Самый результативный подводник в истории

Из истории мировых войн известно, как топили английские транспорты немецкие субмарины или тоже самое делали американцы с японскими судами, и считается, что эти подвиги были в период Второй мировой войны.  А вот о том, что немецкие субмарины показали себя как грозное оружие на море против торгового флота воюющих с Германией Англией, Францией и их союзниками, мало кто знает. А между тем это было именно так. Причем арсенал борьбы с подводными лодка у кораблей противников был совсем небольшой. Разве что наблюдение за горизонтом в бинокль и глубинные бомбы при обнаружении погрузившейся под воду субмарины.

В заметке будут приведены подробности наиболее важных побед Лотара де ла Перьера. Но до этого нужно рассказать, как он едва не погиб в своем первом же боевом походе. Ведь одним из наиболее драматичных военных эпизодов в жизни Лотара фон Арно стала встреча с самым коварным противником подводных лодок в Первой мировой войне: с Q-ship’ом. Это суда-ловушки, маскировавшиеся под мирных «купцов», и внезапным ударом топившие всплывшую рядом для досмотра груза вражескую подлодку.

Это произошло в январе 1916 года, вскоре после выхода Перьера в море. Нагнав в надводном положении не очень то и стремившийся оторваться от преследователя пароход, фон Арно остановил его предупредительным выстрелом. Экипаж беззащитного с виду транспорта под названием «Margit» тут же бросился в шлюпки и отвалил от борта судна, Тем не менее, еще совершенно не имевший боевого опыта Перьер не стал приближаться к казавшемуся покинутым транспорту, а погрузился под воду. Сблизившись с «Margit» в подводном положении, Лотар осмотрел противника в перископ, попросив оценить цель и своего помощника, лейтенанта Лаунберга. Но даже опытный Лаунберг, уже ходивший в походы с первым командиром U-35 Копхамелем, подвоха не обнаружил.

Однако и после успокаивающего вердикта помощника Лотар на всякий случай отошел от транспорта и всплыл рядом со шлюпками так, чтобы они собой прикрывали лодку от оставленного, казалось бы, судна. Все эти предосторожности оказались не лишними. После всплытия U-35 около шлюпок их гребцы внезапно налегли на весла, поспешно удаляясь от лодки, а на «Margit» с грохотом упали щиты, скрывавшие орудия, и выскочившие откуда-то британские артиллеристы открыли огонь по немецкой субмарине. Ла Перьер дал команду на срочное погружение, но его пришлось задержать: обнаружилось, что лейтенант Лаунберг получил тяжелое ранение, и остался на верхней палубе. Под падающими вокруг снарядами и градом сыпавшихся осколков немецкие моряки втащили потерявшего сознание офицера в лодку, и только после этого U-35 ушла под воду. Причем так стремительно, что проскочила намеченную глубину в 20 метров, и провалилась на целых 60! Такая глубина была запредельной для немецких лодок этой серии, имевших максимальный предел погружения всего в 50 метров. Тем не менее, хоть ее корпус и страшно хрустел, U-35 более-менее выдержала давление, на которое она не была рассчитана. А экипаж поспешно вывел уже струящуюся забортной водой субмарину на безопасную глубину, и U-35 поспешно покинула район – в таком положении, не имея представления о тяжести повреждений, Перьер не решился вступать в бой.

А теперь – о самых выдающихся победах фон Арнольда. Как уже говорилось в 1-й части, Перьер топил самые разные вражеские суда: и большие, и средние, и малые – от парусников на 20 брт до пароходов на 7.000 брт. Топил обычно артиллерийским огнем в надводном положении, после досмотра грузов, и только в том случае, если обнаруживал груз военного значения. Но несколько раз ему встречались особо крупные гиганты, справиться с которыми быстро при помощи одной артиллерии было просто невозможно. И тогда фон Арно пускал в них торпеды; хотя имевшиеся в небольшом количестве торпеды (их на U-35 помещалось всего 6) он обычно использовал очень неохотно, экономя это оружие на случай встречи с боевым кораблем.

Так, 26 февраля 1916 Лотар де ла Перьер торпедировал огромный войсковой транспорт «La Provence» водоизмещением 13.753 тонны. В мирное время это был французский пассажирский лайнер, базировавшийся на Гавр и совершавший трансатлантические круизы. В годы войны его привлекли для перевозки войск. В тот роковой для себя день «La Provence» вез из Тулона в Салоники около 1.800 французских солдат. В районе острова Цериго U-35 послала в лайнер торпеду из подводного положения - без предупредительного выстрела из пушки, так как транспорт сопровождался боевыми кораблями охранения (всплывать в этом случае было бы настоящим самоубийством). И хотя пуск торпеды был произведен в условиях сильного волнения, она попала в цель, причем попала точно в районе котельного отделения. Это усугубило действия взрыва: хлынувшая через пробоину вода залила раскаленные паровые котлы, и они взорвались, еще больше разворотив борта и днище судна. В результате «La Provence» затонул всего за 10 минут, унеся с собой на дно моря более 900 человек…

Это была пока еще лишь четвертая жертва Арнольда ла Перьера, и первая, утопленная в его втором боевом походе. А через три дня фон Арно и его экипажу пришлось, в полном смысле этого выражения, «заглянуть в глаза смерти»: 29 февраля 1916 года там же, у острова Цериго U-35 в надводном положении подверглась атаке британского противолодочного шлюпа «Primulа»

Встреча произошла неожиданно, и у U-35 не осталось времени на погружение. Пришлось Перьеру маневрировать, уклоняясь от сыпавшихся со шлюпа выстрелов, и отстреливаясь от противника из своей пушки. Однако мощи 105-мм орудия было явно недостаточно для быстрого вывода из строя боевого корабля, тем более, что противники бешено маневрировали на полных скоростях, и их артиллеристы в основном «мазали». Но снаряды «Primula» ложились все ближе, осыпая субмарину осколками, и даже одно прямое попадание грозило лодке гибелью: с пробитым бортом уже невозможно будет скрыться под водой. И тогда Лотар решил выпустить в шлюп торпеду, хотя обычно он берег это оружие для более крупных целей. Тратить на небольшой 1.250-тонный корабль столь мощное, к тому же имевшееся только в небольшом количестве оружие Перьеру было жалко, но выхода не оставалось. Вопрос уже стоял так: кто кого прикончит!

Выпушенная торпеда поразила «Primula» в носовую часть, при этом взрыв снес у него фок-мачту. Немцы обрадовались - противник обречен: сейчас давление воды разорвет переборки, и шлюп пойдет на дно! Однако командир «Primula» удивил фон Арно: шлюп почти мгновенно дал задний ход, уменьшив давление воды на разбитую носовую часть. Мало того, сманеврировав, он пошел кормой на U-35, стремясь протаранить подлодку! Вынужденный обороняться от «калеки» Перьер выпустил по врагу вторую торпеду. Продолжая двигаться задом наперед, шлюп сманеврировал, и торпеда проскочила мимо цели. А «Primula» вновь повернул на U-35! Разозленный фон Арно сделал выстрел третьей торпедой, но британец увернулся и от нее. Тогда U-35 на полном ходу увеличила дистанцию между собой и надвигающимся полузатопленным шлюпом, после чего Перьер сделал новый прицельный выстрел. Эта четвертая торпеда поставила точку в затянувшемся поединке: пораженный ею шлюп пошел на дно. Интересно, что перенеся попадание двух торпед, почти весь экипаж «Primula» спасся (погибло только 4 человека). А оставшейся без торпед U-35 пришлось возвращаться на базу. Об этом фон Арно горько сожалел: «Боже правый, четыре торпеды потрачено на такую маленькую осу.»

23 марта 1916 близ острова Мальта фон Арно потопил еще один крупный вражеский транспорт - бывший британский пассажирский лайнер «Minneapolis» водоизмещением 13.543 тонны (в мирное время этот лайнер совершал рейсы на линии Лондон – Нью-Йорк). К счастью, «Minneapolis» в момент встречи с U-35 шел «в балласте», т.е. без груза и войск; правда, поэтому транспорт не имел и военного сопровождения. Тем не менее, Перьер расстрелял это судно не артиллерией, а торпедой – «Minneapolis» был слишком большим, и расстрел артиллерией занял бы много времени; к тому же он бы «съел» значительную часть боезапаса. Но и пораженное торпедой судно тонуло очень медленно (полностью ушло под воду только в ночь на 25 марта). В результате обошлось без больших человеческих жертв: погибло только 12 моряков, попавших под взрыв торпеды. Остальные члены экипажа спаслись на шлюпках. Тем не менее, уничтожение «Minneapolis» стало тяжелым ударом для противника: был потерян один из крупнейших войсковых транспортов, способный перевозить за один рейс огромное количество солдат.

 А последний боевой поход 1916 года (8-й для Перьера и 12-й для U-35) принес германским подводникам самую «жирную» добычу, а Антанте - одну из самых страшных морских катастроф 1-й мировой войны, с огромными жертвами. В том походе целью фон Арнольда стал крупнейший французский войсковой транспорт «Gallia» водоизмещением 14.966 т, на борту которого в момент атаки находилось более 2.000 человек…

До войны «Gallia» был пассажирским трансатлантическим лайнером, действовавшим на линии Бордо – Рио-де-Жанейро – Буэнос-Айрес. С началом войны лайнер был конфискован французским военно-морским флотом и стал использоваться как войсковой транспорт. Утром 3 октября 1916 г «Gallia» в сопровождении кораблей охранения вышел из Тулона, чтобы доставить в Салоники (Греция) войска и артиллерию. На его борту находилось 2.350 человек (1.650 французских и 350 сербских солдат, + 350 членов экипажа), а так же большое количество пехотных артиллерийских орудий и снарядов к ним. И вечером следующего дня в районе между Тунисом и Сардинией транспорт «Gallia» встретился с подлодкой U-35…

В отличие от большинства потоплений транспортов, которые Лотар считал скучной рутиной (предупредительный выстрел, проверка документов и груза, отправка шлюпок с экипажем к берегу, расстрел пустого судна – и так много раз), атака на лайнер «Gallia» была полна драматизма.

Вечером 4 октября 1916 сигнальщики U-35 обнаружили на горизонте дымы, и Перьер направил субмарину в их сторону. Сблизившись, немцы поняли, что это группа боевых кораблей сопровождает крупный войсковой транспорт; лодка скрылась под водой и через некоторое время незаметно вошла внутрь походного ордера конвоя. Подняв перископ, фон Арно оценил обстановку, как почти безнадежную. Огромный трехтрубный лайнер, палубы которого были буквально забиты толпами солдат, шел со скоростью 18 узлов. А изношенная походами U-35 в подводном положении давала только половину от этой скорости - не больше 9 узлов. К тому же на субмарине оставалась всего одна торпеда, и она находилась в кормовом аппарате. Для того, чтобы выстрелить по транспорту, Перьеру необходимо было повернуть свою субмарину кормой к и так удаляющемуся, к тому же превосходящему его по скорости лайнеру! Кроме всего прочего «Gallia» делал противолодочные зигзаги, не давая по нему прицелиться. Фактически ни на что не надеясь, фон Арно начал маневр разворота, чтобы направить свой кормовой торпедный аппарат в сторону цели. И тут ему повезло! «Gallia» выполнил очередной противолодочный зигзаг, случайно повернув в сторону невидимой им лодки! Из-за этого дистанция между транспортом и U-35 на короткое время сократилась до 700 метров. Правда, угол атаки был крайне невыгодным: торпеда при таком ракурсе легко могла проскочить мимо цели. Но это был единственный шанс на выстрел: следующий поворот удалит «Gallia» от субмарины. А тут еще, как назло, прямо в сторону U-35 понесло тоже совершивший поворот корабль сопровождения, что угрожало тараном находящейся на перископной глубине лодке. И Перьер дал команду на залп. Как только торпеда выскочила из аппарата, U-35 нырнула на глубину, избегая столкновения с конвойным кораблем. Ни Перьер, ни его офицеры и матросы не надеялись на попадание. Но вскоре моряки услышали звонкий удар торпеды в борт судна, а затем – сдвоенный взрыв. Второй взрыв был настолько мощным, что лодку сильно сотрясло, и рулевые с трудом удержали ее на заданной глубине. Это от взрыва торпеды сдетонировали в трюмах перевозимые транспортом артиллерийские снаряды! Судно буквально выпотрошило взрывом, и огромный лайнер с распоротым днищем и почти оторванной кормой затонул всего за 15 минут! На борту гибнущего судна вспыхнули паника и суматоха; часть спускавшихся в спешке шлюпок перевернулась, другие зачерпнули воды до самого планширя и еле держались на поверхности моря… Люди дрались за место в немногих оставшихся шлюпках, сотни солдат прыгали в воду с задравшегося вверх носа лайнера - «Gallia» уходил в глубину разорванной кормой вперед… Всю эту картину с ужасом наблюдал в перископ Лотар де ла Перьер: его подлодка подвсплыла на перископную глубину, чтобы убедиться в гибели цели. Фон Арно очень сожалел о гибели людей; но война есть война, и ему приходилось убивать ради победы своего государства. Как только нос транспорта скрылся под волнами, U-35 беспрепятственно удалилась из района атаки – все корабли охранения были заняты спасением людей, и им было не до поиска подводной лодки…

Потопление «Gallia» стало одной из самых страшных морских катастроф 1-й мировой войны, и уж точно – самой ужасной в истории французского флота. Число жертв при гибели лайнера до сих пор вызывает споры, но в любом случае оно было огромно (в разных источниках указываются цифры от 1.338 до 1.852 человек.

Заключение
Невероятные достижения Перьера, осуществленные им по возможности без излишней жестокости, обычной для многих озлобленных войной бойцов, можно объяснить сочетанием везения, особого интуитивного «чутья», направлявшего этого моряка именно в те районы, где оказывалось множество вражеских судов, и решительностью знаменитого подводника. Даже встретившись с вооруженным и сопротивляющимся транспортником, что не раз происходило на втором этапе войны, фон Арно не уходил под воду, а вступал в перестрелку. И хотя при этом Перьер очень рисковал (даже один попавший в лодку снаряд мог лишить ее способности погружаться, а то и вовсе стать причиной затопления), капитан трезво рассчитывал свои шансы, как более высокие. Он знал, что боевая подготовка артиллеристов коммерческих судов оставляет желать лучшего, и им трудно попасть в маленькую лодку. На U-35 же у орудия всегда стоял один из лучших наводчиков германского флота, которого фон Арно «переманил» с надводных кораблей.

Благодаря всему вышеперечисленному Лотар де ла Перьер и добился результативности, никем не превзойденной до сих пор. И хотя в разных исследованиях даются несколько различающиеся цифры, от ошибки на 1-2 потопленные цели и десяток-другой тонн уничтоженных грузов общая картина не меняется: Перьер оторвался от второго по результативности подводника мировой истории на 50 потопленных целей и почти на 100 тысяч тонн уничтоженных грузов (2-й подводный ас Вальтер Форсман отправил на дно 146 судов грузоподъемностью 384.304 брт).

А Лотар фон Арнольд де ла Перьер (по некоторым подсчетам) потопил 191 транспортное судно (из них примерно 1/3 – парусники) суммарным водоизмещением не менее 428.468 брт (но чаще встречается цифра в 457.179 брт), 3 крупных войсковых транспорта (бывших пассажирских лайнера) общим водоизмещением 42.196 т, и 3 военных корабля суммарным водоизмещением 2.985 т. Кроме того, фон Арнольд повредил 7 судов суммарным водоизмещением 31.810 брт, часть из которых после возвращения в порт была списана из-за тяжести повреждений. Эти успехи принесли подводнику самые почетные боевые награды Пруссии - Железные кресты I и II класса, Орден дома Гогенцоллернов, и высшую награду кайзеровской Германии - орден «Pour le M;rite», вручавшийся только самым выдающимся асам.


Рецензии