БенлаяРусь
Разнобой в названиях у географов неслучаен: белый цвет имеет множество значений. Одни ученые предполагали,что он обозначает независимость(русских царей в Персид-ских хрониках назвали «Белыми князьями» или «Ак-Падишахами»), другие видели в нем особенности внешнего вида местного населения (светлые волосы, белая одежда), третьи – сохранение православной веры.Николай Михайлович Карамзин считал, что название Белая Русь означает «великая» или «древняя».Активное распространение книгопечатания и появление в Европе множества географических трактатов породило большое число локализаций Белой Руси, главными из которых были Московская Русь и земли верхнего Поднепровья и Понеманья в составе Великого княжества Литовского. В самой Московии термин Белая Русь употреблялся редко. Первое его употребление приходится на май 1654 года: тогда, в самом начале русско-польской войны 1654 – 1667 годов, царь Алексей Михайлович в дарственной грамоте боярину Бутурлину назвался как «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».Сделано это было в связи с готовившимся присоединением белорусских и малороссийских земель. С этого времени, для Северо-Восточной Руси обозначение «Белая», везде заменяется на «Великая», а территории современной Белоруссии получают официальное название."(Кириллица,2023)
"C пpинятиeм хpиcтиaнcтвa нa Pуcи мнoгиe иcкoннo pуccкиe имeнa oкaзaлиcь утpaчeны.Их вытecнили имeнa гpeчecкoгo,лaтинcкoгo,eвpeйcкoгo пpoиcхoждeния.Тaк имя Пaвeл являeтcя лaтинcким,Eкaтepинa– гpeчecким,a Мapия– eвpeйcким.Oднaкo нeк-oтopыe pуccкиe имeнa вce-тaки ocтaлиcь в oбpaщeнии,a дpугиe– вoзвpaщaютcя в мoду ceгoдня.Paдocтныe имeнa.Бoльшинcтвo иcкoннo pуccких имeн мoжнo узнaть пo тpeм ocнoвным пpизнaкaм.Вo-пepвых,их знaчeниe мы мoжeм пoнять и ceгoдня,пpичeм,бeз иcпoльзoвaния cлoвapeй. Нaпpимep,Бoгдaн– дaнный Бoгoм.Вo-втopых,пoдaвляющee чиcлo cлaвянcких имeн нocили cвeтлый,дoбpый,paдocтный cмыcл.Нaши пpeдки вepили в тo,чтo имя p****кa cпocoбнo oпpeдeлить eгo cудьбу.Тaк,Любoмиp– любящий миp,любимый миpoм .A,в-тpeтьих,мнoгиe имeнa cocтoяли из двух чacтeй.Нaпpимep,Люд-милa,Дoбpo-нpaв, Миpo-cлaвa,Любo-мыcл.«Яp», «cлaв» и «cвeт».Нeкoтopыe иcкoннo pуccкиe имeнa имeют в cвoeм cocтaвe буквeннoe coчeтaниe «яp».Пpoиcхoдит oнo oт дpeвнepуccкoгo cлoвa «яpилo».Тaк нaзывaли нa Pуcи бoгa coлнцa,кoтopый oлицeтвopял жизнь,пpoцвeтaниe, paдocть.Пoэтoму нaши пpeдки были увepeны в тoм,чтo пoявлeниe чacтички бoгa в имe-ни пpинeceт peбeнку тoлькo cчacтьe.Ceгoдня эти имeнa cнoвa вхoдят в мoду.Тaк«Яpo-cлaв» пocлeдниe пять лeт нe пoкидaeт 30-ку caмых пoпуляpных имeн в Poccии.Впpo-чeм,тo жe caмoe мoжнo cкaзaть и o «Влaдиcлaвe».Этo тoжe дpeвнee cлaвянcкoe имя. Мнoгиe мужcкиe и жeнcкиe имeнa нa Pуcи имeли в cвoeм cocтaвe кopeнь «cлaв».Дocтa-тoчнo вcпoмнить Cвятocлaвa или Миpocлaву.Пoнятнo,чтo «cлaв» oбoзнaчaeт cлaву,изв-ecтнocть.«Cвeт» тaкжe являлcя кopнeм мнoгих pуccких имeн.Нaпpимep,Cвeтoгop,Cвeтo-пoлк,Cвeтocлaвa.«Бoг» и «миp».Мнoжecтвo pуccких имeн имeли в cвoeм cocтaвe и cлoвo «бoг» («бoж»). Нaвepнякa, нaши пpeдки нaзывaли тaк cвoих дeтeй для тoгo, чтoбы Бoг вceгдa был c ними и oхpaнял их.Нaпpимep,Бoгoлюб,Бoгумил,Бoжeн, Бoжeдap. В эту жe гpуппу вхoдит и имя Бoгдaн, кoтopoe тoжe нынчe oчeнь пoпуляpнo cpeди нoвoиcпeчeнных poдитeлeй.Кoнeчнo,бeз тaкoгo cвeтлoгo и дoбpoгo cлoвa кaк «миp» тaкжe былo пpocтo нe oбoйтиcь.Тaк пoявилиcь имeнa Дoбpoмиp,Яpoмиp,Вeлимиp.«Люб» и «мил» Бeз любви тoжe дaлeкo нe уйдeшь.Тaк cчитaли нaши пpeдки.Имeннo пoэтoму имeнa чacтeнькo фopмиpoвaлиcь из кopнeй «люб» и «мил»: Любocлaв,Дoбpoмил.Зaбытыe имeнa Пpи poждeнии млaдeнцу нa Pуcи имя нe дaвaли.Пoнaчaлу eгo нaзывaли кaким-нибудь пpoзвищeм: Зaяц,Дуpaк,Пятaк,Мужик,Ceмя.C тeчeниeм вpeмeни,кoгдa peбeнoк ужe пoкaзывaл cвoй хapaктep вo вceй кpace,eгo и нaдeляли cooтвeтcтвующим имeнeм. Тeпepь бoльшинcтвo из этих имeн кaнули в Лeту.Этo тaкиe имeнa,кaк Хpaбp,Пpeкpaca, Вышaн,Дopoж,Иcтp,Звeнeц и дpугиe."(ст."Какие русские имена остались еще со времен язычества",Кириллица,2023)
"Святослав Игоревич,князь Киевский,известен как один из самых успешных полко-водцев Древней Руси.За свою жизнь он совершил множество походов,в большинстве из которых одержал победу.Святослав был не только талантливым военачальником,но и мудрым правителем.Он заботился о своём народе,стремился к укреплению Русского государства.Первые шаги в политике.Святослав начал свою военную карьеру в возрас-те четырёх лет,когда возглавил войско против древлян.В дальнейшем он совершил множество походов,в том числе в Хазарский каганат,Болгарию и Византию.Поход на Хазарию.В 965 г.Святослав разгромил Хазарский каганат,который на протяжении мно-гих лет угрожал Руси.Это был важный шаг в укреплении безопасности государства.
Поход в Болгарию.В 968 г.Святослав вторгся в Болгарию и взял её столицу Преслав. Однако вскоре ему пришлось вернуться в Киев,чтобы защитить город от печенегов. Поход в Византию.В 969 г.Святослав вернулся в Болгарию и начал новый поход на Византию. Он захватил ряд городов, в том числе Филиппополь. Однако в результате предательства союзников Святослав был вынужден заключить мир с Византией.Защита Доростола.В 971 г.византийцы нарушили мирный договор и осадили город Доростол,в котором находился Святослав.Руссы мужественно защищали город,но в конечном итоге были вынуждены заключить новый мир.Смерть Святослава.Согласно условиям мира, остатки святославова войска беспрепятственно вышли из Болгарии и достигли порогов Днепра.По нему планировал князь добраться до Киева,но путь преградили недавние союзники печенеги,узнавшие то ли от болгар,то ли от греков,что везут руссы боль-шие сокровища.Дожидаясь помощи,Святослав провёл здесь зиму.Но помощь не подоспела ,и Великий князь предпринял попытку прорвать блокаду.Попытка оказалась успешной: часть войска миновала печенегов,но сам Святослав пал в битве.Как известно,печене-жский хан сделал из его черепа кубок,инкрустировал его и очень гордился своей по-бедой."(ст."Древнерусский Александр Македонский»: судьба князя Святослава", Кириллица,2023)
"Национальная Россия не умерла.Народ,сохранивший чувство нации,не может погиб-нуть.Белая борьба ещё не окончена,и мы верим в конечную победу нашего дела.Белая борьба— честное возмущение русского человека против наглого насилия над всем для него святым— Верой,Родиной,вековыми устоями государства,семьи".П.Н.Врангель.
В Ростове-на-Дону памятник Врангелю всё же демонтировали, как этого добивались участники Социнтерна,инфоцыгане: кургиняновцы,зюгановцы и прочие любители Приле-пина.Все понимают,что без активного участия одной из башен Кремля это не обошлось .Той самой,которая лоббирует и поддерживает,взращивая за народные деньги,все воз-можные проявления секты Социнтерна.Они установили памятник убийце русских и аген-ту иностранного влияния Дзержинскому в штаб-квартире СВР.Они проталкивают переи-менование Волгограда в Сталинград.Они накачивают популярностью инфоцыган Гоблина и Прилепина.А не противостоит им система безопасности России именно потому,что и в её рядах масса красных казачков в генеральских погонах.Помните,намедни ЖеняЛав-линский написал о неминуемом столкновении их с русским народом.Он это завуалиро-вал под вывеской гражданской войны красных с белыми,но как и сто лет назад преда-тели русских,отщепенцы и выруси собираются под знамёнами интернационализма на очередное сражение с русскими под русским знаменем,где сияет лик Спаса Нерукот-ворного.Это старая и хорошо знакомая нам борьба зла с добром.И пусть вас не обма-нывают рассказы об их воцерковленности.В Киеве бесы тоже в лавре водят хороводы, но от этого нашими святыми не становятся.Всё происходящее вопиет от том,что нео-советчики при системной поддержке новиопов провоцируют новую гражданскую войну в России.Как написал Иван Скориков:"Их,видите ли,ТАК ущемила возможность появлением одного маленького бюста генералу Врангелю,даже не в публичном месте,а на террито-рии Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса.И это на фоне 6000 Лениных,сотен топонимов террористам Каляевым,Халтуриным,Землячкам,городов в честь Цюруп,Тольятти,Кенгиссепов,Вырождение и безумие".Особенно дико и вызывающе это выглядит после слов Путина на площадке ВРНС о русском народе,под чьим трехцветным знаменем проливал кровь за Россию Врангель сотоварищи:"Русский мир- все поколения наших предков и наши потомки,которые будут жить после нас.Русский мир- Древняя Русь,Московское царство,Российская империя,Советский Союз,соврем.Россия,которая возвращается,укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава.Русский мир объединяет всех,кто чувствует духовную связь с нашей Родиной,кто считает себя носителем русского языка,истории,культуры,независимо даже от национальной и рели-гиозной принадлежности.Без русских как этноса,без русского народа нет и не может быть русского мира и самой России".Очевидно же, что все разговоры, про какое-то "примирение с красными" - утопический бред. Они не собираются искать никаких компромиссов. Потому что реальный компромисс должен был бы выглядеть по-другому.
В первую очередь десакрализированы должны быть все так называемые герои,совершав-шие теракты против подданных Российской Империи.А также необходимо убирать герои-зацию в виде памятников и названия улиц,площадей и городов "всем,кто агитировал против Российской империи в Первой мировой войне,всем,кто принимал участие вОктя-брьском перевороте(в развязывании Гражданской войны),всем,кто участвовал в крас-ном терроре и прочих преступлениях против человечности,всем,кто нарушал права и свободы русских людей,отбирал собственность,разделял семьи,отправлял людей в кон-центрационные лагеря по любым поводам(кроме обычного криминала),всем,кто совершал военные преступления против мирных жителей России,в том числе против восставших крестьян,всем,кто организовывал голод 1932-33 гг.,от которого погибло около 7 млн.граждан СССР"- как предлагает автор Тг-канала Владислав Z.Но обязательно ост-авить памятники тем,кто в советское время своей деятельностью созидал,например: Королев,Гагарин,Лихачев,Рокоссовский и им подобные.После чего восстановление за счёт КПРФ,в доказательство их желания примирения,всех снесенных большевиками и коммунистами памятников времен Российской Империи.И обязательная установка новых памятников героям Белого движения в чётком паритете с оставшимися советскими- один к одному.Устанавливать только тем деятелям Белого движения и русской эмигра-ции,которые внесли свой положительный вклад в русскую науку и культуру,или воен-ное дело,и которые напрямую не сотрудничали с русофобскими режимами и партиями, участвовавшими в преступлениях против мирного населения СССР в годы Второй миро-вой войны.А все вместе в знак примирения мы должны будем устанавливать памятники русским святым.Начать можно с Александра Невского и так до Николая II и всех но-вых русских святых- убитых большевиками священников.История как известно повторя-ется дважды,сначала как трагедия,затем как фарс.Демонтаж памятников русским геро-ям после революции был трагедией русского православного народа.Демонтаж памятни-ков русским героям сегодня- фарс и агония наследников большевизма.Сначала член Соросовского Лондонского Социнтерна из партии СПРЗ заявляет о возрождении от пре-дателя России Герцена русского социализма,распиаренного американским историком Малиа из Еля и Гарварда,работавшего на ЦРУ.И вот спустя 200 лет эта русофобская по сути своей идеология вновь возвращается в Россию через политотел Лондонского Социнтерна,куда входит партия Прилепина,подхватившего идейное развитие Герцена, выдавшего русский социализм как учение.А ведь ещё 200 лет назад в первом произве-дении вольной русской прессы было высказано предвидение:«В социализме встретится Русь с революцией».Заметьте как эта стратегия Лондонского Социнтерна,курируемая семьей Сорос,совпадает с призывами другого писателя (Прилепина)и по совместите-льству человека вступившего в Лондонский Социнтерн.Что касается Зюганова,то здесь вообще всё настолько очевидно.Он накануне 1996 г.был в Давосе лениниста Клауса Шваба и даже украшает собой доску почета Давоса,куда его привез друг небезизвест-ного Браудэра банкир Марк Хольцман.Вот как это описывается в книге воспоминаний Браудэра:"Выяснилось,что Марк (Хольцман) дальновидно начал выстраивать отношения с Зюгановым задолго до того,как тот взошел на политический олимп.Когда стало изв-естно,что Зюганов примет участие в Давосском форуме,Марк связался с ним и сказал:
— Я знаю ряд миллиардеров и президентов крупных компаний из списка «Форчун 500», которые заинтересованы во встрече с вами.Не желаете ли присоединиться к нам на небольшом закрытом приеме в Давосе?Разумеется,Зюганов согласился.Во всём Давосе было всего две пятизвездочных гостиницы- Марк оказался на высоте,сумев организо-вать прием именно здесь.Столы были расставлены большим квадратом,стулья с наруж-ной стороны.Я всматривался в лица гостей,занимающих свои места.Никогда прежде я не видел такое внушительное собрание влиятельных людей сразу.Туда пришли Джордж Сорос,глава концерна «Сименс» Хайнрих фон Пирер,глава «Дженерал Электрик» Джек Уэлч,руководитель компании «Асеа Браун Бовери» Перси Барневик.Всего собралось более двух десятков миллиардеров и руководителей компаний,и,конечно же,мы с Марком.Спустя некоторое время гости расселись,и в зал торжественно вошёл Зюганов в сопровождении переводчика и пары телохранителей.Он занял своё место,а Марк звонко постучал по бокалу и встал.После того как гости завершили основное блюдо, Зюганов поднялся и произнёс речь. Говорил он долго и многословно, его тезисы было трудно запомнить, пока он не произнёс: Тем из вас,кто опасается,что я стану наци-онализировать приватизированные активы,говорю: повода для опасений нет.Я оживил-ся.Зюганов тем временем продолжал: В наши дни коммунист- всего лишь ярлык.В Рос-сии начался процесс приватизации собственности.Этот процесс необратим.Попытайся мы заново национализировать активы,страну всколыхнет от Калининграда до Владивос-тока".Как говорит мой товарищ Кирилл Мозгалевский: Уважаемые дамы и господа! Бла-годарю вас за то,что вы присоединились к нам сегодня вечером.Для меня большая радость быть организатором приёма в честь Геннадия Зюганова,руководителя Комму-нистической партии России и кандидата в президенты."ЛЕВЫЕ,ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСЛЕП-ЛИ,ОГЛОХЛИ,ПЕРЕСТАЛИ СООБРАЖАТЬ ЧТО ЛИ? НИЧЕГО НЕ МОЖЕТЕ ПОНЯТЬ,ЧТО ПРОИСХОДИТ?
В 1917 и в 1990 дважды про...рали Россию и сегодня те же леваки,кто помог этому случиться,тащат вас на 3 заход революции и гражданской войны.Очнитесь уже,люди русские!"Я понимаю, что прямо сейчас в комментариях появится куча разнообразных гадостей с обвинениями в мой адрес и даже оскорблениями. Не привыкать. Бандерье меня очень хорошо натренировало за эти 10 лет борьбы. Я всегда таких просто удаляю. И Вас удалю, имейте в виду. После того, что мною пережито и выстрадано, имею полное право и возможности общаться только с теми, с кем хочу.А под финал хочу напомнить вам слова ещё одного нашего единомышленников- Андрея Медведева:
"Коммунисты,которые сражаются с памятником Врангелю,это и правда смешно.Уже хотя бы потому,что большевики создали Украину,коммунист Афонин говорит о том,что "не надо нам присоединять Украину"(то есть он отрицает историческое право русских и России на Новороссию).А вот Врангель,при всех вопросах к нему,сражался за "единую и неделимую Россию".Впрочем, коллеги, нам все же стоит понимать, что нынешние красные инфоцыгане, торговцы советской идеей, сами особенно не верят в то, что писал Ленин, или Сталин. Как и возрождение СССР для них смерти подобно.Инфоцыгане просто спекулируют на чувствах людей постарше, и играют ощущением справедливости. Но так на то,они и инфоцыгане.При этом красное инфоцыганство дело крайне прибыль-ное.Вот идейный- а как же иначе- коммунист товарищ Владимир Блоцкий заработал в 2021 г.больше 3,5 миллиардов рублей.Это самый богатый депутат в Госдуме на тот момент.Но у меня тут лично вопрос скорее к руководству Донского кадетского учили-ща.Вы же воспитываете детей,что-то там втираете им про честь офицера,про Родину, присягу и долг.И какой пример вы им показали,сняв памятник,который сами открыли с такой помпой???Как прогибаться и подстраиваться? Как пугаться инфоцыган и каких-то полоумных сектантов? Где ваши идеи и убеждения?"Один из лучших русских фило-софов,уважаемый одним из лучших политиков современности,нашим президентом Путиным ,Иван Ильин,кстати,преклонялся перед генералом Врангелем.И,цитируя Ильина,сно-сить памятники Врангелю странно и стыдно."Ушел мой герой,мой рыцарь,мудрый и вдохновенный.Угас Божий луч.Не в кого верить,некому помогать.Страшно смотреть в надвигающуюся тесноту.Страшно за Россию…"(ст."Борющийся с Врангелем - всегда русофоб!",Ю.Кот,2023)
"Самое смешное,что— найден.Кроме шуток.И иначе,нежели городом,— посёлком,нап-ример,— назвать его трудно.Количество строений на морском дне оказалось огром-ным.Большим,чем в любом из мегаполисов нашей цивилизации.Но,правда,ни люди,вклю-чая германских нацистов,ни лемурийцы,ни рептилоидные пришельцы с Антареса,к появ-лению этого города не имеют отношения.Он построен рыбами.Конкретно— рыбами ледя-ными.Рыбья столица занимает плато на глубине 500 м.,имеет площадь 240 кв.км.и состоит из 60 млн.однотипных,равномерно покрывающих дно предназначенных для нере-ста гнёзд.Однако,к подводной архитектуре можно будет вернуться позже,начать же стоит со строителей.Ледяные рыбы— в узком смысле промысловые щуковидные белокров-ки.В широком— все виды семейства белокровных рыб.И в обоих смыслах они представ-ляют собой весьма странную— необычную— загадку.Обычных загадок океан таит неисчи-слимое множество.И связаны они традиционно с недостаточным количеством материала для изучения.Множество видов известны по единичным поднятым тралами экземплярам и никогда не наблюдались живыми. Другие же,напротив,попав под камеры глубоководных аппаратов, не были выловлены, оставив биологам только портреты. Но ледяная рыба, как отмечалась выше,— промысловая.Траулеры обеспечили науку сотнями тысяч тонн образцов,примерно по килограмму каждый.И всё равно наука так и не смогла сказать о белокровках ничего внятного.Последнее и делает загадку— странной.Помимо гастрономических достоинств, оценка которых зависит от того, насколько дорого ледяная рыба продаётся (в СССР она стоила дёшево и считалась едва ли не худшей из всех), белокровки знамениты своей кровью. В которой нет гемоглобина. И это — уникальная для позвоночных черта. Кровь ледяной рыбы — прозрачная жидкость, по составу близкая к морской воде. Однако, сама кровеносная система вполне обычна, и в остальных отношениях выполняет традиционные функции, перемещая по организму питательные вещества, антитела и всяческую биохимию.И здесь требуется небольшое отступление. Связывающего кислород гемоглобина много в густой и ярко окрашенной крови млекопитающих и птиц.У позвоночных попроще,с куда более низкой энергетикой, гемоглобина,соответственно,меньше.У рыб,за редкими исключениями,его очень мало, так что тело их может быть прозрачным,с розоватым пятном на месте жабр и алым намёком не сердце.Таким образом,разница между ледяными и прочими рыбами не так уж велика.Это лишь разница между «очень мало» и «совсем нет».Но разница, всё-таки, есть. Гемоглобин позволяет, захватив кислород в пронизывающих жабры капиллярах, доставить его к наиболее ответственным органам — сердцу, мозгу, мышцам в момент интенсивной работы.Белокровные же рыбы такой возможности лишены.Кислород поступа-ет в их организм в основном через не покрытую чешуёй и проницаемую для газов кожу (хотя, жабры лишь уменьшены, но не редуцированы,и продолжают работать практически вхолостую).Кожное дыхание отчасти решает проблему доставки окислителя в мышцы, расположенные под кожей неглубоко.С «вентиляцией» же внутренних органов у белок-ровных рыб наличествуют предсказуемые проблемы.Работа органов вялая,замедленная, причём,без возможности кратковременного форсажа в кризисной ситуации.Так что, все процессы в организмах ледяных рыб протекают неспешно.В частности,белокровки мед-ленно растут.В чём же тайна? А.Вот.Интересно во всей этой истории то,что белокро-вные рыбы процветают в антарктических морях(и нигде больше).Таким образом,пробле-мой,к решению которой— даже к выдвижению рабочей гипотезы— наука так и не прибли-зилась за десятилетия,несмотря на обилие материала,являются скрытые преимущества белокровия.Ведь,ледяные рыбы отказались от гемоглобина не просто так,а в обмен на некие конкурентные преимущества,— и эти преимущества явно приобрели.Но какую име-нно,позволяющую обойти рыб обычных,выгоду они получили такой ценой,— непонятно до такой степени,что даже идей нет.И,кстати,о городе.Замедленный даже по антаркти-чески-рыбьим меркам метаболизм не позволяет белокровкам производить слишком много икры.А значит,наличествующим запасом надлежит распорядиться бережно,сведя к мини-муму потери хотя бы икринок,раз уж мальков нельзя защитить в море.Ледяные рыбы опускаются для нереста на дно из тех же соображений,по которым лососёвые поднима-ются в реки.На глубине— ниже уровня,где происходит фотосинтез,— мало живых суще-ств,которые на икру могут покуситься.Однако,обитатели есть и на дне.Но,к счастью, все они имеют размеры небольшие.Килограммовая рыба— гигант по меркам глубин.Что делает охрану кладки предприятием вполне осмысленным.Практически с любым чужаком на территории города ледяные рыбы могут справиться.И справляются.Дно,не считая сидящих в гнёздах белокровок,выглядит совершенно безжизненным.Второй вопрос,— почему ледяные рыбы поселились на ограниченной территории? Отчасти,для безопас-ности, но в куда большей мере потому, что подводных плато с подходящими условиями не так уж много.Глубина в полкилометра это уже не шельф,а материковый склон.Плос-ких,покрытых мягкими отложениями,в которых можно выкопать гнездо,участков тут не много.Главное же достоинство выбранного места— температурный режим.Вода здесь на 2 градуса теплее,чем у поверхности.Что способствует ускоренному развитию икринок. Такая ситуация— тёплая и «лёгкая» вода под холодной и тяжёлой— характерна именно для антарктических морей.И именно она,создавая перемешивающие вертикальные тече-ния,превращает кольцо вод вокруг Антарктиды в наиболее продуктивную и богатую жизнью часть земной поверхности.Предположительно,найденный город— не единственная цитадель ледяных рыб.На дне могут быть и другие,даже ещё более крупные.Однако, расположены они,скорее всего,ещё глубже."(ст."Подводный город белокровных найден у берегов Антарктиды",Цитадель адеквата,2023)
"Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.Из Чавин-де-Унтара мы вернулись в Лиму– современную столицу Перу,откуда нам предсто-ял перелет в другую столицу– столицу древней империи инков Куско.С этого момента начиналась та часть нашего маршрута,которая пролегала по центральным горным рай-онам,где сосредоточены наиболее внушительные мегалитические(то есть построенные из больших и даже огромных каменных глыб)сооружения.И самым первым местом,где турист сталкивается с мегалитами,оказывается сам город Куско.Раз «столица империи инков»,значит– «сооружения инков»,«храмы инков»,«инкская кладка» и т.д.и т.п. Подобными стандартными формулировками пестрят не только путеводители для туристов ,но и подавляющее большинство доступных книг по истории этого региона.В результа-те современный человек автоматически попадает в некий искусственно сформированный стереотип восприятия древних памятников Перу– стереотип,который выстроен на том, что абсолютно все приписывается именно инкам,и который крайне затрудняет адекват-ное восприятие особенностей местной архитектуры.Между тем,если вести речь о пери-оде до испанского вторжения, то есть фактически вообще о древней истории Южной Америки, то инки были всего лишь последними обитателями этого региона.Но именно инки были теми,кого застали тут испанцы,и на показания кого в дальнейшем ссыла-лись испанские хронисты.Инки создали огромную империю,раскинувшуюся на многие тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья континента и на сотни километров вглубь горных регионов.Государство,в котором все было пронизано имперской идеоло-гией: мы– инки,мы– «дети солнца»,а следовательно,мы– самые главные.И,как это час-то бывает в подобных империях,инки присвоили себе буквально все,что возможно.Фак-тически они тотально «подчистили» древнюю историю «под себя».Заметим попутно,что этому способствовало и то,что на определенном этапе на южноамериканском континен-те была уничтожена письменность,существование которой историки вообще долго отри-цали,но в конце концов вынуждены были признать.Уничтожена была,естественно,вмес-те с письменными источниками,в которых излагалась совсем иная история этого реги-она.И если полагаться на хроники Монтесиноса XVI века,составленные в том числе по древних легендам и преданиям,еще сохранявшимся к тому времени благодаря кипу– узелковому письму(пришедшему на смену более привычной нам форме письменности на основе знаков),то уничтожение письменности происходило непосредственно по указа-нию одного из правителей инков(который,впрочем,сам выполнял указание «богов»).
Современные историки,по сути,приняли эту имперскую идеологию инков,поскольку она наилучшим образом подходила к принятой ныне в академической науке линейной схеме развития «от простого к сложному».В рамках этой схемы,столь сложные технологии обработки камня и строительства,которые мы наблюдаем в мегалитических сооружениях Южной Америки,могли появиться лишь у более поздней культуры,и инки были единст-венными,кто максимально подходил на эту роль по критерию времени.Древние легенды и предания,в которых излагалась иная версия событий,были(как,впрочем,и везде) объявлены «фольклорной выдумкой»,а «неудобные» хроники,которые не вписывались в линейную схему,постепенно были вычеркнуты из исторической литературы и забыты.В результате ныне сложилась парадоксально-абсурдная картина древнего прошлого этого континента,в рамках которой инки каким-то образом смогли максимум за полторы-две сотни лет не только подняться с роли довольно рядовой нации до создателей очень сильной империи и завоевать громадные территории,но и развить высочайшие техноло-гии обработки камня и строительства(которые мы во многом не можем достичь и сей-час при всей современной индустриальной мощи),выстроить целую сеть мегалитических сооружений в труднейших горных условиях,и при этом вдруг,как по мановению волшеб-ной палочки,сразу и окончательно «забыть» все строительные приемы и технологии с приходом сюда испанцев.И именно эта версия,несмотря на всю ее очевидную несосто-ятельность(что особо отчетливо заметно людям с техническим образованием),препод-носится сегодня в исторической литературе в качестве «установленной истины».Для того,чтобы не впадать в подобные несуразности с совершенно неестественными мгно-венными взлетами и падениями технологий,необходимо отказаться от линейной схемы развития «от простого к сложному» и анализировать факты так,как они есть.Необ-ходимо отойти от мешающих стереотипов.И тогда довольно быстро выяснится,что в вопросе о сооружении южноамериканских мегалитов об инках надо вообще просто забы-ть.Ну,или вспоминать о них лишь как о тех,кто эти мегалиты не мог создать никоим образом."(А.Скляров)//(ст."Мегалиты Перу: абсурдная картина древнего прошлого", Запретные Темы Истории,2023)
"Уникальное явление в русской геральдике– город,который выбрал своим геральди-ческим символом древнее славянское божество Велеса.И неспроста– ведь само назва-ние этого места непосредственно связано с ним же.В Ленинградской области распо-ложен единственный в России населенный пункт на гербе которого изображен древний дохристианский бог– Велес,а также сразу две его ключевые животные ипостаси– мед-ведь,символизирующий силы леса и природы,и бык,символизирующий плодородие,изоби-лие и процветание. Это городское поселение Волосово– административный центр одно-именного района.Описание герба гп Волосово.«В зеленом поле сидящий прямо на золо-том дамасцированном троне старец в длинной древнерусской одежде,держащий на коле-нях гусли,на которых возложена его правая рука,а в левой руке– посох.Из-за трона по сторонам выходящий бык вправо и медведь– влево.Все фигуры золотые.Старец сим-волизируют образ Велеса(Волоса)– древнеславянского бога плодородия,«скотьего бо-га»,культ к-рого,по мнению исследователей,был связан с почитанием медведя как хозяина животных.Медведь– символ предусмотрительности,бык– плодородия и процве-тания. Гусли напоминают о легендарном певце Бояне (в «Слове о полку Игореве» он назван внуком Велеса), а также символизируют богатую духовную культуру края.»Кто такой Велес?Тут стоит чуть больше сказать о Велесе – точнее о тех его чертах и особенностях, которые сохранились до наших дней благодаря этнографам разных времен. Суммируя его образ можно выделить, что Велес/Волос/Асила/Рогатый бог/Бог-мудрец или Хранитель— "ведающий",бог вселенской мудрости,пассивных непроявленных энергий,хранитель всего также— земного и «темного».Он— силы земли,силы текучей воды,ночи и холода(снег,лед,мороз).На более приземленном уровне он- покровитель земледелия, ремесел,искусства,кузнечного дела,диких и домашних животных(«скотий бог»-впослед-ствии часть этих характеристик "перешли" святому Власию),волхвов и странников,а
еще— Хозяин Леса(вспомним,что Хозяином называли медведя— который как раз и явля-ется главным животным символом Велеса,наряду с волком и быком— отсюда,Рогатый Бог).Кстати,самое яркое и значимое в культурном плане созвездие северного неба — Плеяды называлось у славян Волосожары,как раз в честь Велеса— читать подробнее про славянские названия созвездий.Его извечной парой-антагонистом является Перун-громовержец,покровитель воинов,который олицетворяет собой диаметрально другие– активные ярые жизненные энергии.Подробнее– здесь.Самое интересное,что весь год древних славян делится точками солнцестояний ровно на две половины,одна из кото-рых– когда день укорачивается,связана с Велесом,а другая– когда день растет– с Перуном.Вышеприведенный герб был утвержден в 2006 году решением Совета депутатов Волосовского гп. Впрочем, принят он был не на пустом месте – вся история города по всей видимости тесно связана с Велесом,а местные жители хорошо это знают и помнят.История Волосово.Согласно легенде на месте будущего города– между селени-ями Кандакюль и Сельцо– в древние времена стояло святилище,посвященное Велесу. Именно поэтому впоследствии новое поселение,возникшее рядом с ним,и получило соо-тветствующее название.Есть свидетельства,что первые упоминания о нем относятся к 1499 г.Точная дата основания неизвестна,однако,есть карта Ингерманладии А.И. Бергмана,составленная по материалам 1676 г.,где селение также уже есть и указано как Wolosowa.Упоминается оно и в «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шонбека 170 5 г.В 1870 г.была построена железная дорога Санкт-Петербург– Ревель, на которой появилась станция Волосово.«Официально» именно эта дата создания ж/д станции считается точкой отсчета.На предыдущей версии герба(с сувенирного значка) также– наряду с некоторыми другими элементами- был изображен Велес.Здесь это не так очевидно как в его новом варианте от 2006 г.– бык в левом верхнем углу вполне может трактоваться и в контексте с/х,тем более,что другие символы посвящены про-мышленности и лесному хозяйству.Однако,возможно,создатели намеренно подобрали изображение с нескольким рядом смыслов.Линия «Волос- бык- сельское хозяйство» получила развитие и на новом гербе Волосовского муниципального района от 2006 г., где наряду с быком мы видим еще целый ряд интереснейших и отлично узнаваемых символом: ромб с точками– древнейший славянский символ засеянного поля,который очень часто изображался в узорах народных вышивок,а также три точки в круге– эмблема,предложенная Н.К.Рерихом для обозначения памятников культуры.Геральди-ческое описание герба Волосовского района"В зеленом поле сквозной косопересечён-ный ромб,сопровождаемый во внутренних междукрестиях безантами.В верхнем правом углу– голова быка,в верхнем левом углу– отвлечённая ель.В оконечности щита– три безанта(один и два),окружённые кольцом,сопровождаемым по сторонам двумя отвлечён-ными колосьями,положенными дугообразно и направленными в стороны вверх.Все фигуры – золотые".происходят топонимы Волосово и Волосовский р-н."Имеется у города также и гимн,который как и герб подчеркивает связь с древним славянским богом и прово-дит непрерывную линию из древности к дню сегодняшнему:Гимн города Волосово
Велес,Волос,Власий – божество,
От тебя наш град берет начало.
Волосово– древнее родство
Узами судьбы нас обвенчало. "Голова быка и колосья символизируют животноводство и растениеводство– основу экономики района,а ромбы(элемент древнерусского орнаме-нта)и три безанта в окружности(знак,который по замыслу Н.К.Рёриха,должен помеща-ться на всех памятниках культуры)– его богатую культуру.Бык связан также с древ-неславянским богом скота Велесом(Волосом),от имени которого ..Парк культуры и отдыха "Велес"Кстати, одна из главных достопримечательностей города и излюбленная зона для прогулок – местный лесопарк также носит название «Велес». Судя по фотографиям туристов, на территории лесопарка имеется гигантский каменный валун – возможно,это и есть остатки того древнего святилища,ведь последние нередко воз-никали именно рядом с такими огромными камнями,которые наделялись способностью мыслить,чувствовать,взаимодействовать с людьми.Все это кстати,вовсе не означает «поклонение камням и истуканам»,просто в мире древних славян природа не делилась на «живую» и «неживую»,а к камням относились с почтением,видя в них еще один лик Природы- такой же живой,как ручей,дерево,птица или человек.Остается только вос-хититься жителями города Волосово, которые так трепетно хранят свою историю и прилагают усилия к тому, чтобы будущие поколения помнили ее, начиная с древнейших времен. Кстати, названия связанные с именем Волоса/Велеса встречаются в России повсеместно- и в качестве названий населенных пунктов,и рек.Так,одно только Волосово есть и в Ленинградской области,и в Московской,и в Тверской,и во Владим-ирской."(ст."На гербе какого русского города славянский бог Велес?",Журнал Снегирь,2023)
" Как по-русски назывался Млечный путь? Какое созвездие соответствует названию Стожары? Какие вообще созвездия были известны русскому народу?Сегодня нам хочется мгновенно получать точные ответы на конкретные вопросы, но когда речь заходит о названиях,происхождении этих названий и их точном смысловом содержании— мы погру-жаемся в целую пучину версий,вероятностей и оговорок.Взять хотя бы тот факт,что включение звезды в то или иное созвездие не обусловлено ничем кроме внутренней логики и фантазии смотрящего— то есть «границы» созвездий,какими их знали наши предки,вовсе не обязаны совпадать с известными нам звездными конфигурациями.Так, например,исследователям известен ряд особых русских народных созвездий— ЖЕЛЕЗНОЕ КОЛЕСО,АРШИН,КРЕСТ ИВАНА ВЕЛИКОГО,ВОДОНОС,МЕТЛА,ПАВЛИНИЙ ХВОСТИК,ЗМЕЯ— которые не могут быть соотнесены ни с каким современным созвездием,так как строились наосно-ве других визуальных образов и,следовательно,включают в себя части и комбинации других привычных нам созвездий.Или другой пример,касающийся многообразия звездных названий: на территории Российской Империи исследователями было зафиксировано порядка 40 названий только для созвездия Плеяд,более 50— для Большой Медведицы… В то же время,порой,одно и то же название в зависимости от региона соотносится с несколькими разными созвездиями в современном понимании,порой же вообще невозмож-но достоверно установить к какому созвездию относится то или иное название.В рам-ках данной статьи мы ответим на все озвученные в подзаголовке вопросы,однако,сна-чала придется разобраться в том,что вообще нам известно о русских названиях соз-вездий,откуда эта информация взялась и насколько она достоверна.Откуда мы знаем о том,как в России раньше называли созвездия? Небо древних греков расписано созвез-диями от края до края: тут— Кассиопея,там— Персей,там— Андромеда и так далее.У каждого свое четкое устоявшееся место,название,сопутствующая легенда— никаких «темных пятен».Очевидно,нечто подобное должно было бы существовать и у славян— ведь наши предки совершенно ни в чем не уступали своим средиземноморским совре-менникам,а волхвы обладали невероятно глубокими знаниями о космосе и природе ве-щей.Однако,по понятным причинам такая систематизированная картина небосвода не дошла до наших дней даже если и существовала в древности— о чем мы теперь можем только гадать. Исчезли носители древнего знания, а с петровскими реформами Русь стала перенимать и «общепринятые» западные названия вещей— то есть,применительно к названиям созвездий— речь шла о греческой картине небосвода.Исконные древние названия и очертания созвездий оставались лишь в народной памяти,далекой от ака-демий,реформ и модных веяний.Это продолжалось в течение нескольких столетий до тех пор пока ученые нового склада не осознали,что старые народные названия разли-чных сущностей и явлений несут определенную ценность хотя бы с этнографической и лингвистической точки зрения и не стали их собирать.В результате удалось сохрани-ть определенный пласт фрагментарной,а,зачастую противоречивой и неточной информа-ции,которая как бы то ни было содержит некоторые сведения о наименованиях хотя бы самых ярких созвездий небосвода в разных регионах нашей страны.Собраны эти данные были уже в XVIII–XIX веке и,соответственно,отражали знания простых людей своего времени,то есть в некоторых аспектах могли уходить в глубокую древность,а в неко-торых— быть продуктом новых культурных явлений.Интересно,впрочем,что подавляющая часть народных звездных названий по-русски имеет полные смысловые аналоги в среде других славянских народов,а также финно-угров и тюрков,что с высокой долей веро-ятности позволяет отнести время возникновения этих названий к древнейшим временам общей истории.Синонимы,противоречия и дубли в названиях созвездий.Основная сложн-ость заключается в том,что все материалы на тему древнерусских и славянских аст-ронимов базируются преимущественно на словарях русских народных говоров XIX века, а их составители являлись в первую очередь лингвистами,фольклористами и этногра-фами,а не астрономами,поэтому,записывая название того или иного созвездия в конк-ретной местности,они довольствовались туманными трактовками вроде «Плуг— одно из созвездий южного неба».Отсюда,вероятно,возникла и последующая путаница,когда одно и то же название— например,КОРОМЫСЛО,впоследствии соотносилось чуть ли не со все-ми яркими звездными скоплениями наших широт— от Большой Медведицы и Кассиопеи,до Ориона и Млечного пути…С другой стороны,может быть и так,что образ коромысла нас-только важен в народной культуре,что в разных регионах люди действительно видели его в самых разных созвездиях.Звездное небо,Млечный путь..Так или иначе,проана-лизировав доступный этнографический материал ученые(Д.О.Святский,М.Э.Рут,Ю.А. Карпенко и другие)выделили ряд ключевых созвездий,народные названия которых уста-новлены с более-менее высокой долей соответствия.Речь,конечно,идет о самых замет-ных и узнаваемых созвездиях и объектах— Млечный Путь,Венера,Полярная Звезда,Боль-шая Медведица,Плеяды,Орион…У всех этих объектов на территории России зафиксиро-вано как минимум по 10–15 разных наименований(иногда до 50),что также говорит об их особом значении в жизни даже простых людей.От Архангельской области до Сибири именно на них ориентировались для определения своего местонахождения,установле-ния скоро ли наступит рассвет,с их появлением связывали наступление определенных сезонов и периодов.Давайте рассмотрим их подробнее. Млечный Путь.На территории Российской Империи было зафиксировано 37 различных наименований для Млечного Пути,но ключевой,так или иначе,остается именно идея дороги— вокруг нее построены все остальные названия.Еще Владимир Даль(Читать 12 интересных фактов биографии В.Даля )записал такие русские народные названия Млечного Пути как ПУТИ и ДОРОГИ. Отмечал он также и название УЛИЦА,идентичное по смыслу кельтскому Arianrod «серебряная улица».К этой же группе относятся названия ТРОПА(Арханг.),ДОРОЖНЫЕ ЗВЕЗДЫ(Горно-Алт.),НЕБЕСНАЯ ДОРОГА(Вят.),МЫШИНЫЕ ТРОПКИ(Нижегород.).Млечный путь = Гусиная дорога.В разных регионах земли Млечный Путь по-разному расположен на плоскости неба— меняется и его направление в зависимости от сезона(например,в наших широтах зимними вечерами зимой Млечный путь пересекает небосвод с севера-запада на юго-восток,а весенними вечерами— с севера на юго-запад),что,с одной стороны,позволяет использовать его для ориентирования,а с другой— ведет к тому, что люди,населяющие ту или иную местность,зачастую дают ему название как-то свя-занное с указанием на определенную сторону света и какие-то присущие ей тропы, дороги,пути миграций.Так,например,в северных,западных и центральных регионах России наибольшее распространение получили названия обыгрывающие тему «птичьей дороги»: ГУСИНАЯ ДОРОГА(ДОРОЖКА)(Амурск.,Вологодск.,Вят.,Калуж.,Перм.,Тул.,Сиб.) ,ДИКИХ ГУСЕЙ ДОРОГА(Смол.),ПТИЧИЙ ПУТЬ,ЖУРАВЛИНАЯ ДОРОГА,ДОРОГА У(В)ЫРИЙ— они как раз отражают подмеченную связь между весенним направлением Млечного Пути и возра-щением птиц в северные широты с юго-запада.Кстати,именно такие названия являются самыми популярными для обозначения Млечного Пути в том числе у финно-угорских и тюркских народов,то есть характерны для всех без исключения этносов от Балтий-ского моря до Тянь-Шаня.А вот в Западной Европе— где птицы возвращаются с юга,а не с юго-запада— подобные «птичьи» названия Млечного пути практически не исполь-зуются. В южных регионах России нередко встречаются названия связанные с именами Батыя и Мамая: БАТЫЕВА ДОРОГА (Тамб., Тул.), МАМЕВА ДОРОГА (Сарат., Семипалат.), СТАНОВИЩЕ (Тул.), ДОРОГА ТАТАРСКАЯ, которые также отражают соответствие сезонной направленности Млечного пути и движения Орды.Названия из серии ДОРОГА В ИЕРУСАЛИМ (Перм.), МОИСЕЕВА ДОРОГА, СВЯТАЯ ДОРОГА (Кур.), ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПУТЬ, БОЖЬЯ ДОРОГА отражают уже направление движения паломников на святые земли и соответствуют более позднему христианскому культурному пласту.Из ориентационных названий Млеч-ного Пути интересен и характерен пример с названием ЧУМАЦКИЙ ШЛЯХ, которое было распространено на украинских землях. Чумаками там называли торговцев ездивших в Причерноморье за солью.Поездки эти чаще всего совершались зимой(так как в межсе-зонье были плохо проходимы)и имели направленность на юг или юго-восток.Именно так зимними вечерами расположен на небосводе и Млечный путь,который как бы указывает чумакам направление. Среди других названий Млечного Пути можно выделить те, что связаны с хозяйственной деятельностью человека — такие образы очень часто присутствуют и в названиях других ключевых созвездий северного неба. КОРОМЫСЛА (Владим.), КИЧИГИ (Урал).Есть и другие более редкие названия, характерные для определенных регионов — ПОЯС (русск.), СТОЛБ (белорус.), ЗМЕЯ (укр.), НИТКА (хакас.), НЕБЕСНЫЙ КАНАТ (якут.), ТРЕЩИНА (тувин.), ЛЫЖНЫЙ СЛЕД (хант. и манс.), ДОРОГА ИНЕЯ (хакс.)Большая Медведица.Большая Медведица — не только самое яркое и узнаваемое созвездие северного неба, но и, возможно, самое древнее из дошедших до нас названий. Древнее настолько, что это даже трудно представить. Наверняка, вы не раз задумывались почему это созвездие в принципе называется Медведицей при том,что не имеет с ней совершенно никакого внешнего сходства.На этот счет сущест-вует греческий миф о нимфе Каллисто превращенной в медведицу ревнивой женой Зевса Герой — мол, она была заброшена на небо за хвост, из-за чего он и вытянулся… все это крайне неубедительно и скорее походит на придумывание объяснения для уже су-ществующего названия созвездия,а не причины его возникновения.Кроме того,извест-но «медвежье» название для этого созвездия в языке североамериканских индейцев, которое было записано еще в XVII в.и,очевидно,не могло быть продуктом влияния греческой мифологии.Исследователь М.Гладышева также обоснованно доказывала,что название Медведица или Медведь у славянских народов появилось независимо от Гре-ции.А теперь самое интересное— как известно,Вселенная расширяется,меняется и звезды со временем также меняют свое положение на небосклоне.Наши предки тысячи лет назад видели немного другой небосвод над своей головой.Сегодня ученые могут реконструировать вид звездного неба в прошлом с учетом сегодняшней скорости и направленности движения звезд в том или ином созвездии.И вот как выглядела Боль-шая Медведица 100 тысяч лет назад: То есть 100 тысяч лет назад Большая Медведица действительно была похожа на медведя! И это знание параллельно сохранилось у народов разных континентов, которые на протяжении тысячелетий не имели друг с другом связи. Вот так, звездные названия могут перечеркнуть все теории о развитии человечества, включая «знание» о первых современных людях кроманьонцах, живших не далее чем 10–40 тыс.лет назад. Огни Большой Медведицы, бесстрастно взирающие на нас из глубин космоса, свидетельствуют, что человеческие языки — включая русский — существуют уже как минимум 100 000 лет. К «официальному» моменту появления кроманьонца очертания Большой Медведицы уже лет эдак 50 тыс. назад утратили сходство с медведем.Очевидно, с течением времени, когда очертания созвездия уже изменились, в языке должны были возникнуть новые названия, лучше отражающие его современный образ. Древнее «медвежье» название к XIX веку сохранилось лишь в ограниченном ряде регионов: МЕДВЕДИЦА (Урал.), МЕДВЕДКА (Кур.), МЕДВЕЖАТНИКИ (Новг.). А наиболее распространенным названием на территории Российской империи применительно к созвездию Большой Медведицы стало название ЛОСЬ(Арханг., Владим., Вологод., Волхов и Ильмень, Вят., Калуж., Костр., Нижегород., Новг., Олон., Пене., Перм., Петерб., Пск., Свердл., Сиб., Тамб., Терск., Яросл.), а также его производные ЛОС (Урал.), ЛОСА (Олон.), ЛОСЕВА КИЧИГА (Арханг.), ЛОСИ (Свердл.), ЛОСИХА (Арх.), ЛОСИЦА (Эст.), СОХАТЫЙ (Камч., Курил., Алеут., Амурск., Енис., Ирк.).Ареал распространения этого астронима охватывает всю Россию,за исключением самых южных областей и в целом совпадает с ареалом обитания лосей как таковых.
Совпадает по территории распространения с ним и астроним — КИЧИГИ или КИЧИГА, означающий выгнутую палку для обмолачивания зерна. Впрочем, чаще термин КИЧИГИ относится к созвездию Орион,о котором будет сказано далее(а иногда — к Плеядам), в связи с чем можно предположить, что в данном случае этнографы не вполне точно соотнесли астроним с созвездием.Вторая по популярности группа названий для созвездия Большой Медведицы связана не с КОВШОМ, как можно было бы предположить — хотя такие названия и встречаются (Амур., Петерб., Арханг., Вологод., Костром., Ряз., Сарат., Урал.) а с понятием ВОЗА, ТЕЛЕГИ или ПОВОЗКИ. В большей степени они характерны для Юга и юго-запада России.Очевидно,это является следствием отождест-вления самого Млечного Пути с дорогой. Люди пытались не просто дать звездным скоплениям отвлеченные названия, а связать картину звездного неба в некий единый мир, где все взаимосвязано. Раз есть дорога — по ней должна ехать повозка. Отсюда происходит многообразие названий ВОЗ (Юг России, Дон, Казан., Костр., Нижегород., Ряз.), ВОЗИЛО (Дон.), ВОЗНИЦА (Кур.), ГОРБАТЫЙ МЕРИН (Ворон.), КОЛЕСНИЦА (Орл.), КОЛЕСНИЦА ЦАРЯ ДАВИДА (Кур.), КОЛЫМАГА (Кур.), КОЛЯСОЧКА (Кур.), КОНЬ ГОРБАТЫЙ С ТЕЛЕГОЙ (Оренб.), ПОВОЗКА (Дон.), АРБА (Дон.).В ряде областей зафиксировано название КОРОМЫСЛО (Оренб., Дон., Сарат., Свердл., Тобол., Томск.), что вызывает некие сомнения в достоверности соотнесения названия с созвездием, так как слишком уж часто этот астроним фигурирует применительно к самым разным звездным скопле-ниям.И Млечный Путь,и Орион,и Кассиопея— все в тех или иных источниках значатся как КОРОМЫСЛО. Из «спорных» названий Большой Медведице присуще именование СТОЖАРЫ и множество производных от этого слова — СТОЖИРЫ, ВИСОЖАРЫ, ВОЛОСОЖАРЫ. Почему «спорных»? Дело в том, что это еще один астроним который, по свидетельствам этнографов применяется буквально на каждом шагу. Это и Плеяды (в наибольшей степени), и Малая Медведица (СТОЖАРЬЕ),и— Большая Медведица.Можно, предположить, что здесь «проблема» кроется не в неправильном соотнесении названия с созвездием, а в смысле слова «стожары» как такового. «Сто» + «жары» (звезды, солнца, огонь, пламя) = «сто звезд», «сто солнц». Очевидно, что таким образным словом можно назвать абсолютно любую группу ярких звезд на небосклоне,что и делали наши пред-ки. Позднее это название в большем мере закрепилось именно за созвездием Плеяд, которое изначально(в более древнем варианте)именовалось ВИСОЖАРЫ или ВОЛОСОЖАРЫ. А так как СТОЖАРЫ уже использовались и для обозначения других звездных скоплений, ВИСОЖАРЫ и ВОЛОСОЖАРЫ также распространились на них,будто все это синонимы одного слова,хотя это далеко не так.Значение этих названий мы рассмотрим детальнее при-менительно к Плеядам,которые занимают в русской астронимии совершенно особое,а, возможно,даже центральное место.Пока же следует упомянуть еще об одном названии Большой Медведицы— КОНЬ НА ПРИКОЛЕ(восток России),ПРИКОЛ(Тул.)— которое ясно ука-зывает на ее связь с Полярной звездой,которую Большая Медведица,главный образом, и помогает безошибочно находить.Малая Медведица и Полярная Звезда.Наши предки, как и многие другие народы земли, представляли себе Полярную Звезду как некий кол или гвоздь, вокруг которого вращается вся небесная сфера. Основным ее свойством в этом контексте является неподвижность, стабильность, которую можно принять за точку отсчета (интересно, что югославские славяне именовали ее НЕКРЕТНИЦА, что означает «некрутящаяся» и также отражает именно это ее свойство).Отсюда и основ-ные ее названия: КОЛ-ЗВЕЗДА(Семипалат.),НЕБЕСНЫЙ КОЛ(Волог.),ПРИКОЛ-ЗВЕЗДА(Урал .).В этом контексте становится лучше понятно одно из названий Большой Медведицы — КОНЬ НА ПРИКОЛЕ. Полярная звезда = Кол-звезда.Другой признак Полярной звезды, отраженные в многочисленных названиях — это ее северное полярное местоположение. В этом контексте она известна под названиями ПОЛЯРКА (Волог.), СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА (Арханг.), ПОЛНОЧНАЯ ЗВЕЗДА (Волог.). Самое древнее и интересное из этих названий — ПОЛНОЧНАЯ. Этим словом в древности обозначали не только ночь, но и направление света — «на полночь», то есть — «на север». Отсюда — «полночные страны», «полно-чные земли».Известны также более поэтические названия — ЗАРНИЦА (Сиб.), ЗОРНИЦА-ВОЛШЕБНИЦА (Свердл.),и уже встречавшееся нам СТОЖАР,которое было решено отождест-вить не с конкретным созвездием,а с любой яркой звездой. А вот созвездие Малой Медведицы как таковое в этнографических источниках встречается крайне редко. Обычно, оно дублирует название Большой Медведицы — МАЛАЯ ЛОСЬ (арханг.), СОХАТЫЙ (Алтай.),или же носит некое «усредненное» наименование,которое в разных контек-стах и регионах встречается применительно к самым разным созвездиям — КИЧИГА (Арх.), СТОЖАРЬЕ (Смоленск.)Из наиболее интересных и уникальных названий Малой Медведицы стоит отметить название ВЫШЕЗАР (Смол.), которое неким образом может указывать на ее верхнее положение у самого основания небосвода.Телец и Плеяды.
В созвездии Тельца, а точнее его основной части наши предки видели небесный ПЛУГ, или по-другому — СОХУ, ЧЕПИГИ (т. е. рукоятка плуга). Сохранился даже вопрос с новогодних колядок: «Чей же это плужок раньше всех вышел?» И действительно— в зимние ночи небесный плуг появляется на востоке неба,а затем движется— проклады-вает борозду— через весь небосвод. Но не ПЛУГ главное созвездие этой части неба, а находящееся рядом с ним звездное скопление Плеяды, состоящее из семи отчетливо видимых невооружённому глазу звезд (и более 300 мелких). Плеяды не похожи ни на одно другое созвездие — за счет большого скопления звезд на ограниченном участке неба возникает эффект свечения самого небосвода, особенно заметный при взгляде боковым зрением. По современной классификации Плеяды является составной частью созвездия Тельца. Для наших же предков Плеяды были совершенно особым, знаковым созвездием. Для него одного на территории Российской Империи было зафиксировано около 40 разных названий — больше только у созвездия Большой Медведицы.Названия эти можно условна разделить на две большие смысловые группы. Одну составляют названия связанные с чем-то круглым, сферическим,кучным— они отражают визуальную ассоциацию с Плеядами и распространены преимущественно на Русском Севере, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке: ГНЕЗДО (Перм., Свердл.), ГРУДКА (т. е. малая укладка стогов сена — Свердл., Симб.), КЛУБ, КОЧКА (Орл.), КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ (Том.), КУЧКА (Казан.), ЛАПОТЬ (Арх.), ЛУКОВКА (Волог.), ОСЬЕ ГНЕЗДО (Свердл.), ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Арх., Перм.), РЕШЕТО (Волог., Новосиб., Эст.), СОЛОНИЧКА (Арх.), УЛЕЙ (Петерб.), УТИНОЕ ГНЕЗДО (Арх., Тюм.), УТОЧЬЕ ГНЕЗДО (Амур., Арх., Ирк., Перм., Том.), УТОЧКА (Арх.)Вторая группа названий чаще встречается в центральных и южных областях России.По смыслу она гораздо более сложна и интересна,так как оставляет простор для различных трактовок и объяснений.К этой группе относятся такие назва-ния: ВИСАЖАРЫ (Калуж.,Орл.),ВИСОЖАРЫ (Ворон., Дон., Иссык-Кульск.,Калуж., Красно-дар., Кур., Орл., Ряз., Симб., Смол., Тамб., Том., Тул.),ВОСОЖАРЫ (Терск.), ВОЛОСОЖАРЫ (Владим., Ворон., Кур.), СТОЖАРЫ (Калуж., Нижегор., Орл., Пенз., Ряз., Сарат., Терск.),ВОЛОСИНЫ,ВЛАШИЧИ.В древнерусских источниках встречаются формы ВЛАСОЖЕЛИЩИ и ВЛАСОЖЕЛЬЦЫ, а у балканских славян зафиксированы наименования ВЛАШИЧИ, ВЛАЧИЧИ, ВЛАСИ. Сохранилось упоминание об этом созвездии и в трудах знаменитого русского путешественника Афанасия Никитина, чьи дневники XV века о хождении за три моря являются одним из известнейших летописных памятников нашей культуры: «Волосыны да Кола в зорю вошьли, а Лось головою стоит на восток» — так описывал путешественник небо Индии, имея в виду Орион (Кола), Большую Медведицу (Лось) и Плеяды (Волосыни). Заметим, что для обозначения большинства созвездий наши предки использовали привычные слова, обозначающие какие-то хозяйственные предметы, животных и понятия. Но только не в случае с ВОЛОСОЖАРАМИ. Так откуда же идут все эти необычные названия и какой смысл они несут?Некоторые ученые предла-гают связать эту группу названий с волосами, но это не слишком убедительно, так как внешнее сходство созвездия с волосами отсутствует, а название Волосы в чистом виде даже ни разу не было зафиксировано, хотя при таком объяснении оно должно было бы быть наиболее распространенным.Не стыкуется с такой смысловой нагрузкой и вторая часть слова «жары».Гораздо более достоверной кажется версия, возводящая названия созвездия в имени бога Велеса(или Волоса)— одного из ключевых в славян-ском пантеоне. Конечно, именно Велес, покровитель земледельцев и скотоводов, сын всемогущего Сварога, пасет свои звездные стада на небе, расположившись неподалеку от небесного ПЛУГА (созвездия Тельца). И именно он — многоликий бог мудрости, повелитель природных сил, стихий, вод, луны, звезд и ночи должен ассоциироваться с наиболее необычным и примечательным звездным скоплением… Именно эту трактовку, кстати,отстаивал и знаменитый специалист по славянской астрономии XIX векаО.Свят-ский, благодаря которому сохранились многие сведения о звездном небе русского человека как таковом…Тогда все встает на свои места ВОЛОСОЖАРЫ— это «звезды Вол-оса» или «огни Волоса»,а ВЛАШИЧИ— «дети Волоса».Все остальные названия приведён-ной группы следует считать более новыми производными формами от первоначального наименования ВОЛОСОЖАРЫ. Кстати, интересно что в индийской ведической астрологии Плеяды известны как созвездие огня, а управляет им Агни — божество священного пламени.Русское окончание слова «жары» как раз несет идентичный смысл. Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых в приведенном ряду, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Скрыв имя Бога, оно, по крайнем мере, позволило сохранить вторую значимую смысловую часть первоначального названия связанную с огнем. Возможно, до этой трансформации СТОЖАРЫ обозначали любое яркое звездное скопление в принципе («сто жаров» = «сто звезд» = «сто солнц»), что подтверждается тем, что оно время от времени встречается в этнографических описаниях практически всех созвездий нашего северного неба.Некоторые исследователи выводят наименование СТОЖАРЫ от визуальной ассоциации со стогом сена,что не противоречит связи с Велесом, который и сам являлся покровителем земледельцев и домашнего скота. Еще в том же словаре В. Даля:«Стожар и стожарь — сев. шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился…Стожары,созвездие Плеяд,Волосожары(ср.древнесалв.бог Волос + Яр (jar),о— соединительная гласная),Утиное гнездо; местами зовут так созвездие Медведицу,южн.Воз,причислив к ней Полярную звезду,которая и представляет стожар, кол,вкруг которого ходить лось или лошадь на приколе.«Коли звездисто и стожар (созвезд.Плеяд)горит— иди смело на медведя». Как видно из последней приведенной приметы Плеяды были связаны в народной памяти с медведем, который в свою очередь, является основной ипостасью все тоже же Велеса. Кстати, именно поэтому его истинное наименование (скорее всего — «бер») было во многих регионах табуировано и заменялось разными характеристиками: «мед-ведь» (ведающий мед), «волосатый»… В этом свете интересен этнографический отрывок записанный И.Сахаровым, в котором описываются народные поверья,связанные с неким созвездием САХАРЫ: «Они (кресть-яне) думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей, и что медведи живут под его защитой. За воровство и кражу Сахары наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Сахары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сахар.»Исследователь считал, что речь идет о созвездии Большой Медведицы, но в этом случае поверье не имеет особого смысла— ведь Большая Медведица в наших широтах видна всегда в любое время года— были бы звезды.М.Э. Рут же предположила, что говоря о Сахарах, крестьяне имели в виду именно Плеяды, которые появляются на небе поздней весной, видны летом, осенью и зимой, а ранней весной уходят за горизонт. Получается, что согласно звездному поверью охотникам не следует ходит в лес именно ранней весной— в то самое время когда от зимней спячки просыпаются голодные медведи.Кстати,само слово САХАРЫ во многом созвучно наименованию СТОЖАРЫ,что может служить дополнительным подтверждением этой версии.
С Плеядами, путь которых по небу зависит от времени года, связано и множество других примет, в том числе земледельческих. Так, весеннее появление Велесовых звезд и Плуга (созвездие Тельца) на небе, приходящееся на начало мая знаменует собой начало нового посевного цикла — в это время они „сходят на землю“ в западной стороне неба сразу после захода солнца. Одно из немногих христианских народных названий Плеяд — КЛЮЧИ ПЕТРОВЫ (Ворон.) как раз отражает ту же самую связь. Считалось, что святой Юрий, чей день как раз приходится на день весеннего восхода Плеяд отпирает ключами святого Петра небо и дождь, знаменуя начало нового пахотного сезона.Плеяды служили и каждодневным ориентиром, по которому можно было определять как скоро наступит рассвет: „Стожары высоко горят, уже много ночи“. Схожая примета зафиксирована даже в знаменитом романе „В лесах“ П. И. Мельникова-Печерского: „Стожары сильно наклонились к краю небосклона, значит, ночь в исходе, утро близится“.Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что Плеяды занимают краеугольное положение в русской астрономии, превосходя по своему значению, быть может, даже Большую Медведицу.Орион(Пояс Ориона).Чуть левее и ниже Тельца распо-ложено „зимнее“ созвездие Орион. Народные названия, существовавшие в России, как правило, применимы не ко всему созвездию Ориона в его современном понимании, а к группе наиболее ярких звезд(Минтака,Альнилам,Альнитак),составляющих пояс Ориона, и находящейся под ними звездной группе. Эти звезды известны в наших широтах преимущественно под названиями КИЧИГИ или КИЧИГА — (юг России, Вят., Свердл., Арханг., Забайкал., Зуаралье, Иркут., Краснояр., Курган., Новосиб., Ориенбург., Перм., Семипалат., Том., Челяб., Камч., Сиб., Урал., Алтай) — т. е. „изогнутые палки для молотьбы“.Реже встречаются другие схожие по сути аналоги этого слова— ГРАБЛИ(Сарат.,юг России),ГРАБЕЛЬЦЫ (Волог.),ЦЕП,КОРЯГА(Ярослав.).Часто применимо к ним и уже знакомое нам наименование КОРОМЫСЛО (Арханг.)или КОРОМЫСЛИЦА (Орл.), которое иногда фиксируется и для обозначения Млечного пути,и других ярких звезд-ных скоплений. Есть у несколько поэтичных названий — ТРИ ЦАРЯ (Камч., Ориен., Челяб.) или ТРИЦАРЬ (Сиб., Камч.), ДЕВИЧЬИ ЗОРИ (Дон., Тул.), одно христианское — ПЕТРОВ КРЕСТ (Волог., Новг., Ряз), и парочка совсем необычных— КАЩЕГОВЫ ЗУБЫ (Елаб.)и СТАРИКОВА ТРОСТОЧКА(Камч.,Ориен.,Челяб.).Кстати,среди других народов земли по отношению к созвездию Ориона преобладают именно названия связанные с тройственностью: Три Архара (у казахов), Три Коня (у хакасов), Три Оленя (у индейцев Северной Америки), Три Зебры (у готтентотов), Трое Мужчин (у эскимосов), Три Девушки (у хакасов), Три Сестры (у белорусов),Три Плуга(у немцев).Венера.Наши предки считали планеты „блуждающими звездами“ и называли их соответственно. Что касается Венеры — она может появиться не небе как рано утром, так и вечером и от этого менялись ее названия. Возможно, крестьяне вообще полагали, что это два разных объекта:„Утренние“ названия: ЗАРЕНИЦА (Арханг.), ЗАРИЦА (Краснояр.), (Арханг., Перм.),ЗОРЯ(Арханг.),УТРЕННИЦА,УТРЕННЯЯ ЗАРЯ,УТРЕННАЯ ЗВЕЗДА(Волог.),УТРИЦА (Петерб.).Интересно в этом ряду название БЛИННИЦА,которое указывает на то,что Венера появляется в небе рано утром,в пору когда хозяйки пекут блины.„Вечерние“ названия: ВЕЧЕРНИЦА, ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРНИЦА (Том.), ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ (Арханг., Вят., Кур., Орл., Пена,. Том.), ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРНИЧКА (Соль-Илец). Существует также большое разнообразие „звериных“ названий, которые, в основном относятся к вечерней Венере, так как соотносятся со временем охоты и бодрствования тех или иных диких животных. Наиболее популярные связаны с волком — это ВОЛЧЬЯ ЗВЕЗДА (в России), а также сербскохорватские варианты Воларица, Воларка, Волоранка и польские — Wilcza gwiazda, Zaj;cowa gwiazda, Gwiazda wo;u (т. е. „волчья звезда“, „заячья звезда“, „воловья звезда“). Последнее — возможно, связано уже со временем выгона скота на пастбища, а значит, относится к утренней Венере.В Астрахани, Крыму и некоторых других регионах было распространено другое,достаточно загадочное по происхож-дению, название Венеры — ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА. Именно в таком варианте она значится в некоторых старых рукописях, датированных еще XVII веком. Например, в „Сказании царя Соломона“, говорится: „Чигирь бо зв;зда, именовашеся сирскимъ языкомъ“. Под „сирским“ языком здесь, вероятно, подразумевается сирийский. Ученые, впрочем, предлагают расшифровать все это с помощью арабского названия Венеры, звучащего „Зухра“ и означающее „блестящая“. Мол, пройдя через несколько языков и звуковых искажений „Зухра“ превратились в „Чигирь“. Изначальный же эпитет „блестящая“ указывает здесь не на яркость Венеры, а на краски заката, с которыми связано ее появление. Версия представляется сомнительной, но других трактовок слова Чигирь к настоящему моменту не найдено.Сохранилось несколько любопытных народных примет и предостережений связанных с Венерой, которые записал И.Сахаров:
„Предания о сей планете (Венере) заключаются в том, что она показывает человеку счастье и несчастье, что делать и чего нет. Аще кому ехати, или идти куда, или селиться; смотря на какую сторону звезда стоит: аще она станет противу, и ты противу ея не езди никуды. Во дни 1, 11, 21 стоит Чигирь на востоце, и ты храмины не ставь, на дворе головы своей не голи…“Другие созвездия.Кассиопея — КОСАРИ. Кассиопея находится прямо на Млечном Пути, поэтому легко можно было представить, что и сам Млечный Путь — это дорожка скошенных косарями злаков.Дева — ДЕВА или ДАНА. Созвездие Девы появляется на небе весной, как раз в период девичьих гаданий. Небесная дева так же как и ее земные сестры сплетает ВЕНЕЦ (созвездие Северной Короны)и пускает его по небесной реке(Млечный путь).Геркулес — ПАСТУХ,ЧАБАН. Созвездие Геркулеса хорошо видно на небе в летние ночи — он как бы сторожит звезды и землю,никогда не покидая свой пост.Дельфин— КОЛОДЕЦ,РЕШЕ-ТКА.Существует такая народная присказка, описывающая летне-осенний звездный треугольник: „У развилки Дороги есть Колодец. А от неё идёт Девушка с ведрами“. Дорога — это, разумеется, Млечный Путь, который как раз делится в этом участке звездного неба на два рукава, девушка — звезда Альтаир, а ведра — яркие звезды по обе стороны от нее. Она как бы идет по направлению к колодцу, которое наши предки видели в созвездии Дельфина.Лебедь— КРЕСТ,БОЛЬШОЙ КРЕСТ или ПЕТРОВ КРЕСТ. Сказка про Колобка.Напоследок хочется вспомнить о всем известной сказке „Колобок“, которая неожиданным образом может расширить наши знания о русских названиях созвездий. Сюжет известен: Дед просит Бабку испечь Колобок, она выполняет его просьбу, но Колобок оставленный на окошке отправляется в лес и встречает на своем пути разных животных. Все они хотят его съесть, но ему удается уходить от них невредимым до тех пор, пока он не встречает лису, которая его и съедает.Существу-ет версия, согласно которой, изначальный вариант этой истории был несколько иным: во-первых, животных на пути Колобка было гораздо больше,чем известно нам сегодня, во-вторых, все они откусывали от него по кусочку, так что к Лисе он добрался уже почти истаявшим, а она — довершила начатое другими зверями. Последовательность их встреч с Колобком следующая: Вепрь, Лебедь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса…Что бы это все могло значить? В предложенной трактовке колобок — это полная луна, которая проходя через разные созвездия зодиакального круга постепенно превращается в тонкий месяц, пока не доходит до точки новолуния, то есть — исчезает. То есть сказка является образным описанием наблюдения наших предков за движением луны-месяца по небосклону, дает детям простейшие знания об астрономии и позволяет запомнить последовательность некоторых зодиакальных знаков, а точнее — половины зодиакального круга,так как после новолуния месяцу еще предстоит пройти оставшую-ся половину зодиака,но в это время он уже не убывает,а растет.Итого в каждый 29,5-дневный цикл Луна проходит через каждый зодиакальный знак. Зодиакальные знаки,здесь,разумеется не те,которые известны нам сегодня,а другие— с названиями, которые (возможно) использовали наши предки. Совпадение мы видим лишь в Деве, которая является никем иным как Бабкой. То есть полнолуние в сказке происходит в Деве. Новолуние, соответственно, пришлось на некий, неизвестный нам сегодня знак Лисы, который должен быть противоположным Деве, то есть примерно соответствует современному зодиакальному знаку Рыб.Таким образом, зная последовательность животных на пути Колобка, мы могли бы реконструировать небесную картину наших предков и понять на какие звездные фигуры они разбивали зодиакальный круг (кото-рый сам по себе остается практически неизменным),а затем— соотнести их с извест-ными нами зодиакальными созвездиями. Это, конечно, существенно расширило бы наши знания о древней астрономии и ее символах,и позволило говорить о систематизи-рованной картине звездного неба,созданной еще древними славянами,о которой мы рассуждали в начале статьи. В предложенную трактовку очень хочется верить, ведь она не только наполняет знакомую с детства сказку новым волшебно-звездным смыслом, но и полностью совпадает с глубинной философией русских сказок как таковых, которые всегда несут гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Остается одно „но“ — к сожалению, первоисточник этой версии сказки на сегодняшний день невозможно установить с точностью — кто, когда и где записал ее именно в таком виде и не является ли она и вовсе современной? Что ж — остается продолжать поиски. На то нам и дана наша Жизнь — тем она и интересна, что вокруг существуют загадки, которые мы в силах со временем разгадать, если только приложим к ним достаточно усилий.В статье использовались некоторые наблюдения и выводы, сделанные в следующих работах:
1. М. Э. Рут „Русская народная астронимия“, 1987»
2. Ю. А. Карпенко. «Названия звездного неба." 1981.
3. Д. О. Святский «Очерки истории астрономии в Древней Руси»
4. Музей-мастерская русской деревянной игрушки «ПОТЕХИ». Раздел "Экскурсии".
(ст."Древние русские названия созвездий на Руси. Звездное небо славян",Журнал Снегирь,2023)
Свидетельство о публикации №223113000566