Борис Воронин. Качество жизни в сельских...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
ВОРОНИН Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой управления и права, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия;

МАЙЗЕЛЬ Сергей  Гершевич, доктор технических наук, директор НИИ, г. Екатеринбург, Россия;

ВОРОНИНА Яна Викторовна, старший преподаватель кафедры управления и права ФГБОУ ВПО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия;

ФАТЕЕВА Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры управления и права ФГБОУ ВПО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия;

ДОЛГОПОЛОВА А. А., магистрант 2 года обучения Направления – Менеджмент, ИЭФиМ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия:

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ

Тема качества жизни сельского социума за последние годы приобретает особую актуальность по причине нерешенности многих проблем социально-бытового, а в отдельных территориях и экономического характера.

По данным Минсельхоза России и Федеральной службы статистики[1] за последние 20 лет с карты России исчезло порядка 23 тысяч сельских населенных пунктов, 12 тысяч находятся на стадии умирания. В последние 4 года (2011-2014гг.) сельские территории 63 субъектов РФ лишились еще 1031,4 тыс. жителей. Одной из причин является ухудшение экономических условий для ведения малого бизнеса в сельском хозяйстве, а также снижение уровня жизни в сельской местности. Только с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на 45%, больниц – на 22%, клубов и домов культуры – на 10%.

Поэтому уровень качества жизни сельских жителей сегодня показатель не только их благополучия, но и дальнейшей судьбы самих сельских населенных пунктов, а стало быть и сельского хозяйства.

Предметом настоящего исследования являются общественные отношения по социально-экономическому развитию сельских территорий как важного фактора качества жизни сельского социума.
Цель исследования – проанализировать реализацию принятых программ по социально-экономическому развитию сельских территорий на федеральном уровне и в Свердловской области.
При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, статистический, монографический, прогнозирования и др.

Результаты работы могут быть использованы в управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а так же в дальнейшей научно-исследовательской деятельности и в учебном процессе в аграрных и иных вузах и учреждениях среднего профессионального образования.

Понятие качество жизни в исследованиях ученых имеет различную интерпретацию. Достаточно отметить работы таких авторов как: Беляева Л.А. «Уровень качества жизни», «Проблемы измерения и интерпретации»[2]; Воронин Б.А. «Экономико-правовые проблемы обеспечения качества жизни российских сельских жителей в условиях мирового финансово-экономического кризиса»[3]; «Качество жизни: проблемы и перспективы XXI века» Научная монография под общей и научной редакцией д.э.н. Г.В. Астратовой[4]; Лепкина Ю.Г. «Стратегическое планирование качества жизни сельских граждан и устойчивое развитие сельских территорий/»Стратегическое развитие сельских регионов России» - 2010 - №3, с.173-177[5]; Милоенко Е.В. «Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области»[6]; Семин А.Н., Милоенко Е.В. «Качество жизни населения и социально-инженерная инфраструктура в сельских территориях Тюменской области»[7]; Турьянский А.В. «Об оплате жизнеобеспечения сельского населения Белгородской области»[8].

Перспективные научные статьи ориентированы на исследования качества жизни сельских жителей. Вместе с тем, мы отчетливо понимаем, что качество жизни сельского социума напрямую зависит от социально-экономического развития сельских территорий.

Эта проблема также находит отражение в научных исследованиях ученых. Приведем отдельные научные публикации на эту тему: Баландин Д.А. «Управление устойчивым развитием сельских территорий региона»/ Автореф. дисс. канд. эконом. наук. Тюмень, 2013[9]; Курдюмов А.В. «Концепция социально-экономического развития сельских территорий: реалии и перспективы»[10]; Медков А.Л. «Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий»[11Подгорбунских П.Е., Головина С.Г. «алгоритм мониторинга устойчивого развития сельских территорий»/ «Аграрный вестник Урала». – 2012. - №5. – с. 79-84[12].

Воронин Б.А., Донник И.М., Трескова Е.А. «Социально-экономическое развитие сельских территорий»[13]; Е.Б. Дворядкина, О.А. Беликова, И.В. Арагилян «Сельские территории как компонент региональной социально-экономической системы»[14]; О.Д. Рубаева, Л.В. Прохорова «Методы оценки устойчивости социально-экономического состояния села с учетом вступления России в ВТО»[15]; Трескова Е.А., Семин А.Н. «Концепция развития сельских территорий: два базовых подхода»[16].

В вышеперечисленных и других научных публикациях ученые экономисты, юристы и представители других отраслей наук пытаются предложить органом государственной власти и местного самоуправления алгоритм действий, направленных на улучшение ситуации, связанной с обеспечением устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, и в конечном счёте, повышение уровня качества жизни сельских жителей.

Анализируя политику российского государства по отношению к сельским территориям можно констатировать, что на правовом уровне имеется достаточное количество законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на экономико-правовое регулирование социального развития села.

Правовым специальным законодательным актом был закон РСФСР от 21 декабря 1990 года «О социальном развитии села»[17].

Государство гарантирует приоритетность развития села экономической, правовой и социальной политикой.

Социальная политика на селе предусматривала обеспечение опережающих темпов строительства жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, социального обеспечения, коммунально-бытового назначения, автомобильных дорог, а также развития телефонизации, связи, бытового и других видов обслуживания. Во исполнение этого Закона в январе 1991 года было принято несколько постановлений Правительства Российской Федерации:

- о развитии электрификации села;
- о жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе;
- о развитии водоснабжения сельских населенных пунктов;
- о развитии газификации села;
- о строительстве дорог на селе;
- о развитии средств электрической и почтовой связи, радио и телевидения в сельской местности[18].

Однако скоропалительность и непродуманность проводимых в стране реформ не только не позволили реализовать намеченные правовые меры, но и привели к кризису всей инфраструктуры села и сельской экономики.

С переходом на программно-целевой метод экономико-правового регулирования в стране дальнейшее регулирование социального развития села осуществлялось на основе таких целевых программ как: Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации на 1996-2000 годы[19], в которой предусматривались определенные меры в области социального развития села. Значительным правовым актом стала принятая в 2002 году Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»[20].
Постановлением Правительства Российской Федерации №598 от 15.07.2013г. утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 годы и на период до 2020 года[21].

Здесь мы видим новое название программы, расширяющее сферу правового регулирования от социального развития села до устойчивого развития сельских территорий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №151-р от 2 февраля 2015 года утверждена Стратегия развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года[22].

В стратегии отмечается, что при сохранении сложившихся тенденций в развитии сельских территорий, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров продолжится, что подтверждается социологическими исследованиями, согласно которым 50 процентов молодежи имеют намерения уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают. Следствием является деградация человеческого потенциала сельских территорий, а при привлечении рабочей силы вахтовым методом - рост социальной напряженности.
В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам (далее - ресурсы развития), поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.

Стратегия реализуется в 2 этапа:
переходный этап - 2015 - 2020 годы;
основной этап - 2021 - 2030 годы.

Основными инструментами реализации Стратегии являются государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации. Состав этих программ должен отвечать целям, принципам и задачам реализации Стратегии.

На обеспечение устойчивого развития сельских территорий будут также направлены мероприятия других государственных программ Российской Федерации, в том числе в сферах образования, здравоохранения, культуры и туризма, физической культуры и спорта, обеспечения жильем и коммунальными услугами, социальной поддержки, транспорта, связи, экономического развития, занятости населения, охраны окружающей среды, природопользования, лесного хозяйства. При этом предстоит осуществить корректировку действующих государственных программ в соответствии с целями и задачами Стратегии.

На основном этапе решение задач развития инфраструктуры сельских территорий будет продолжено при одновременной интенсификации деятельности по повышению качества жизни сельских жителей в соответствии со следующими приоритетами:
формирование и внедрение сбалансированной системы механизмов и стимулов по улучшению демографической ситуации в сельской местности с учетом региональной специфики;

содействие внедрению новых экономически эффективных механизмов хозяйственной деятельности и предоставления социальных услуг в сельской местности;
обеспечение доступности ресурсов развития для сельского населения;
ускоренное развитие инфраструктуры связи и коммуникаций в сельской местности;
комплексное обеспечение культурно-досуговых потребностей сельского населения.
Рассмотрим, как на нормативно-правовом уровне решаются задачи по социально-экономическому развитию сельских территорий и уменьшению качества жизни сельских жителей в Свердловской области.

Прежде всего, отметим Комплексную программу социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период  2008-2015 годов (Уральская деревня) утвержденная постановлением Правительства Свердловской области №1176-ПП от 28.11.2007г.[22].

Это программа под названием «Уральская деревня», была действительно комплексной и по сути первой программой, направленной на решение социально-бытовых проблем в сельских населенных пунктах Свердловской области в современных социально-экономических условиях. Ее инициатором был работавший в то время Губернатором Свердловской области Э.Э. Россель.

Следующими областными программами были: Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня) на 2012-2015годы»  утверждена постановлением Правительства Свердловской области №1453-ПП от 27.10.2011 года[23]; Комплексная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня) до 2020 года» утверждена постановлением Правительства Свердловской области №471-ПП от 08.06.2014 года[24]; государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утверждена постановлением Правительства Свердловской области №1285-ПП от 23.10.2013г., в которой имеется подпрограмма «Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области»[25]; Комплексная программа повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2018 года «Новое качество жизни уральцев», утверждена постановлением Правительства Свердловской области №552-ПП от 01.07.2014г.[26].

Выводы:
Правовое регулирование социального развития села и обеспечения качества жизни сельского населения занимает важное место в механизме устойчивого развития сельских территорий.

Следует отметить, что на федеральном уровне разработан и реализуется комплекс мер экономико-правового характера, направленных на достижение реальных результатов в сфере социального развития села и обеспечения качества жизни сельского социума.
На уровне субъектов Российской Федерации, например, Свердловской области так же реализуются программы, направленные на решение задач по обеспечению конституционных прав сельских жителей на достойные условия жизнедеятельности, повышению благосостояния и. в конечном счете, качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации на период до 2030 году утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации №151-р от 02.02.2015г./ АПК: экономика, управление №3, 2015.
2. Беляева Л.А. Уровень качества жизни «Проблемы измерения и интеграции»/Социс – 2009, №1, с.34.
3. Воронин Б.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения качества жизни сельских жителей в условиях мирового финансово-экономического кризиса/Бизнес, менеджмент, право. – 20096, №2, с.45-47.
4. Качество жизни: проблемы и перспективы XXI века. Научная монография под общ. И науч. редакцией д.э.н. Г.В. Астратовой. Екатеринбург изд. Г. К. «Стратегия позитива», 2013 – 532с.
5. Лепкина Ю.Г. Стратегическое планирование качества жизни сельских граждан и устойчивое развитие сельских территорий.
6. Милоенко Е.В. Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области / Экономика и предпринимательство.2015. - №3 с. 222-229.
7. Семин А.Н., Милоенко Е.В. Качество жизни населения и социально-инженерная инфраструктура в сельских территориях Тюменской области/Агропродовольственная политика. -2015.№5.- с.35-39.
8. Турьянский А.В. Об опыте жизнеобеспечения сельского населения в Белгородской области/ Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2013- №1, с. 43-45.
9. Баландин Д.А. Управление устойчивым развитием сельских территорий/Автореферат дисс. канд. эконом. наук Тюмень, 2013.
10. Курдюмов А.В. Концепция социально-экономического развития сельских территорий: реалии и перспективы/ Научные исследования – 2015. - №9, с.32-36.
11. Медков А.Л. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий/Автореферат дисс. канд. эконом. наук – Воронеж, 2012.
12. Подгорбунских П.Е., Головина С.Г. Алгоритм мониторинга устойчивого развития сельских территорий/ Аграрный вестник Урала, 2012 №5, с. 79-84.
13. Воронин Б.А., Донник И.М., Трескова Е.А. Социально-экономическое развитие сельских территорий/ Уральское аграрное издательство, 2013.
14. Е.Б. Дворядкина, О.А. Беликова, И.В. Арагилян Сельские территории как компонент региональной социально-экономической системы/Аграрный вестник Урала, 2014 №2.
15. О.Д. Рубаева, Л.В. Прохорова Методы оценки устойчивости социально-экономического состояния села с учетом вступления России в ВТО (на материалах Челябинской области) / Аграрный вестник Урала, 2014 №4.
16. Трескова Е.А., Семин А.Н. концепция развития сельских территорий: два базовых подхода/Аграрный вестник Урала, 2012. - №12. –с. 69-73.
17. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №3, ст.411.
18. А.В. Чичкин Правовое регулирование социального развития села. М. Издательский дом «Право и государство» 2005.- 2016 стр.
19. Собрание законодательства РФ 1996, №26, ст.3061.
20. Собрание законодательства РФ 2002, №49, ст.4887.
21. Собрание законодательства РФ 2013, №30, ст.4110.
22. Областная газета декабрь 2007г.
23. Областная газета от 16 ноября 2011г.
24. Областная газета от 17 июня 2014г.
25. Областная газета от 13 ноября 2013г.
26. Областная газета от 11 июля 2014г.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии