Лидия Рычкова. Мотивационно-смысловая сфера...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: РЫЧКОВА Лидия Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск, Россия:

МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Современное управление в значительной степени ориентируется на социально-психологические методы. Для решения проблем управления здравоохранением необходимы ресурсы, прежде всего – человеческие, что предполагает создание института менеджеров, обладающих соответствующими социально-личностными характеристиками и владеющих современными технологиями менеджмента. Для эффективного менеджера системы здравоохранения следует обращать внимание на наличие и развитие таких качеств и способностей как социальное присутствие, гибкость, интеллектуальная продуктивность, ответственность, коммуникабельность, зрелость мотивационно-смысловой сферы.

Современная система здравоохранения чутко реагирует на запросы времени, что проявилось в открытии, наряду с лечебными, новых факультетов, осуществляющих подготовку специализированных кадров, в том числе руководящих. В последние пять лет в ряде медицинских ВУЗов России созданы и функционируют факультеты и отделения управления и экономики в здравоохранении. С 1991 года в медицинских ВУЗах, в том числе в Южно-Уральском государственном медицинском университете, начали работу факультеты и отделения Высшего Сестринского Образования, где ведется обучение медицинских сестер для их профессионального становления в качестве менеджеров системы здравоохранения. Управление лечебно- диагностическим процессом предполагает объединение совместной деятельности врачей, координацию их действий и согласованность принятых решений, направленных на достижение оптимальных показателей здоровья пациентов, упорядоченности в составлении планов осуществления диагностики и лечения, реабилитации и профилактики.

Развитие рыночных отношений определило социальный запрос на изучение влияния мотивационно-смысловой сферы личности руководителя на процесс профессионального становления. Важность выявления индивидуально-личностных, ценностно-смысловых и мотивационных особенностей руководителей обусловлена необходимостью создания эффективных программ сопровождения лиц, проходящих профессиональную подготовку в области управления. На данный момент недостаточно изучен комплексный подход к процессу профессионального становления, а также не определены возможные различия в мотивационно-смысловой сфере руководителей на разных этапах профессионального становления.

С целью выявления особенностей мотивационно-смысловой сферы руководителей системы здравоохранения на разных этапах профессионального становления нами проведено исследование, в котором приняли участие 85 человек в возрасте от 20 до 36 лет, все участники исследования были разделены на три группы. Первую группу составили практикующие руководители. Это были старшие медицинских сестры (23 человека) лечебно-профилактических учреждений г. Челябинска. Испытуемые из этой группы работают в управленческой должности не менее 3-х лет и имеют непосредственных подчиненных (от 4-х-5 до 8-10 человек). В исследовании принимали участие студенты факультета «Высшего Сестринского Образования» Южно-Уральского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальностям управленческого цикла «Менеджмент в здравоохранении», где ведется подготовка будущих руководителей системы здравоохранения. Из них 36 человек находятся на первом году обучения, а 26 человек - на последнем году обучения.

Согласно цели исследования для психологической диагностики ценностно-смысловой сферы использовалась «Методика предельных смыслов» (МПС) Д.А.Леонтьева (1, 2), а для диагностики мотивационной сферы использовались «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т.Элерса. Для математического обоснования полученных результатов применялся U-критерий Манна-Уитни. Вычисления проводились с помощью пакета программ Statistiса 7.0. (5, с. 93-103).

Проведенное исследование сравнительных характеристик мотивационно-смысловой сферы руководителей системы здравоохранения позволила прийти к следующим выводам.
1. На разных этапах профессионального становления установлены различия показателей мотивационно-смысловой сферы, в каждой из трёх выделенных групп: у тех, кто уже работает в качестве руководителя, у тех, кто прошел профессиональное обучение и тех, кто только его начал на факультете «Высшего Сестринского образования» Южно-Уральского государственного медицинского университета.
2. Анализ различий в мотивационно-смысловой сфере между группами будущих руководителей, прошедшими и не прошедшими профессиональное обучение показал, что индекс децентрации (U=107,0 при р<0,01) в группе будущих руководителей. прошедших профессиональную подготовку значимо больше выражен, чем в группе будущих руководителей, еще не прошедших профессиональную под- готовку.

3. В группе будущих руководителей, прошедших профессиональную подготовку, значимо меньше выражен индекс негативности (U=174,0 при р<0,05), чем в группе будущих руководителей еще не прошедших профессиональную подготовку.

4. В группе будущих руководителей, прошедших профессиональную подготовку значимо больше выражена мотивация достижения успеха U=139,0 при р<0,05), чем в группе будущих руководителей еще её не прошедших.

В качестве перспектив дальнейшего исследования можно указать такие направления работы как изучение особенностей личности руководителей, а также разработку программы тренинга с учетом возможных запросов со стороны как выпускников, так и уже действующих руководителей, а также и работодателей, возможно создание элективного практического курса, направленного на развитие как указанных в данной работе качеств и особенностей, необходимых для профессиональной деятельности руководителя с учетом особенностей и специфики сферы работы, а так же внедрение данного курса в систему обучения на факультетах, специализирующихся на подготовке специалистов в области менеджмента или на курсах дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 6. - С. 13- 25.
2. Леонтьев, Д. А. Методика предельных смыслов / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 35 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
4. Лисицын Ю. П. Проблемы экономики, финансирования, маркетинга и управления в здравоохранении / Ю. П.Лисицын // Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С . 4 5 9 - 5 0 5 .
5. Рычкова Л. С. Сравнительные характеристики мотивационно-смысловой сферы руководителей системы здравоохранения на различных этапах профессионального становления / Л.С.Рычкова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. Международная научно-практическая конференция. Челябинский Многопрофильный Институт (г. Челябинск, 28-29 мая 2015 г.) / Вступит. стат. проф. А. В. Павлова; научн. ред. доц. Е. А. Куштым. – Челябинск: «Полиграф-Мастер», 2015. - 408

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии