мальчику дали имя, которое было в католических святках, а фамилии у него не было.

Так мой дедушка прожил целый год до 1944 года. Когда освободили Бельгию первое, что сделал мой прадедушка, это сообщил властям о том, что у них живет найденный ребенок. В документе было написаны дата обнаружения – которая стала его днем рождения – и место обнаружения младенца: Du Bus de Grandcourt. Они до последнего надеялись, что мать малыша жива и ищет его. Это был пароль. Ниточка с тем моментом, когда ей пришлось оставить его в том самом автобусе.

Но дедушку моего так никто и не нашел.

В школьном списке мэрии деревни, в которой тогда жила семья он оказался записан под тем самым названием, которое прадедушка сообщил властям о найденном ребенке. Когда деду пришло время получать паспорт вся деревня его знала именно как Du Bus de Grandcourt. Так его и записали в документах.

– Можно я напишу рассказ об этой истории? – спросила я Анну.

– Конечно! Вдруг прабабушка успела кому-то из родных рассказать о ребенке и нас ищут....


Рецензии