Александр Умяров. Саша Умяров-москвич

"Саша Умяров-москвич"
  Приехал в свою родную Москву я в шестнадцатилетним возрасте из п.Ягодное Магаданской области, где я жил с мамой и учился в школе.

В родной и красивой  Москве я жил один в двухкомнатной квартире с 1967 года, эта квартира числилась за мамой, у мамы на то время была бронь на нашу московскую квартиру, так как она уехала работать в Магадан по комсомольской путёвке.

Приехав в Москву меня сразу же взяли в хоккейную команду ЦСКА, когда жил в п.Ягодное хорошо играл в хоккей и был даже признан лучшим нападающим по хоккею на первенстве Магаданской области.

Часто по выходным дням мы с хоккеистом Евгением Зиминым играли с местными ребятами в хоккейной коробке на Фортунатовской улице в Москве, где во время игры в хоккей от выпившего "хоккеиста" получил серьёзную травму колена и бедра у борта хоккейной коробки, поэтому из-за этой серьёзной травмы  пришлось свой любимый хоккей оставить по совету врачей.

До службы в ВМФ СССР, я уже работал на Электрозаводе в Москве, недалеко от Преображенской площади где проживал, надо было как-то существовать и жить, зарабатывать деньги на пропитание- я же жил один в Москве. За время работы на заводе стал фрезеровщиком, токарем и слесарем, получил заслуженно разряды фрезеровщика и токаря. 

Во время обеденного перерыва на заводе, когда многие по цеху играли в домино, я всегда рисовал, писал стихи, занимался чеканкой и ювелирным делом...

Столярничать и занимался резьбой по дереву я научился у знакомого на даче в Подмосковье, мне повезло с другом. Дизайном же одежды, раскроем и шитьём модной одежды увлёкся после просмотра очередного зарубежного фильма.

Сам кроил и шил красивую одежду по своим же рисункам на старой швейной машинке "Зингер", занимался шитьём только в выходные дни иногда, когда было время, шил девчатам во дворе модные лёгкие летние платья по своим эскизам.

После службы на Северном флоте подводником, поступал в художественное училище "Памяти 1905 года" на Сретенке, но меня комиссия "прокатила" до слёз.

Как-то художник и преподаватель этого училища в гостях у меня дома за столом,я уже был тогда известным карикатуристом-художников в стране, который в то время в училище 1905 года работал преподавателем, сказал, что я бы в любом раскладе не поступил в художественное училище 1905 года, так как была большая квота для поступающих из республик.

Устроился работать художником в кинотеатр "Янтарь", маститые художники этого направления заметили мои способности в этом деле и пригласили оформлять Красную площадь по государственным советским праздникам за очень хорошие деньги - рисовать большие портреты членов Политбюро КПСС.
Отказался, так как это было не моё, хоть денег на жизнь в то время и не хватало.

Случайно из-за не хватки денег, на тот момент ехал в автобусе голодным, увидел в автобусе объявление на работу и зарплату под 200 рублей. Появился шанс что-то изменить в жизни. Поступил учится на водителя-механика широкого профиля в 10 автобусный парк, учеником при стипендии в 60 рублей.
После окончания курсов получил права, работал, имею уже водительские права 1 класса высшей категории.

Вроде финансовая жизнь у меня наладилась, чтобы спокойно по вечерам дома писать стихи и рисовать.

Это уже потом учёба - Московский институт ВТУЗ при заводе ЗИЛ, инженер технолог,  школа студия при журнале "Крокодил" где мои рисунки уже публиковали и все остальные радости жизни для моего творчества.

Первые публикации в СМИ: газета "ТРУД", а потом журнал "Крокодил". Работал главным художником газеты "Труд" и "РОССИЯ", публиковался практически во всех газетах СССР, в том числе "Известия", "Правда", "Московские новости", "Социалистическая Индустрия"  и республиканские журналы и.т.д. Неоднократно публиковался в "Нью-Йорк Таймс", во французском "Курьере" и в японской "Санкей Симбунся".

Однажды, в моей жизни, произошёл забавный случай, связанный с популярным журналом "Крокодил". Дело было, где-то, в 1980 году. На двенадцатом этаже в редакции журнала "Крокодил", подошёл ко мне, как-то Марк Абрамов, известный художник– карикатурист, Герой Социалистического труда.

Он сказал, что я очень талантливый и перспективный молодой художник, и что журнал "Крокодил" возлагает большие надежды на меня. А также, предположил, что, "со временем, я стану отличным карикатуристом. Но есть одно “но” для этого".
 
В редакции журнала "Крокодил", почти все художники евреи, и с моей фамилией, мне будет трудно пробиваться в карикатуре, будучи, в окружении таких маститых художников, которые в то время работали в журнале. И Марк Абрамов посоветовал изменить мне фамилию!!!
 
- Вот у тебя фамилия Умяров, – предложил он. – Нужно только добавить к ней две буквы и вместо Умяров будет УмяровИЧ! Я попытался пойти ещё дальше: -Тогда, уже сразу, надо добавить "Данченко"! Получится фамилия Умярович–Данченко.

Марк Абрамов долго смеялся, и после чего добавил , что я "настоящий карикатурист и весельчак". И всегда, когда мы встречались в редакции журнала "Крокодил", он вспоминал этот эпизод и смеялся.
 
Так я сохранил свою фамилию. И вот, уже 45 лет она всегда присутствует в моей карикатуре. Карикатура – считается одним из самых трудных жанров искусства. Конечно, я мог взять фамилию отца – Кудрявцев, но я взял фамилию мамы и нисколько об этом не жалею.
Среди всех художников России: живописцев, графиков, карикатуристов, иконописцев, декораторов, дизайнеров и т.д., только у меня – Умяров (с тюркского языка переводится как СОЛНЦЕ). Если спросите художника Умярова, то в любой точке страны и мира, это я – Александр Умяров.

Многие, наверно, не забыли до сих пор легендарный советский Общественно Политический Сатирический журнал "КРОКОДИЛ", где постоянно на обложках журнала публиковались политические карикатуры часто со словами, особенно на последней страничке журнала.

Так вот, часто на этой обложке журнала публиковались политические карикатуры известного карикатуриста Бориса Ефимова, народного художника СССР, лауреата многих государственных премий, Героя социалистического труда, но мало кто знает из читателей и поклонников журнала, что некоторые опубликованные его политические карикатуры без слов на обложке журнала были моими - Александра Умярова.
Карикатуры без слов у художника Бориса Ефимова никогда не было, только со словами.

В редакции журнала "КРОКОДИЛ" в то время по четвергам проходила редколлегия журнала, куда приходили многие маститые художники со своими уже готовыми работами и молодые художники с рисунками и с темами для рисунков...

Мои карикатуры отбирали для публикации на редколлегии , а через какое-то время узнавал, что мои рисунки без слов отдавали художнику Борису Ефимову который переделывал их под свой манер и публиковали на обложке журнала "КРОКОДИЛ" без моего согласия.

Вот такая была практика в то время в советском журнале - молодым и талантливым художникам не давали публиковаться на обложке журнала, гонорар в то время за обложку был где-то 250 рублей за одну политическую карикатуру в одном еженедельном номере журнала.

Это было очень здорово, так как средняя зарплата по стране была 120 рублей в месяц!

Это я написал для исторической правды, как в советское время использовали талантливых и молодых людей в корыстных целях, просто и нагло воровали всё лучшее в мире советской политической карикатуры, представляя чужие рисунки за свои.

Сейчас же плагиат в мире интернета расцвёл на разных выставках и в разных СМИ, за авторскими правами никто не следит, хотя за плагиат надо бездарей от искусства наказывать деньгами!

Многочисленные поездки по стране. Стал членом Союза Художников СССР, лауреат и призёр 68-и  Международных выставок карикатуры, многочисленные  каталоги, имею множество наград. С 2001 года стал неожиданно писать первые рассказы, на сегодняшний день у меня уже 2678 рассказов, миниатюр и афоризмов.

За то время, что я жил и учился в школе в посёлке Ягодное Магаданской области, у меня было больше пяти профессий, на это время у меня уже их больше больше 12, в том числе поварские и кулинарные и.т.д.
Мне легче сейчас перечислить, друзья, что я не умею делать в жизни, чем то, что умею и делаю с удовольствием...
©Александр Умяров.


Рецензии