Пуговица деда Мороза

1973 год.  Окраина большого города. Заводской район. На улице Промышленности дом номером 303 стоит последним.  Панельная пятиэтажка.
 
За ней пустырь, гаражи, грязно зеленый забор с колючей проволокой сверху  и до самого горизонта заводские корпуса, металлоконструкции и кирпичные закопченные трубы.

Конец  декабря. Скоро совсем стемнеет. Серый дом. Свинцовое небо в низких тучах. Черные карагачи угрожающе протянули вверх небрежно обрезанные  ветки, похожие на обрубленные руки.

С утра чуть припорошило снегом, освежив черно белый пейзаж. Снегу недолго быть белым, скоро он посереет, а через пару недель и почернеет от копоти  соседних труб.

Двор пятиэтажки весь в сугробах. Его не чистят от снега. Зато как ручейки протоптаны тропинки к каждому подъезду и одна большая тропа через двор к заводской проходной. В начале и конце смен нескончаемым потоком здесь идут люди.

Сейчас двор дома номер 303 пуст. Только одна маленькая девочка  ковыряет палочкой снег у поломанной  ржавой горки. Ковыряет и складывает вырезанные из сугроба пластины  на заледеневшую скамейку. Девочке они напоминают слоеный торт. Черное, белое, серое и снова черное.

На девочке старые сапожки с облупившимися носами, клетчатое пальтишко и вязанная из  кроличьего пуха  шапка. Варежки и без того большие кажутся огромными  из-за налипшего снега и льдинок.

Девочку зовут Тата.  Ей  семь лет. Ей не скучно одной. Она воображает, что живет в ледяном домике и варит из снега суп и печет торт. Она пришла из школы и захотела гулять. Ну и пусть что одна. Ну и пусть что холодно.

Неожиданно Тата почувствовала чье-то присутствие. Она подняла глаза, бросив ковырять снег. Перед ней стоял очень высокий и худой человек в нелепой одежде.
 
Длинная  шуба или кафтан голубого цвета с белыми звездами на подоле смотрелась странно в пустынном дворе пятиэтажки. Одежда не могла скрыть худобу и сутулые плечи незнакомца.  Шапка  под цвет шубы и длинная белая борода  не вязались с его горящими глазами и острыми скулами.

- Тебе не холодно? – спросил Тату незнакомец.

- Холодно. Но мне нравится играть, – ответила Тата.

- А вы кто? Артист? Будете выступать на утреннике в роли деда Мороза?

- Нет. Я настоящий дед Мороз, - озадаченно ответил незнакомец.

- Не бывает настоящих дедов Морозов. Они только в сказке. Выдуманные. И борода у вас не ваша, а прилепленная.  Вообще вы молодой и худой.  Какой же вы дед Мороз?- продолжала  девочка.

- А кто же тебе  приносит подарки  на Новый год?

- Мама приносит. Ей местком выдает. Очень хорошие подарки. Много шоколадных конфет в редких фантиках и даже есть мандаринки. Я люблю мандаринки. И фантики от конфет красивые собираю, - разговорилась девочка.

- Деды Морозы бывают разные. Молодые и неопытные, например. Бороды у меня своей еще нет. Но я настоящий дед Мороз. Подарки приношу тем детям, кто в меня верит.  Я хочу  что-то тебе подарить. Неужели ты в меня совсем не веришь?

Девочка засмеялась:

- Немножко верю. Совсем чуть-чуть. Хотя мама говорит, что мы атеисты и ни в кого не верим.
 
Незнакомец в голубой шубе порылся в пустом мешке, проверил все карманы. Задумался на мгновение, потом оторвал пуговицу  на шубе и протянул Тате:

- Вот. Это тебе подарок. Волшебная пуговица с моей шубы. Если так посмотреть, то увидишь звездное небо морозной ночью. А если так, то пургу в чистом поле. Этот подарок не даст тебе замерзнуть.

 - Она меня согреет?- удивилась девочка.

- Нет. Не согреет. Не даст замерзнуть. Это не так мало. Согреешь себя ты сама.

Пока девочка рассматривала пуговицу, незнакомец куда-то пропал. Пуговица действительно была очень необычная и красивая.  Около пяти сантиметров в диаметре, ярко синего цвета, который переливался в небесно-голубой оттенок.
 
Дома  Тата хотела показать маме свой подарок от деда Мороза, но она засмеялась:

- Вот ты у меня выдумщица.

Тата спрятала пуговицу в мешочек с кукольными сокровищами и больше никому ее не показывала.


2023 год. Начало декабря. Наталья устало плюхнулась на сидение в маршрутке. « Слава богу, успела» -  подумала она.
 
Сегодня она целый день провела в районном центре. Оформляла себе пенсию. Стояла в очередях, ходила по разным кабинетам и в банк. Снова стояла в очередях.

Весь день нервов, суеты, небрежности девушек в окошке и ощущение ненужности. К вечеру еще испортилась и погода. Резко похолодало, усилился ветер, и пошел снег.
 
Женщина поежилась.  Она с утра понадеялась на тепло и легко оделась. Теперь об этом пожалела, тем более что припозднилась и ей  далеко идти домой  с остановки.

Она  недавно переехала на юг. Решила сбежать от холода и долгой зимы, от прелестей большого города и людей. Устала от всего. Захотелось тишины, тепла и покоя.

Вот и купила она себе домик  поодаль от станицы, рядом с фермой. Через поле от последней улицы. Зато рядом пруд и небольшой лесок.

Когда маршрутка подошла к конечной остановке, на улице бушевал  настоящий ураган. Мело сплошной стеной. Ледяной ветер сбивал с ног. Резко упала температура и дорога обледенела. Дальше трех метров ничего не было видно.

Водитель автобуса выглянул и сказал:

- Все. Шабаш. Этот рейс последний. Не поеду больше. Вон как метет. Переметы уже. Еще в обед дорога была чистая.  А сейчас что? К утру совсем заметет.

Наталья вылезла из автобуса, и у нее перехватило дыхание от резкого ледяного ветра. Она подняла капюшон, подтянула плотнее шарфик и заторопилась  домой. Идти было тяжело.

Ноги тонули в рыхлом снеге. Он набивался в короткие сапожки и таял, замораживая и без того озябшие ноги. Ветер пронизывал одежду насквозь, колючий снег бил по глазам, по лицу.

Когда Наталья вышла из станицы на дорогу в поля, она поняла что совершила ошибку, решившись идти одной по такой погоде. На свободном пространстве ветер и мороз был сильнее. Идти было почти невозможно,  а самое главное  не понятно куда. Вокруг ничего не было видно  за  летящим  в бешеном вихре  снегом.

Куда-то исчезли все огни: уличных фонарей,  домов, фермы. Беспросветная мгла накрыла все вокруг.  Дорога и поля оказались заметенными сугробами.  Вернее не было дороги, только снег и чернота неба.

Наталья попробовала  подсветить себе  телефоном, но он предательски выключился. Батарейка за день села. Женщина не помнила, сколько она барахталась в сугробах, пытаясь идти вперед. Падала, вставала,  снова падала и понимала, что окончательно выбилась из сил и замерзла. Понимала и то, что совсем сбилась с пути.

Наталья подумала: « Какая нелепая смерть. Уехать на юг от холода и замерзнуть. Устать от людей и потеряться в одиночестве. Оформить пенсию и умереть не получив ее ни разу».

Она сидела на снегу и смотрела, как вокруг нее в вихре несутся хлопья снега, как завывает ветер, превращая ее в сугроб. Вдруг  ниоткуда перед ней возникла огромная темная фигура. Она была выше деревьев.

Космы  длинной  бороды  сливались со снежными потоками.  Длинная одежда развивалась на ветру, и казалась самим ветром. Глаза горели недобрым огнем из-под косматых бровей.

- Ты кто?- прошептала женщина. Она поняла, что сейчас умрет.

- А ты думаешь кто? Я хозяин зимы, Мороз, - услышала она  ответ.

- Дед Мороз же добрый, - снова прошептала Наталья.

- Дед Мороз бывает разным. Бывает и не добрым. Может и заморозить.  Теперь мое время собирать подарки, - ответили ей.

- Разным… - Наталья вдруг вспомнила что-то давно забытое, из далекого детства.
Она поискала негнущимися от холода пальцами в кармане куртки и достала оттуда небольшой предмет.

- Вот. Ты не можешь меня заморозить, - Наталья протянула руку с синей пуговицей, подарком из детства.
 
Пуговица неожиданно вспыхнула холодным светом, как маленький кристалл. Вспыхнула и осветила все вокруг.  Голубой  мерцающий огонек на ладони.
 
 Мороз был озадачен:

- Ты не похожа на маленькую девочку, которой я подарил это.

- Так и ты не похож, но того деда Мороза, что оторвал пуговицу со своей шубы. Я постарела, а ты стал сильным и злым.

Тут Наталья заметила, что на развивающихся полах шубы Мороза не хватает именно одной пуговицы.

- Зачем ты носишь с собой эту пуговицу? Ты поверила в меня?

- Замерзнуть можно не только в поле на морозе, но и в городе среди людей. Замерзнуть от безразличия и ненужности.  А в тебя я верила всегда.  Только не признавалась в этом, - ответила женщина.

Мороз  кивнул головой и исчез в вихре снега. В эту же секунду утих ветер и прекратился снегопад. Он ушел стеной вдаль, вместе с Морозом. На небе прояснилось, и выглянула луна. Вдалеке загорелись огни фермы.

Наталья оказалась  посреди поля. Она сбилась с дороги и ушла далеко от жилья. Женщина, увидев куда идти, поднялась и побрела к дому.

Дома она затопила печь, завернулась  в плед и села с кружкой горячего чая смотреть на языки пламени. Кошка мурчала рядом. У ног спал ее пес.
 
Зазвонил телефон, и женщина услышала родные голоса. Дочка и внучки. Они беспокоились о ней, о том, что ее телефон был не доступен.
 
Наталья согрелась и успокоилась. Ей было хорошо и тепло.  Все страхи ушли, и осталось только впечатление чуда и большая синяя пуговица в кармане куртки.







 


Рецензии