Комментарии к Эпиктету

Введение.
Данный философ мне ближе других.Я отобрал мысли , которые мне ближе всего. Дословные цитаты Эпиктета выделены в кавычки. Без кавычек я пишу его мысли как понял своими словами. Самую основную их суть. А также свои комментарии к его мыслям.Оригинальные труды многих философов могут быть трудны для прочтения. Эта книга для облегченного понимания главных мыслей Эпиктета.

1.Эпиктет поощряет читать интеллектуальные книги.
Мой комментарий: Читая интеллектуальные книги можно стать умнее. Одно дело только наш ум, другое дело ум многих людей. Нужно брать от них лучшее.
2. Эпиктет против образа жизни пьяных компаний.
Мой комментарий: Мне кажется он считает, что такой образ жизни портит разум и совесть человека. Пьяный становится неадекватен. В таких компаниях не стремятся к высокому, к разумной жизни, ведь разум и совесть главные ориентиры для Эпиктета.
3.Духовные потери хуже вещественных.
Мой комментарий: Одно дело потерять компьютер, другое дело разум и совесть. Потери несопоставимы.
4.Чистые помыслы, желания, поведение - вот ценность.
Мой ком: Мысли человека важны, они направляют к добру или злу, помогают снизить страдание, увеличить удовольствие, желать, что можешь достичь и что нужно.
5.Тот, кто ведет плохой образ жизни сам себя крадет. Мог бы вести хороший, а ведет плохой.
Мой ком: Ограниченное время нам данное, человек использует на плохой образ жизни. Те же часы мог использовать на хорошее, тянуться к знанию, к полезному, приятному, но не губительному.
6.Анализируй свою жизнь и осуждай плохое, что зависит от твоего поведения.
Мой ком: Без анализа жизни человек будет делать больше ошибок.
7.Не говори, что нет сил бороться с пороками.
Мой ком: Человек говоря, что нет сил не пить- будет пить. Он сдается не попытавшись.
8.Нужно искренне желать жить лучше регулярно и рассудок подстроится под желание.
Мой ком: Чем больше будешь желать стать лучше, тем больше шанс, что у мозга появится воля к исполнению.
9.Ведя жизнь деграданта можно потерять рассудок и стать хуже животного.
Мой ком: Человек может опуститься ниже животного. Ни одно животное не валяется пьяное в подворотне, ни одно не снаркоманилось.
10.Порядок лучше беспорядка.
Мой комент: Хаос может привести к страданиям. В беспорядке трудно найти нужную вещь. В беспорядке много пыли и больше микробов и болезней. В беспорядке человек непродуктивен. Тяжело достигать целей в беспорядке. Когда в голове беспорядок нет разумной жизни. Нет разумной жизни- будет больше страданий, меньше удовольствий, больше ошибок, не будет дисциплины поддерживать здоровье и вести дела.
11.В благой жизни ты будешь собой гордится, а не презирать себя за слабости.
Мой ком: В чем может быть благая жизнь? Когда человек борется с негативными эмоциями, c деструктивным поведением, с пороками. Такая жизнь вызывает гордость за себя.
12.Спасти свою душу должен человек от пагубного образа жизни и мышления.
Мой ком: Если человек пронизан нездоровым цинизмом, упадничеством и другим деструктивным мышлением, вредными привычками, аморальным образом жизни, то его душе нанесен ущебр, то есть ядру его личности. Такой человек проживет ничтожную жизнь.
13.Не стоит падать духом.
Мой ком: Нездоровое упадничество в виде излишнего пессимизма, глупой депрессии недопустимо для стоика-философа. Негативные эмоции деструктивны и излишни, а падение духом тем более.
14.Благодарить Бога за все хорошее, что его окружает.
Мой комент: У вас есть здоровые органы, пусть и не все. У вас есть жилье, есть еда, люди рядом, возможность развлекаться, техника и все остальное что у вас есть. Это есть не у всех. Во власти Бога это отнять. Благодарить Бога за блага нормально.
15.Бог устроил мир мудро.
Мой комент: Сколько бы дискомфорта не доставалось человеку, все равно Богу виднее как должно быть.
16. Люди и животные устроены разно, потому что у них и назначение разное. 
Мой ком: Только человеку дан более высокий разум, возможность изучать философию, взращивать добродетели, то есть улучшать характер и ум, сохранить совесть. Назначение животного- биологическая  функция в природе. Домашнего- служить или радовать человека. Назначение человека -стремится к добродетельной жизни, улучшая себя, свой ум и характер, не теряя при этом совесть, тем самым приближаясь к Богу, как к самому мудрому, порядочному, справедливому. Достойная человеческая жизнь - вот цель человека и его предназначение.
17. «Человек, как и животные, должен заботиться и о нуждах своего тела, но главнее всего, он должен делать и все то, что назначено одному только человеку и что отличает его от животного и потому человеку постыдно довольствоваться одного своею животною жизнью и забывать о человеческой разумной и духовной жизни. Человек должен поступать так, как указывают ему совесть и разум его.»
18. « Самые лучшие духовные способности: разумение, мужество, смирение.»
Мой ком: Смирение перед тем, что не можешь изменить. Перед тем, что есть в жизни в настоящий момент. Не в плане , что не можешь изменить, а в том отношении, что уже есть сейчас в данную минуту. У тебя плохой забор. Смирись, что сейчас не лучше и не переживай. Но не значит, что смирись и не пытайся улучшить. Смирись со всем негативным в мире, что не можешь исправить. Смирись перед Богом за все что происходит. За мироздание и свою судьбу. Разум позволяет вести правильную жизнь и правильный образ мышления. Мужество позволяет решать некоторые проблемы.
19. «Ничего не может быть в тягость мне и я ни о чем внешнем не стану ни сожалеть, ни сокрушаться.»
Мой ком: Эпиктет поднимает планку человека для почти недостижимого уровня. Какую бы боль человек не испытывал, в идеалах Эпиктета она не должна быть в тягость. Человек должен смирится с волей Бога, с мироустройством, не испытывать негатива, терпеть боль покорно, если не можешь ничего изменить, да еще и видеть плюсы, если можно.
20. Бог дал средство справится с трудностями - разум.
Мой комент: При помощи разума сносить тяготы, настраивать мозг не переживать за то что не зависит от тебя, думать как решить те или иные задачи разумом.
21.Не стоит боятся плохого будущего.
Мой ком: Да если оно случится , то оно не зависит от человека, поэтому боятся не стоит. Человек может пытаться подстелить соломинку под будущее, но гарантий нет. Чему быть тому не миновать.
22.Нужно жить разумно и добродетельно
Мой комент: Добродетели стои: Мужество, смирение, умеренность мудрость. Так и нужно жить.
23.Многократное повторение хорошего дает результат.
Мой комент: Отжиматься месяц даст больше проку, чем один день. Перечитывать умные мысли закрепит их в разуме. Самодисциплина даст хорошие привычки.
24.«Когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, ты подкладываешь дрова в огонь.»
Мой комент: Позволив  себе раздражаться человек привыкнет раздражаться и привычка закрепится. Проще отдернуть себя сразу не привыкать значительно раздражаться.
25. «Желай быть праведным перед своею собственною совестью, перед Богом. Если будешь стремиться к этому, то преодолеешь свои порочные помыслы.»
мой ком: Человек, который представляет, что Бог смотрит на него или его совесть будет лучше себя контролировать, в том числе и порочные мысли.
26. «Когда у тебя в уме начинает заводиться какая-нибудь соблазнительная мысль, то вступай с ней в борьбу. Скажи ей: Подожди немного, мысль! Дай мне разобрать, кто ты такая и к чему ты клонишь меня. Дай мне обсудить тебя.»
Мой комент: А не поиграть ли в комп? А могу ли себе позволить? А не съесть ли лишнего? А могу ли позволить? А не будет ли последствий?
27. « Потом не давай этой мысли хода дальше, а представь себе пояснее все то, что выйдет, если ты поддашься этой соблазнительной мысли. Если ты поддашься ей, то она завлечет тебя за собою, куда только ей захочется. Призови себе на подмогу какую-нибудь другую мысль, честную и добрую, и замени ею свой нечистый помысел.»
Мой ком: Буду лежать смотреть телевизор до ночи. Заменить мыслью «Потом будет плохо». Или мыслью «Буду собой гордиться, если выключу».
28.«Истинный борец  тот, кто борется со своими порочными помыслами. Борись, братец, и не давай себя завлекать в болото. Борьба эта святая и приближает тебя к Богу. От успешности ее зависит твоя свобода, зависит спокойствие и счастье твоей жизни.» 
Мой ком: Можно побороть другого человека, но не побороть мысли. А сгубить может не другой человек, а мысли. Приближают к Богу хорошие мысли. У Бога плохих нет. Не будь рабом плохих мыслей, они лишат спокойствия и радости.
29.«Вспоминай Бога, зови Его на помощь, как во время бури на море зовут Его мореплаватели. Буря, которую в нашей душе поднимают порочные помыслы, гораздо страшнее и гибельнее всякой морской бури.»
Мой ком: Молитва к Богу. Просьба о помощи в борьбе с мыслями.
30. Если поддашься слабостям, потом будет время, когда будешь жалеть об этом, хотя поначалу пороки покажутся приятными.
31.Получай удовольствия от воздержания от пороков, будет гордость за себя.
32.«Если ты будешь уступать своим порочным помыслам и уверять себя, что ты победишь завтра, а завтра скажешь то же самое, то ты этим доведешь себя до такой слабости и болезненности, что на будущее время перестанешь даже замечать свои ошибки, а если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание для всех твоих порочных поступков.
      Тогда окажется правда в том, что говорил один мудрец: "Нерешительный человек всю свою жизнь плачется на свои несчастия".
Мой комент: Откладывая на потом борьбу с мыслями, ты так и не поборешь их, а то и начнешь оправдывать. А потом жаловаться, что изменить ничего нельзя.
33.Пусть порочные люди тебя не долюбливают, но ты будешь достойным человеком. Чем уподобишься им, хотя они тебя и одобрят.
Мой ком: Коллеги на работе будут не любить за то, что не сплетничаешь или не выпиваешь как все. За то, что не похож на них и так далее.
34.Ты либо раб, либо господин своих пороков. Выбор за тобой.
Мой ком: Если не властвуешь над пороками, ленью и прочим, то значит пороки властвуют над тобой, как господа над рабом. Господа эти лень, трусость, гнев, страх и другое.
35.  «Не говори, что ты в убытке, когда ты променял деньги на доброе дело, пустые споры на разумное молчание, разгильдяйство на порядочность. В этих случаях ты получил больше, чем потерял.»
Мой ком: Одно дело потеря денег, споры, разгильдяйство. Другое дело добрые дела, порядочность, молчание. Вторые ценности более высокие. Помог кому деньгами. Волонтерство дороже потери денег. Нет пустых споров. Это дороже споров. Порядочность лучший выбор, чем непорядочность.
36.«Тебе приходится уберегать то, что важнее всего на свете. Наблюдай же с неотступным вниманием за своею умеренностью, честностью, мужеством, спокойствием, довольством, одним словом, за своею свободою. Если потеряешь ее, то взамен не получишь ничего столь же ценного.»
Мой ком: Свобода для Эпиктета — это свобода мысли. Свобода быть добродетельным. Это не на что не нужно менять.
37. «Беречь я буду свою добродетель; всем же остальным, что дано мне, я буду дорожить настолько, насколько требует разум"
Мой ком: Все можно потерять. Добродетель не терять. Добродетели стоиков: разум, сильный характер, совесть.
38. Не стоит переживать из-за того, что от тебя не зависит.
Мой ком: Просто нет смысла.
39.Зло не во внешнем мире, а внутри человека. Во внешнем мире все по воле Божьей, а негативные эмоции, которые внутри, с ними нужно бороться.
Мой ком : Истинным злом Эпиктет считал, когда человек имел неверное мышление, был неразумен, слаб характером, терял совесть. Это и есть настоящее зло, а даже если побьют и прочие, то это внешнее. На то воля Бога. Не такое зло, как внутренняя деградация человека.
40.«Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то у него желания не в порядке: он болен расстройством желаний точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.
      Таким расстройством желаний болен всякий человек, который тревожится о будущем или мучит себя разными беспокойствами и страхами о том, что от него не зависит.»
Мой комент: Если не дано летать, человек желает этого и мучается из за того, что не летает, то такое желание как болезнь. Деструктив. Так и со всеми нереалистичными желаниями.
41 « Кто живет разумно, Тот свободен от мирских волнений и знает, в Чем благо»
Мой ком: Обыватели переживают за то, что от них не зависит и вообще полны негативных эмоций, а разумный человек знает, что благо освободится от переживаний.
42 Если человек боится только не жить достойной жизнью, а не того чего боятся обыватели, я бы обнял этого человека. Он мне близок. И утешил бы его. Страх как негативная эмоция ни к чему. Во власти человека пытаться жить достойно, этого достаточно. Не стоит переживать за то, что от тебя не зависит.
Мой ком: Обыватели боятся за соц. статус, за уважение друзей и за удовлетворение материальных желаний. А Эпиктету близок тот, кто боится только того, что он так и не сможет жить достойно. Разумно, по совести, с сильным характером. И такой страх ни к чему, но такой человек приятен Эпиктету своим высоким полетом.
43 «Я был бы доволен, если бы смерть застала меня за делом, достойным человека, за делом, добрым и полезным всем людям; или чтобы она застала меня в то время, когда я стараюсь исправлять себя.»
Мой комент: Для Эпиктета это выступать с философскими лекциями. Учить уму разуму. Или же, если он старается исправить характер. Стремится к лучшему достойно человека. Приносить пользу. И такая смерть красива. Для Эпиктета крайне важно быть достойным человеком.
44 «Склонны мы бываем обвинять  других людей или судьбу свою вместо того, чтобы сообразить, что если внешнее, от нас не зависящее становится для нас неприятностью или затруднением, то, значит, в нас самих что-нибудь не в порядке.»
Мой ком: Пусть есть внешние препятствия, но раз расстроился, то значит, что- то не так с твоим восприятием. Негативные эмоции недопустимы даже в аду.
45 «Ну хорошо. А какую пользу приносит мне болезнь?
      - Если я заболею, то у меня хороший случай показать на деле, что значит болезнь тела для жизни духа. Я буду покорен, терпелив, спокоен, я наряжусь в болезнь, и она будет для меня украшением.»
Мой комент: Принятие болезни. Возможность возвысить дух за счет фантазий, что болезнь как будто бы красивая одежда. И за счет того, что дух сильнее тела. Не смотря на болезнь жить сильно и даже не расстраиваться из за нее.
46 «Мы знаем, что Бог справедлив и отдает то, что лучше тому, кто лучше. Чистая совесть не гораздо ли лучше богатства?»
Мой ком: Чистая совесть и есть награда Бога за хорошую жизнь. Это лучшее. Лучше денег.
47 «Разумный человек никогда ни на что не станет роптать, потому что он хорошо понимает, что настоящее горе наше происходит не от того, что случается с нами, а от того, что мы неразумно думаем о случившемся»
Мой ком: Если человек все воспринимает как естественный ход жизни, он не будет роптать. Как фатализм. Как необходимость. Как волю Божию.
48«Из всего того, что Бог предоставляет нам в этой жизни, Он одну часть отдал в наше полное распоряжение: она составляет как бы нашу собственность; другая же часть находится вне нашей власти, так сказать, не принадлежит нам: все, что другие могут связать, насиловать, отнять у нас, не принадлежит нам; а все то, чему никто и ничто не может помешать или повредить, составляет нашу собственность. И Бог по Своей благости дал нам в нашу собственность как раз то, что и есть настоящее благо.»
Мой ком: Другие могут избить, повредить тело, повредить имущество, уволить, убить, но не отнимут внутренний мир, мысли, совесть, убеждения. Это наша настоящая собственность, а не жалкое временное тело и прочие.
49«Мне пришлось расстаться с другом и мы оба горевали об этом.
      - Зачем же друг твой считал своим то, что вовсе не его? Бог не дал тебя ему в вечную собственность. Когда он был с тобою, почему забывал он, что ты можешь умереть или уехать? Он наказан за свою глупость» 
50 «Зачем ты так легкомысленно думал, что ты должен всегда жить там, где тебе приятно живется, на том же месте, с теми же людьми, за теми же занятиями. И тебе Бог не обещал этого. Вот ты теперь и плачешь. Ты, оказывается, несчастнее уток и гусей, потому что они ежегодно улетают за моря и нисколько не жалеют о прежнем свое жилище.
      - Да ведь они лишены ума!
      - Так неужели ты думаешь, что неразумные птицы должны быть счастливее человека, у которого есть разум? Разве для того Бог наделил нас разумом, чтобы мы были несчастны и проводили свою жизнь в слезах?»
51«Вникни в человеческую жизнь и ты поймешь, что людям назначено то жить вместе, то разлучаться. Когда они вместе они должны быть счастливы друг через друга, а когда им приходится разлучаться, то они не должны печалиться об этом,» 
52 Кто желает невозможного, тот глупец, восстающий против Бога.
Мой ком: Что сетовать на невозможное, если это против воли Бога, значит так надо.
53Не привязывайся сильно к людям и будь готов их потерять
Мой ком: В любой момент можешь потерять человека. Будет больно, если сильно привяжешься.
54«В мире нет уничтожения, а только превращение одной жизни в другую. И для нас наступает это превращение тогда, когда Богу угодно.»
Мой ком: Намек на загробную жизнь.  
55«Если ты желаешь, Господи, чтобы я еще жил, то я буду жить так, как ты велишь, буду распоряжаться тою свободою, которую Ты дал мне во всем, что принадлежит мне. Но если я Тебе больше не нужен, то пусть будет по-Твоему! А пока я остаюсь на земле, я хочу быть тем, чем Ты хочешь, чтобы я стал»
Мой ком: У Бога на нас свой сценарий. Его надо исполнить для нашего же блага. Без Бога у нас ничего не было бы. И нас самих тоже. Все блага от Бога. Живы пока Бог позволяет. Умрем только, когда придет время.
56«Думай только о том, как бы тебе прожить разумно и по-человечески там, где ты находишься.»
57    «Горестна не перемена места жительства или неизбежная разлука с друзьями, горестно то, что человек печалится о том, чего он избегнуть не может.»
58«Для каждого из нас благо в том, чтобы жить разумно, а зло в том, чтобы не жить разумно»
Мой комент: Жесткость людская от неразумной жизни. Человечество само себя мучает. Разумная жизнь снижает страдания. Человек не переживает на счет того, что не зависит от него и уже меньше страдает.
59« Надо зорко и опасливо глядеть за тем, как образуются в нас наши понятия и желания»
 Мой ком: Нас могут зомбировать СМИ. Нам могут внушить сектанты. Нам может запудрить мозги мистик или блогер. Важно следить как образуются наши понятия о мире, откуда источник, какие основания. С желаниями тоже надо быть осторожным. Можно наломать дров, если желание неверны.
60« Страданий и смерти избегнуть нельзя, они  наш удел. И вот мы как раз их-то и боимся. Зло не в смерти и не в страданиях, а в малодушии пред ними.»
Мой ком: Не будешь боятся смерти со страданиями, снизишь страдания.
61«Главное в жизни внутреннее, а не внешнее»
Мой ком: Внешнее сгниет. Внутренним пред Богом предстанем.
62«Если ты в самом деле хочешь жить по совести и разуму, если ты взаправду веришь, что в этом твое благо и что другие заблуждаются, то ты не будешь беспокоиться о том, что говорят про тебя другие люди.»
Мой ком: Какая разница, что говорят глупцы, которые проживут плохие жизни. Главное, что ты на верном пути.
63«Не то жалко, что человек родился и умер, что он лишился своих денег, дома, имения: все это не принадлежит человеку, а то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство.»
Мой ком: Где большая трагедия? Когда человек потерял много имущества или когда достоинство? Когда он стал жить низменно, бессовестно, аморально.
64«Не станет же искусный столяр огорчаться тем, что человек ничего не понимающий в столярном деле, не одобряет его хорошую работу. Так и не расстраивайся, если глупый человек не принимает твои мысли, который ничего не понимает в разумных мыслях.»
65 «Неужели мало для тебя того, что ты можешь прожить всю свою жизнь разумно? Так довольствуйся же этим!"»
Мой ком: Разумная жизнь- твое богатство, дороже миллиардов.
66« О чем же я должен думать, чтобы жить так, как ты говоришь?
      -Не о чем ином, как только о том, что зависит от тебя и что от тебя не зависит, что ты можешь исполнить и чего не можешь.»
Мой ком: Как же важно определить границу своих возможностей. Не распыляться на лишние усилия, а делать, что можешь.
67«Я тебя закую в кандалы и отправлю на каторгу
- Что это ты говоришь? Не меня ты закуешь в кандалы; ты закуешь мои ноги, мои руки, а меня, мою душу, мою волю, мой разум ты не можешь заковать, потому что никто, кроме меня, не в силах распорядиться ими.»
Мой ком: Другой человек не надругается над нашей совестью и разумом. Он не повредит им, если мы не позволим, только жалкому телу может навредить другой человек, только лишить материальных благ, не более. Внутреннее не отнимет. Самое главное, что заберем на небо.
68«И ты спокойно пойдешь на казнь? - спросят его.
      - Совершенно спокойно! - ответит он.- Как подобает человеку, отдающему то, что ему не принадлежит».
Мой ком: Твоя жизнь, тело  - это одежда данная Богом напрокат. Это не твое в философском смысле слова.
69 «Руководствуясь данными мне Богом разумом и совестью, я должен постоянно наблюдать за собою и стараться поступать, как следует во всех случаях своей жизни. Я должен знать, когда подобает мне работать, когда можно отдохнуть, когда радоваться мне . Я должен чувствовать, что кстати и что некстати; что своевременно, что нет»
70 «Если свобода есть благо, то человек свободный не может быть несчастным. Значит, если ты видишь, что человек несчастен, страдает, ноет,- знай, что это человек не свободный: он непременно кем-нибудь или чем-нибудь порабощен.»
Мой комент: Несчастный человек порабощен страстями, негативными эмоциями.
          71  «Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно, а распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собою и потому, если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми»          
72 «Желания твои в твоей власти и никто, кроме тебя, не может их изменить. Тело же твое подвластно не только людям, но и всяким случайностям: какой-нибудь камень, например, может упасть тебе на голову и убить твое тело»   
     73     «Ну а вот эта рука, разве она не моя?
      - Это часть твоего тела. А все тело твое - пыль и прах, и находится оно во власти всякого, кто сильнее его. Смотри на тело свое, как на вьючного осленка, обязанного служить тебе, сколько ему назначено. Захотят сильнейшие отобрать от тебя твоего осленка, придут воины и наложат руки на него - отдай его без сопротивления и без жалоб. Станешь противиться - только побьют тебя и все ж таки отнимут осленка. Если так нужно смотреть на наше тело, то пойми же, как ничтожно все то, что приобретается ради тела. Тело наше - вьючный осленок, а все, что нужно телу, не что иное, как корм, ясли и сбруя этого осленка.»          
    74  Не привязывайся к богатству и должностям.
Мой ком: Чтобы не расстраиваться, если потеряешь или не быть несчастным, если не достиг.
75 «Тело мое могут взять; но дух мой свободен, и ему никто не в чем не может помешать»
     76 Нет смысла желать того, что невозможно. Раз этого нет, значит этого не хочет Бог.
          77  «Опомнись! Ты получил от Бога все, и ты обвиняешь Его, когда Он что-нибудь у тебя отнимает! Да кто ты такой? Зачем живешь ты на земле? Не Бог ли привел тебя сюда? Не Он ли наделил тебя и разумом, и телом? Не Он ли окружил тебя всеми благами, которыми ты пользуешься?»
Мой комент: Бог и так дал нам много за жизнь. Того, что его, а не наше. Ведь не сами себе дали, а он нам. Если уж отнимет что- то, значит так надо.          
     78  « А зачем Бог дал мне жизнь на таких условиях?»
      - Какой ты неблагодарный! Перестань жаловаться и обвинять Бога и судьбу. Вспомни, сколько ты получил средств для защиты себя от несчастий; ты получил и доброе сердце, и светлый разум, и силу быть свободным.
      - Зачем же Бог окружил меня еще столькими заманчивыми вещами?
      - Затем, чтобы ты ими пользовался.
      - Да ведь надолго ли?
      - На сколько угодно Тому, Кто дал их тебе.
      - Но они мне необходимы.
      - Не считай их необходимыми. Не пристращайся к ним, и они перестанут быть необходимыми для тебя.
      Вот так-то ты должен смотреть на все плотское. Начни с самых пустячных вещей, например с твоей глиняной посуды; потом перейди к твоей одежде, собаке, лошади, к твоему полю; потом к самому себе, к телу своему. Освобождай себя от чрезмерной привязанности ко всему тому, что не принадлежит тебе, для того чтобы не пришлось тебе страдать, когда у тебя этого не будет»
79 «Ну а вот этот человек может заковать меня в цепи, может содрать с меня кожу!
      - Ему же хуже,- он получит за это наказание, потому что нельзя сделать ни одной несправедливости безнаказанно»
мой ком: Видимо речь о наказании Божьем. Если не на Земле, то после нее.                   80 «Не надо пристращаться ни к чему такому, что не в нашей власти, иначе мы подвергнем себя большим страданиям»               
    81 «Духовная смерть неминуемо наступает для всякого человека, когда он не дорожит своею совестью»
Мой комент: Опустившиеся бессовестные люди духовно мертвы. Это уже не люди, а скот.
82 «Мы хорошо умеем беседовать с человеком, согласным или почти согласным с нами; когда же мы видим, что собеседник наш не верит в ту истину, которую мы признаем, или даже не понимает ее, то мы, правда, стараемся объяснить ему эту истину и уверить его в ее справедливости; но если он продолжает не соглашаться с нами и, как нам кажется, упрямится или извращает наши слова в другую сторону, то как легко мы теряем наше спокойствие и раздражаемся! Мы или начинаем сердиться и говорить нашему собеседнику неприятности, или прекращаем разговор, думая, что с таким непонятливым или упрямым человеком не стоит и рассуждать.»
  «Когда ты хочешь показать твоему собеседнику, в разговоре, какую-нибудь истину, то самое главное при этом  не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.»
83 «Если человек будет считать, что в том, что от него не зависит, может быть для него зло, то он непременно будет грустить, плакать и отчаиваться»
84 «Ты чувствуешь потерю кошелька с деньгами; почему же ты не чувствуешь своего убытка, когда ты потерял свою честность, доброту и умеренность?
      В чем состоит потеря того человека, который соблазняет жену ближнего своего?
      В том, что он потерял свое воздержание, свою власть над собою, свою честность. Он убил в себе товарища»
85  «Человек имеет преимущество над животным не телом, а своими душевными способностями. В них заключается высшее добро для человека; кто пренебрегает ими, тот впадает в настоящее зло. Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадает в плен и погибнет»
Мой ком: Человек выше животного за счет разума. Безумие - враг.
86 «Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.
- А когда бывает человек похож на скотину?
      - Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.
      - А когда похож он на дикого зверя?
      - Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой»
87 «Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности.»
Мой ком: Негативные эмоции недопустимы для разумного человека.
88 «Человек не должен скучать и тогда, когда ему приходится жить одному. Он должен уметь обходиться без развлечений и пользоваться одиночеством для того, чтобы беседовать с самим собою, размышлять о Боге и о том, какое назначение человека в этом мире. Находясь в одиночестве, мы должны разобрать наше собственное поведение, прошлое и настоящее, сообразить, что именно еще мешает нам жить праведно и как избавиться от этих помех; и затем  приступить к борьбе с теми слабостями и пороками, которые мы в себе подметим.»
89 «Жалок тот человек, который не понимает, что ему дан разум для того, чтобы спокойно переносить всякие неприятности. С помощью разума мы можем справиться со всеми неприятностями. Непереносимых неприятностей разумный человек не встретит в жизни: для него их нет. А между тем как часто вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза какой-нибудь неприятности, мы малодушно стараемся увернуться от нее. Не лучше ли радоваться тому, что Бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли»
90 «Человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром.»
Мой ком: Хотеть всего плохого конечно сложно, да и не нужно. Но соглашаться с тем, что плохое нужно, потому что Богу виднее.
91   «Разве есть что-нибудь лучше того, что Богом установлено?
      Если б только мы постоянно помнили, что Бог в нас  свидетель всего того, что мы делаем и думаем, то мы перестали бы грешить, и Бог неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать Бога, думать и беседовать о Нем как можно чаще.
      Если ты будешь постоянно помнить, каким великим мастером ты сотворен, то ты не захочешь оскорблять Его своим порочным житьем.»
92 «Среди всех существующих в мире вещей, одни зависят от нас, а другие нет. От нас зависят наши мысли, побуждения, желания, страхи, то есть все то, где действуем мы сами; не зависят от нас наше тело, деньги, репутация, государственные учреждения, то есть все то, где действуем не мы сами.»
93 «Никогда ни о чём не говори, что ты это потерял, говори : “Я брал это на время”. Твой ребёнок умер? Он был дан тебе на время. Твоя жена умерла? Она была дана тебе на время.»
Мой комен: Если бы не Бог у тебя бы этого не было. Бог дал это на время. Других людей тоже. Так и задумано. Доверяй Богу.
94 «Когда ты видишь кого-то, оплакивающего ссылку сына или потерю имущества, не позволяй себе верить, что это события причинили горе человеку: этому человеку причинило горе не то, что произошло (иначе на всех людей это бы влияло одинаково), а его восприятие этих событиях как горестных.»
Мой ком: Кто воспримет смерть сына как должное, не будет печалится. Кто смирится. Горе доставляет не смерть, а отношение к смерти.
95 «Когда тебя посещает желание испытать какое-то из удовольствий, поступай с ним также, как и с другими образами и представлениями – не уступай сразу его навязчивой силе. Отложи желание в сторону и возьми себе срок подумать о двух мгновениях: представь, как ты уже испытал удовольствие и представь, как после наслаждения ты сожалеешь и коришь себя. Противопоставь этому радость, которую ты испытаешь и как ты будешь себя хвалить, если воздержишься.
Если ты все же сочтешь уместным испытать удовольствие, будь внимателен, чтобы не поддаться чрезмерно соблазнительной прелести этой вещи. А чтобы противостоять желанию, представляй, как драгоценно будет осознание, что ты преодолел соблазн и одержал победу».
96 «Как только ты обозначил свои цели, ты должен придерживаться их так же строго и неукоснительно, как законов. И не обращать внимания, чтобы о тебе не говорили: это тебя больше не касается.»
97 „Мудрый человек не сожалеет о том, чего нет, но радуется настоящему“.
Мой ком: Сожалеть о прошлом бессмысленно, а также просто о том, чего нет. Мудрые люди ценят, что имеют и могут этому радоваться.
98 „Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также и тот, кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе,  и другие чувства.“
99 „Владей своими страстями — или они овладеют тобою.“
100 „Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» — он отвечал: «Довольный собой».“
Мой ком: Быть довольным собой- это тоже богатство.
101 „Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность — свое достоинство.“
Мой ком: Потерять достоинство страшней. Опуститься ниже человеческого уровня, упасть морально.


Рецензии