Сакральная символика Московского Кремля

                Эпиграф:

                «Москва златоглавая, звон колоколов,
                Царь-пушка державная, аромат пирогов...»

                (Народноя песня)



                Предисловие

В настоящей статье рассматривается только сакральная символика этого архитектурного комплекса, сложившаяся к началу 20-го века. Другие символические смыслы в ней не исследуются.


                Введение

Архитектурный ансамбль Московского Кремля поражает не только своим величием, но и глубокой духовной символикой, которая сложилась в течение веков.


                1. Царь-колокол*

Царь-колокол является одним из самых впечатляющих образов России. Он в высшей степени монументален. Императрица Анна Иоановна, изображённая на нём, олицетворяет образ России. Над ней возвышается образ Христа, а над всем колоколом – золотой крест, увенчивающий державу.

                2. Царь-пушка**

Царь-пушка в свою очередь являлась символом военной мощи Российской империи. 

 
                3. Спасская башня

Спасская башня играет ключевое значение в этой державной символике. Главные часы российской истории идут и бьют на Спасской башне, то есть на башне носящей имя Спасителя, Иисуса Христа. Помните у Ахматовой?

          «Час мужества пробил на наших часах,
           И мужество нас не покинет»

                (Анна Ахматова «Мужество», 1942)

Даже рубиновая звезда* над этой башней не привносит в эту символику дисгармонии, потому что пятиконечная звезда в христианстве является одним из символов пяти ран Христа, которыми Он искупил человеческий род.

В 2010-м году на восточной стороне Спасской башни была очищена от штукатурки фреска с изображением Спасителя во весь рост. Он держит Святое Евангелие, в котором написано: «Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии». К Его ногам припадают святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

--------
* Рубиновые звёзды на башнях Кремля были поставлены в 1937-м году.


                4. Архангельский собор, Успенский собор и колокольня Иван Великий

Архангельский собор, Успенский собор и колокольня Ивана Великого внутри Московского Кремля довершают этот символический ансамбль. Два эти собора прославляют Архистратига Михаила и Царицу Небесную, которые являются   духовной защитой России, а голос колоколов Ивана Великого призывает Родину к молитве и богослужению. Причём самая высокая колокольня Кремля, названная именем Иоанна Лествичника, символизирует лествицу от земли на небо, по которой христиане призваны, совершенстуясь духовно, восходить в Царство Небесное.   Царь-колокол, символизирующий Россию, стоит соответственно перед колокольней Ивана Великого.


                5. Кремлёвская стена

Что же тогда представляет собой Кремлёвская стена?  Она сложена из миллионов  кирпичей*, которые являются символом всех тех, кто положил свою жизнь за други своя по примеру Спасителя. Она в обе стороны отходит от Спасской башни и опирается на другие башни Кремля (Благовещенскую, Троицкую, Никольскую и т.д.), беря под защиту Детинец (так в древности называли Кремль.)
 
Мне трудно найти на земле что-то подобное этим грандиозным символам величия России, сложившимся в единое  целое, полное глубокого духовного смысла.
-------
* В 19-м веке Кремлёвская стена была белокаменной. 


                6. Красная площадь

Красная площадь, Государственный исторический музей в начале её и храм Василия Блаженного (Покровский собор) в конце это символ исторического пути России к своей духовной цели - Царству Небесному. (От музея истории путь этот идёт ко храму.)  Памятник Минину и Пожарскому воздвигнутый на этом пути перед храмом  - образ единения  России в её историческом стремлении к духовному Идеалу.

(Мавзолей и захоронения у кремлёвской стены являются свидетельством  тяжёлых испытаний, выпавших России на этом пути. Они были преодолены и выглядят в общей композиции так,  будто невидимая рука Провидения отодвинула их в сторону с главного, духовного пути).


                Заключение

Итак, этот удивительный ансамбль Московского Кремля и Красной площади оставила нам сама история как две страницы открытой книги, в которой она величественными образами начертала Главное. Семьдесят лет атеистической пропаганды не разучили нас читать эту книгу.

Какая же основная идея выражена в этом сакральном архитектурном комплексе? Наша родина начинается здесь, а заканчивается на Небесах*, потому что только там она обретает свою истиннную высоту, глубину и широту.  И цель исторической родины вести нас к Родине Вечной, "ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (Евр.13:14).

----------
* Царь-колокол, отлит в 1730 (1733) году.
** Царь-пушка отлита в 1586 году Андреем Чоховым.


Рецензии