А. Храмцов. Гидрографические работы до 1854 г

А. Храмцов  [1]

ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ,
произведенные в настоящее царствование [Императора Николая I-го]:
Опись Балтийского Моря и Заливов Финского и Рижского


Очень долго единственными путеводителями по морям, даже часто посещаемым, были карты Голландские, произведения ума промышленного и торгового. Издание морских светильников (Zee-fakkel) дозволялось лицам частным. Издатели довольствовались, по большей части, наглядными сведениями от шкиперов, часто невежественных, дополняли карты без строгого разбора и с вековыми, грубыми ошибками, но за дешевую цену продавали всему Свету.
В половине XVII века появились карты Балтийского моря на Шведском языке. Самая древняя, плоская карта Балтийского моря издана была в 1644 году Иоганом Монсоном, кораблеводцем Шведского флота. Лоция, приложенная к этой карте, руководствовала и Русских мореходцев с 1721 года, в плавании их по Балтийскому морю, и до 1786 года выдержала четыре издания.
В 1694 году Шведский Вице-Адмирал Розенфельдт издал меркаторскую карту Балтийского моря, и добавил к ней карту Ботнического залива, с описи Адмирала Зегельма, в 1695 году. Обе карты составлены были на компас, коего склонение 3/4 румба западное. Они не отличались ни точностью, ни подробностью, особенно карты Финляндских шхер, которые и в позднейшее время, когда в Швеции имелись уже хорошие карты Финского залива, обнародованы не были, и составляли предмет государственной тайны.
В 1714 году, по повелению Петра Великого, составлен был с иностранных карт первый атлас Балтийского моря на Русском языке. Но усматривая, как были неполны тогда сведения о Финском заливе, Государь поручил Инженер-Полковнику Люберасу сделать новую опись этой части моря. Люберас с помощниками своими: Мишуковым, Лейном, Гансом, Экгофом и другими занимался работами до 1723 года; сделал опись Южного берега, от Красной Горки до Гапсаля, дополнил прежними картами, и в 1723 году напечатано было второе издание Атласа Балтийского Моря на Русском Языке   [2].
В 1738 году напечатана первая часть Морского Светильника, составленного с иностранных карт под руководством Прокурора бывшей Адмиралтейств-Коллегии Ф.Н. Соймонова. Тогда было предположено издать морской атлас всего света, но предприятие ограничилось первою частью.
В 1739 году, Высочайше повелено Люберасу и Флота Капитану Нагаеву сделать новую съемку Северного берега Финского залива, от Кронштадта до Пютерлакса, границы 1721 года. Это поручение выполнено было ими в 1741 году.
Тот же Атлас 1738 года, только с новым предисловием, поднесен был Коллегиею Императрице Елисавете Петровне в 1741 году. Но мореплаватели год от году более усматривали всю неполноту карт, изданных до сего времени. Между тем, в 1738 году изданы были на Шведском языке карты Балтийского моря Лоц-Директором Нилом Штремкроном. Русская Адмиралтейств-Коллегия в 1745 году определила: гравировать карты с этого Атласа, а часть Финского залива, входящую в новую границу Русских владений, т.е. до реки Кюмени, подробно описать вновь, и эту работу поручить Флота Капитану Нагаеву, яко доброму Зейману.
Можно сказать, что до Нагаева у нас не было ни одной постоянной гидрографической экспедиции. Он первый прояснил, сколько современная наука дозволяла, понятие о Финском заливе вообще и о Финляндских шхерах в особенности, за что и заслужил в свое время полную благодарность не только Русских, но даже и иностранных моряков.
Работы Нагаева и сотрудников его: Винкова, Лебядникова, Рябинина, Плещеева, Ирецкого, Чернова, Сербина и других, продолжались с 1746 по 1752 год. Из трудов их составлены были следующие карты:
A. Морские: 1) от С.-Петербурга до Гогланда, 2) от Гогланда до Наргэна, 3) от Наргэна до Дагерорта, 4) от Дагерорта до Виндавы, с Монзундом и заливом Рижским, и 5) Ревельского рейда.
В. Шхерные: 1) от С.-Петербурга до Биорк-э, 2) от Биорк-э до Крюсерорта, 3) от Крюсерорта до мыса Лапонеми, 4) от мыса Лапонеми до реки Кюмени, границы 1743 года, и 5) входа с моря в Асп-э.
Первое издание Атласа Нагаева представлено было Императрице Елисавете Петровне в 1767 году Мая 29-го. Ко всем этим картам составлена была им подробнейшая лоция, в 3-х частях, которая давалась на флот в рукописи, и до 1789 года напечатана не была.
Так как некоторые места на картах были еще недостаточно полны, то для пополнения таких мест ежегодно посылались в море суда, под начальством лиц, знакомых уже с гидрографическими работами. Издание Атласа Нагаева повторялось в 1788, 1789 и 1795 годах. Краткий промежуток времени между двумя первыми из сих годов объясняется тем, что Финляндский берег, от реки Кюмени до Ганг-эудда, положен был со Шведских карт, взятых на пленном Шведском корабле Густав-Адольф в 1788 г., у Готланда.
Атлас Нагаева, хотя был и тщательно составлен, и в свое время был удовлетворителен, но впоследствии не мог служить с таковою же пользою. Астрономически определены были главнейшие только места, как то: С.-Петербург, Гогланд, Ревель, Рига, Дагерорт, Аренсбург. Наблюдения, береговыми квадрантами, делали назначаемые для сего от Академии лица, именно: Красильников, Гришов, Делиль и др. - Прочие же места наносились на карту посредством астролябии и компаса. Все карты в Атласе Нагаева плоские, без градусных делений, и без означения склонения компаса, хотя к каждой карте приложен десятичный масштаб разных линейных мер.
Но если вникнуть в степень современных Нагаеву познаний теории сочинения карт, не только в России, но даже у иностранцев, если вспомнить при том, что изобретенный в 1731 году октан Гадлея появился у нас в первый раз в 1757 году, и только что начали с ним знакомиться на флоте; а секстан и в 1799 году мало еще употреблялся и за границею, если ко всему прибавить, что тогда у нас считалось в одном градусе меридиана 104 версты 318 1/4 сажень, почти на полверсты более настоящего, что весьма важно при тогдашнем обыкновении связывать отдаленные береговые места посредством счислимого плавания, то нельзя не благодарить Нагаева за полезный и добросовестный его труд, служивший Русским мореплавателям почти 50 лет.
Первое ознакомление в России с хорошими угломерными инструментами, и особенно с хронометром, повело к исправлению карт Нагаева. В 1802 году, Адмиралтейств-Коллегии Высочайше повелено: «Морские карты, изданные покойным Адмиралом Нагаевым, по многим открывшимся в них неверностям и недостаткам, исправить; а для того определить положение берегов Балтийского моря и Финского залива по геодезическим правилам и астрономическим наблюдениям; потом сочинить вновь морские карты, с означением на них широт и долгот, с показанием глубины грунтов и склонения компаса». - Все это выполнить поручено было Капитан-Командору Г.А. Сарычеву.
Определив с 1802 по 1807 год положение трех пунктов астрономически, а прочие пункты привязывая к ним углами и пеленгами, Сарычев, имея помощниками Абросимова и Колодкина, и употребляя инструменты: береговой квадрант, секстан, хронометр и ртутный горизонт, исправил Атлас Нагаева, составил некоторые карты по проекции меркатора и другие плоские, издал новый Атлас в 1809 году. Около этого же времени исправлялись, и напечатаны в 1812 году, планы Финляндских шхер, от Крюсерорта до Урренгрунда, под руководством Лоц Капитана Старой Финляндии фон-Дезина. К Атласу Сарычева составлена им же, в 1817 году, первая часть Лоции от реки Невы до Дагерортского Маяка.
Несмотря на то, что вслед за изданием Атласа Сарычева почти ежегодно назначались суда собственно для съемки и промера разных частей Финского залива, и таким образом постепенно исправлялось положение приморских берегов, за всем тем еще и до нашего времени сохранились на картах места, работы первого нашего гидрографа. Главнейшие из экспедиций для съемки Финского залива, после Сарычева, были: Епанчина, Тыртова, Захарьина, Тихменева, Купреянова и других. Все их работы служили для пополнения Атласа Сарычева.
Но прошло время перекопировок, отрывчатых экспедиций и работ быстрых там, где для прочности дела требовался труд многолетий. Притом новые открытия и усовершенствования в инструментах, сделанные Троутоном, Рейхенбахом, Фрауенгофером, Репсольдом и др., изучение точнейших способов определения мест Бесселем, Гауссом и др., быстро подвинули вообще астрономические наблюдения, а изыскания по части триангуляции  [3] и приложение к ней точнейших формул Лежандра, Ориани, Боненбергера, Шуберта, Цаха и др., поставили вообще картографию на степень самостоятельной науки.
Предположение новой съемки Балтийского моря возымело у нас начало в 1828 году. Около этого же времени производилась триангуляция и по берегам прочих Держав, прилежащих к Балтийскому морю. 23 Марта Высочайше повелено:
1. Поручить одному начальнику всю съемку Балтийского моря, начиная от С.-Петербурга до Прусских берегов, восточного берега Готланда и до Шведских берегов, Аландским шхерам противулежащих.
2. Съемку разделить на две части:
a. Астрономическую и тригонометрическую.
b. Съемку берегов и назначение промеров.
По части Астрономической, имелось уже несколько верно определенных пунктов от С.-Петербурга до Гогланда, на котором в то время оканчивалось градусное измерение Профессора Струве. Пункты эти определены были при топографической съемке С.-Петербургской губернии Генералом Шубертом. На этом пространстве Финского залива еще предстояло определить широту Выборга, а к западу от Гогланда широты других замечательнейших пунктов; определить также долготы их хронометрически, и все пространство  Балтийского моря до границ с соседними Державами покрыть сетью треугольников.
По части Геодезической, предполагалось в тех местах, где уже была хорошая топографическая съемка, ограничиться ее поверкою, вмещая в берега новый промер глубины моря; но где мензульной съемки не было, там только делать ее вновь.
Масштаб для мензульных листов определен был двоякий: для берегов 1/42000, т.е. одна верста в Английском дюйме; а для портов, гаваней, бухт, шхерных фарватеров и пр. 1/16800, т.е. 200 сажень в Английском дюйме.
Из этих данных предположено составить Атлас Балтийского моря. По мере производства съемки составлять, по данному образцу, и гравировать карты, коих масштабы должны согласоваться с практическими для того потребностями. - К Атласу предположено приложить ведомость всем наблюдениям, на коих он основан, и присовокупить изъяснение вообще всего хода работ.
Главным начальником съемки назначен был Генерал-Майор Шуберт. Начальником триангуляции назначен Флота Лейтенант (ныне Генерал-Майор) Барон В.В. Врангель, а начальником съемки берегов и промера глубин, с 1833 года, Капитан-Лейтенант (ныне Генерал-Майор) М.Ф. Рейнеке.
Приготовления к триангуляции, т.е. заказ инструментов и приобучение некоторых морских офицеров к занятиям нового рода, продолжались по 1830 год. Между тем Барон Врангель, в 1829 году, построил триангуляционные знаки на островах: Лавенсари, Пени, Большом Тютерсе, и снял мензулою планы, как их, так и О-ва Сескара. Также построил знаки на южной стороне О-ва Гогланда и близ мызы Онтики на Эстляндском берегу, измерил углы на Лавенсари, Сойкиной горе и Б. Тютерсе. - Сверх того, под надзором Барона Врангеля, с 1828 по  1831 год, строилась в Ревеле, на горе Лаксберг временная обсерватория, долженствовавшая служить центральною точкою новой съемки всего Балтийского Моря.
В 1830 году, зимою, под руководством Барона Врангеля измерен был по льду Ревельского рейда базис, длиною в 2252 сажени. С него проложена была триангуляция от Гогланда к востоку по островам, а к западу по Эстляндскому берегу до Махольма и Хальяла; также проложена была триангуляция и по Финляндским шхерам, от Гельсингфорса до Ловизы, и сделана мензульная съемка островов: Сескара, Малого Тютерса, Нервы, Родшхера и обоих Виргинов.
В 1831 году, продолжена триангуляция от Махольма и Хальяла до Дагерортского маяка.
В 1832 году, астрономически определены широты Выборга, Гельсингфорса и Дагерорта; продолжена триангуляция от Ловизы до Выборга и от Гельсингфорса до Поркалаудда, так что к лету 1833 года вся триангуляция по Финскому заливу, от Кронштадта до Поркалаудда и до Дагерортского маяка, была кончена.
В том же 1832 году Барон Врангель, посредством 64 высот Полярной звезды, измеренных универсальным инструментом, определил широту Ревельской обсерватории 59° 26' 7". 48. Эта широта и была принята за основание при вычислении всей тригонометрической сети.
В 1833 году, по Высочайшему повелению, для определения долгот некоторых точек Балтийского моря предпринята известная хронометрическая экспедиция. В ней приняли участие все Прибалтийские державы. На избранных 19 пунктах, от Кронштадта до Копенгагена и Стокгольма, устроены были временные обсерватории, и к ним назначены наблюдатели. В распоряжение экспедиции, под начальством Генерал-Лейтенанта Шуберта, дан был пароход «Геркулес», куда помещено было 56 казенных и частных хронометров. - Переходы для наблюдений  от одного места до другого, по нескольку раз, продолжались с 26 Мая по 19 Сентября.
Если к 18 пунктам, определенным собственно хронометрически, прибавить 22 пункта, связанных с первыми тригонометрически, и потому принимаемых за определенные хронометрически, то получится 40 пунктов, на коих Балтийское море получило взаимную, астрономическую связь. Пункты, определенные собственно хронометрически, были: Кронштадт, Гогланд, Ревель, Дагерорт, Свалферорт, Гельсингфорс, Або, Стокгольм, Готланд, Эланд, Карлскрона, Кенигсберг, Данциг, Свинемюнде, Аркона, Христианс-э (Эртхольм), Копенгаген и Любек. Девятнадцатый пункт Ут-э, по причине грозы, остановившей ход часов наблюдателя на этом острове, а также и по свежести ветра, не дозволившего пароходу подойти к Ут-э, определен не был.
В отсутствие Барона Врангеля, участвовавшего в хронометрической экспедиции, помощники его: Корпуса Флотских Штурманов Штабс-Капитан Рекс и Поручик Гольмстрем сделали рекогносцировку от Свеаборга к западу, по островам, где построили 120 триангуляционных знаков. В 1834 году, Барон Врангель, продолжив триангуляцию от Гапсаля до Пернова, покрыл сетью треугольников пространство от Аландских островов до Ут-э; а один из его помощников, Штабс-Капитан Кислаковский, сделал триангуляцию от Ут-э до Свеаборга.
Зимою 1835 года, по льду Люмпорфиэрда, в Аландских шхерах, Барон Врангель вымерил другой базис 2600 сажень, для поверки триангуляции, выведенной с Ревельского базиса. Летом того же года, продолжена была триангуляция до Або и пополнены триангуляции, из коих Аландская - связана была с триангуляциею, деланною в то же время Шведскими офицерами.
В 1836 году, еще раз пополнены прежние триангуляции и окончательно связаны с триангуляциею Южного берега Финского залива.
В 1837 и 1838 годах, проложена триангуляция от о-ва Вормса по берегам Монзунда, и чрез острова: Даго, Мон и Эзель, к маякам Дагерорту, Свалферорту и Домеснесу. Здесь триангуляция Барона Врангеля примкнула к триангуляциям: Курляндской, Генерала Теннера, у маяков Свалферорта и Домеснеса, и Лифляндской, Струве, у города Пернова. Но как знаки по северному берегу Курляндии, означавшие вершины треугольников сети Генерала Теннера, не сохранились, то и выводы сей триангуляции не могли быть употреблены в дело; а потому Барон Врангель впоследствии, когда работы его доведены были до Курляндского берега, сделал здесь новую триангуляцию с 1840 по 1842 год.
Таким образом, исключая Ботнический залив, от Аландских островов к северу, по всем прочим берегам и островам Балтийского моря и Финского залива, входящим в границу русских владений, триангуляция была кончена. А в 1839 году, кончены были и все вычисления, до триангуляции относящиеся. Вычисления, необходимые для начала съемки, состояли в том, чтобы каждой вершины треугольника, т.е. триангуляционной точки, определить расстояние от центральной точки съемки, в нормальных саженях, т.е. от Ревельской обсерватории.
Непосредственно за работами тригонометрическими следовали работы гидрографические, т.е. съемка берегов и промер глубины моря. Сначала эта работа производилась с малыми средствами и ограничивалась собственно промером в тех местах, где мензульная съемка сделана уже была офицерами Генерального Штаба.
Так в 1829 году гемам «Мирный», бывший в практической эскадре Морского Кадетского Корпуса, занимался промером между С.-Петербургом и Кронштадтом только 13 дней.
Зимою 1830 года, Поручики Корпуса Флотских Штурманов Экерминдер и Маргасов сделали промер устьев реки Невы на  30 квадратных верст; а весною, на гребных судах, продолжали этот промер к западу на 9 квадратных верст. С голета Олень, Лейтенант Лазарев промерил ревельские банки и часть шхерного фарватера от Свеаборга к востоку. Последняя работа произведена была на основании проекта, принятого вначале, т.е. по старым съемкам, что оказалось вовсе неудобным, так что впоследствии топографические карты старой съемки вообще служили хорошими только руководствами в распределении участков работ и расстановки необходимых для съемки знаков. Представляя точное положение мест и верную береговую ситуаций, топографические карты жертвовали многими подробностями, как то: точным очерком маленьких бухточек, проливов, определением надводных и временно-покрывающихся водою камней, лоцманских вех, береговых предметов, полезных для мореплавания, одним словом, всем, что составляет существенную принадлежность верной и полной Гидрографической карты. И так как пополнение всех этих подробностей, нанесение их в надлежащее место, а главное, неудобство точного вмещения промера глубины в берега старой съемки, признано делом мешкотным и не совершенно верным, а потому и положено впоследствии вместе с промером глубины делать и подробную топографическую съемку.
Зимою 1831 года, те же офицеры и еще Поручик Яковлев продолжали промер реки Невы и южной части Ревельского рейда. Летом Поручик Маргасов, на боте № 27, продолжал шлюпочный промер до меридиана Петергофа; а на требаке Тосна, Лейтенант Лазарев сделал шлюпочный промер в северной части Ревельского рейда.
В то же лето 1831 года, Штабс-Капитан Генерального Штаба Стефан, вместе с Кондукторами Корпуса Флотских Штурманов, присланными к нему для практики, сделал, основываясь на триангуляции Барона Врангеля, мензульную съемку от Суропа до о-ва Врангеля. - Эта работа, вместе с промером Лейтенанта Лазарева, послужила к составлению первой карты Ревельского рейда, но на которой впоследствии многое было или пополнено, или переделано вновь.
Зимою и летом 1832 года, кончен промер между С.-Петербургом и Кронштадтом, и доведен к западу до Красной Горки. Весь этот промер основан был на топографической съемке Генерального Штаба и послужил к составлению карты от С.-Петербурга до Кронштадта. Летом 1832 года, Лейтенант Лазареву на требаке Тосна, продолжал шлюпочный промер Ревельского рейда и сделал съемку острова Кокшхера.
Зимою 1833 года, Поручик Бережных исследовал главный Свеаборгский фарватер, от Густавсверта к югу до банки Флятгелляр; а летом Поручик Маргасов, на боте № 28, продолжал шлюпочный промер от Красной Горки по меридиану до северного берега залива. Съемка до меридиана Красной Горки также была Генерального Штаба; и только от Стирсуддена до Местерярви сделал съемку Поручик Маргасов, чрез измерение углов секстаном, между триангуляционными точками и по магистральной мере вдоль берега. Эта часть берега впоследствии также была переделана.
В 1833 году, назначен был особый отряд промерных судов, под начальством Капитан-Лейтенанта М.Ф. Рейнеке. С этого года постоянно назначалось несколько судов для экспедиции, чрез что круг ее действий расширился. Заключая в себе до 35 производителей работ со стольким же числом гребных судов, и до 400 человек собственно промерной команды, назначавшейся попеременно из разных экипажей; экспедиция разделена была на четыре отделения; каждому отделению ежегодно распределялась работа правильными и по возможности одинаковыми участками, так что не было замешательства в действиях отделений, и пограничные работы одного отделения во всякое время могли быть поверены  работами другого. Введены были, по указанию опыта, наилучшие способы промера, вместе с практическими к тому приспособлением самих вех; производители мензульной съемки, в бесчисленных Финляндских шхерах, год от году приобретали в ней практический навык. Все это послужило к подробнейшей топографической съемке берегов, и к точнейшему промеру глубин, что в особенности весьма необходимо было для Финляндских шхер, где открыто несколько фарватеров и множество новых банок. Первые начальники отделений были Лейтенанты: Лазарев, Кемецкий 2-й, Черницкий и Сиденснер; а впоследствии Лейтенанты: Крашенинников, Казакевич, Савинков, Штабс-Капитан Меньшой и мн. др.
В первый год экспедиция состояла: из двух шкун Снег и Вихрь и требаки Тосна, с причисленным к ним отрядом гребных промерных судов. Работы начаты были к востоку от Свеаборга и в 1834 году доведены были до города Ловизы. Некоторая часть из этих первоначальных работ была впоследствии пополнена. Зимою на 1834 год произведен был промер по льду в Свеаборгском заливе и в северной Гельсингфорской гавани  [4].
В 1835 году, экспедиция увеличилась тремя судами: люгером Нарова и ботами  № 27 и № 28. Гребные суда, состоявшие при шкунах, требаке и боте № 27, пополнили работы между Свеаборгом и Ловизою; а состоявшие при люгере Нарова - делали съемку и промер от Биоркэзунда к Выборгу.
В 1836 году, в Биоркэзунде работали гребные суда, состоявшие при боте № 28; а шлюпки остальных пяти судов довели работы от Ловизы до шхер Старой Финляндии, т.е. почти до меридиана устья реки Кюмени. В это лето, вместо люгера Нарова, поступил в экспедиций бот № 3, а вместо шкуны Вихрь шкуна Молния.
В 1837 году, предположено было во-первых исследовать входы в Финляндские шхеры; а потому работы перенесены были к западу от Свеаборга, и производились в южной части Свеаборгского фарватера и около Поркалаудда. Вновь поступившие в экспедицию три брига: Охта, Патрокл и Диомид начали делать промер в море, между меридианами Свеаборга и мели Калбодегрунд. Остальные суда: шкуна Снег, требака Тосна и бот № 3, стояли в шхерах и продовольствовали приписанную к ним команду, на гребных промерных судах, работавшую в море и в шхерах. Бот № 28 продовольствовал команду, работавшую от Стирсуддена к Биорк-э. Шкуна Молния и бот № 27 были отчислены из экспедиции.
Хотя триангуляция вообще была уже выведена, но к западу от Свеаборга еще не была вычислена, и потому, не имея координат точек, служащих основанием съемке и промеру, экспедиция в 1838 году была принуждена перенести работы свои опять к востоку от Роченсальма, по шхерам Старой Финляндии. Промерные шлюпки, причисленные к тем же судам, производили работы от Роченсальма до Асп-э, и сделали съемку островов Гогланда и Соммерса. Три брига делали промер в море, около Гогланда и Сескара. Бот № 28, с причисленными к нему гребными судами, работал у острова Биорк-э. В том же 1838 году, Капитан Маргасов сделал съемку и промер устья реки Западной Двины.
В 1839 году, в экспедицию вновь поступили бриги Нестор и Коммерстракс, взамен бота № 28. Бриги Охта, Патрокл и  Нестор делали морской промер от меридиана Гангута до башни Сегельшхер. Прочие три парусные судна продовольствовали команду гребных судов, делавших съемку и промер от Гангута до Юссари. Бот № 3, с причисленными к нему гребными судами, продолжал промер к SW от Биорк-э.
В 1840 году, экспедиция перенесла свои работы на Аландские острова, и исследовала фарватеры, ведущие с моря к строившейся вновь крепости в Бомарзунде. Парусные суда состояли на этот год при экспедиции следующие: бриги: Охта, Патрокл, Коммерстракс, шхуна Снег и бот № 3. Первый четыре судна стояли в Аландских шхерах, а бот № 3 у Биорк-э, где состоявшие при нем гребные суда кончили в этом году работы.
В том же 1840 году, экспедиция съемки и промера Балтийского моря разделена была на две части: на Северную и Южную, первая осталась под начальством Капитана 2-го ранга М.Ф. Рейнеке, а вторая поступила под начальство Корпуса Флотских Штурманов Полковника Барона В.В. Врангеля. - Имея два брига и пароход, южная экспедиция, с двумя отрядами гребных судов и пароходом, промерила Свалферортский риф и сделала съемку южной части острова Эзеля. А зимою на 1841 год сделала по льду промер Ревельского рейда, от Карлуса до Наргэна  [5].
В 1841 году, Северная экспедиция, за отсутствием начальника сей экспедиции, имела три судна: бриг Коммерстракс, шкуну Снег и бот № 3. Три отряда гребных судов сделали съемку и промер между Свеаборгом и Поркалауддом, а четвертый, с бота № 3, заделывал остававшийся промежуток у Фридрихсгама. Южная экспедиция, с двумя бригами и пароходом, продолжала работы между Аренсбургом и Домеснесом.
В 1842 году, в Северной экспедиции находились бриги: Охта, Усердие и Коммерстракс, шкуны Метеор и Снег, и бот № 3. Два первые брига и шкуна Метеор делали промер в море, между Кокшхером и Гангэуддом. Три отряда гребных судов делали съемку и промер около Барезунда, а гребной отряд с бота № 3 работал между Фридрихсгамом и Курсал-э.
Южная экспедиция, с двумя транспортами и пароходом, работала у Курляндского берега. В последние три года Барон Врангель вывел триангуляцию от Свалферортского маяка по северному берегу Курляндии.
В 1843 году, работы съемки и промера в Северной экспедиции производились так же, как в предыдущие годы, четырьмя отрядами гребных судов, между Курсал-э и Крюсерортом. В это лето состоявшие при экспедиции парусные суда: бриг Охта, шкуны Метеор и Снег, делали промер в море, от Сескара до Родшхера. Бриг Агамемнон и бот № 3 стояли в шхерах.
В Южной экспедиции один отряд гребных судов делал съемку и промер в заливе Рогервик; а другой - продолжал работы у Домеснеса и Аренсбурга. Парусные суда этой экспедиции состояли из брига Казарский, парохода Быстрый и двух транспортов.
В 1844 году, в северную экспедицию назначены были бриги: Усердие, Агамемнон и Приам, шкуна Метеор и бот № 3. Первые четыре судна делали морской промер от Красной Горки до Гогланда. Четыре отряда гребных судов работало в разных местах, как то: пополняли промер прежних годов у Урренгрунда и в Пеллингах; делали съемки и промер между Красной Горкой и Сойкиной, на островах Лавенсари и Пени, и наконец около Биорк-э, где стоял бот № 3.
Южная экспедиция состояла из одного брига, двух транспортов и парохода. Два отряда гребных судов этой экспедиции работали; первый - между Наргэном и Суропом, а второй - у Эзеля, между Свалфертом и Фильзандом.
В 1845 году, в Северной экспедиции, за исключением гребного отряда судов, состоявшего при боте № 3 и кончившего работы на северном берегу Финского залива, около Крюсерорта, остальные три отряда гребных судов перенесли свои работы на южный берег сего залива и заняли пространство от Сойкиной Горы до мызы Онтики. Бриги: Диомид, Нестор и шкуна Метеор, делали морской промер в Нарвской губе и западнее Гогланда.
В Южной экспедиции состояли два транспорта и пароход. Тринадцать гребных судов делали съемку и промер с западной стороны Эзеля до Фильзанда. Пароход Быстрый делал промер между Свалферортом и Люзерортохм.
Работы съемки и промера в 1846 году производились в Северной экспедиции на о-ве Сескаре и около Курсало, также от Онтики до залива Папонвик. Бриги Диомид и Филоктет, шкуны Снег и Метеор и яхта Голубка делали морской промер от меридиана Онтики до Экхольма.
В Южной экспедиции, состоявшей из брига Приам, транспорта Печора и парохода Быстрый, первый отряд гребных судов делал съемку и промер по западную сторону Эзеля, до Селлезунда; а другой от Рогервика до залива Кейбо.
В 1847 году, в Северной экспедиции составлено три отряда гребных судов; один из них делал промер в Финляндских шхерах, около Сварт-вирана, и к югу от Пеллингов до мели Калбодегрунд, а два остальные делали съемку и промер от меридиана мыса Юминды до о-ва Вульфа, включительно. - Парусные суда Северной экспедиции: бриг Диомид, шкуна Снег и яхта Голубка, пополнили морской промер от Лавенсари до Нарвской губы и к югу от Урренгрунда.
В Южной экспедиции, состоявшей из бригов Филоктет и Парис, первый отряд гребных судов работал у северного берега Эзеля, а другой у юго-западного берега Даго.
В 1848 году, три отряда гребных судов Северной экспедиции работали в разных местах. Первый отряд делал промер по северную сторону мели Калбодегрунд до шхер; второй делал промер по северную и восточную стороны острова Наргэна; а третий делал съемку и промер от залива Кейбо до мели Спит- гамн, на Эстляндском берегу. Парусные суда этой экспедиции, состоявшие из бригов Диомид, Парис, Филоктет и яхты Голубка, делали морской промер от Калбодегрунда к востоку и к югу, до Экхольма.
В Южной экспедиции, состоявшей из брига Приам, шкуны Снег и парохода Быстрый, первый отряд гребных судов работал у Либавского берега, а второй в Монзунде.
В 1849 году, промером у Калбодегрунда и пополнением работ прежних годов у Борго и в Пеллингах занимался один отряд гребных судов Северной экспедиции; остальные же два отряда делали съемку и промер между Оденсхольмом, Гапсалем и Вормсом. Парусные суда этой экспедиции, состоявшие из бригов: Диомид, Филоктет и яхты Голубка, делали морской промер от меридиана Калбодегрунда до меридиана Кокшхера. Поступивший в 1848 году в экспедицию Лейтенант Ивашинцов плавал на лоц-ботике по разным местам Финского залива для наблюдений над склонением компаса, что прежде него делал Начальник Северной экспедиции, а после Лейтенант Зарудный. При Северной экспедиции еще состоял и транспорт Печора.
Два отряда гребных судов Южной экспедиции работали в Монзунде, у островов Эзеля и Кассара, парусные суда этой экспедиции были на этот год: шкуна Дождь, люгер Стрельна и транспорт Волхов.
Работы одного из трех гребных отрядов Северной экспедиции у Калбодегрунда и Гласхольма, также поверки прежних работ, восточнее Пеллингэ и около Борго, кончены были в 1850 году. В этом же году два остальные отряда гребных судов работали: первый между Спитгамном и Гапсалем, а второй в Монзунде, у северо-восточного берега острова Даго. Парусные суда этой экспедиции, бриги: Диомид, Аякс и яхта Голубка, делали морской промер между Оденсхольмом и Даго; пароход Поспешный делал промер у Калбодегрунда; транспорт Печора, как и в 1849 году, продовольствовал вею команду гребных судов.
В Южной экспедиции оба ее отряда гребных судов работали в южной части Монзунда. Парусные суда этой экспедиции были: транспорт Тверца, шкуны: Дождь и Радуга, и люгер Стрельна.
Работы 1851 года в Северной экспедиции продолжались также тремя отрядами гребных судов, именно: один из них делал съемку и промер к северу и к югу от Вормса, до соединения с работами Южной экспедиции; остальные два гребные отряда работали по северную сторону Даго. Парусные суда, бриги: Диомид, Парис, яхта Голубка и пароход Поспешный делали морской промер к западу от Кокшхера, на меридиане залива Кунды до Стеншхера, и наконец между Оденсхольмом и Монзундом. При экспедиции состоял транспорт Печора.
В Южной экспедиции, состоявшей из шкун Радуга, Град и транспорта Пинега, первый отряд гребных судов работал по восточную сторону Даго, а второй в Южной части Монзунда.
В 1852 году, в Северной экспедиции было составлено только два гребных отряда, для работ по северо-западную сторону острова Даго, где работы Северной и Южной экспедиций окончательно были соединены. Парусные суда Северной экспедиции, бриги: Парис, Аякс, шкуна Град, яхта Голубка и пароход Поспешный, делали морской промер между Оденсхольмом и Даго, также у Вормса и Стеншхера. - Транспорт Молога продовольствовал промерные команды.
В Южной экспедиции, состоявшей из транспорта Пинега и шкуны Метеор, составлено было три отряда гребных судов, которые работали в Южной части Монзунда и соединили здесь свои работы с работами Северной экспедиции.
Таким образом, почти чрез 25 лет топографическая съемка берегов и шлюпочный промер глубин в Финском Заливе доведены были от С.-Петербурга до Ганг-эудда, Даго и Эзеля, включительно. На этом пространстве сделан также промер и с парусных судов; но для парусного промера, есть еще и всегда будет место среди Финского залива, подверженного влиянию волн и льда, чрез что, как справедливо заметил Адмирал Нагаев, в одном месте банки уничтожаются, а в другом образуются вновь.
Драгоценнейшие материалы, плод 25-летних совокупных и нередко тяжких гидрографических работ в Финском Заливе составляют:
1. Две рукописные книги, заключающие в себе тригонометрическую съемку берегов Балтийского моря, в границах Русских владений.
2. 350 мензульных листов, по сто квадратных верст каждый, в масштабе 200 сажен в англ. дюйме.
Эти единственные и незаменимые материялы служат теперь для составления и для поверки Атласа Финского залива, коего Гидрографическим Департаментом уже изданы следующие карты:
Генеральная карта Финского залива, от Кронштадта до Дагерорта и Ут-э. – 1852-1852 г. на двух листах.

Путевые карты Финского залива:
1. От С.-Петербурга до Сескара. 1851 г.
2. От Сескара до Гогланда. 1848 г.
3. Нарвской губы. 1848 г.
4. От Гогланда до Ревеля. 1850 г.

Частные Финского залива с Эстляндским берегом:
1. От С.-Петербурга до Кронштадта. 1834 г.
2. Кронштадтской губы. 1834 г.
3. Южного берега Финского залива, около губы Кувды. 1851 г.
4. Кашпервика, Монвика, Панонвика и Колквика. 1850 г.
5. Входов на Ревельский рейд. 1846 г.
6. От Суропа до Оденсхольма, с Балтийским портом. 1851 г.
7. Входов в Монзунд. 1854 г.
Финляндского берега двенадцать карт.

Рижского Залива:
1. Западного входа в Рижский Залив. 1846 г.
2. Устья реки Западной Двины. 1840 г.
Сверх сего, собственно для маневров флота, издана карта части Финского залива, от Стирсуддена до Гогланда, с обоими берегами залива. 1852 г.

Планы:
1. Устьев реки Невы. 1834 г.
2. Северной Гогландской бухты. 1845 г.
3. Острова Соммерса. 1846 г.

Всего по новой съемке издано 26 карт и 3 плана. К картам нет еще лоции, но уже издано описание входов в некоторые порты Балтийского моря, с пятью прибавлениями.
За окончанием гидрографических работ в Финском заливе еще предстоит исследовать: Рижский залив, часть Курляндского берега, Абовские и Аландские шхеры, и наконец Ботнический залив, где еще нет и триангуляции. Работы предстоит весьма много, но когда и эти работы выполнятся точно так же, как и предшествующие, тогда, судя по современным нам съемкам других морей, можно быть уверенным, что гидрографические работы в части Балтийского моря, входящей в границу Русских владений, по степени их точности и подробности, станут на ряду с наилучшими подобного рода трудами во всем свете.

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. Автор статьи указан на основании «Указателя статей Морского Сборника 1848-1872 г.» (Сост. И. Петров. СПб.: Тип. Морского министерства в Главном Адмиралтействе, 1875. С. 218. № 4638) – Примечание М.Б.
  2. Часть берега от С.-Петербурга до Красной Горки, снятая также Люберасом, была впоследствии переделана Флота Капитаном Нагаевым.
  3. Триангуляция (от лат. triangulum – треугольник) – один из методов создания сети опорных геодезических пунктов и сама сеть, созданная этим методом; заключается в построении рядов или сетей примыкающих друг к другу треугольников и в определении положения их вершин в избранной системе координат. В каждом треугольнике измеряют все три угла, а одну из его сторон определяют из вычислений путём последовательного решения предыдущих треугольников, начиная от того из них, в котором одна из его сторон получена из измерений (такая сторона называется базисной).
  4. Здесь нельзя не припомнить, что в 1834 году, летом, экспедиция лишилась одного из деятельных своих старших офицеров, Лейтенанта Лазарева. Возвращаясь в шхеры с приморской съемки на шести-весельной шлюпке; от внезапно нашедшего шквала шлюпку залило, и он погиб со всею командою. Тело его выплыло на поверхность воды уже осенью, и лоцманами погребено на островке Свартхольме при входе в город Ловизу.
  5. В числе офицеров южной экспедиции состояли: Лейтенант Сиверс, занимавшийся пополнительною триангуляциею и пароходным промером, для коего им составлено было и практическое руководство; Поручики Иродов 1-й, Бабкин, Д. Иванов, Лейтенант Шульц и мн. др.

(Морской Сборник. 1854. № 7 (июль). Официальные статьи и известия. С. 159 - 180).

Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.


Рецензии