Былинники речистые. Охота на слова

За 30 лет до моего рождения пришла в Россию песенная пора, уникальный период подъёма народного творчества. Сейчас много делается, чтобы затоптать, зачернить, оклеветать, осквернить это время. А оно требует серьёзного анализа и внимательного изучения.

Вместе с Октябрьской революцией 1917 года наступила новая эпоха, многое изменившая,  и даже прежние слова получили новую огласку, новые значения, а в результате невиданного прежде  творчества масс были выданы на-гора  лавины неологизмов. А с песнями эти слова-неологизмы быстрее доходили до каждого и становились активной лексикой. А пели тогда и много позднее все, пели во время пеших переходов, пели на привалах, и в перерывах между работой и учёбой, пели в машинах и автобусах, увозящих горожан на уборку урожая в соседние сёла, пели пионеры во время переезда в пионерский лагеря, пели у костра. И, конечно, пели в залах и со сцены.

Как отголосок большого счастья вспоминаю теплые летние вечера на нашей маленькой улице Герцена. Мне нет и пяти лет, но у меня есть ежедневная обязанность – пройти по улице с корзиночкой и собрать щепки для таганки, чтобы потом на шестке развести огонь и сварить обед или ужин, ведь летом печь не топили. Щепки нужно выложить на завалинку вдоль дома, чтобы они высохли. А если дождь, то вовремя прикрыть их листами железа или рубероида.

Но я с нетерпением ждал вечера, когда на берегу озера собирались мальчишки и девчонки с окрестных улиц, садились внутри срубов,  чтобы попеть песни. После войны многие дома обветшали, потому одни  строили новые дома, другие поправляли старые, и на берегу почти всегда было по два-три  сруба в три-четыре звена. В этих срубах удобно было играть, а чаще всего мы рассаживались на длинные смолистые  брёвна и пели. Мы для того и собирались, чтобы вместе попеть.

В 2005 году перед тем, как отправиться на ПМЖ в Германию, я прошёлся по многим улицам родного края. У меня был диск с фамилиями всех жителей Челябинской области. От прежних жителей нашей улицы осталась только одна женщина, Тамара Ерошкина, но она мне ворота не открыла.  Встретился я на соседней улице с Галей Назаровой, она лет на пять старше меня, мы долго сидели на лавочке возле дома, она показала мне рукописные книги староверов, но больше всего вспоминали мы о песнях, которые пели в срубах на берегу озера. Это были пионерские, революционные, уличные, лагерные и военные песни. Память у меня была исключительная,  и я знал все песни, которые там пелись.

Из революционных песен я бы выделил две.   

«По долинам и по взгорьям». Текст написали Пётр Семёнович Парфёнов, который, увы, был расстрелян по ложному обвинению,  и Сергей Яковлевич Алымов. Автор музыки не известен, но в июне 1929 года руководитель ансамбля А. В. Александров под Киевом записывал текст и мотив песни, указал автором  И.С. Атурова,  командира роты 136-го стрелкового полка РККА.

Вторая песня – «Марш Будённого». Слова написал  Анатолий Д’Актиль (Анатолий Френкель) в  1920 году, а музыку - Даниил Покрасс и Дмитрий Покрасс.

Мы — красные кавалеристы,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ -
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо и смело в бой идём!


Припев:
Веди, Будённый, нас смелее в бой!
Пусть гром гремит,
Пускай пожар кругом, огонь кругом.
Мы беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба.


Будённый — наш братишка,
С нами весь народ.
Приказ — голов не вешать
И глядеть вперёд!
Ведь с нами Ворошилов,
Первый красный офицер,
Сумеем кровь пролить за СССР!

Припев

ВысОко в небе ясном вьётся алый стяг,
Мы мчимся на конях, туда, где виден враг.
И в битве упоительной
Лавиною стремительной -
Даёшь Варшаву, дай Берлин -
И врезались мы в Крым!


В текстах есть  варианты первой строки: «Мы — красная Кавалерия…»

Строчку из этого марша – БЫЛИННИКИ РЕЧИСТЫЕ -  я вовсе не случайно выставил в качестве заголовка. Хочу подчеркнуть, что БЫЛИННИКИ – неологизм. По сути слово БЫЛИНА до революции имело хождение среди специалистов по фольклору. В словаре Владимира Ивановича Даля в гнезде глагола БЫВАТЬ слово БЫЛИНА идёт в перечислении:

 Бывалка, бывальщина, былица, былина, быль ж. что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый; старина; иногда вымысел, но сбыточный, несказочный.
Бывальщину слушать лучше сказки.
Былина старину любит. Быль молодцу не укора.
Были были (была быль), и бояре волком выли, от стрельцов, от опричников.
Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.
Быль за сказкой не угоняется.
Быль — трава; небыль — вода. Быль, как смола; небыль, как вода.
Во снах счастье, а в быль ненастье.
 Былой, прошлый, прошедший, бывший, некогда случившийся.
Былевые песни, исторические… Толковый словарь живого великорусского языка

Как видим, нет в словаре такого слова, красивого и содержательного.

Вслушаемся. БЫЛИННИКИ. Это те, кто достоверно рассказывает о прошлом, реальном прошлом, а не выдуманным кем-то. Предполагаю, что под влиянием этого слова образовано и столь популярное в 50-х годах  слово ЦЕЛИННИК.

А былинники какие? РЕЧИСТЫЕ. Такое слово есть в словаре Даля в гнезде глагола РЕЧИ. Гнездо большое, но я привожу его полностью, в нем много слов речи. Многие забыты, а они делали речь ярче, точнее, выразительнее. Неплохо бы к ним вернуться, чем заимствовать часто бессмысленные слова иностранных языков.

РЕЧИ что, рещи церк. речить симб. сам. а с предлогом и рекать, говорить, молвить, сказать.
Ты рек еси, ты сказал это, вымолвил. Реки, церк. рцы, говори, сказывай.
Он речил мне, сам. рек, сказал. Аркучи, Слово о Полку Игореве.
 рекучи, говоря.
Реченый вышереченый, названный, поименованный, сказанный, помянутый,
речиться, страдат. быть сказану.
Возрекать на кого, обвинять, клеветать.
Вырекать, произнести словами.
Дорекать, договаривать.
Зарекать, запрещать; зарекаться, давать обет.
Изречи, проговорить.
Нарекать кого, дать имя; — на кого, клеветать, оговаривать.
Обречь кого чему, на что, приговорить, назначить по обету.
Отречься, отказаться.
Пререкать, спорить.
Предречь, предсказать; прорекать, то же.
Урекать кого, обвинять, винить.
В песнях и вят. встречаем: речать.
Речают праведны ко Господу, рекут.
Слухай. штё речают, вят. произн. Рецяют, что говорят.
Реченье ср. речь ж. слово, изреченье, выраженье.
|| Речь, что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл.
Вставочная речь — в запятых либо в скобках.
Таких бы речей и говорить не надо.
|| Говор, высказываемое кем-либо.
Ваша речь впереди, дайте высказаться другому.
Не прерывай речи, речей его.
Речи слышали, да дела не видим, посулы, обещанья.
|| Говор, наречие, способ выраженья и произношенья.
У кологривцев не та речь, что у прочих костромичей, потому что они рязанские переселенцы. Ардатовскую речь узнать можно по цоканью.
 У него речь бойкая, плавная, тихая и пр.
|| Разговор, беседа; смысл говоримого. О чем у вас речь идет? Какую речь на него сказываете? в чем обвиняете.
|| Слово, проповедь, устное обращенье к слушателям, наставленье, поученье, рассужденье, изложенье, объясненье чего, по случаю. Губернатор открыл заседанье речью. Протопоп говорил речь в церкви, да ничего не слыхать было.
Сваха отбирает речи, и переносит их в дом жениха, ответ родителей невесты.
|| Речь, стар. и зап. польск., вещь, предмет; || дело.
От которых речей мыта не брал, стар. (Почему пишут речь? В Словарь Академии речение, речевитый и речь, РЕЧИСТЫЙ! Если глаг. пишут: рещи, речи, реку, то конечно будет: речь, речник, РЕЧИСТЫЙ.
Река, речной, вероятно того же корня, но отшатнулось и стоит по себе: пишем же мы: одеваться и одежда, Надеяться и надежда и пр. ).
Речи, что снег (мед), а дела, что сажа (полынь).
Не верь своим очам, верь моим речам.
Площадная речь, что виноватого надобно сечь.
Не о батькиной дочери речь.
Не о том речь, что некуда лечь: а о том речь, что нечего печь.
Не про то речь, что много в печь, а про то, куда из печи идет?
Одна речь не пословица.
Глупая (или голая) речь не пословица.
Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.
Чтобы речь от речи не разносили, а чтобы речь к речи была, Алекс. Мих. о чтении.
Рекше нареч. стар. церк. сиречь, то есть, де, дескать, а именно, иже есть.
Рекло ср. стар. имя, придаваемое человеку по святцам, кроме крестного; давалось родителями, при рождении, или при молитвовании, иногда содержалось даже втайне. Боярин Илья, по реклу Борис, Иванович Морозов.
Ангельское или крестное имя, рекло, отчество, прозвание (семейное) и нередко еще прозвище, а на западе, поныне в смол. прозвания были нередко двойные.
Рекло доныне в обычае у болгар.
Реченник или речник стар. словарь, словотолковник.
РЕЧИСТЫЙ, говорливый, болтливый, словоохотливый; || у кого чистая, плавная, ясная, внятная речь, говор, произношенье; || красноречивый, у кого увлекательная, убедительная речь.
Речист, да на руку не чист.
Не речист, да кафтан борист, не умен, да богат.
Вы люди речисты, вам все пути чисты: мы люди бессловесны, нам все проходы тесны.
|| И речисто, да нечисто.
Правда не речиста.
Речисты у милого глаза. Чиста, личиста, говорить речиста.
Речевитый РЕЧИСТЫЙ, красно, хорошо говорящий.
Речистость, речевитость ж. свойство это.  Речить пск. заговаривать, шептать, колдовать. Толковый словарь живого великорусского языка

А вот текст второй песни. По нему можно изучать географию, названы и крупные территории противостояний двух армий (белой и красной), и реки, и города, с которыми связаны основные  победы. И вовсе не случайно, именно эта песня была использована и разными армиями, и разными родами войск в качестве марша. Естественно, что слова менялись в зависимости от обстоятельств.

По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперёд,
Чтобы с бою взять Приморье —
Белой армии оплот.

Наливалися знамена
Кумачом последних ран.
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан.

Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда!
Партизанские отряды
Занимали города.

И останутся, как в сказках,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.

Разгромили атаманов,
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход.


Там,  в Кыштыме, на берегу озера я впервые услышал и вариант одной строчки, который мне почему-то очень понравился, и чаще всего я пел
 «Партизанские отавы занимали города».

Что такое ОТАВА, я хорошо знал от своей матери.

ОТАВА, отавы, мн. нет, •жен. (с.-х.). Трава, в тот же год выросшая на месте скошенной;  трава, отросшая на сенокосах, пастбищах после скашивания или стравливания. Свойство трав давать отаву называется отавностью.

А вот что сообщается в словаре Владимира Ивановича Даля в гнезде ОТАИВАТЬ.

Отава ж. вост. сиб. съеды, остатки травы на пастбище; ветошь, подснежная трава, ланская трава, оттаявшая по первой весне.
Скот уже пущен по отаве.
Где с осени пал прошел, там отавы не будет.
|| общее: подрост, трава, выросшая после косьбы; это и есть трава, образующая зимнюю отаву.
Такая отава пошла, что хоть в другой раз коси!
…Отава та же трава, да покосу нет.
Добрая отава — плохие озимы (и наоборот, твер.). Отавные кормы. Отавное сено, короткое и малосочное, второго покосу. Толковый словарь живого великорусского языка

Молодая поросль -  вот кто пополнил ряды Красной армии. Мы, многие из нас там, на берегу, ощущали себя отавой, будущими бойцами за народную власть. Мы выросли на песнях Гражданской войны. Песни о войне Великой Отечественной появились уже в наше время, а мы пели задолго до того, как пошли в школу. Я и сегодня часто включаю песни тех лет, те песни, на которых вырос, которые сам пел.

А песню  о тачанке-полтавчанке, о тачанке-ростовчанке, о тачанке-харьковчанке я любил особенно в свои школьные годы.

Легендарная тачанка — монумент (памятник) будет  воздвигнут в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и  посвящён боям на Каховском плацдарме в годы Гражданской войны. Расположен в Херсонской области, в городе Каховка. Монумент также называется «Памятник тачанке». Это теперь территория России, но в каком состоянии памятник мне неизвестно, ведь пока он был на Украине,  его испортили вандалы, а фашиствующие представители властей  предлагали взорвать монумент как памятник тоталитаризму.

Тачанка-ростовчанка — монумент, посвящённый Первой Конной Армии в годы Гражданской войны, расположен на южном въезде в Ростов-на-Дону. Памятник открыт в 1977 году в честь 60-летия Октябрьской революции. Выполнен из гипса, сверху покрыт листовой медью, внутри — полый. Общая высота сооружения — 15 м.

Осенью 1960 года об этих памятниках-тачанках ещё и речи не было, но была у меня любимая песня, но спеть её со школьной сцены мне не удавалось, меня постоянно опережали. А тут был выездной концерт для отдыхающих на Ближней Даче участников войны. И опять неудача: у  меня случилась ломка голоса,  и я дал петуха ещё в хоре, а потом, пока шёл концерт, я  бегал вдоль берега  городского пруда и пытал свой голос. Не получилось. Был я на этом берегу несколько лет назад, встретился с одноклассником  Владимиром Шапошниковым, который работал  там сторожем в коллективном саду.

«Тачанка» (иногда «Песня о Тачанке») — советская революционная песня позднего межвоенного периода, музыка написана Константином Листовым и слова -  Михаилом Рудерманом в 1937 году. В ней описывается безымянное сражение во время Гражданской войны в России и тачанки, использовавшиеся в то время Красной Армией.

Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди!

И с налёта, с поворота,
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемёта
Пулемётчик молодой.

Припев:
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

Эх, за Волгой и за Доном
Мчался степью золотой
Загорелый, запылённый
Пулемётчик молодой.

И неслась неудержимо
С гривой рыжего коня
Грива ветра, грива дыма,
Грива бури и огня.

Припев:
Эх, тачанка-киевлянка,
Наша гордость и краса,
Комсомольская тачанка,
Все четыре колеса!

По земле грохочут танки,
Самолёты петли вьют,
О будённовской тачанке
В небе лётчики поют.

И врагу поныне снится
Дождь свинцовый и густой
Боевая колесница,
Пулемётчик молодой.

Припев:
Эх, тачанка-полтавчанка,
Наша гордость и краса,
Пулемётная тачанка,
Все четыре колеса!

В некоторых версиях  песни звучала строка «приазовская тачанка», «комсомольская тачанка» или  «украинская тачанка».

Я рад, что жил в то песенное время. Воспоминания о нём согревают душу.


Рецензии