Желтые хризантемы

   
   ОН – молодой человек выше среднего роста, темный шатен, с правильными чертами лица, слегка выдающимся подбородком, что говорит о сильном характере. Внешне спокойный и уравновешенный, но в душе страстный и подчас непримиримый человек.
   
    ОНА же – стройная, миниатюрная,- подобная изящной статуэтке. Её широко распахнутые выразительные небесно=голубые глаза в ореоле длинных темных ресниц казались постоянно удивленными. Яркая блондинка, она носила короткую стрижку, которую украшали волнистые волосы. Слегка вздернутый носик придавал ей особую пикантность. За этой милой внешностью скрывался взрывной, амбициозный характер. Избалованная вниманием противоположной половины человечества она уверовала в её полной власти над ней.
   
    Случайность, а скорее предначертанная судьбой закономерность, свела этих молодых людей. ОНА была страстная меломанка и не могла пропустить поход в оперу. В этот вечер давали «Лакме» Лео Делиба, главную партию в которой исполняла непревзойденная оперная дива. Беда в том, что все билеты были уже распроданы, и ей оставалось только попытаться купить с рук. Подойдя к театру, она стала рассматривать публику. Её внимание привлек молодой человек, который смотрел по сторонам и явно ждал кого-то. Ещё раз оглянулся и решительно направился к распахнутой настежь двери.
   
    Вдруг, как из небытия, ОНА возникла перед ним. От неожиданности ОН отпрянул в сторону. Она же сложила в молитвенной позе руки и смотрела на него своими прекрасными полными мольбы и отчаяния глазами. Молодой человек понял её без слов. У него как раз была контрамарка на двоих, но в этот вечер, как видно, никто не смог присоединиться к нему, так что, не раздумывая, взял её за руку и повел за собой.
   
    От счастья сердце бешено колотилось, и казалось, что оно вот-вот выпрыгнет из груди. Ещё не верилось, что мечта сбылась. Наконец они вошли в ложу, заняли свои места. Постепенно в зале погас свет, медленно поднялся занавес, и дивной красоты музыка с восточными мотивами заворожила их. Он изредка поглядывал на неё, и поймал себя на мысли, что она интересует его больше, нежели происходящее на сцене. В антракте попросил её остаться в аванложе. Вскоре вернулся с бокалами шампанского и предложил выпить за приятное знакомство. Слово за слово и завязалась беседа, которая так увлекла, что они чуть не пропустили начало следующего действия. Теперь его присутствие мешало ей вновь ощутить прелесть музыки, красоту колоратурного сопрано исполнительницы и полный трагизма сюжет. Всё, что происходило на сцене, было лишь фоном.
   
    Наконец дирижер последний раз взмахнул своей палочкой. Занавес опустился, раздались бурные аплодисменты. Зрители долго не отпускали артистов. Молодые люди нехотя покидали театр. Каждый из них понимал, что наступает момент расставания. А что потом…
-Можно Вас проводить? – после некоторого колебания решился спросить ОН.
- А Вы не думаете, что меня встречает муж? – кокетливо произнесла ОНА.
-Вот сейчас и узнаю.
-Я пошутила. Если не передумали, провожайте.
   
    Вечер был тихий, теплый. Звёздное небо и редкие причудливой формы облака настраивали на романтический лад. Когда подошли к парадной её дома, возникла пауза. Она вопросительно смотрела на него, но он сделал вид, что ничего не понимает, хотя уже решил непременно в очередной выходной встретиться с ней. Игра увлекла его. Пауза затянулась до неприличия, и ОНА направилась к двери. В последний момент ОН задержал её и тут же назначил свидание, на которое ОНА согласилась, одарив его многозначительной улыбкой, и стремительно вошла в подъезд.
«А всё-таки не устоял!» - с удовлетворением подумала она.

                Время шло...   
               
                Приближался долгожданный день. Каждого из них посетило сомнение: придет или нет. Однако решили испытать судьбу. Встреча была назначена у памятника Екатерине второй.
   
    Наступило воскресенье. Теперь его мучил вопрос – прийти с цветами или без них. С одной стороны, если следовать правилам хорошего тона, которые были ему не чужды, то они нужны, а с другой, если она не придет, то с цветами он будет чувствовать себя глупо, и предпочел второй вариант.
   
    А ОНА взглянула в зеркало и, удовлетворенная своим видом, напевая «приходи на свидание только без опоздания», быстро покинула квартиру, и выскочила на улицу. День встретил её яркими красками осени и редким теплом в такое время года. Эмоции перехлестывали!
-Только бы узнать! – думала она и мысленно представляла его непременно с букетом цветов. Проверила время. Опаздывала.
-Неужели не дождется! Ускорила шаг и не заметила, что подходит к памятнику.
   
    Издали ОНА увидела юношу с цветами в руках, который то и дело поглядывал на часы. Поскольку пунктуальность была не самой сильной её стороной, то волнение его было понятно, ибо и на этот раз она не изменила своей привычке.  С улыбкой на лице, не задумываясь, направилась к нему, но, подойдя ближе, поняла, что ошиблась.
-Всё-таки не дождался! Очень удивилась и пошла домой, а то, что мог просто не прийти, ей даже в голову не приходило.

-Барышня, куда же Вы? Я жду Вас целых пятнадцать минут!
Это был ОН, но…без цветов. В первый момент она хотела придумать какой-нибудь благовидный предлог и уйти, но, когда увидела его сияющие глаза, передумала.
-Ваше предложение? - спросил он, улыбаясь.
-По-моему, мы уже перешли на «ты», и если мне не изменяет память, то идея назначить свидание принадлежит тебе.
-Теперь и развлекай!
-Тогда к Чинизелли! Ещё успеем на дневное представление. Он взял её за руку, и они помчались вдоль реки Фонтанка в цирк.
   
    В зрительном зале в основном были дети. Они шумно реагировали на все, что происходило на арене цирка. Молодые люди с удовольствием влились в общую атмосферу зала. Её смех был столь заразителен, что ОН не мог сдержать себя и вспомнить, когда же сам так от души смеялся.
   
    Даже на улице их не покидало ощущение радости и восторга. Они вспоминали удачные репризы, шутили и подтрунивали друг над другом. В приподнятом настроении, взявшись за руки, шли вдоль улиц любимого города. Неожиданно он остановился.
-Стой, не оглядывайся и жди меня!
    Недоумение! Однако подчинилась. Через несколько минут почувствовала легкое прикосновение к плечу, и перед её глазами появилась роза дивной красоты.
-А ты ещё и волшебник?
-Должен тебя разочаровать. Мы только что прошли мимо магазина цветов.
-Спасибо. Удивил! А знаешь, меня ещё никто на первом свидании не водил в цирк, да и в последующих тоже.
-Не иначе это знак судьбы. Кстати, дай мне номер твоего телефона.
-У меня только рабочий.
-Неважно, лишь бы можно было дозвониться.
   
    Шли дни, недели, складываясь в месяцы. Им уже было трудно представить, что могли не встретиться. Теперь они знали друг о друге всё или почти всё. Во многом их взгляды совпадали, но были и разногласия. ОНА всегда бурно отстаивала своё мнение, которое считала непререкаемой истиной, но если все-таки приходилось признать поражение, то принимала вид обиженного ребенка, что забавляло его. ОН же воспринимал её такой, какая она есть. Некоторое упрямство и взбалмошность характера списывал на возраст, считая её юной по сравнению с собой, хотя был не на много старше её.
   
    Теперь их встречи стали необходимостью. Он часто бывал у неё, иногда и просто оставался. Им было хорошо вдвоём. О своих чувствах они никогда не говорили, словно боялись сглазить это зародившееся ощущение счастья. Не раз ОН готов был сделать ей предложение. Да и ОНА надеялась, что он решится на этот шаг. Но как часто бывает, глупый случай меняет всё.
   
    Однажды ОНА шла по Аничкову мосту и увидела его в обществе молодой особы. Они свернули с Невского и, мило беседуя, пошли вдоль  Фонтанки. Она не верила своим глазам, Ноги подкосились, сердце бешено колотилось. Казалось, что мир рушится.
-Теперь понятно, почему уже несколько дней не появлялся. – промелькнуло в её сознании.
   
    А ОН шел со своей кузиной (дальней родственницей), с которой его связывали детство и юность. Клава (так её звали) спешила домой, и он предложил проводить её, а ещё и пообщаться, ибо давно не виделись. Сама же встреча не имела для него никакого значения.
   
    Наконец на экраны кинотеатров вышел фильм «Большая жизнь», который молодые люди мечтали посмотреть, ведь в нём снимались их любимые актеры. ОН купил билеты на вечерний сеанс и пошел к ней. Ему хотелось скорее обрадовать её.
   
    Однако встреча была более, чем холодной. «Что случилось, ты чем-то расстроена?» - с волнением спросил ОН. И это была та капля, которая разбудила вулкан негодования.
-Ты ещё спрашиваешь? И дальше выплеснула на него всё, что накопилось в её воспаленном мозгу с того рокового дня. Поток обвинений был неукротимым. Он с трудом понял причину её гнева. Несколько раз пытался вставить хоть слово, но всё было бесполезно. Когда арсенал горьких слов был исчерпан, ОНА в грубой форме дала понять, что в кино с ним не пойдет, и с насмешкой предложила ему пригласить новую знакомую. Сама тут же ушла в комнату и захлопнула дверь.
   
    Ему ничего не оставалось делать, как удалиться. Настроение было испорчено. В кино идти не хотелось. Слова обвинения преследовали его, и, как ни странно, ОН попытался взглянуть на ситуацию её глазами, и даже начал понимать её. Что же касается бурного проявления ревности, то оно польстило его мужскому самолюбию. Его чувства были сильнее обиды. К тому же, он любил её, часто представлял их семейную жизнь и всё искал подходящий момент, чтобы попросить её руки. В том, что ОНА готова покончить с неопределенностью отношений, был уверен. Всё чаще ловил её красноречивый взгляд: «Когда же?», но видимо гордость не позволяла ей завести разговор на эту щекотливую тему.
   
    Так, размышляя, ОН решил на следующий день, а это было воскресенье, прийти к ней и задать единственный вопрос: «Ты согласна стать моей женой?». По его мнению, это и был тот самый подходящий момент.
   
    С торжественным видом, что вполне соответствовало предстоящему визиту, вышел на улицу и направился в магазин цветов. Среди роз, гвоздик выгодно выделялись нарядные, нежно желтые хризантемы, которые покорили его не только солнечным цветом, но и манящим легким ароматом.
   
    И вот заветная дверь. Какое-то внутреннее волнение охватило его. Позвонил. ОНА открыла дверь. ОН приблизился к ней, передал букет, собирался обнять, но не тут-то было. ОНА резко отстранила его, швырнула букет на пуфик и со злорадной усмешкой заявила: «Как оригинально ты подтвердил свою измену»! Хм! Преподнес желтые цветы! При этом особенно выделила слово «желтые». И опять поток обвинений, оскорблений…
    Он стоял, ничего не понимая. Бедняга не знал, что это цвет измены. А она красная, с искаженным от негодования лицом и каким-то внутренним хриплым голосом выкрикнула: «Ненавижу! Уходи! Не возвращайся!
-Что же, это твой выбор! – с грустью сказал ОН и ушел.
Медленно преодолел несколько ступенек, остановился. Ему еще казалось, что ОНА одумается и позовет его, но чудо не произошло, и он быстро сбежал по лестнице и вышел на улицу.
   
    А она стояла за дверью, прижавшись к ней спиной, и прислушивалась. Вот шаги замедлились. Наступила тишина. Появилась слабая надежда, что ОН вернется, но вскоре услышала, как дверь в подъезде захлопнулась.
-Так вот и всё. – подумала она, и крупные слезы потекли по её щекам.
   
    Часто после работы ОН по привычке садился в трамвай, который шел к её дому. Не раз возвращаясь к событиям того дня, ему стало казаться, что была какая-то другая причина такой реакции на цветы. Мысленно перебирал все возможные варианты, но ничего так и не приходило ему в голову. Иногда ему хотелось поговорить с ней, но тут же останавливал себя. Зачем?
   
    Со временем всё реже вспоминал свой драматический эпизод жизни. И только, проходя мимо оперного театра и цирка, возникал пленительный образ вздорной девицы.
   
    Теперь работа была на первом месте, тем более появилась интересная научная тема, которая увлекла его.
   
    Вскоре до него дошли слухи, что Клава овдовела, и ОН решил навестить её. Она встретила его радушно. Ей давно хотелось с кем-нибудь поделиться своими переживаниями. Он оказался именно тем человеком, которому ей легко было открыть душу. Она не представляла, как дальше жить. Была дружная счастливая семья: муж обеспечивал их, а она занималась домом и ребенком, а теперь…
    Обо всём рассказала ему. Он слушал, не перебивая, а сам думал, как ей помочь.
-Прежде всего, тебе надо начать работать.
-Ты прав, я об этом думала, но куда я могу устроиться? Ведь у меня нет никакого специального образования.
-Я попробую тебе помочь.
    В свою очередь ОН поведал ей свою печальную историю. Как и Клаве, ему это было необходимо.
-А знаешь, всё к лучшему. Ты думаешь, что после свадьбы что-нибудь бы изменилось? Вряд ли. Ревность не исчезает, а в супружестве ещё и усугубляется.
    Её доводы были настолько убедительными, что он принял их и почувствовал себя свободным от груза былых сомнений.
   
    Через несколько дней пришел с тортом, конфетами и игрушкой для племянника.
-Что за праздник?
-Ты будешь работать лаборанткой в нашем отделе.
    От радости она поцеловала его. Появилась надежда на лучшее. Потом перешли к чаепитию. Толя (сын Клавы) с удовольствием поглощал торт кусок за куском, так что ей пришлось останавливать его.
   
    Теперь она с кузеном виделась ежедневно. В обеденный перерыв они вмести обедали. Часто после работы ОН провожал её домой, а иногда оставался до вечера.
    Толя подружился с дядей, да и ему доставляло удовольствие общение с пытливым ребенком. Клава была добрым и отзывчивым человеком. В её доме ему было тепло и уютно. Прошел год, и они решили жить вместе в гражданском браке, но счастье оказалось недолгим. Грянула война. Наступил день проводов и полной неизвестности будущего. Клава с трудом сдерживала слезы, Толя тоже готов был расплакаться, подошел к нему, прижался и сказал: «Папа, возвращайся! Мы будем тебя ждать.» Впервые он назвал его «папа».
   
    А ОНА в тот злополучный день узнала о своей беременности, но, когда увидела его с девушкой, в ней взыграла капля крови гордой полячки. Она почувствовала себя оскорбленной и униженной. Гордыня бежала впереди разума.  Ей не хотелось видеть его и тем более слышать какие-либо оправдания. Внутри у неё всё кипело от обиды и предательства, в чем сама себя и убедила, а посему была категорична и не могла предположить, что может ошибаться. Именно с этим была связана та дикая сцена, а цветы стали лишь удачным поводом для её бурной реакции. На самом деле, она ничего не имела против этих хризантем, а при любой другой ситуации, и вовсе не обратила бы внимания на их желтый цвет. Как часто она ругала себя, что не выслушала его, но это было потом. А тогда… Иногда у неё возникало желание встретиться, поговорить с ним, но тут же, словно кто-то останавливал её. Переживания, постоянная смена настроения, да еще, перенесенный на ногах грипп, стали причиной выкидыша.
   
    Теперь из веселой, живой девушки ОНА превратилась в замкнутого, безучастного ко многому человека. Только музыка поддерживала её. Она по-прежнему посещала филармонию, ходила в оперу и каждый раз останавливалась перед ложей, свидетельницей их знакомства.
   
    Наступил 1941 год. Началась война, а с ней блокада, голод, артобстрелы. Как ОНА пережила весь этот ужас, трудно представить, а описать тем более. Ленинградцы жили одной мечтой об окончании войны. Вот и настал долгожданный день. Наступили мирные послевоенные годы. Свою жизнь она так и не устроила, хотя были претенденты на её руку и сердце. Казалось, что ОНА дала обет безбрачия.
   
    По вечерам, как обычно, просматривала газеты, в одном из ленинградских изданий печатали некрологи. Никогда раньше она не читала их, но не в этот раз. На одном из некрологов её взгляд задержался. Несколько раз перечитала его. Сомнений не было. Всё совпадало и фамилия, и имя, и отчество, не говоря уже о дате рождения.
    В указанный день ОНА пришла на гражданскую панихиду с четырьмя желтыми хризантемами. Было произнесено много светлых и теплых слов о нём, а она стояла и смотрела на его безжизненное лицо.  Мысли невольно возвращали её в дни их необычного знакомства. Воспоминания, воспоминания…
«Вот и встретились». – подумала она про себя, и глубокая душевная боль пронзила её.

     Ещё долгие годы можно было видеть на его могиле желтые хризантемы.
.


Рецензии
"Слепая ревность мучит нас", - так поется в известной песне. А в жизни такое бывает повсеместно. Судьба выделила им немного совместной жизни, но они не воспользовались шансом. Он ушел в другой мир, она осталась глубоко несчастной.
Здоровья Вам и благополучия!
С уважением.

Сергей Химочка   21.04.2024 14:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за прочтение и размышление. Люди часто портят себе жизнь неоправданной ревностью и отсутствием желания выслушать друг друга. Всё порой решают эмоции, а не здравый смысл.
Всего наилучшего!
С искренним уважением и признательностью,
Ирина

Ирина Ижорская   22.04.2024 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.