Как фея Ерофея отделила аналитиков от критиков
«Ох, уж это межсезонье! Серо, мрачно, слякотно… Уже не осень, но ещё не зима. Так… Ни то ни сё! Зато столько холода, грязи, ненастья… Как же межсезонье похоже на междумирье! В междумирье нет ничего яркого и примечательного, зато столько мрака, грязи, уныния… Переулки междумирья кишат мышами и крысами, которые гадят, переносят инфекцию и норовят прогрызть щели в слабо защищённых мирах… Ох, кого-то мне эти мыши напоминают! А именно всяких критиков!
Есть те, кто может создать свой мир. Есть те, кто может занять достойное место в чужом мире. А есть те, кто не могут ни того ни другого. Потому и остаётся им одно — паразитировать на том, что создали другие!
Вот о чём обычно мечтают в детстве и в юности? Стать врачами, учёными, лётчиками… Или учителями, военными, полицейскими… А может, психологами, программистами, дизайнерами… Или писателями, актёрами, художниками… Или же музыкантами, архитекторами, строителями… А может, и продавцами, фермерами, ветеринарами… Или поварами, парикмахерами, визажистами… То есть мечтают о таких профессиях, в которых есть нечто очень важное, интересное или красивое. А хоть кто-то за всю свою жизнь слышал хотя бы раз, чтобы кто-нибудь сказал: «Ах, как же я мечтаю быть критиком!»?!
В критики обычно подаются те, кто не нашёл себя. Это несостоявшиеся писатели, художники, режиссёры, музыканты… Или те, кто вроде что-то и творит, но весьма посредственно, без огонька. Это люди, которым даже образование не помогло раскрыть таланты. Вот потому они и паразитируют на том, что создали другие!
Критики совершенно бесполезны для общества. Критиковать и так может каждый. Если текст невозможно читать, если нет в нём ничего интересного, то его и так не будут читать. Без всяких суждений критиков!
Но критики как раз и не пишут о том, что и без них совершенно очевидно. Они не пишут о плохих работах плохо, а о хороших — хорошо. Критики не критикуют те произведения, которые читать невозможно. Они всеми правдами и неправдами подло топят талантливые произведения. Зато превозносят всякий мусор, выявляют в нём некий скрытый глубокий смысл.
Зачем они это делают? Либо из банальной зависти. Либо выполняют чьё-то задание. Вот только как бы эти пустозвоны ни топили чужие труды, искатели сокровищ всё равно найдут их даже на дне океана, и мир обретёт то, чего был лишён…»
— О-о-о… Что-то, я смотрю, ты совсем расхандр-р-рилась…
— О боже! — воскликнула Ерофея. — Да это же ты, Кеша!
— Да-да, это я, Ерофеюшка.. Я… Как только узнал, что тебя какие-то мыши заели, так прямиком к тебе из кошачьего рая пр-р-р-имчался… А ты всё строчила что-то в своей тетрадке и меня в упор не замечала… Ну а я и прочитал, что там за мыши тебе покоя не дают... Должен признать, такие мыши не по моей части, да… Но и на них найдём-м-м упр-р-р-аву… Не переживай!
— Ага, Кеша! Ты читал мои дневниковые записи! — укорила кота Ерофея.
— Да бр-р-р-ось ты! Мне м-м-м-ожно… — важно промяукал Кеша. — Да и кто, как не кот, тебя поймёт! Коты ведь совершенно не приемлют критику, ибо считают себя верхом совершенства.
Ерофея рассмеялась.
— Знаешь, Кеша, — сказала Ерофея, — я тоже не приемлю критику, но не потому, что считаю себя верхом совершенства, а потому что сама не люблю обесценивать чужой труд. Да, мне, пожалуй, не всё нравится из того, что я читаю. Особенно в современной литературе. Иногда мне тоже приходится высказывать критические замечания, когда мне кто-то дарит книгу и не видит радости на моём лице. Что ж, если спросили, что не так, то я отвечу! Но только в личной беседе! А осуждать публично чей-то труд — это не по мне. Особенно если в работе нет никакого дурного посыла. Даже объективные замечания публично высказывать не люблю. А уж обесценивать, искажать смысл, переворачивать с ног на голову, цинично врать — это низко и гадко. Ни один порядочный человек не пойдёт на такое! На это способны только ничтожества!
— Пр-р-р-авильно, Ерофеюшка, пр-р-р-авильно… Так их! Так!
— Кешка! Ты ёрничаешь, что ли?
— Кто? Я?! Да как ты могла подумать такое про родного кота? Да хочешь, я разнесу в пух и прах квартиры всех этих негодников? А я разнесу! Не хуже Мар-р-р-гариты! Никто не посмеет ругать мою хозяюшку!
— А вот почему обязательно ругать или хвалить? Можно ведь просто замечать особенности! Не, если что-то вызвало искреннюю улыбку, то можно и улыбнуться, да… Почему бы не поддержать автора, если душа того просит?! А ещё мне нравятся такие рецензии, в которых вместо токсичных придирок присутствует глубокий анализ. Например, когда пишут о идеях в произведении. Когда не обесценивают авторский замысел, а замечают даже такие идеи, которые и сам автор не заметил. Когда находят архетипы, когда проводят параллели с жизнью, когда обсуждают психологические портреты героев, когда замечают всевозможные паттерны, когда проводят сравнительный анализ с другими произведениями… Не для того, чтобы определить, какое лучше, а какое хуже. А для того, чтобы, например, заметить, что общего между произведениями и какими средствами оно выражено…
— Ну вот, Ерофеюшка! Может, не такие уж негодники эти критики…
— Нет-нет, Иннокентий! Негодники они! Да ещё какие! Само слово критик уже несёт в себе нечто противное. Глагол «критиковать» имеет явно отрицательное значение и даже отчасти созвучен с глаголом «придираться». Есть критики, а есть аналитики. Их отождествлять нельзя. Те, кто анализируют произведения, те литературоведы или искусствоведы. Те не топят, а замечают нечто интересное. Не высасывают из пальца то, чего нет, а замечают то, что и правда есть, просто не бросается в глаза. Они видят потенциал произведения, а не указывают автору, что и как ему делать в собственной работе. Если тот не искал советов…
— Вот мы и отделили маковое семя от грязи… Прямо как в старые-добрые врем-м-м-ена… — промурчал Кеша.
— И правда… Как хорошо, когда кот учёный! Обо всём с ним поговоришь… Ах, Кеша-Кеша, если бы ты знал, как мне тебя не хватает!
— Да уж поверь, догадываюсь… То-то я и примчался к тебе из кошачьего рая, как только узнал, что ты хандришь… Ещё бы! Лучики-лучиками… Суперзащита-сурерзащитой… Но недаром говорят, что без кота и жизнь не та… То-то и лезут в голову мрачные мысли! То-то и взяла тебя за горло хандра! Лучики борются с внешними врагами, а вот кто, кроме кота, переловит внутренних грызунов?! Ну тех, что прокрались ещё тогда, когда не было у тебя этой лучевой суперзащиты… Ты ведь так и не нашла мне зам-м-м-ены?
— Нет, не нашла, — вздохнула Ерофея.
— Вот и умничка! И не надо! Я ещё немного понежусь в кошачьем раю, а потом к тебе снова вернусь да надолго… Ты же вроде замуж за фея Благофея собралась. А у него там и курятники, и коровники… Вот уж где я тебе пригожусь так пригожусь… Только не тяни кота за хвост! Даю тебе год, от силы — два… И встретимся мы на ферме у Благофея… И снова заживём душа в душу… А сейчас давай присядем на дорожку, помурчим чуток в тишине, да буду я выдвигаться по лунной дорожке…
Свидетельство о публикации №223112900066