Бытие

   Мы жалеем бродячих животных, подкармливаем их у своего дома, потому что в каждом человеке есть потребность милосердия к ближнему. Это нормальное чувство, на то мы и люди. Но однажды мы можем оказаться жертвой своего подопечного из-за нашего минутного невнимания. Экзюпери, говоря «мы в ответе за тех, кого приручили», прав и не прав, так как если ты однажды помог «слабому», то должен понять, что он считает тебя своим покровителем. Если однажды ты окажешься небрежным (не было времени, не было настроения, не хотелось), то «слабый» бросится на тебя или на любого другого прохожего в глотку за свои обманутые ожидания…

      Так, не нужно ли нам проявлять своё чувство милосердия в специально отведённых местах, например денежная или любая другая помощь приютам бродячих животных?

      Кроме потребности милосердия к животным, у нас есть и потребность милосердия к неудачникам, бродягам. Нам их попросту жалко. Мы иногда около своей работы или своего дома даём им деньги или кредитуем их. Мы так приручаем их. Эти существа знают, где твой дом, где твой офис, и они уверены, что мы приручили их и мы в ответе за них. И если однажды мы проявим невнимание, откажем им в подаянии, потребуем по наивности вернуть выданную ссуду, можем не уловить секунды, когда наше горло будет схвачено цепкими руками того, кого мы приручили. Они считают, что имеют право мстить вообразившему богом покровителю за обманутые ожидания, возможно, это инстинкт выживания.

      Так, не нужно ли нам проявлять своё нормальное чувство милосердия к неудачникам в специально отведённых местах? Для этого и существуют фонды помощи малоимущим, приюты для бездомных, церковь.

      Её дочь мне рассказала одну притчу:
      «Пришёл путник в некое селение. Дозор села спросил у него: «Зачем ты пришёл к нам? Что привело тебя?». Он ответил: «Я хочу поселиться у вас». Дозор спросил: «Какие люди живут в вашей деревне?». Путник ответил: «Злобные, завистливые, злые».

      Дозор напутствовал прохожему: «Проходи мимо нашего селения. И у нас живут злобные, завистливые, злые».

      Спустя время дозор снова увидел путника, идущего к ним. Он опять спросил: «Какие люди живут в твоём селении?». Путник ответил: «В моём селении проживают самые умные, самые добрые, самые милосердные люди». Дозор недоумевал: «Так что же ты идёшь к нам?». Он ответил: «Я хочу увидеть мир. Так ли он добр, каким я видел его?».

      Дозор открыл ворота в деревню для путника».

      Мы иногда, действительно, пытаемся понять несчастных: неудачников, уголовников, бродяг, забывая о том, что их философия сужена до формулы «умри ты сегодня, а завтра - я», неосторожно подпускаем их в своё пространство, которое можно назвать нашей аурой, по наивности становимся богом или священником для них. Но хватит ли в нас мудрости и хладнокровия не дать им вторгнуться в наше пространство?


Рецензии