Этн. термины тат и татар в дагурском
В фундаментальном издании, посвящённом туркменам (торкаманам, торкам) Анатолии Фарука Сюмера "Огъузлар (Тюркменлер) о термине "тат" сказано следующее:
"Татами" называли бывших кочевников, решивших осесть на землю и платить пошлины государству, на территории Анатолии мы видим немало ойконимов, в которых, судя по источникам осели "таты".
Однако в турецком издании Йени Тарама Сёзлюгъю Джема Дильчина, в котором собрана средневековая тюрко-анатолийская лексика перед нами предстаёт несколько иная картина:
"ТАТ, Т'АТ' - иностранец, чужак, в особенности из Аджама (Персии, неарабского мира)", Т'АТДЖА - "иностранный язык, прежде всего - персидский (аджам)".
Таким образом, мнение Фарука Сюмера, что таты - это кочевники (в его случае-тюркоязычные), осевшие на землю не находит должного подтверждения. Дело несколько в другом - огузы (тюркмены) Анатолии мигрировали, действительно, из Аджама (Персии), более того официальным языком делопроизводства ранних тюркмен (торкаманов, торков) Анатолии являлся фарси, точнее парси-дари. Он длительное время был общим, наднациональным языков в Средней Азии. У самого Фарука Сюмера приводится сообщение о том, что на письма от турецкого султана, изложенных по турецки среднеазиатским тюркским правителям неизменно приходили ответы исключительно на фарси. Эти письма сохранились. Так как кемализм - тюркско-националистическая масонская доктрина, то Фарук Сюмер от себя добавляет, что это якобы "злило султана". Никаких письменных свидетельств того, что переписка на персидском раздражала турецких султанов, являвшихся к тому же из монгольского по-происхождению рода, он не приводит. Фарук Сюмер сам так решил. Если бы иностранные языки чем-то досаждали турецких султанов, то, вероятно, не было бы, например, надпечаток на греческом на почтовых марках Османской империи и в более позднее время. Персидский язык не мог вообще никого раздражать в Османском государстве. Им пользовались поэты, на нём писали суфии. Никаких проблем для коммуникации, лица, владевшие фарси в Османской империи не испытывали, если, конечно, им бы не взбрело в голову попытаться общаться на нём с какими-нибудь туркменскими пастухами в сельской местности или потомками местных византийских греков. Для жителей Константинополя (Куштантинийе) как раз сами торки (турки) были чужими. Есть письменные сообщения на османско-турецком, в котором один из османских чиновников возмущается "понаехавшими албанцами, цыганами, турками, носильщиками и водоносами".
Что же касается термина "татар", то он в анатолийско-тюркских наречиях фигурирует как ТАТАРЫ- "недостаточно проваренное мясо", что можно воспринимать как "полусырое, недоделанное" и т.п.
Всё вышеприведённое имеет мало отношения к терминам "тат" и "татар" в дагурском.
ТАТ И ТАТАР В ДАГУРСКОМ
ТАТ
1. ТАТГУ "тянуть, тащить", татку "ящик стола"
2. ТАТЭН "лагерь,бивак";"объединение, община, группа, группировка", татэн даа "начальник лагеря", "старший группы охотников".
ТАТАР
ТАТЭРДГУ "стягиваться, притягиваться, прилипнуть, льнуть" (ткж "биться в конвульсиях").
Здесь совершенно прозрачная семантика. В обоих случаях ключевым моментом явл. "стяжка": "ТАТ-ГУ "тянуть, тащить", ТАТЭРД-ГУ "стягиваться, притягиваться, липнуть".
ТАТ И ТАТАР В ХАЛХА-МОНГОЛЬСКОМ
ТАТ
ТАТЛАГА "привлечение, мобилизация, призыв", ТАТЛАХ "тянуть к себе, тащить, дёргать", ТАТАЛТ "притяжение", ТАТАХ "тянуть, тащить, дёргать, привлекать, манить"; "призывать, мобилизовать"; "взимать, облогать", ТАТВАР "взнос, налог", АЛБАН ТАТВАР "налог".
ТАТАР
ТАТУУРГА "выдвижной ящик"; "приток, рукав реки".
ТАТААР "татары"
ТАТААС "линия, строка"; разг. "поддержка, протекция, покровительство"
ТАТАГДАХ "тянуться, натягиваться, призываться, мобилизоваться", цэрэг татагдах "призываться в армию"
С ТАТУУРГА - значением связан азербайджанский гидроним ТЕРТЕР-ЧАЙ.Здесь абсолютно всё понятно, ТАТЫ - "те, кого откуда-то притащили, привели или те, с кого берут налоги, или принуждают к каким-либо обязанностям". ТАТААР - учащение, экспрессия от ТАТ, здесь на первом плане - "мобилизованные, стянутые".
Крымские, казанские, сибирские татары- это тюркоязычный (кипчакские по языку, но изначально они могли говорить и не по кипчакски) контингент, ПРИВЛЕЧЁННЫЙ, ПРИТЯНУТЫЙ, МОБИЛИЗОВАННЙ МОНГОЛАМИ. И вообще, это для монголов они были ТАТААР, сами непосредственно монголы им определили такую роль. И,естественно, те татары, которые оказывались в плену у русских должны были заявлять, что они - "татары", то есть "мобилизованные, стянутые в войсковые соединения", а другое- в плане этничности- в той ситуации значения не имело.
При этом, некогда среди самих монголов имелись собственно монгольские татары. Но они пали жертвой в междуусобной войне как раз с только-только поднимавшими голову чингизидами. Отсюда следует, что все последующие татары - лишь результат использования монг. термина. Кроме того, мы убеждены, что огузско-туркменский род ДОДЫРГА (тотурга) должен быть связан с дагурским ТАТУУРГА, общемонг. ТАТ и ТАТААР.
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до наших исследований никто толком не разобрал термины "тат" и "татар". Мы указали на их значение ясно,ёмко и опираясь на доказательную базу.
А как иначе могли обозначить себя кипчаки под властью монголов? Что они "хэвцэг", т.е. "капризные", "противные" и пр.? Монгольское "хэвцэг" и есть соответствие этнониму "кипчак, къыпчакъ", которых русские называли "половцами". Какую роль при чингизидах после их грандиозных побед могли играть "половцы"? Вообще никакую,- объект травли, преследования и насмешек.Период доминирования в Дэшт-и Кипчаке половцев прошёл.
Попытки же внедрения в исконно монгольскую среду задним числом каких-то "тюркоязычных татар"- глупое занятие. Таких не было, тем более говоривших по кипчакски.Если есть в настоящее время такие татары, которые заявляют, что они именно "монгольские татары", то в этом мы не видим ничего предосудительного, но татар изначально тюркоязычных в монгольской среде можно вообще серьёзно не воспринимать. В реальности, все те, кто сегодня считает себя "татарами"- кипчаки (какой-то процент некипчаков тоже мог туда попасть) именно в понимании монг. термина "мобилизованные, подтянутые". И когда-то они действительно представляли собой составную и причём - важную часть монгольского мира на завоёванных территориях.
О СУФФИКСЕ "-АР" В ЭТНОНИМЕ "ТАТАР"
Вопреки широко распространёному среди дилетантов мнению в этнониме "татар", как и в этнониме "авар/абар/апар" нет никакого тюркского (а равно - монгольского) суффикса "-ар, эр" со значением "мужи" и т.п. Он не присутствует. Здесь совсем другое.
Так как монголы использовали почти всегда простую скотоводческую терминологию, то "татар" в форме "тIетIер" имеется и в ауарском диалектном.
ТIЕТIЕР - "костра, очёс, отходы шерсти, остатки шерсти после чесалки, сбитые клочки шерсти".
Ср. халха-монг. ТАТГАНАХ "дёргиваться, подёргиваться",ТАТЛАХ "тянуть к себе, дёргать", ТАТЛАГА 1."верёвка, ремень, канат"; 2. "привлечение, призыв, мобилизация". При всём этом мы имеем в монг. ТАТВАР "взнос, налог", ТАТВАРЛАХ "взимать налоги, взыскивать взносы".
Судя по ауарской форме и монг. ТАТВАР здесь скорее указание на "учащение" (по схеме "бицине"-бицаризе", "хъвазе" - "хъвадаризе" и т.п.), но "мужей" точно нет. Правда, нам неизвестно, с какой целью в монгольском удлинён гласный "а": ТАТААР.Но подозревать здесь "мужей" нет оснований. Монголы не добавили бы "-ар", у них было бы или показатели множественного числа "-нар", -ут (уут),-ат и т.п. или вариант по типу "мужчина, человек": "хуьн", "эрхуьн".
"ТАТАРСТВО" КАК УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ МОНГОЛОВ
Время от времени отечественные и зарубежные историки обсуждают вопрос: а как сложилась бы ситуация, если бы, например, Хорезмшахство Ануштегинов или Киевская Русь объединила бы свои силы против монголов? Даже в этом фантастическом случае всё равно шансов на победу имелось бы мало, получилось бы так, как ответили спартанцы персам: "больше травы, легче косить". И кто бы так легко отдал им свои дружины? Их кормили, берегли, холили не для того, чтобы бросить в пламя страшной войны с непредсказуемым исходом.А кого ещё они могли присоединить к дружинникам? Купцов и землепашцев? Даже профессиональные охотники, бьющие белок, негодились для того, чтобы выйти в бой с каруселью монгольских лучников и латной кавалерией.
Чингизиды потому и столь уверенно ринулись на завоевание обширных территорий, так как изначально не сомневались в том, что никто из них просто "не тянет" до их уровня. Они могли отправить под монгольские стяги и бунчуки качественный, сплочённый контигент, причём, при небходимости, в достаточном количестве. У них имелась хорошо налаженная мобилизиционная схема, дававшая мощный результат. Сколько надо - столько и подтянут.И все окажутся молодыми, дерзкими, обученными, конными и вооружёнными.И это вовсе не дружина на постоянном окладе.Такие тоже имелись, но подавляющее большинство подобным образом не формировалось.
Родо-племенные традиции обязывали давать мобилизационный ресурс. Проходило данное мероприятие через глав родов и племён. Все они были повязаны клятвой, обязательствами. Неподчинение - смерть. Для такой миссии и содержали гвардию, дружины, отборные и верные подразделения.Представим себе такую ситуацию- объявлена мобилизация по всем племенам и родам. Все подтягиваются к ставке, но кого-то нет. А кого конкретно? Таких-то и таких-то. Немедленно шлют гонцов узнать в чём причина. Далее выясняется, что глава какого-то племени, рода понёс какую-то "пургу" о том, что он больше не в их составе и подчиняться не станет. В места их дислокации устремляется гвардия. Если никто не поддержал, не заслонил собой правителя, то выискивают шатёр их главы-пинками выгоняют, обеззоруживают и казнят почти всех кого там нашли, полностью грабят, отнимают скот и вообще всё. Собравшийся местный люд спросят: "вы за нас, за общее дело, или за этих предателей, этих тварей"? Если народ отвечает "мы как все, мы за общее дело", то немедленно назначают правителей над этим "мятежным" объединением (или такого правителя выдвигают сами соплеменники), а головы предателей воодружают на колья. Теперь все обязаны дать клятву новому правителю и тот обязательно собрав боеспособных отправит их присоединиться к общему войску. Всё, бунт подавлен. Племена скотоводческие. Куда они уйдут в чистом поле? За какими стенами и в каких подвалах отсидятся? Откочуют-догонят, перережут, заберут всё. Это не Киевская Русь и не Европа, вы в открытом пространстве как на ладони. Далеко не уйти. Авары-вархониты,например, в своё время смогли уйти, потому что дали отпор тюркютским отрядам и большая часть этих тюркютов оказалась тогда занята войной с эфталитами. И победу над эфталитами древние тюрки считали более важной военной задачей.
"Татарство" в его классическом виде появилось позже. Поручали кому-нибудь понабрать недостающее количество войск. И все они тоже были связаны клятвами. Войска делились по сотням, тысячам и более, везде командиры, ответственные лица.
Такой мобилизационной схемы в Киевской Руси не было и быть не могло. Правители сидели за рвами и стенами, у них - дружины на окладе. В лучшем случае- понасобирают то там, то здесь и нигде нет уверенности, что количество дружинников окажется достаточным. И даже нет полной уверенности, что вас где-то не пошлют подальше, а сами засядут за рвами и частоколом. При первых же военных неудачах начнётся такой раздрай, которых свет не видывал. А ремесленники, цирюльники, землепашцы и пр. для противостояния монгольскому огненному смерчу не годились. Их проткнут стрелами и порубят в капусту в огромном количестве в первом же бою. Есть скот, зерно, монета- тогда вы оплатите работу дружинников и наёмников, а нет, то "патриотические" лозунги можете оставить себе и засунуть их в одно место, и без вашей болтовни у людей полно своих проблем.
В Хорезмшахстве же легко нашлись наглецы и подлецы, пожелавшие ограбить монгольский караван, но вот желающих мужественно дать ответ монголам не оказалось кроме клана Джелаледина Менгуберди. Хорезмшах Мухаммед Ануштегин настолько был неуверен в сбственных силах и глуп, что решился отсидеться за стенами укреплений, т.е. по сути в каменном мешке. А чем занимались его хвалённые канглы и кипчаки? Входили в тот или иной укреплённый город под радостные крики горожан, заявляли им, что "мы решили присоединиться к вам для отпора "неверным"". Все в восторге. А они на самом деле высматривали, что у кого украсть, у кого что отобрать. Далее в городе, приготовившемуся к осаде шёл форменный грабёж своих же и далее канглы, кипчаки и пр. степная "шушера" оставляли хорезмийские города вытирать слёзы и готовиться к монгольским атакам с их таранами, катапультами и штурмовыми лестницами. Они так "кормились" за чужой счёт- нагрянут в город, ограбят и покинут его. Монголы же после такой "оборонительной" стратегии входили в "защищаемые" мусульманами города как нож в масло. Да и вообще им нередко открывали ворота сами горожане. Завоевание "могучего" Хорезмшахства - самое настящее посмешище с кучей идиотов в роли правителей и наместников, сонмом трусов, предателей и откровенных растерянных болванов, не знавших что им делать, на кого рассчитывать?
Для чингизидов такое было просто немыслимым, чтобы монголы грабили собственные укреплённые районы, готовящиеся к тому же к обороне против общего врага. Подобных "деловых" соплеменников порвали бы голыми руками и всю их родни порезав на куски разбросали бы собакам. Уже одно это указывает на дистанцию между монголами и их противниками.
Единственно правильным решением являлось казнь всех сторонников Хорезмшаха и сдача городов чингизидам. Потому что, как говорится, - доигрались! На кой чёрт кому нужен был этот Хорезмшах с его гаремом, евнухами, шербетом, халвой и совершенно пустой башкой на плечах?
Русские дружины в 1223 г. тоже не понимали с каким противником они решили схлестнуться. Насколько он опытен, профессионально вышколен и силён. И насколько умными людьми монгольские отряды управляемы. И опять кипчаки сыграли отрицательную роль. Во-первых, именно они втянули русских в собственные "разборки" с монголами, а во-вторых, они первыми и бежали от монгольских мечей.У Субудэя и Джебэ не было таких указаний -сражаться с "оросутами", они должны были лишь выискать и прикончить бежавших кипчаков во главе со своим отважным Джелаледдином Менгуберди.
Короче, монгольская мобилизационная схема работала как по родо-племенному принципу, так и по "татарскому". После побед чингизидов и расчистки степи от кипчаков, "татарство" превратилось в основной мобилизационный ресурс.
Свидетельство о публикации №223113000599