Станислав Некрасов. Человеческий капитал...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
НЕКРАСОВ Станислав Николаевич, член СРО ВПП «Партия пенсионеров России», Председатель Правления СРО ООО – Общество «Знание» России (с 1996 г.), д.ф.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Уральский государственный аграрный университет (УрГАУ), действительный член Российской академии естествознания, член Академии военно-исторических наук,
г. Екатеринбург, Россия;

ПОЛЯКОВА Ольга Олеговна, Директор независимого научно-исследовательского центра
ООО «Астроисс», г. Челябинск, Россия:

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре;
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать…»
 (М. Матусовский)

Каждую строчку этой песни можно рассматривать как глубокомысленную основу, по крупицам составляющую единое целое Государства, ценностную окраску которому дают сложившиеся стереотипы населяющих его людей.

«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре» - самое первое и необходимое условие полноценно развивающегося современного общества – всеобщая грамотность. Это хорошо понимали идеологи 20-х годов прошлого века, когда обучали рабочих и крестьян в ликбезах и собирали малолетних беспризорных бродяг для обучения и воспитания в детских трудовых коммунах. Государство не жалело средств на образование. Освоив азы грамотности, многие простолюдины старались идти дальше – учиться в системе Высшего образования. Благодаря такой установке, в России появились новые самородки из народа – талантливые инженеры, агрономы, врачи, учителя.

С переменой государственной идеологии мы сейчас в XXI веке пока имеем несколько иную картину – рыночная экономика, как координатор развития общества, в том числе в области образования и культуры, расставила другие приоритеты. За что заплачено, то и имеет перспективы дальнейшего развития. Оплаченная учеба в ВУЗе, почему-то позволяет не учиться на совесть. Не понятны урезания традиционной школьной программы, например, астрономии, да и математика так запутана, что родители не всегда могут найти решения каверзным задачам – возможно, это тоже кем-то оплачено. Кто-то, не совсем честный в нашем государстве, проводит незримые установки на постепенное оболванивание россиян. При такой перспективе не известно, каковы окажутся результаты образования современной молодежи через десятилетия. Кроме образования, есть неясные моменты в воспитании подрастающего поколения. Именно неясные моменты, которые связаны, например, с торговлей детьми, в том числе через государственные органы, что очень удобно, так как документы оформляются по закону. Опять рыночная экономика – кто-то кому-то платит за это, но инициаторами являются не государственные структуры, а некто иной. Знает ли государство, кто этот иной? Создаются общественные группы сознательных граждан по поиску людей – бесплатно, без налета рыночной экономики – это единственное, что радует в данной ситуации.

«С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе» – а в соседнем дворе жили дети различных национальностей, и это не мешало жить дружно. Такая межнациональная взаимопомощь помогла России выстоять в годы Великой Отечественной войны – люди делились последним куском хлеба, брали детей-сирот в свои семьи, не смотря на принадлежность к другой национальности. Слово «русские» понималось в более широком смысле – как синоним «российские». В этом смысле Сталин называл себя русским, хотя всем известно, что по национальности он был грузин.

С переменой государственной идеологии мы сейчас, в XXI веке, почему-то, катимся к средневековью, когда принадлежность к определенной национальности носило непримиримые к другой национальности черты. И эта вражда специально раздувается независимо от государственных структур – опять рыночная экономика – кто-то кому-то за это платит. Государство само по себе, а тенденции национализма, раздуваемые в обществе – сами по себе. В том числе и русофобство – «русские», теперь только «русские», уже не в смысле «российские». Пока еще живы люди, воспитанные советской системой, эти тенденции не столь сильны. Ради нашего сплоченного будущего нельзя позволять национализму брать верх в решении, как бытовых вопросов – на уровне рядовых граждан, так и государственных – на общественных уровнях.

Параллельно с национализмом неизбежно встает вопрос вероисповеданий, исторически сложившихся в границах определенных территорий и народов. Веротерпимость – признак развитого общества и мы, пока еще удерживаем эту планку. Нельзя позволять раздувать огонь религиозной ненависти, ведущей людей к войнам и разрушениям.
«А может, она начинается с той песни, что пела нам мать…» - здесь, конечно, говорится о народных песнях и, вообще, о хороших, «берущих за душу» песнях, о колыбельных, в которых нет грохочущих, пугающих тонов, что естественно, иначе ребенок не смог бы заснуть. Песни о красивой любви, в том числе о любви к Родине – рождают в душах любовь и красоту. Песни с неясным смыслом, с повторяющимся речитативом – рождают неопределенность в душе. С такой неопределенностью можно завести человека куда угодно. Хорошо, что в настоящее время стали больше вспоминать старинные и советские песни, стали показывать старые, любимые российским народом, кинофильмы.

Мы говорим о неоиндустриализации российского общества, а начинать надо с полноценного, независимого от рынка, образования; с восстановления дружественных связей между российскими народами, в том числе, между бывшими союзными республиками, особенно в сфере производственных отношений и культурных контактов.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии