О рассказе Варлама Шаламова Ночью

Рассказ Варлама Шаламова «Ночью» написан в 1954 году и входит в знаменитый цикл «Колымские рассказы».
Главной темой произведения является жуткий, всепоглощающий голод, царящий в лагере для заключённых в сталинские времена. Этот голод лишает людей человеческих чувств, движет многими их страшными, уродливыми  поступками, когда забываются не только человеческое достоинство, но и вековые табу, которые люди не вправе переступать. А в лагере эти табу нарушены! И автор не может в полной мере осуждать  заключённых. Он способен их понять, потому что сам прошёл через этот ужас, когда не удовлетворяются основные потребности человеческого  организма, а следствием этого является и выключение любых  нравственных чувств.

Вот, например, один из персонажей рассказа – Глебов – после ужина тщательно вылизывает миску, как будто он собака, - и совершенно не стесняется этого. А ведь он был когда-то врачом, а кто-то из его солагерников, возможно, - музыкантом, учёным,  военным. Прошлое для них подёрнулось дымкой небытия, нереальности. Заключённому Глебову «слишком часто тот мир за горами, за морями, казался каким-то сном, выдумкой; реальной была минута, час, день от подъёма до отбоя – дальше он не загадывал».

И вот звериные повадки приходят на смену человеческой культуре, и в этом виноваты не сами заключённые, а те, кто создал им такие жуткие условия жизни. Зэки думали только о том, что «пища давала страстное, самозабвенное ощущение». И потому неудивительно, что ради еды двое заключённых однажды тёмной ночью решились на ужасающий поступок, который у обычного человека мог вызвать только омерзение, страх и полное неприятие. Нечеловеческий поступок…

Но описал Варлам Шаламов всё это очень обыденно, будто так и надо, будто другой жизни, других поступков и не существует вовсе. И в финале читатель испытывает какую-то болезненную радость от того, что всё получилось, как было задумано узниками. Вот ведь удивительный поворот эмоций! Вот проникновение в душу тех, кто сполна хлебнул горя давних ГУЛАГ-овских лет!
Мастерство писателя в том и заключается, что он погружает нас в то далёкое, страшное бытие и помогает понять: так быть не должно НИКОГДА!


Рецензии