Возвращение в СССР, часть третья - школа

Первый раз, в первый класс
 

В 1959 году я пошел в школу. Школа была где – то возле Театральной площади – в 15 минутах ходьбы от нашего дома на канале Грибоедова. Помню свою первую учительницу – Нину Васильевну, она была уже немолодая, полная и довольно строгая женщина

Могла дать и хороший подзатыльник, но дети ее любили, потому что она была добрая. Надо сказать, что родители никаких претензий к подзатыльникам не имели, им было вполне достаточно того, что детей учат и что за детьми присматривают.

Дед пару раз показал мне дорогу домой, потом я ходил в школу самостоятельно, хотя нужно было пересекать  большую улицу (вроде бы – проспект Майорова). Сейчас многие родители водят детей в школу до 12 лет, некоторые и до пятнадцати.

Более того, я иногда заходил в гости к своему приятелю (как его звали уже не помню, но помню, что жил он в маленькой каморке со своей мамой – дворничехой).

Мама очень стеснялась своей убогой обстановки и угощала меня дешевым соевым тортиком (стоил он где – то 60 копеек). Мне такие тортики очень нравились (до сиз пор люблю соевые батончики  — вот они сейчас лежат передо мной).

Но дело не в тортике, а в том, что я задерживался из школы на час или больше и никто особо не беспокоился – другие были времена, не такие волнительные. И дети были более самостоятельные.

 

Первый поход в магазин
 

В семь лет меня впервые послали одного в магазин – купить конфет (думаю, что в воспитательных целях). Я купил двести грамм своих любимых конфет «Сибирячка» (похожие на «Раковуюшейку»).

До сих пор помню этот свой первый самостоятельный поход в магазин  и  этот первый доверенный мне серенький, неказистый  рубль.

В 1960 году мои родители (оба они работали в строительстве) получили отдельную двухкомнатную квартиру в кирпичной «сталинке» на улице Скороходова в Петроградском районе.

Дом был построен для медицинских работников, но несколько квартир было выделено для строителей. Конечно, не все строители  в 1960 году получали отдельные квартиры, но отец отличился – «выбил» в Москве дефицитные строительные материалы.

Сейчас стройматериалами завалены все склады, а тогда это был жизненно важный для стройки вопрос и Сизов – тогдашний начальник Главленинградстроя (ленинградские строители его очень уважали и любили – да, именно так, уважали и любили советского чиновника) распорядился выделить нашей семье эту замечательную квартиру.

Я еще мало чего понимал, мне вообще не хотелось уезжать из нашей квартиры на канале Грибоедова – от  любимого деда, от родной школы и своих друзей.

Счастливые родители
 

Однако сейчас я понимаю – как счастливы были мои родители: своя ванная комната с душем и горячей водой, свой туалет (и не надо стоять в очереди), своя кухня – все четыре конфорки наши, выбирай любую.

И умываться можно не по расписанию, на кухне, а в ванной и когда хочешь. Да, это была совсем другая жизнь.

И эта другая, счастливая жизнь приходила во многие семьи. Надо сказать, что в советские времена (60 – е годы и далее) также,  как и сейчас в год вводилось, примерно, по 0.5 кв. метра жилья на душу населения.

Разница только в том, что все построенное жилье, за малым исключением (кооперативное строительство) передавалось нуждающимся гражданам бесплатно, в порядке очереди (на очередь ставились семьи, где на человека приходилось менее шести кв. метров жилья).

Наша семья тоже стояла на очереди, но квартиру родителям предоставили досрочно, так сказать, за особые трудовые успехи. Кооперативное жилье могли получить (приобрести) только семьи, стоящие на очереди.

Дедушка с бабушкой в конце 60 —  ых приобрели однокомнатную кооперативную квартиру в «брежневке» на улице Бутлерова. Она стоила где – то около четырех тысяч рублей, но они сумели накопить такие деньги, хотя бабушка была рядовым врачом, а дед — военным пенсионером.

Так, или иначе, но ежегодно два миллиона советских семей (более 2% от общего числа) въезжали в новые, отдельные квартиры, предоставленные бесплатно,государством. Сегодня, как вы знаете,бесплатное жилье, практически не выделяется, за исключением расселения ветхих и аварийных домов, но и здесь очередь на долгие годы.


Рецензии