Жена Рафаэля Санти. Образец Любви и Верности

"Чистейшей прелести чистейший образец!"

Фейк (англ. fake — подделка) — ложная, недостоверная, сфальсифицированная информация, выдаваемая  за действительную, реальную и  достоверную  с целью ввести в заблуждение. Говоря проще, фейк это та же сплетня. И часто гнусная.

Фейки-сплетни существовали с незапамятных времён и до сих пор бросают тень на репутацию многих честных людей, портя  им жизнь.  До сих пор существует сплетня о  Маргерите Лути, возлюбленной великого итальянского художника Рафаэля Санти.  Люди со сладострастным придыханием называют её куртизанкой, стесняясь назвать проституткой, перечисляют  её "похождения"  и придумывают  новые.

И никто не хочет докопаться до истины.  А ведь картины Рафаэля с изображением Маргериты полны возвышенного чувства, написаны с любовью и нежностью, что не связывается с женщинами лёгкого поведения (на один час).
Взять хотя бы "Сикстинсую мадонну". Эта картина не религиозный символ, не иллюстрация из библии, а громогласный  гимн главному  земному   чувству  –  Любви!

Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино, маленьком герцогстве в Средней Италии,  принадлежавшем семье Монтефельтро.   Его отец,  Джованни Санти,  был придворным живописцем и поэтом знаменитого урбинского герцога Федерико да Монтефельтро.
Мать Рафаэля умерла, когда ему  было восемь лет, а через три года умер отец, успевший  научить сына основам живописи.

Рафаэль учился на работах великих итальянских мастеров: Перуджино, Леонардо да Винчи, Микеланджело и других. В 1504 году Рафаэль переехал  во Флоренцию, где завершился период его ученичества. Он перестал подражать своим учителям и нащупал свой путь.

Рафаэль был красивым молодым человеком и имел от природы  добрый и приветливый характер, его любили все, с кем он общался.  Это свойство отражалось в его работах. Энгр писал: "Рафаэль писал людей добрыми, его персонажи имеют вид честных людей".

По словам Джорджо Вазари,  именно во Флоренции у Рафаэля сформировался  "добрый гений его натуры". Именно во Флоренции Рафаэль родился как художник.

В 1508 году по приглашению римского папы Юлия II  переехал в Рим, чтобы раписывать станцы – парадные комнаты в Ватикане.

Богатейший человек, банкир Агостино Каиджи (Чиги), который был накоротке с папой и кардиналами (ссужал их деньгами), в 1511 году пригласил талантливого живописца  украсить фресками его новый дом в Риме.  В этом доме из 40 комнат, позднее получившем название  "Вилла Фарнезина", проживали два сына и две дочери банкира.  Там же стал жить Рафаэль со своими учениками-помощниками.

В доме Киджи Рафаэль и познакомился с Маргеритой Лути ((Margherita Luti), которая  носила туда свежий хлеб из пекарни своего отца, за что Рафаэль прозвал её Форнариной  (fornaro — пекарь, булочник).

<i>Здесь и далее я буду называть девушку по итальянской транскрипции МаргЕритой  (итал. Margherita Luti) в отличие от распространившегося  имени МаргАрита.</i>

Маргерите  в момент знакомства с Рафаэлем было  11 лет (род. в 1500),  а ему 28 (род. в 1483).  Девочка художнику   понравилась: крепенькая телом,  черноволосая, большеглазая, красивая ... она казалась старше своих лет.
Рафаэль и сам был приятной наружности, высокий, стройный, он тоже понравился  Маргерите.  Это была любовь с первого взгляда:  Рафаэль увидел в девушке образ чистой и святой Мадонны и  подолгу с ней беседовал, забывая о работе.

В это время он трудился в саду Киджи над Амуром и Психеей, и захотел придать Психее черты Маргериты.  Но она, по правилам того времени, не могла позировать без разрешения отца. Рафаэль обратился к пекарю. Франсиско Лути польстило,  что на его дочь обратил внимание знаменитый и богатый художник, он  разрешил дочери  позировать, взяв с Рафаэля 50 золотых. 

К 1514 году Рафаэль закончил росписи дома, которые очень понравились  Киджи.  Банкир  предложил Рафаэлю украсить его Семейную  капеллу в церкви Санта-Мария дель Пополо. Рафаэль согласился, но не захотел расставаться   с  Маргеритой и взял её с собой, выкупив  у отца за  3000 золотых.

Он купил для Маргериты дом в Риме, в котором они стали жить вместе.  Маргерите исполнилось 14 лет, по итальянским меркам она стала взрослой девушкой (хотя половая жизнь разрешалась с 12-ти).  Полные любви,  они наслаждались обладанием друг другом. 

Рафаэль мечтал официально жениться на Маргерите, но не мог, потому что был помолвлен с  Марией Довицио, племянницей Бернардо Довицио, кардинала  Биббиена.  Кардинал воспитывал  Марию  с 9-ти летнего возраста, любил её как дочь и мечтал, чтобы  Рафаэль и Мария поженились. 

Рафаэлю очень хорошо платили за работу, боясь, что его переманят за границу.  Он был богатым и завидным женихом, многие родовитые дворяне Рима желали выдать за него  своих дочек, но только Биббиена смог склонить Рафаэля к помолвке со своей племянницей Марией.

Полюбив Форнарину, Рафаэль стал тяготиться помолвкой. Любовь Рафаэля и Маргериты была взаимная, нежная, страстная, верная ... Она не имела себе равных. Рафаэль мечтал расторгнуть помолвку, но не хотел обидеть кардинала и нажить в его лице врага,  он  всячески оттягивал момент женитьбы.   
 
Биограф мастеров Ренессанса Джорджо Вазари писал:  "Рафаэль  прямо не отказывал кардиналу в исполнении его желания, но всячески тянул, говоря, что он хочет ещё подождать три или четыре года". Кардинал согласился на отсрочку, но,  когда оговоренный срок истёк,   напомнил  Рафаэлю об его обещании.  Художник, как человек слова,  дал согласие на женитьбу, но поехал к Марии и попросил её  отменить помолвку. Признался, что полюбил другую девушку, но Мария была сама в него влюблена и не согласилась расторгнуть помолвку. И рассказала о просьбе Рафаэля дяде.

Рафаэль решил обратиться к Папе и просить его содействия в аннулировании помолвки.  Папа сказал, что поговорит с Биббиеной. Время шло, Рафаэль ждал, но  ответа  не дождался. 

Он опять пошёл к Папе, чтобы попросить у его Святейшества разрешение на брак. Папа отказал ему в просьбе. Сказал,  что простолюдинка не может составить его придворному художнику  достойную партию,  так как годится лишь для постельных утех. И добавил, что просьба Рафаэля – личное оскорбление для  кардинала  Биббиены,  который разозлён на художника из-за  любимой  племянницы. А посему брак с Маргеритой Лути никогда не будет благословен Церковью.

Рафаэль впал в апатию, забросил работу, кисти и краски  и   опять под разными предлогами  оттягивал  дату свадьбы, которая в итоге не состоялась.

Мария Довицио, поняв, что Рафаэль её не любит и не хочет жениться, угасла, стала безразличной ко всему и тихо умерла. Кардинал был вне себя от горя и винил в смерти племянницы  Рафаэля за его связь с простолюдинкой. Он решил отомстить сопернице Марии и велел распустить  о Маргерите слухи как о развратнице.  Кардинал знал, что римляне высоко ценили  физическую  нетронутость девушек, а  потеря девственности делала женщину  в глазах общественности  низшим существом.

Смерть Марии сделала помолвку недействительной, и Рафаэль вновь заговорил о свадьбе. Зная, что согласия на брак от Церкви  не будет, они решили обвенчаться в церкви без разрешения. Но никто из священников не стал благословлять их союз, боясь гнева  могущественного кардинала Биббиены.

Рафаэль переживал, он понимал, что без освященного Церковью брака Маргерита всегда будет для всех шлюхой и лишь любовницей художника Рафаэля. Его прекрасная Форнарина не заслуживала  такой судьбы!

Слухи делали своё чёрное дело. Дурная слава Маргериты Лути расползлась по Риму. Это приносило кардиналу Биббиене  приятное удовлетворение.  Он  делал всё, чтобы Рафаэль и Маргерита расстались. Только не предполагал,  что влюблённых разлучит смерть.

Вместо почившего в бозе Папы Юлия II,  римским понтификом стал Лев X. В 1514 году он назначил Рафаэля  руководителем строительства собора Св. Петра, а в  1515 году Рафаэлю дали пост "хранителя римских древностей". Он лично принимал  участие в раскопках "Золотого дома" Нерона и терм Траяна, зарисовывал  обнаруженные  античные  орнаменты (гротески), чтобы применить в своих росписях. Также его обязанностью было составлять  опись ценностей и отправлять отчёты Папе.

Рафаэлю нравилась эта работа. Он много времени  проводил в сырых и пыльных катакомбах, что отрицательно сказалось на его здоровье. У него начался надоедливый кашель, но он продолжал работать и не уставал любить свою прекрасную спутницу жизни.  Она же считала за счастье жить с обожаемым человеком и видеть его постоянно  рядом с собой.

Кашель становился  сильнее, Рафаэля стали мучить приступы удушья.  Болезнь прогрессировала.  Врачи не знали, как лечить больного. Они решили, что в организм проник яд от беспутства, и стали лечить Рафаэля  кровопусканием (чтобы выпустить яд), от которого его организм сильно ослабел и  вообще перестал  сопротивляться. Рафаэль слёг и уже не вставал с постели.
 
Маргерита страдала. Её, как низшее существо (распутницу),  не подпускали к художнику. Ученики Рафаэля утешали её, а она говорила:  "У меня нет будущего без Рафаэля!  Какая разница, что станет со мной, если он умрет?"
Последним словом умирающего Рафаэля было "прощай", и оно было  обращено к любимой женщине.

К ложу умирающего Рафаэля приезжал  папский посланник. Он  потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в присутствии простолюдинки и любовницы он считал неподобающим.

Рафаэль Санти  умер в день своего рождения – 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет.  Маргерита была безутешна.

Напротив постели умирающего Рафаэля стояла неоконченная картина "Преображение",  начатая Рафаэлем  ещё в 1517 году. На картине Энгра Рафаэль запечатлён, смотрящим в последние мгновенья своей жизни на эту картину.

Когда кардинала Биббиену спросили, где похоронить Рафаэля, он ответил: "В Пантеоне, разумеется. Рядом с моей племянницей Марией. Пусть она  упокоится рядом со своим возлюбленным, великим Рафаэлем, и будут навеки вместе".
Имя Марии было начертали   на памятной доске,  установленной рядом с захоронением великого художника.
 
Весь Рим провожал в последний путь своего любимца. Имя Маргериты  общественное мнение обесчестило.  Когда она  хотела пройти в Пантеон, толпа узнала её и с криками "уходи, шлюха" и "это ты убила  Рафаэля"  прогнала прочь.

Рафаэль был  знаменитым художником, его творчество хорошо оплачивалось. К 30-ти годам он стал очень богатым человеком и завещал Форнарине всё своё имущество. Она  разорвала завещание, сказав, что ей нужен только он!

После смерти Рафаэля Форнарина получила в наследство дом  и содержание,  остальное имущество Рафаэль завещал своим ученикам. Маргерита могла бы жить безбедно всю жизнь, но ей не дали. Кардинал Биббиена не мог успокоиться и продолжал подогревать о ней фальшивые слухи.

Через четыре месяца после смерти Рафаэля  Маргериту насильно поместили в один из монастырей, в котором она провела два года и безвременно умерла от тоски и от  условий строгой монастырской жизни.  Ей было 22 года.

В 1897 году мир облетела  радостная версия о том, что  Рафаэль и Маргерита всё же  обвенчались. Доказательством  этого  факта послужила   запись из монастырской  книги, которую обнародовал  Антонио  Валери в своей книге "На праздниках Урбино, кем была Форнарина".   На листе бумаги было написано:   "18 августа 1520 года. Сегодня в наш приют была принята мадам Маргарита,  овдовевшая дочь Франческо Лути из Сиены".

Овдовевшая, т.е. вдова. 
Правда,  это доказательство замужества неубедительное,  так как Маргерита,  искренне считая себя  женой Рафаэля, могла просто назваться его вдовой.

Рафаэль был маловерующим человеком, но считал, что их встреча на Вилле Фарнезина была Божием провидением, то есть девушка  была  послана ему самим Богом, поэтому считал Маргериту своей женой, пусть невенчанной.

Влюблённые собирались жить долго и счастливо, но  Рафаэль думал о будущем.  Ведь после его смерти некому было бы защищать  Маргериту,  и папское общество  и людская ненависть сделали бы её жизнь невыносимой. Репутация Рафаэля также подверглась бы очернению, заказы от Ватикана перестали бы поступать, и  ученики остались бы без работы. Этого Рафаэль допустить не мог.

Листок из монастырской книги исчез (и ему нет веры), но о том,  что Рафаэль считал прекрасную   Форнарину своей женой,  свидетельствуют  некоторые детали в  её портретах. В настоящее время при помощи новых технологий, ресурсов и мощностей эти скрытые доказательства замужества были найдены.

Например, на руке Форнарины  обнаружили закрашенное краской кольцо на безымянном пальце левой руки, а в  Италии замужние женщины (как и женатые мужчины) носят обручальные кольца именно на левой руке.  Возможно,  кольцо на картине закрасил  сам Рафаэль или преданный ему  ученик  Джулио Романо.

Также рентгеноструктурный анализ показал, что на заднем плане картины "Форнарина" изначальным фоном (был закрашен) служил пейзаж в виде миртового куста – священного растения  богини любви  Венеры.  Таким образом, Рафаэль "рассказал"  о любви к изображённой девушке.

Ещё одним  доказательством  замужества Маргериты  на портретах  Рафаэля является то, что её голова  покрыта:  у Форнарины -  бальцо, у  Мадонны  –  покрывало. В Италии  во времена Рафаэля  голову прикрывали только замужние женщины.

Также доказательством замужества Маргериты является украшение в её волосах – это подвеска из жемчужины в обрамлении золотом или драгоценными камешками, так называемые "ромашки" или "маргериты", их прикалывали к волосам или головному убору только замужние женщины. 

Рафаэля похоронили в Пантеоне,  он сам выбрал место своего упокоения  под алтарём со статуей Мадонны и поручил своему  ученику Лоренцо Лотти изваять  статую по образцу античной Венеры, богини любви. 

Место захоронения его любимой Форнарины неизвестно.


Иллюстрация: Фрагмент картины Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814


Рецензии