Прокрастинация

Нередко можно встретить людей, которые даже важные и срочные дела обычно откладывают «на потом». Это явление психологи называют «прокрастинация» и связывают с особенностями характера и проявлением внутренних конфликтов. Они дают разные интерпретации этого явления, в которых есть про страхи и всемогущество, про заботу о себе и про многое другое.
 
Добавим в эту психологическую смесь каплю психоаналитического понимания. Что из детства напоминает нам прокрастинацию? Прежде всего, нежелание ребенка социализироваться — выполнять правила и требования («Перед едой надо мыть руки!», «Сначала поешь, а потом пойдешь гулять!»). Ребенок привык к безусловной любви, а теперь выясняется, что любовь надо заслужить! Не все в детстве смогли адаптироваться к такому «насилию», зато теперь они могут «прокрастинировать» — отвергать принуждение, проявлять упрямство, откладывать дела на потом, делать то, что хочется! Откладывая обязательное и занимаясь второстепенным, они выбирают удовольствие!

 Отложить на потом — это попытка наполнить будущее событиями и смыслами, попытка создать жизнь с отстроченным «концом». Иными словами, прокрастинация — это борьба с неизбежным, но это лишь иллюзия продления жизни, потому что, хотя всё «отложено» на завтра, завтра не наступает никогда! Подобный выбор делает каждый: или старается продлить свою жизнь, следуя запретам и правилам, или сокращает ее в удовольствиях, живя в иллюзии отсутствия ее конца!

Среди многих, в культуре есть два способа преодоления страха конечности своего бытия: один — завершать начатые дела, будто умирая «на финише» и заново возрождаться, начиная новое дело. Другой способ — откладывать дела, избегая умирания в конце и получая бесконечное удовольствие. Этот путь все чаще становится основным и число прокрастинаторов растет: фигура «отца», как носителя закона в культуре, исчезает (принцип удовольствия побеждает), поэтому человек не создает свое будущее, а откладывает поступки и довольствуется настоящим.

Прокрастинатор свои страхи прячет в удовольствиях, не избавляясь от конечности жизни, а забывая о ней — живет в иллюзии бессмертия, стараясь все отложить на «неосуществимую» жизнь. Не желая становиться рабом обязательств, он начинает игры в их выполнение, откладывая «на завтра»: откладывает подготовку к сессии и остается без образования, откладывает «ребёнка» до поры, когда уже никакое ЭКО не помогает. Это попытки создать иллюзию, что настоящее будет длиться вечно! Так оно и есть, только в этом моменте настоящего он исчезает без следа!


Рецензии