О единстве культур Белой и Большой Руси

Максим Адамович Богданович (9 декабря 1891 – 25 мая 1917) белорусский и русский поэт, публицист, переводчик. Один из создателей современной белорусской литературы и белорусского литературного языка. Его юные годы прошли на землях современной Белоруссии и России, а становление, как литератора, произошло в России.
Надо сказать, что значимую роль в судьбе Максима Богдановича сыграл Максим Горький. В 1896 году отец Максима - Адам Богданович с детьми переехал в Нижний Новгород. Здесь у него завязалась дружба с Максимом Горьким, с которым они вскоре породнились, женившись на сёстрах Волжиных. Это был второй брак Адама Богдановича. мать будущего поэта умерла от чахотки. Горький часто бывал у него дома и привил мальчику любовь к литературе. Мать поэта Мария Афанасьевна (1869 ; 1896), учительница по образованию, училась в Земской учительской школе в Петербурге.
Свои первые произведения Максим Богданович написал на нижегородской и ярославской земле, где учился в мужской гимназии, затем юридическом лицее. В 1914 году Максима Богдановича принимают в полноправные члены «Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы». В сентябре 1916 года он оканчивает Ярославский юридический лицей.
Многие поэтические и публицистические произведения Богдановича написаны на русском языке. Музеи Максима Богдановича работают в Ярославле, Ялте, где он был похоронен. Имя поэта носят улицы не только в Беларуси, но и в Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте. Судьба поэта, на мой взгляд, как раз отражает тесную связь, взаимопроникновение белорусской и великорусской литературы. Да и в целом культуры Белой и Большой (Великой) Руси не просто взаимосвязаны, нужно говорить об их единстве.
Здесь стоит совершить некоторый исторический экскурс. Как известно, территория Беларуси в древности была заселена славянорусскими племенами. В большей степени союзом племён кривичей, ареал расселения которых – Витебская, Могилёвская, Минская и Гродненская области, а также российские области – Смоленская и Псковская.  В средние века на территории Белой Руси, как всем известно, располагались древнерусские княжества. Наиболее известные – Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское.
С середины 13 века белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, полное название которого Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское (Жамойтское). Что, к сожалению, малоизвестно сегодня в России. Государственным языком Княжества, как и древнерусских княжеств был русский язык того времени.
Жемайтия территория на северо-западе современной Литвы, жемайтов славяне называли жмудью. А термин Литва мог возникнуть от наименования земель славянских племён лютичей. Лютва – Литва. Самоназвание лютичей – вильцы, велеты. Отсюда, видимо, и название города Вильно (современный Вильнюс), переданного Литовской ССР только после 1940 года, рек Вилия и Вильня, на которых стоит город. Топонимика Беларуси в подавляющем большинстве имеют русское происхождение. А ведь это тоже языковое пространство.
Первой столицей Великого княжества был город Новогрудок (Новый городок), заложенный в середине 11 века князем Ярославом Мудрым в западных землях кривичей. Ныне райцентр в Гродненской области. Старое название Гродно – Городня, такое чисто русское название. В Русской историографии 19 века Княжество часто называли Литовско-Русским государством. Наряду с Московской Русью можно говорить, полагаю, о Литовской Руси. Никого не хочу обидеть, но современная Литва крайне мало связана со средневековым Великим княжеством. Это скорее, полагаю, современное воплощение Жемайтии.
К 15 веку в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском сформировался западнорусский литературно-письменный язык, на котором было написано множество текстов 15-16 веков – Статуты (Сборники законов), Трибунал Великого княжества, иные государственные и юридические документы.
Известный в Беларуси просветитель Франциск Скорина, уроженец Полоцка, трудившийся в 16 веке, издавал свои книги на русском языке того времени. Униатский архимандрит 17 века Атаназий Селява, обращаясь к православным, писал: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-руски». Один из наиболее известных трудов Скорины называется «Библия руска». В хрониках Университета г. Падуя на севере Апеннинского п-ва, где он продолжил обучение, Г. Ф. Скорину именуют русином. Не белорусином, не великорусином, а именно русином.
Наставником детей русского царя Алексея Михайловича, в том числе, будущего императора Петра I был Симеон Полоцкий, монах, богослов, поэт, драматург. Более 15 лет был он при московском дворе и скончался в Москве в 1680 году. Его стихотворения и поэмы вошли в сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». По мнению ряда исследователей Симеон Полоцкий является главным представителем русского литературного барокко и одним из основоположников русского искусствоведения. Им написан трактат по иконописи.
С белорусскими землями Брестской области связан род Фёдора Михайловича Достоевского. В агрогородке Достоево Брестской области сегодня работает музей Достоевского, насчитывающий более 3 тыс. экспонатов.
Заключение Люблинской унии между Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским и Польским королевством в 1569 году, образование федеративного государства Речи Посполитой привело к значительному подавлению западнорусской культуры Белой Руси. Польская католическая шляхта пребывала в этой русско-литовско-польской Федерации в привилегированном положении. Поэтому не случайно, как пишет белорусский историк, политолог Вадим Гигин в своей работе «Костюшко визави Суворов», крестьяне белорусских земель с воодушевлением встречали русский войска под командованием Александра Суворова в 1794 году при подавлении мятежа польской шляхты.
После вхождения белорусских земель в конце 18 века в состав Российской империи происходит подъём народной культуры Белой Руси. А в начале 20 века на белорусском литературном небосклоне появляются такие знаковые фигуры, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Кондрат Крапива. И не случайно их судьбы связаны с российскими регионами.
Так что культуры Белой и Большой Руси связаны многовековым духовным и кровным единством. О нашей общей истории, культурных и духовных ценностях говорил Президент России В. В. Путин. А Президент Беларуси А. Г. Лукашенко отмечал: мы фактически единый народ. Помню его слова на встрече с российскими журналистами «Как русский человек Вам скажу…».
В современной Беларуси памяти своих великих земляков уделяется большое значение. Это отрадно, и это сохранение памяти выдающихся деятелей культуры нашего единого Отечества.

                июль 2023 года
РОССИЯ И БЕЛАРУСЬ
Россия и Беларусь!
Наш девиз – иди и не трусь.
Верим в Правду мы и Добро,
Знаем, с Верою нам повезло.

Везёт и, конечно, с родством.
Белорусский брат он плечом         
Подстрахует, поддержит меня,
Не из корысти, просто любя.

Да и я не останусь в долгу,
Чем смогу, ему помогу.
Надо будет – рубашку отдам,
С белорусом всё пополам.

Никогда сионист, иль фашист,
Как бы не был хитёр он, речист,
Не способен меж нами клин вбить.
Наше Братство не победить!
ноябрь 2015


Рецензии