6. Читаем вместе творения Св Иоанна Златоуста
КОГДА ЖЕ ИИСУС РОДИЛСЯ В ВИФЛИЕМЕ ИУДЕЙСКОМ ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА. ПРИШЛИ В ИЕРУСАЛИМ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА И ГОВОРЯТ: " ГДЕ РОДИВШИЙСЯ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ? ИБО МЫ ВИДЕЛИ ЗВЕЗДУ ЕГО НА ВОСТОКЕ И ПРИШЛИ ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ" ( МФ. 2:1 -2)
Как обычно, Святитель Иоанн Златоуст, обращает наше внимание на такие детали и вопросы, на которые бы мы и не обратили бы внимания.
Волхвы узнали о рождении Христа по явлении звезды и отправились в далёкий путь поклониться Ему. Что это была за звезда?
И что они могли знать о Нем?
Что Он Царь Иудейский? Но Он был Царём "не от мира сего", земная жизнь Его прошла в бедности и лишениях.
Обычно астрологи по звездам могут определить и время, и место, и будущее родившигося, но волхвы этого не знали.
Какая же причина побудила их предпринять такое далёкое и опасное путешествие?
"Даже при всей недальновидности они не могли не знать того, что когда придут в город, имеющий царя, и станут всенародно спрашивать про другого царя, то подвергнут себя тысяче смертей
2. "Действительно, зачем персиянинам, варварам, не имеющим ничего общего с народом иудейским, решиться выйти из своей земли, оставить отечество, родных и дом, и подвергнуться чужому владычеству?"
Разве разумно "пройти такой дальний путь, только поклониться, всех взволновать и тотчас уйти?"
И как волхвы поняли, что это будущий царь, увидев хижину. ясли, младенца в пеленах и бедную мать?
Какую выгоду они хотели получить от будущего царя, который и не вспомнит о них через десятки лет?
Зачем принесли ему богатые дары?
Да, и на младенца, предсказав, что Он будет царём, зачем было навлекать множество бед и предавать его на смерть?
3. Святитель Иоанн Златоуст, разрешая все недоумения, начинает со звезды.
Действительно ли это была звезда?
Святитель говорит:"Мне кажется это была какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды."
Во- первых, был необычен её путь. Солнце, луна и все звезды идут от востока к западу, а это текла с севера на полдень (в таком положении находится Палестина в отношении к Персии). Во- вторых: эта звезда является не ночью, а днем, и сияние её яснее солнца, поэтому она видна.
В- третьих: звезда то появляется, то скрывается. Она была видна, когда волхвы шли в Палестину. Скрылась в Иерусалиме, опять появилась, когда после визита к Ироду они опять отправились в путь. В- четвёртых: она спустилась вниз и указала место, где была хижина и ясли с Младенцем.
" Видишь, сколько доказательств, что эта звезда была необыкновенная, и явилась не по законам природы."
Святитель объясняет нам, что Господь послал волхвов к иудеям, чтобы "обличить нечувствительных иудеев и лишить их, неблагодарных, всякого способа к оправданию."
"Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещающих о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившиеся у иудеев; и они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков."
Но для чего Бог привёл волхвов к Христу с помощью необычной звезды?
Потому что варвары не приняли бы пророков, Ангелов, не услышали бы глас с неба. По своему снисхождению, чтобы привлечь их внимание, Господь употребляет то, что им больше знакомо: необычную влекущую за собой звезду,
чтобы потом удостоить через Ангела восхождению к высшему".
4. Святитель заостряет наше внимание на вопросе, почему не всем волхвам Господь открыл рождение Богомладенца, не всех призвал к далекому путешествию, чтобы поклониться Ему?
Потому что эти были готовы более других.
Этих волхвов отличала смелость, решимость и готовность воспринять откровение и выполнить поручение Господа, чтобы ни случилось, идти до конца.
Они не побоялись перед царём и иудеями рассказать о цели своего путешествия, не устрашились ни " ярости народной, ни жестокости царя".
По заключению Иоанна Златоуста, очевидно, что и в своем отечестве волхвы ещё с большим дерзновением проповедовали о рождении Мессии, "после того как получили откровение от Ангела и свидетельство от пророка".
Достойна удивления, отмечает Святитель Иоанн Златоуст, реакция иудеев на известие волхвов о рождении Мессии.
"Несмотря на свое смущение, жители Иерусалима не заботятся сами о том, чтобы проверить случившееся, не следуют за волхвами, не любопытствуют, столько они были всех упорнее и нерадивее!"
Им бы радоваться и гордиться, что у них родился долгожданный Царь. Но не было проявлено ни радости, ни благоговения к этому долгожданному известию.
Святитель обьясняет: "Столь велика была их (иудеев) беспечность, а вместе с нею и ослепление!"
И предупреждает нас: "Поэтому надо удалять от себя оба эти порока, и надо быть сильнее огня, кто хочет против них вооружиться!".
5. Святитель объясняет нам действие Святого духа, который является в виде огня.
"Таков духовный огонь; он не оставляет нас никакого пристрастия к земному, но воспламеняет нас иною любовью." Теплота духовного огня, проникая душу, изгоняет из неё всякую беспечность, и обьятого ею делает легче пера и заставляет презирать все видимое".
" Такой человек пребывает уже в непрестанном сокрушении сердца", и проливает слезы о своих и чужих грехах.
Потому- то и Бог прежде других ублажил плачущих, сказав: Блаженны плачущие (Мф.5:5).
А как же слова апостола Павла: "Радуйтесь всегда о Господе"?
Святитель говорит, что слезы сокрушения о грехах " произращают всегдашнюю и неувядающую радость . Так блудница, обьятая этим огнем, стала достойнее дев. Согретая покаянием, она воспылала такой любовью ко Христу, что распустила волосы, и святые ноги Его обливала слезами, отирая их своими волосами, и не жалела мира.
Но все это было наружное; а что происходило у ней в сердце, и что видел один Бог, то было гораздо пламенней".
Святитель требует от нас слез , "проливаемых не напоказ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей. В тишине и безмолвии, слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога."
6. Иоанн Златоуст предупреждает нас о Страшном Суде и о неуместности шуток и мыслях о забавах.
" Но скажешь: какая польза, если вместо этого буду плакать? Громадная польза...На суде человеческом, сколько ни плачь, не избежишь наказания, когда определение сделано: а здесь, если только вздохнешь - и приговор уничтожен, и прощение получено. Вот почему Христос так часто гоаорит нам о слезах, и называет плачущих блаженными, а смеющихся бедными.
Здесь не место смеху. И собрались мы сюда не смеяться, но стенать, и за эти стенания наследовать царствие."
Иоанн Златоуст предупреждает, что Бог отвращается не от грешных, а от тех, кто не сокрушается о грехах, стремится к играм и веселью, просит у Бога, чтобы всегда играть.
" Что может безрассудней такой мысли,- говорит Святитель, - Не Бог, а дьявол учит играть".
Иоанн Златоуст просит вспомнить , что стало с содомлянами и жившими при Ное, которые пили, играли и веселились, нимало не думая о Страшном
7. Святитель напоминает нам, что "Богу свойственно давать сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, целомудренное и воздержанное, кающееся и умиленное."
Он предупреждает, что не христианское дело проводить беспечно и весело на сомнительных сборищах среди лицедеев, зазорных женщин и т.д.
По его мнению, дьявол построил "в городах театры, и обучив смехотворов, этой язвой поражает весь город, ослабляя силу духа христиан."
" Когда представляющие смешное в театре скажут что-то богохульное и срамное, тогда многие, будучи ещё безумнее их, смеются, забавляются этим; за что надлежало побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную печь."
Святитель с горечью спрашивает: "Скажи, какими глазами после будешь смотреть дома на жену, ...когда ты видел в театре весь пол её обесчещенным?"
8 Иоанн Златоуст призывает нас вспомнить и страшиться того, кто был причиной наготы вначале. Что произвело наготу? Преслушание и злоумышление дьявола. Таково давнее и первое его старание. Но прародители, по крайней мере, стыдились наготы своей. "
В праведном гневе он обращается к любителям непристойных зрелищ.
"Кто будет говорить с тобой после того, как ты столь бесчестно посрамил весь женский пол, пленился таким зрелищем и сделался рабом блудницы?"
" Для того я усилил слово - назидает Святитель - чтобы сделать рану глубже, избавить вас от гниения заражённых членов и возвратить вам совершенное душевное здравие, которым наслаждаемся все мы вполне, и да получим награды, определенные нам за такие добрые дела наши, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.
Аминь.
Свидетельство о публикации №223112900780