Чиж. правила игры
Поле любого удобного размера для двух команд. Чаще всего – 5х20 м. Количество игроков в команде – любое.
Для игры нужна бита – палка размером 40-60 см, квадратного сечения 20х20 мм и «чиж» - палка такого же сечения но меньшего размера – 12-14см. На всех сторонах «чижа» вырезаются или рисуются числа (обычно - римские) 1, 2, 3, 4 (или 5, 10, 15, 20).
Водящая команда подаёт по очереди с площадки, на которой выкопана лунка, позволяющая положить на неё «чижа» поперёк и подкинуть его битой.
Каждый игрок подающей команды выполняет три удара: «двадцатьпятки» (простые), «пятидесятки» (бочки) и «сотки» (фигурные). Если в игре его «выбивают» на каком-то ударе, он уступает подачу следующему. Если «выбивается» вся подающая команда, она меняется с командой в поле.
1. Простые (двадцатьпятки): «чиж» ложится на лунку поперёк и водящий старается подбросить его в поле над находящейся в поле командой так, чтобы они не могли поймать «чижа». Если игрок команды ловит летящего «чижа», то его команде сразу начисляется 25 очков. Плюс к этому добавляется цифра, оказавшаяся сверху на «чиже», когда игрок раскрывает руку.
Правило: пойманным или упавшим на землю «чижом» игрок команды в поле старается попасть в биту, уложенную поперёк на лунку. Если это получается, подающий игрок считается «выбитым». Если нет – подающий игрок переходит ко второй подаче.
2. Бочки (пятидесятки): водящий выбивает «чижа» в поле, держа его на весу за один конец и ударяя по боку. Если команда в поле ловит, то ей начисляется 50 очков. Плюс к этому добавляется цифра, оказавшаяся сверху на «чиже», когда игрок раскрывает руку. Упавшим в поле после такой подачи «чижом» команда в поле продолжает попытки «выбить» подающего. По этому же правилу: меньше одной биты – «выбит», больше – подсчёт очков для подающей команды.
Если больше, подающая команда начинает набирать очки, измеряя расстояние укладывая биту на расстояние от лунки до упавшего «чижа» (плюс цифра на «чиже»).
Правило: если команда в поле не может поймать летящего «чижа», она имеет право отбить его обратно, пока он летит в воздухе. Если отбитый «чиж» падает на расстоянии меньше длины одной биты от лунки, подающий игрок считается выбитым. Если больше, подающая команда плюсует новые очки, укладкой биты от лунки до "чижа".
3. Фигурные (сотки): подающий игрок выбивает «чижа» в поле, удерживая его одним концом на ладони и вторым на бите. Подбрасывает «чижа» в воздух и наносит удар битой, отправляя «чижа» в поле. Если команда в поле ловит такую подачу, ей начисляются 100 очков и плюс цифра наверху «чижа» после открывания ладони. Если «чиж» падает на землю, подающий считает дополнительные очки для своей команды, отмеряя битой расстояние от лунки до упавшего «чижа» и плюс цифра наверху "чижа". В этой подаче команда в поле не «выбивает» подающего и он повторяет заново подачи.
Правило: промахи подающего во втором и третьем ударе по «чижу» считаются как «выбивание» и игрок больше не участвует в подаче.
Примечание: игра велась короткая до 500 очков и длинная - до 1000.
Свидетельство о публикации №223112900985