запечатлённая радость... школа...

Довелось нам принять участие в международной конференции по русскому языку. Один из докладов произвёл на нас сильное впечатление. Суть его была такова:
ребёнок должен прожить свой возраст!

Общеизвестно, что родители, не реализовав свои мечтания, пытаются их реализовать через своих детей: у меня родился чудо-ребёнок!
Бывает и так. Но всё же это – редкость.
Несомненно, все дети – талантливы. К сожалению, большинство взрослых забывают вторую часть этого постулата: все дети талантливы своей «детскостью». Талантливы своей искренностью, открытостью миру, безграничностью воображения. Им чужды сомнения. Они полны радости, они есть сама радость и вера, что мир прекрасен.
Это более характерно для детей младшего школьного возраста, но и ребята постарше ещё верят в чудо. К сожалению, с каждым днём, с каждым годом вера в чудо умаляется у детей, и талантливость их – пропадает? – нет, не исчезает, но уходит вглубь, в «сонный» режим может и навсегда, а может и проявиться в какой-либо деятельности.
Я знаю многих взрослых довольно солидных лет, которые нашли возможность реализовать себя и помимо работы, как необходимости добывания средств к существованию.
Все дети талантливы! Ребёнок должен прожить свой возраст!
Два постулата, которыми мы с Людмилой руководствовались в школьной и кружковой работе.

Работали мы в школе обычной, не специализированной. Классы обычные. Ребята разные. При отсутствии всяких возможностей (в школе не было даже кабинета, отдельного помещения, где мы могли бы собираться с ребятами во внеурочное время) мы искали и находили способ предоставить своим ученикам ярко и насыщенно прожить каждый свой день.
И хотя итога здесь не может быть, но итог нашей деятельности в этом направлении   - Книги Творчества, сборники детских игр, сборники-альбомы детских рисунков, сборники-альбомы по коллекционированию и собирательству, научно-исследовательские работы учащихся…Мир детской культуры 90-ых годов представлен в них полно и многообразно ( конкретно в Ашинском районе).
Лестно нам было, когда проректор по учебной работе в политехе  Г. Г. Михайлов, ученый, вроде бы и далёкий от проблем школьных, увидев наш первый детский сборник «Авторские считалки», сказал: это же чудо! это так здорово! это же минимум кандидатская диссертация!
И Лидия Андреевна нас опекала, и Михайлов, сколько мог, помогал. Грела, грела нас такая поддержка, но и по темечку стучали постоянно.
А мы шли своей дорожкой.

Нужны ли красоте законы?

Слово «творчество» часто звучит в школе. Но общая тенденция такова: раскрыть, развить творческие способности – значит поднять до уровня взрослого, профессионального. При всей верности этого утверждения оно и неверно. Развивать, обучать, создавать зону ближайшего развития – да. Но каков должен быть продукт такой деятельности? На создание чего мы должны ориентировать ученика? Какие образцы мы должны ему представлять? Если это рисунок, проза, поэзия. драматическая сценка, игровая ситуация, какими критериями художественности мы должны пользоваться?

Создание художественного образа подчиняется определённым законам, нарушение которых не даёт творцу возможности создать целостное. законченное, выразительное произведение. Законы стихосложения надо соблюдать, но возможно ли их постичь ребёнку 7-10 лет? Чтобы написать протрет,  надо знать анатомию, уметь в двухмерном пространстве создать трёхмерное изображение, но возможно ли это для ребёнка, а самое главное – нужны ли ему в таком возрасте такие знания, может ли он их усвоить? Хочет ли этого сам ученик (есть внутренние побуждения, мотив или нет)?
Предположим. что ученик может создать нечто художественное, но. с другой стороны, он не знает правил, законов красоты, по которым эти произведения создаются. Правила-то «взрослые». Дети создают огромное количество работ, поражающих своей выразительностью, гармонией, образностью. Наверно, сами законы художественности очень подвижны, свободны.
Другой вариант, другой подход: принять всё детское творчество лишь как вспомогательное, некое учебное, обучающее действие, то есть самые яркие годы жизни,  самые яркие впечатления как бы вычеркнуть из лет, прожитых человеком. Между ребёнком и взрослым нет резкой границы, как между детским творчеством и творчеством взрослых (фольклор, народная живопись, самодеятельные художники, модернистские и постмодернистские течения. Взрослый во многом делает то же, что и ребёнок, только у взрослого больше возможностей. Границы эстетического широки и подвижны. Иллюстрацией подвижности законов эстетического может служить история искусств человечества от изображения бизонов ( Альтамира) до самых новейших авангардистских изысков. Соответственно подвижны и законы восприятия эстетического образа: у художника, строящего пейзаж по законам линейной перспективы, мы можем увидеть различные неправильности, а в экпрессионистском пейзаже или детском рисунке мы таких неправильностей не найдём, а наоборот, восхищаемся выразительностью образа.
К сожалению, учителя ориентируют ребят на строго определённые области эстетического, оставляя за рамками остальное, например, средневековое искусство, народное искусство и т.д. Это приводит к стандартизации работ, к безликости, подражательности работ детей.
Художники-дети, поэты-дети теряют, а точнее, не находят своё лицо.


Искусствоведы, художники, исследователи давно признали эстетическую значимость детского творчества. В школьной же практике это не всегда так. Признать за ребёнком право на специфику выражения эстетических ценностей – задача учителя.
Проблема проживания ребёнком своего возраста  заключает в себе и проблему специфики выражения того, что ребёнок переживает.
Если ребёнок проживает «своё время», свой возраст как нечто особенное и уникальное, он и «видит по-своему, ощущает по-своему, осознаёт по-своему и по-своему себя выражает».
Таким образом:
-каждому возрастному периоду ребёнка соответствует своё психологическое состояние;
-задача педагога состоит в том, чтобы в каждом возрастном периоде предоставить ребёнку наиболее оптимальные приёмы и способы для выражения личнстного взгляда на мир;
Как окружить учебный процесс творческой аурой, как создавать творческое поле на уроке, как дать возможность ученику, используя полученные знания, творчески осмысливать их и выражать себя как личность?
Возможно ли и каким образом востребовать творческий потенциал ученика на уроке? Как сделать, чтобы ученик, обретая радость в творчестве, значимость, стремился жить по законам добра и красоты?
Есть разные пути решения этой проблемы.
Один из них – создание Книг творчества.

Игра – ведущий тип творческой деятельности детей. Игра определяет изобразительную и творческую деятельность. Каждой форме соответствуют и свои жанры, некоторые виды присутствуют во всех формах. В словесном творчестве: страшилки, дразнилки, считалки, анекдоты. В изобразительном: страшилка-веселушка, портрет, цветы и машины, фантастика. Меняются содержание, жанры, но неизменным остаётся постоянное воспроизведение этих форм: считалки, страшилки, солнечная тема в рисунках.
Книги творчества позволяют запечатлевать, хранить, созданное детьми и дают возможность выразить себя не только в непосредственном действии-переживании, но и предметно вырастить себя. вырастить своё Древо творчества.
Книги возникают как бы сами собой: ученики сами определяют тематику и объём ( но с помощью педагога). подбирают материал, составляют, оформляют.
С 1994 года детьми создано более трёх десятков книг-альбомов. Две книги – «Считалки» и «Большая Книга творчества» - напечатаны.
Книги творчества делают работу по раскрытию и развитию творческих способностей детей целенаправленной. системной, постоянной; позволяют «овеществить»  творческий потенциал детей, собрать, сохранить наглядный материал в удобной форме книг-альбомов; дают возможность осмыслить мир детского творчества, представить мир детской культуры как целостную самодостаточную систему. а также зафиксировать, сделать срез форм и видов творческих работ детей в определённое время, что позволяет проводить не только синхронный, но и диахронный анализ динамики изменений форм и содержания детских творческих работ.
Принципиальные положения, на которых основывается работа по созданию Книг творчества:
-творческая деятельность есть условие и внутренняя потребность развития ребёнка;
-ребёнок, выражая себя, своё понимание мира, своё отношене к жизни, полноценно проживает свой возраст;
-через творческую деятельность, осознавая свою значимость как творца, ученик обретает цель и смысл приобретения знаний;
-в формах творческой деятельности – игре, рисунке. в слове – ребёнок овладевает действительностью, делая мир «своим», обживая его;
-следовательно, в школе в урочное и внеурочное время необходимо создать условия. чтобы ученик мог проявить себя как уникальная. неповторимая личность;
следовательно, создав условия, необходимо востребовать творческий потенциал ученика через систему творческих заданий, убеждая его в том, что получаемые им знания помогут и помогают ему определиться  как личности, рассказать о себе.

Пишем Книгу

Каким образом создавать, собирать Книгу?
При той учебной нагрузке, которая существует сейчас в школе, не может быть и речи о выделении какого-то дополнительного времени. Всё делается на уроке и при выполнении домашнего задания. Задания на уроках должны быть дифференцированными и многовариантными.
Часть заданий – на творческое осмысление материала: продолжить историю, дописать окончание рассказа и т. д. Учителя часто дают творческие задания, чтобы повысить активность ребят, сделать урок интересным, но плохо то, что творческие работы на уроках русского языка, литературы, истории, ИЗО, МХК используются лишь один раз. Поставили оценку и работу выбросили. Учителю не надо, и ученику тоже. Неправильно.
Собирать и хранить, возвращаться – вот наш принцип в школьной практике.
В Книги входят все творческие работы ученика. Ученик видит. что его труд хранится, видит перспективу своей деятельности; его работы нужны, они радуют людей, он уже один из авторов Книги.
Конечно, это игра. но игра серьёзная. Учитель, ставя на уроке дидактическую задачу, может решать её на творческом материале. Например, написать «разноцветную сказку», употребляя имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов.
Пишем Книгу, живя с ребятами одной жизнью, их волнениями, чаяниями. держа руку на пульсе. Это необходимо, чтобы уловить, «угадать» тему, интересную для учеников.
Пишем-рисуем то, что интересно ребятам. подсказывая им приёмы и способы, опосредовано, неявно обучая их. Легче всего это сделать через доверительную беседу. Выбрать тему, несколько сюжетов на эту тему и проговорить их вместе с учениками. Обсудить самые интересные варианты.
А вариантов может быть столько, сколько интересов-мнений у ребят. В чём будет заключаться творческая деятельность ученика? Например, мы взяли тему страшилок очень популярную в среде подростков. Обговорили варианты: зимние, лунные, кладбищенские, весёлые ( надо отметить, что все страшилки у ребят получаются с большой долей юмора). дома каждому ученику предстоит выбрать свой вариант и создать свою страшилку-веселушку. А задача ставится такая, в Книгу творчества попадут только то, что всех удивит, поразит, будет ни на что не похожим – скажи своё!
При всей кажущейся лёгкости задания, не такое уж оно и простое.
Особенно на ИЗО.
Тема на доске. Есть кое-какие подсказки. Ребята кинулись сразу рисовать.
А что выходит?
Скелет и гроб да ещё пару намогильных крестов – ха-ха-ха!
Да никакого ха-ха-ха здесь нет. Смотри, у всех всё одно и тоже.
Задумался творец, озадачился.
-А что делать?
-Да проще простого: пусть он у тебя жигу танцует ( твист, шейк или сейчас какое у вас «дрыгоножество»).
Всё. Глаза заблестели, работа пошла.

А вот как мы создавали Книгу «ЛАД».
Сначала немного играли: строили с помощью рук дом-лад. Мы рассказали, ребята подготовленные рассказали о доме и что такое лад. А по мере работы на Книгой, оказалось, что тема – неисчерпаема. Да, работы мы отбирали, но не отбирали ребят. Все ученики с 1-ого по 5-ый класс прияли участие в создании книги, все были её авторами. И в этом главная  ценность «Лада». Мы искали наиболее эффективные приёмы и способы  творческой деятельности: в книге несколько разделов, в каждом из которых решается своя задача, идёт постепенное усложнение заданий, используются различные приёмы для решения творческих задач: приём комбинации, алогизации, исключения (лишнего, необходимого, обычного). Работа над Книгой растянулось на весь год, позволила творческий процесс на уроках гуманитарного цикла сделать постоянным и системным.
Вот несколько примеров из книги.

«Это было в следующем году…Иду по тропинке и вижу его, а кого его, не знаю.
Говорю ему:
-Ты куда вчера пойдёшь?
Он мне отвечает:
-Завтра узнаю. А ты куда?
-Да вот погулять дня через два.
-Ну приходи ко мне на прошлой неделе.
-Ладно, приду позавчера.
Пришли мы к друг другу в гости.
Чай пьём, потихоньку замерзаем.»

«Шла я по туче. Была она круглая и мокрая, а дождя не было. Это от того, что отверстия в туче забиты пухом тополиным. Ласточки прилетели, пух для своих гнёздышек из дырочек вытащили – дождик стразу и полился.»

Наблюдения показали, что ученики гораздо охотнее выполняют творческие задания, чем обычные упражнения (хотя времени затрачивают больше и работу выполняют большую по объёму), если есть варианты задания по трудности и по соотношению «воспроизведение – творчество»:
-проходит прослушивание (просмотр)творческих работ на уроке и выявляются самые интересные;
-творческие задания и другие варианты точно и ясно прокомментированы учителем, подсказаны пути решения проблемы (работа со словарём, беседа дома с родителями, старшими братьями и сёстрами, наблюдение…);
-в задании заключается возможность выражения личностного взгляда на мир, самовыражения.
Пример: мальчик 10 лет рассказывает о своей мечте (тема «Глагол»):

«Вода в апреле бурлит, клокочет, играет, скачет, пенится. Ручеёк весь в брызгах, волнуется. Плывёт мой кораблик, качает его из стороны в сторону. Я плыву на остров Чудесных Россыпей…»

В творческой деятельности есть точки, ступени, узлы духовного стяжения: выполняя работу ребёнок говорит о себе, но в то же время смотрит на себя со стороны одноклассников, учителей, родителей. При всей бескорыстности детского творчества ребёнку, как и любому другому человеку, нужна ласка, похвала, внимание. При выполнении обычных заданий у учителя для этого мало возможностей, а если работа творческая, всегда есть за что похвалить, есть что заметить, показать в классе…

Куда идти дальше?

Творческая деятельность нуждается в постоянной смене форм и способов: дети быстро устают от монотонности. Закончив работу над книгой «Лад», мы очутились на перепутье: куда идти дальше?
Форма работы – создание Книги творчества – оказалась очень удобной. Мы могли в неё включать и словесные и изобразительные работы учащихся. Каковы должны быть тематика, содержание, чтобы ученикам и далее было интересно работать? Через анкеты, тесты, опросы, беседы мы вывявили спектр интересов и определили тематику и содержание будущих книг, положив с основу личные переживания растущего человека: говорю о том. что видел, что придумал, о чём мечтаю, что меня волнует, чем я живу, что переживаю.

В течение ряда лет мы собрали с ребятами и оформили в книги не только изобразительное и словесное творчество, но и детский фольклор, игры, другие формы творческой деятельности. Первой работой в этом направлении было собрание частушек Ашинского района и оформление книги-альбома «Живая вода». Когда к собранным частушкам ребята стали делать иллюстрации, то убедились, что частушки и рисунки лучше уживаются друг с другом, интереснее смотрятся, если не напрямую повторяют друг друга, а как бы беседуют, дополняют. Самостоятельно ученики пришли к выводу о стилевом единстве фольклора  и народной живописи, связанности видов народного творчества. Ещё один вывод, который мы сделали, наверное, наиболее важный: детское творчество и народное есть цельность, единство, они друг с другом – рядышком. Оказалось, что если рисунки проиллюстрировать «правильными» рисунками (соблюдение пропорций, анатомии, перспективы), они много теряют, они – скучные. Наоборот, там, где много неправильного (не как стилизация, а как «умение»), - там рисунок оживает, расцветает всеми красками. Ещё одна творческая задача, которую решали ребята: подбор рисунков. Нужно было найти, подобрать рисунки, дополняющие частушки, высвечивающие новые грани в них. Таким образом. ученики упражнялись в решении творческих задач с помощью приёма ассоциации. Такой приём позволял в самом простеньком на первый взгляд четверостишии увидеть образность и глубину.

А что же дальше? Продолжать создавать, собирать Книги, расширяя тематику: краеведение, дневники, фенологические наблюдения, родословная.
Собирать «письменные» фотоальбомы, то есть фотографии с текстом.
Писать сценарии и «снимать» фильмы. Собирать коллекции. Писать письма…

Мы не настраивали наших учеников на «взрослую» творческую деятельность: вот у тебя так здорово получается, будешь – кем?
Мы старались дать возможность детям быть детьми и проявить себя и удивиться себе: какой я! могу! Мы старались открыть перед учениками множество дорог, человечных и нужных. А уж по каким они пойдут, это дело их выбора.

*Занимались мы этим в девяностые годы. При отсутствии всякого материального обеспечения, мы многое сделали. Книги творчества хранятся.
Рисунки детские в отдельных альбомах хранятся. Нужно ли это сегодня?
У нас нет ответа на этот вопрос. Главное – мы сделали. Это – было и есть.
Книги творчества – запечатлённая радость.

90-ые годы. Людмила и Олег Бондари.


Рецензии