Владимир Рыбин. Социально измененные состояния...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
РЫБИН Владимир Александрович, д.ф.н., профессор, председатель диссертационного Совета по специальностям 09.00.01(онтология и теория познания) и 09.00.11 (социальная философия) Челябинского государственного университета, г. Челябинск, Россия;

ШАМГУНОВ Александр Николаевич, к.мед.н., доцент, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, Россия;

БАЕВ Александр Александрович, ассистент кафедры ортопедической стоматологии и ортодонтии, г. Челябинск, Россия:

СОЦИАЛЬНО-ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (С-ИСС):
ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ
 
До настоящего времени исследования, так называемых измененных состояний сознания человека (ИСС), ограничены рамками конкретных предметных областей (психология, психиатрия, психолингвистика, психофизиология и т.п.) (3). С конца ХХ века в психологии начал обсуждаться вопрос о множественности форм нормального сознания, о наличии неких его состояний, возникающих в ответ на стимуляцию внешней среды и отражающих адаптацию организма. В данном контексте представляют интерес исследования изменений массового сознания под влиянием широкого спектра разнообразных социальных факторов, отличающихся природой, интенсивностью, социальной и биологической значимостью и другими параметрами, характеристиками.
 
В современном обществе, в том числе и в российском, отмечается появление широкого спектра новых социальных феноменов и процессов, которые отражаются не только в количественных, но и качественных изменениях общественного сознания. Поэтому, на наш взгляд, социально-измененные состояния сознания (в дальнейшем С-ИСС) могут представлять собой один из приоритетных сегментов междисциплинарных исследований, который в сложных условиях современного развития российского общества потребует универсализации, расширения и обобщения данного категориального понятия и его социальной интерпретации.

Деструктивные С-ИСС определяют такие маргинальные формы социального поведения как алкоголизм, наркомания и токсикомания, аморализация и деморализация, гендерные отклонения, эгоизм, отчуждение и нигилизм, волюнтаризм, агрессия, экстремизм и терроризм, криминогенность, расовая нетерпимость, религиозная интоксикация и сектантство, материнское отторжение, суицидальность и психически аномальные явления. Такие социально-негативные флуктуации имеют нарастающий характер.
Эксперты-психиатры констатируют, что за последние 15 лет в России число людей, страдающих нервными расстройствами, увеличилось на 38%, свыше 70% россиян живут в состоянии хронического психоэмоционального стресса. Так называемые невротические расстройства и депрессии приобрели статус массовых явлений, заняв второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Появилась новая форма патологии – социально-стрессовые расстройства, связанные с резкими и непредсказуемыми переменами условий жизни в современном обществе.
 
Более половины психически больных составляют пациенты наркологического профиля. Нарастает употребление как криминальных наркотиков, так и традиционное употребление алкогольной и табачной продукции. С 1991 г. в России число лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, выросло в 6 раз, число больных наркоманией - в 10 раз. Контингент потребителей наркотиков в настоящее время оценивается в 6 млн. человек.

Показатель потребления абсолютного (безводного) спирта на человека в год в России составляет 18 литров. По данным экспертов ВОЗ этот показатель на уровне 10 литров и более считается чрезвычайно опасным.

Как во всем мире, так и в России неуклонно растет распространенность курения. В настоящее время наше государство в числе пяти стран - лидеров по употреблению табака. На взгляд психиатров курение должно рассматриваться уже как психическое (аддиктивное)расстройство.

Наряду с прямыми показателями, следует остановиться также и на косвенных признаках снижения уровня психического здоровья населения, его психологической толерантности к сложным современным социально-средовым факторам, снижения психологических порогов. Прежде всего, к ним можно отнести частоту самоубийств и насильственных убийств. Статистика самоубийств заметно выросла. Сейчас по этому показателю Россия (вместе с Белоруссией) находится на четвертом месте в мире. Эксперты считают, что, кроме основных причин (конфликтов в семье и с окружающими людьми), к решению уйти из жизни подростков подталкивает доступность алкоголя и наркотиков.

Свыше 6% суицидов совершается у нас в состоянии опьянения. К уровню смертности от самоубийств, приближается и уровень смертности от убийств. По этому показателю Россия занимает пятое место в мире. Большинство (60-70%) убийств совершается у нас на бытовой почве и после принятия алкоголя. Убийства по мотивам личной неприязни являются проявлением брутальной агрессивности, неконтролируемой враждебности, злобы и гнева, то есть психических расстройств. Об ухудшении психического здоровья свидетельствует рост менее тяжких насильственных преступлений, в частности, изнасилований. Число жертв насилия в нашей стране достигает 30 млн. человек в год.

Косвенными индикаторами психического нездоровья можно считать такие социально-негативные явления как разводы, аборты, отказ матерей от детей, отказ от уплаты алиментов и множество других.

Особую угрозу государству и обществу представляет экстремизм и как крайнее его проявление – терроризм (4). 

Из выше изложенного видно, что дальнейшее развитие некоторых социально-деструктивных процессов угрожает национальной безопасности российского государства.

На сдерживание их распространения государство вынуждено затрачивать огромные материальные средства и человеческие ресурсы, но пока решить эти проблемы полностью не может. Возникает необходимость понять не только социальные причины их возникновения, но, и некие глубинные механизмы, способствующие их распространению подобно эпидемии в массовом сознании и массовом бессознательном.   
Настоящее исследование представляет собой попытку междисциплинарного комплексного социально-философского и психолого-психиатрического построения универсальной концептуальной модели возникновения и распространения социально-деструктивных процессов в массовом сознании и бессознательном российского общества, обобщающей универсальные механизмы функционирования этих процессов и возможные пути их противодействию.

Российский психолог А.А.Крылов отмечает «Жизнедеятельность человека как сложной живой системы обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделит три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления» (1, с. 143).

В 60-х годах прошлого столетия немецкий психологи А. Людвиг установил понятие  измененных состояний сознания «…как психического состояния, индуцированного применением разнообразных физиологических, психологических или фармакологических процедур либо факторов, которые могут рассматриваться с субъективной точки зрения (или с позиции объективного наблюдателя) как обуславливающие значительное отклонение в самосознании личности или в протекании физиологических процессов (in subjective experience or psychological functioning) от определенной структуры, характерной для данного индивида при нормальном состоянии активного бодрствования. Такое значительное отклонение может быть представлено большей, чем привычная, обращенностью к внутренним ощущениям или психологическим процессам, изменениями в формальных характеристиках мышления (formal characteristics of thought) и искажением в различной степени восприятия реальности» (5,6).

Исходя из указанного классического определения ИСС А.Людвига, концептуальное поле, его аксиоматику и исследовательские процедуры можно формировать исходя из многообразия способов понимания сущности указанного отклонения, его формальных характеристик, приемов их дескрипции и интерпретации (3).

Для построения концептуального поля нами взяты следующие основные рабочие конструкты:
 Биосфера / биогенные факторы;
 Техносфера / техногенные факторы;
 Социосфера / социально-средовые факторы;
 Психосфера / социально-психологические факторы;
 Психическая деятельность человечества;
 Психические ресурсы человечества / истощение;
 Угрозы и риски;
 Реальность и ожидание;
 Социально-индуцированные психические состояния;
 Отклонение (изменения) в массовых сознательных и массовых бессознательных  процессах от определенной рациональной психологической структуры, характерной для данного социума при «нормальном» его функционировании;
 Обращаемость членов социума к внутренним привычным ощущениям и психологическим стереотипам;

 Социальные искажения в различной степени восприятия реальности.

Таким образом, все уровни и виды общественного сознания в основе своей имеют такие социально-психологические и психофизиологические основы, которые формируют социально-негативные или социально-позитивные формы поведения отдельного человека в обществе и общественного поведения в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Крылов А. А. Психология (2-е издание) / А. А. Крылов. - СПб.: Проспект, 2005.
2. Рыбин В. А., Шамгунов, А. Н., Баев, А. А.  Истощение психических ресурсов человечества как глобальная угроза: социально-философский и психологический аспект // Научный журнал «Человек > Общество <  Государство. - № 1 (1) 2015. - Челябинск: «Полиграф-Мастер». 2015.
3. Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика / Д. Л. Спивак. - СПб.: Издательский дом Ювента, 2000.
4. Шамгунов А. Н. Экстремизм в массовом сознании [Пленарный доклад] / А. Н. Шамгунов // Международная научно-практическая конференция: Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. 28-29 мая 2015 г. – Челябинск: «Полиграф-Мастер», 2015. - С. 110-115.
5. Ludwig, A. Altered states of consciousness //  Archives of General Psychiatry. - 1966. - Vol. 15. - P.225-234.
6. Ludwig, A., Surawicz, F. Restitutive therapies // American handbook of psychiatry / Ed. S. Arieti. - New York : Basic Books. - 1975. - Vol.5: Treatment.  - P. 514-524.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии