Божественный брак Адама и Евы

У нас получилась, уже целая серия, посвящённая теме «Божественный брак». Мы уже говорили про Моисея и Сепфору, про Иосифа и Асенефу, про Осию и Гомерь, про Авраама и Сарру. Каждая история учит чему-то своему…

Лев Николаевич Толстой как-то говорил: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Однако изучая тему Божественных браков, я бы сказал с точностью до наоборот: «Все несчастные семьи несчастны одинаково, каждая счастливая семья счастлива по-своему». Проявления счастья и любви многогранны, фактически бесконечны, а несчастья и страдания, хотя и очень разные по форме, по сути, одинаковы и являются не чем иным, как отсутствием счастья и любви …

Что можно сказать про Адама и Еву? Разве у них был Божественный брак? Конечно, ведь их сотворил Бог, и их привёл друг к другу Бог, и у них было много детей, а значит они регулярно вступали в отношения любви, по обоюдному согласию … Однако же у них были и ошибки, которые отразились на всём человечестве, что говорит о том, что даже в Божественном браке, у людей остаётся своя личная доля ответственности … Можно перефразировать поговорку: «Бог хотел, как лучше, а мы сделали как всегда».

Итак, что мы точно знаем про Божественный брак Адама и Евы …

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Быт.1:27,28

Бог сотворил человека (мужчину и женщину) по Своему образу и подобию, что, во-первых, говорит нам о том, что в Боге есть мужское и женское начало, а во-вторых, что Человек в изначальном смысле – это муж и жена, а по отдельности они, соответственно, половинки. И Бог даёт мужу и жене три Благословения – «плодитесь, размножайтесь и владычествуйте». Плодитесь или будьте плодотворны – это личная зрелость и самосовершенствование, размножайтесь – это семья и воспитание детей, а владычествуйте – это гармония с природой. Если хорошенько задуматься, то абсолютно все человеческие устремления можно разбить на три группы: самопознание, отношения с другими людьми и отношения с материальным миром. Это и есть три Божьих Благословения…

Что дальше?

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Быт.2:21-25

В первой главе книги Бытие, Бог уже сотворил Адама и Еву, а тут во второй главе, как бы заново происходит творение, для чего? Многие обращают внимание, что Ева появилась из ребра Адама и поэтому у мужчин должно быть на одно ребро меньше, однако медицина этого не подтверждает. Поэтому видимо тут подчёркивается совсем другая идея – так как муж и жена по отдельности половинки, то им необходимо быть вместе, быть одной плотью, а значит, что супружеские отношения важнее, нежели отношения между родителями и детьми. Родители и дети даны нам на время, а жена или муж навсегда. Иисус говорил про это очень ясно:

«Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так».
Матф.19:4-8

То есть изначальный Божий план никакого развода, никаких измен и никакого свободного секса не предполагал вовсе… Если вернуться к ребру, то эта часть тела близка к сердцу, поэтому мужу жену и жене мужа, нужно всегда держать поближе к сердцу и любить как свою собственную плоть:

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее …»
Еф.5:28,29

Итак, брак Адама и Евы действительно Божественный – они половинки друг для друга, они сотворены друг для друга, вместе они образ Божий, им дано повеление (Благословение) - любить, вступать в сексуальные отношения, давать рождение многим детям … Они открыты друг перед другом полностью, в них нет ни страха, ни сомнений, ни стыда …

А вот дальше, они по своему собственному выбору пренебрегают Божьим Словом, и слушаются слов змея. То есть, по сути, они предают Бога прежде всего в своём сердце, потом пренебрегают Божьим Словом, потом совершают грех и постепенно приобретают такие неприятные для любого брака черты, как похоть, страх, стыд, высокомерие, самооправдание и т.д.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Быт.3:6,7

Первое, что начало разрушать Божественный брак Адама и Евы – это похоть.

«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
Быт.3:9,10

Второе, что разрушало их Божественный брак – это страх, предстать перед Богом и признаться в содеянном.

«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Быт.3:11-13

Третье, что разрушало Божественный брак было – самооправдание и безответственность (я не виноват, это всё они).

Оставаться вблизи от Бога в Эдемском саду Адам и Ева больше уже не могли, и дальше жили своим умом. Они рожают и воспитывают детей, однако делают это так, что старший Каин, в конечном итоге убивает младшего Авеля. Это позволяет предположить, что семья Адама и Евы после изгнания из Рая, по крайней мере вначале, была неблагополучной. По-видимому, Адам и Ева серьёзно ссорились, и их вражда проявилась и в воспитании детей, что привело в конечном итоге к детским психологическим травмам и трагедии …

На этом достоверная история заканчивается и дальше мы можем опираться только на Апокрифы. В частности, есть такой апокриф – «Житие Адама и Евы», другое его название «Адамова книга» и самый оригинальный текст датируется I веком нашей эры. Потом, конечно, были правки, вставки из христианства и различные переводы, со своими уникальными подробностями. «Адамова книга» входит в Талмуд. Мне более всего понравилась латинская версия, давайте её дальше и процитируем …

Итак, далее несколько подробностей семейной жизни Адама и Евы после изгнания из Рая, из латинской версии апокрифа «Житие Адама и Евы» …

Пусть изменить грехопадение было Адаму и Еве не по силам, но думаю, что, потеряв связь с Богом они наверняка пытались это сделать. Процесс их раскаяния так описывается в апокрифе:

«И Адам сказал Еве: «Ты не можешь принести так много как я, но принеси (такую жертву) на сколько у тебя хватит сил. А я проведу сорок дней, постясь, но ты сделай это в речке Тигр и выбери камень и стань на него в воде до шеи своей в глубине реки. И не позволяй никакой речи исходить из уст твоих, так как мы не достойны, чтобы обращаться к Богу, поскольку наши губы нечисты от незаконного и запрещенного плода. И стой в реке тридцать семь дней. А я проведу сорок дней в воде Иордана, возможно Бог сжалится над нами».

Здесь они налагают на себя серьёзные физические ограничения, они стоят в холодной воде, постятся, а также соблюдают обет молчания … Это не помогло исправить последствия грехопадения, но по крайней мере вывело дьявола на «чистую воду»:

«И с тяжелым вздохом, дьявол сказал: «O Адам! вся моя враждебность, зависть, и горе - для тебя, так как это – из-за тебя у меня забрали славу, которой я обладал на небесах посреди ангелов, и из-за тебя был сброшен на землю». Адам ответил, «Что сделать я могу? Что я сделал уже, и какой мой грех против тебя? Посмотри ты не получил никакого вреда или ущерба от меня, почему ты преследуешь меня?» Дьявол ответил: «Адам, что ты говоришь мне? Именно для твоей пользы меня сбросили с места моего. Когда тебя создали меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в тебя дыхание жизни и лицо твое было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас) поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот - Адам. Я сделал его в нашем образе и подобии. И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку Бог так приказал». И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал: «Поклонись образу Бога, и я ответил, «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему, «Почему ты убеждаешь меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я - старше его в Создании, прежде, чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».

То есть мотивом во время искушения Евы, у Архангела Люцифера, которого ещё называют драконом, змием, дьяволом и сатаною, была зависть, недостаток любви, высокомерие и безответственность …

И всё же не смотря на печальные обстоятельства: изгнание из Рая, убийство Каином Авеля, труд в поте лица, болезненные роды и прочее. Адам и Ева, держались друг друга, регулярно вступали в сексуальные отношения и рожали детей, в апокрифе даже приводится их число:

«И после того, как Адам родил Софа, он жил восемьсот лет и родил тридцать сыновей и тридцать дочерей; и всех детей было шестьдесят три. И они были увеличены по земле в их народах».

Это говорит нам, о том, что хотя Адам и Ева и ссорились друг с другом, всё же они оставались вместе, не разводились и постепенно учились строить отношения …

Когда Адам и Ева состарились, а все их дети выросли, они собрали их вместе и поведали им историю своего падения, завещав записать её на глиняных и каменных скрижалях, чтобы помнить историю и делать из неё правильные выводы. Кажется отличная идея, не только совершать ошибки, но и учиться на них, каяться в них перед своими потомками и предостерегать их от повторения этих самых ошибок …

Что думаете, по поводу всей этой истории? Оставляйте обратную связь …


Рецензии